Базиликальный разрез: Базиликальный разрез – Строитель-вики

Содержание

Искусство Средних веков / раннехристианское искусство

Фреска, изображающая разрез первоачальной базилики Св.Петра, потсроенной по приказу Константина

Базиликальный разрез – это характеристика здания когда центральный неф выше боковых и таким образом высвобождается зона клеристория.

Первая, доконстантиновская, фаза христианского искусства преимущественно связана с оформлением катакомб. В целом изображение начинает играть роль обозначения некой часто сверхъестественной реальности.

В языческом Риме сверхъестественную реальность обозначали через персонификации. Например, Апофеоз Императора – при помощи аллегорических фигур (Вечность, возносящая императора Антониа), т.е. это был свой язык, который пока еще неведом христианскому искусству.

Новое, христианское, искусство вырабатывает свой новый язык, несвойственный римского искусству – язык символов, в то время как римскому искусству был свойствен язык аллегорий и атрибутов.

На стыке официального и неофициального христианского искусства стоит такая группа памятников как саркофаги. Саркофаг, как правило, сохраняется полностью и мы видим в виде ансамбля то, что в катакомбах до нас дошло частями, из которых мы пытаемся собрать одно целое. Кроме того, в саркофаге видна программа, которую сложно понять в катакомбах. 

По своей типологии

саркофаги

делятся на прямоугольные и овальные. С точки зрения это могут быть саркофаги орнаментальные, фризообразные, начало фризообразный тип берет с эллинистического саркофага (т.н. Саркофаг Александра Македонского), самый высоко развитый тип саркофага – тип с архитектурными ячейками (саркофаг Юния Басса).

Саркофаг Александра Македонского

Саркофаг Юния Басса

Античный саркофаг имел одну тему – либо баталия, либо сбор винограда, либо шествие Диониса и т. п. Могут быть т.н. Анекдотические саркофаги – это саркофаг с историями (например, подвиги Геракла), в таких саркофагах разворачивается нарратив. 

Один из самых ранних саркофагов, от которого осталась только передняя крышка – саркофаг Ионы.

История Ионы связана с темой воскресения Христа и поэтому часто встречается в катакомбах. Здесь мы видим нарративное повествование. При этом изображены различные темы – с воскресением Лазаря, с Моисеем, иссекающим огонь из скалы, Ноем в ковчеге. В одном поле соединяются несколько разноплеменных сюжетов, чего не было раньше.


Саркофаг Констанции – в августовском орнаменте среди гирлянд и маскаронов изображается сбор винограда. Тема, которая может быть привязана к христианству, но может быть и просто декоративным украшением, как в римском искусстве.

Саркофаг Трех пастырей – фигуры пастырей повторяются три раза,  но пока еще это не обязательно именно христианский саркофаг.

В это время существует еще целый ряд памятников, который нельзя привязать ни к христианству, ни к язычеству.

Мозаики Санта Констанца – на сводах мозаичные кресты, но также есть сцены с цветами и плодами, также со сбором винограда, портреты умершей и ее супруга. Очевидно, что в это время (320-330 гг) языческое отношение к образу как к вещи декоративной еще очень активно. 

В официальном искусстве декоративное начало будет жить еще долго,

Мозаики собора в Аквилее – там не было гонений на христиан и там рано образовалась община и рано было построена церковь – уже в конце 3 века. От этой церкви сохранились мозаики пола.

Помимо орнаментов и разного вида рыб (как в Золотом доме Нерона), среди этого римского рыбного пейзажа, изображен Иона. Он вписан в морскую тематику – внутри совершенно привычного декора пола появляется декор христианский. Мозаика еще сохранила свое устойчивое место – на полу, как в Риме. 

Следующий шаг – сначала в саркофагах, потом в монументальном декоре отходят от языческой декоративности и полностью уходят в христианскую тематику.

Саркофаг Двух братьев – вперемешку поставлены новозаветные и ветхозаветные сюжеты. В античный анекдотический принцип вторгается  разнобой, который говорит, что речь уже идет не о рассказывании истории, а о необходимости иллюстрации некой идеи. Тема спасения после смерти – главная тема этого саркофага, тема новая и для язычества, и для иудаизма. 


Саркофаг Страстей – в раннем христианстве страстные сцены могут изображаться символически, интерес к изображению таких сцен придет позже. Здесь распятие изображено символически.


Саркофаг Двух Заветов (Догматический) – одна из сцен – одно из первых изображений Троицы. Намечается еще одна тема – начало пути падшего человечества и начало пути спасения. В это время рождество еще не изображают, вместо него изображали Поклонения Волхвов.

Саркофаг Супругов – очень показательный – среди сцен – воскрешение Лазаря, грехопадение, Авраам и Исаак, и др.

Во фризообразных саркофагах мы видим один и тот же набор идей.

Саркофаг Юния Басса -320-е гг.  начало 4 века – константиновсий ренессанс – на место грубой пластики раннего 4 века приходит мягкость, пластичность фигур. 

Композиционно плоскость разбита на 10 ячеек. Центральные сцены выстраивают треугольник устойчивости, их фланкируют сцены где центральный персонаж отклонен от центра, создается подвижное равновесие. 

Эта же проблема равновесия вписанных в архитектуру фигур – в метопах Парфенона. 

На торцах саркофага – сцены сбора винограда, которая уже точно связана с христианской тематикой, т.к.на передгей стенкке уже есть 10 сцен на христианскую тематику.

В саркофаге Юния Басса появляется сюжет, которого не было раньше – когда Христа изображают как императора (или как Юпитера), до этого официоз в христианскую изобразительность еще не входил.

Программа – как страдали и получили вознаграждение ветхозаветные праведники и сам Спаситель. Начало пути падшего человечества и начало жертвенного пути.

В конце 4 и на протяжении 5 века саркофаги становятся более грубыми, к 6 веку традиция начинает сходить на нет.


Брешианская ставротека – середина 4 века. “Ставросис” – в пер. с греч. – “Распятие”, там хранились реликвии.

На передней стенке несколько вариантов масштаба. Самые масштабные сцены – новозаветные. Две ветхозаветные истории фланкируют новозаветные изображения. Также есть портретные изображения и символические изображения – рыба которая стала похожа на римский рыбный натюрморт т.к. тут работает профессионал.

Здесь есть иерархия масштаба, иерархия места и иерархия жанра. Самый главный жанр – новозаветный с центральной сценой которая не нарративная а иллюстрирующая текст нового завета. Здесь – к 350 году при полной сохранности стиля возникает совершенно зрелая программа.

Строительство

В начале богослужения проходили в домашних церквях (домус эклесия),  память о которых еще есть в названиях некоторых римских построек.

Мортирии – от греч. Свидетель – первоначально мортирии – это сооружения связанные с фиксацией памятного события. Около мортириев принято было служить, как и в катакомбах. 

Место для собрания людей (должно было называться “эклесия”), в качестве образцового здания решено было использовать не здание языческого храма, а здание базилики. В Риме базилика эволюционировала от обычного прямоугольного здания до базилики Витрувия. Отличие витрувианской базилики отличается от предыдущего типа базилики наличием апсиды со специальным возвышением которое называлось трибунал – вместо просто официального здания это здание стало использоваться как место судопроизводства. Был найден нейтральный тип здания, наиболее пригодный для использования в качестве основы для строительства новых христианских храмов.

Раннехристианская базилика – определенного типа – тонкостенная на колоннах. Тонкостенная т.к. у нее нет сводов, перекрытия легкие и толстые стены не нужны.

Первая христианская базилика была построена по приказу Константина как подарок христианской общине Рима – Латеранская базилика. Константин находился в такой ситуации, когда он не должен был оскорбить чувства большого количества язычников, поэтому для строительства был выбран отдаленный район Рима – Латеран  (там располагались конюшни и казармы), так что, строя базилику, Константин явно не обидел язычников. Латеранская базилика сильно перестроена в 18 веке и ее средневековый облик можно увидеть только на старых изображениях – все колонны разные, начался процесс разрушения языческих построек и использования этого материала для христианских зданий. Конец этому явлению положил Мартинианов секвестр, принятый сразу же после падения Западной Римской империи. 


Многие базилики 4-5 веков Т-образные, состоят из двора куда входит народ и оказывается в привычном для себя интерьере – атриуме, далее – вестибюль и нартекс, тело базилики с, как правило, нечетным количеством нефов и поперечным трансспетом, ось восток-запад завершается апсидой, которая при Константине была ориентирована не на восток, а на запад, как в храме Соломона в Иерусалиме, где Святая святых (место где хранился Ковчег) располагалась на западе.

В апсиде базилики находился алтарь с киворием.

Базиликальный разрез – центральный неф выше боковых. Разница в высоте позволяет прорезать верхнюю часть центрального нефа окнами и осветить помещение. 

Оформление алтаря – полукупол над алтарем – конха, (в переводе с греческого – раковина). Традиция украшения алтаря раковиной – еще из греческой и римской традиции. Алтарь накрыт киворием – память о мортирии который стоял над гробницей Петра и символизирует связь алтаря с Гробом Господним. 

У-образный тип базилики – без транссепта, три нефа и большая апсида и в плане похожа на латинскую букву U.

В римское время в апсиде обязательно должно было находиться изображение императора. Этот обычай существовал т.к. присутствие императора придавало легальную силу любому договору. Отсюда в апсиде христианской базилике появляется изображение Христа, но не скульптурное, каким было изображение императора, а мозаичное.

Наличие и вестибюля, и нартекса обусловлено особенностями богослужения. Оглашенные (те кто уже объявил о своем желании стать христианином, но еще не приняли крещения), могли присутствовать на богослужении только до определенного момента, часть литургии, которая связана с перенесением даров проводилась только с теми, кто причащался. 

До сих пор в богослужении есть словосочетание “Двери, двери”, хотя практика оглашения уже исчезла.  Эти слова – команда для закрытия дверей после того, как вышли оглашенные, выходили они в нартекс – этим обусловлено наличие нартекса.

Типология церковных построек делится не только по архитектуре (Бзиликальные и центрические), но и по назначению – мортирий – место для священных воспоминаний, маленькие титулярные базилики – на месте старых маленьких церквей, и большие станционные базилики – идет формирование новой большой базилики, где встречалась вся община, куда стекались праздничные шествия со всех мелких титулярных церквей. 

За станционными церквами в Риме до сих пор закреплены определенные праздники – так, Рождество – станция собора Святого Петра.

Арка, которая отделяет алтарь от нефа держится на приставных колоннах – прием придуманный в Риме. Этот прием выглядит гораздо элегантнее, чем когда колонна опирается просто на стену. 

Базилика Санта Мария делли Анжели – перестраивает Микеланджело и использует этот прием. 

Первая базилика, посвященная Богоматери – Санта Мария Маджоре начала строиться после собора 432 года, когда была побеждена ересь Нестория (отказ от почитания Марии). Это тоже была станция – станция Успения, план ее был намечен еще в самом начале 4 века, первоначально называлась Санта Марии на снегу.

Базилика Санта Сабина – середина 5 века, сохранилась полностью. Маленькая базилика, У-образный план, единообразные колонны, появляется новый вид декора – инкрустации – “опус сектиле”, один из видов мозаики.

Техники античной мозаики

Это первый случай, когда в Риме используется Opus sectile в качестве декора базилики. Арки опираются не на капитель, а на импост. Появилась ордерная аркада. 

Римская ордерная ячейка, как наследство Греции, синтезировано с изобретениями Рима, может быть двух видов – первый и главный вид – ячейка наложенная ( например, внешняя часть Колизея – это декор, облицовка), чего раннехристианский мир не знал. Другой тип – свободностоящая ордерная ячейка – формируется в эпоху поздней империи. К 6 веку в базиликах формируется импост. 

В Равенне строительство велось на протяжении около 150 лет, но велось очень интенсивно. Равенна побывала столицей трех государств – резиденция императора Западной Римской империи, затем там же была столица остготского королевства, к 30-м гг 6 века Равенна становится Равеннским экзархатом, когда при Юстиниане большая часть Римской империи вошла в Восточную Римскую империю. Затем надолго Равенна становится мертвым городом. 


Остготская дворцовая церковь Санта Аполлинаре Нуово – особенность равеннской архитектуры – граненая апсида. 

Круглые колокольни есть только в Равенне и в Тоскане, но это уже постройки более поздние – после 11 века.

Построена из плинфы – плоского кирпича, строительство очень дорогостоящее и кропотливое. Колонны уже не античные, они уже нового ордера, который отдаленно напоминает коринфский. 


Сан Аполлинаре ин Классе – была построена как прибрежная базилика для флота и также для императора, который проводил смотр своего флота. Для ранних базилик характерен крайне скупой внешний декор. 

В колоннаде появились подиумы под колоннами, сама идея античной колоннады, когда колонны как бы растут из пола, тут умирает. Для строителей этой базилики ордер – это рядовой элемент, тогда как для античного архитектора все строится на основе ордера. 

В это время на западе ведется активное сумбурное строительство. Также идет строительство и на востоке – много восточных базилик построены в константиновское время, но в каждой из них само памятное место заключено в какую-либо центрическую форму. Связь между формой, восходящей к идее мавзолея и реликвией, которая в нем находится, тут налицо.

Западные центрические сооружения могут быть нескольких назначений – одно из них – мавзолей. Для 4 века нормальная ситуация, когда мавзолей становится церковью – Мавзолей Констанции, построенный по усложненной схеме Пантеона. Это сооружение с центром и с обходом, первоначально в центре стоял саркофаг, сейчас там алтарь. 

Адаптировать центрическое пространство для богослужения было не просто и ротондальных построек в христианстве немного.

Санта Стефано Ротонда – в Риме – о ней есть несколько легенд о том чем она была до того как стала церковью. 

Принцип центрического здания хорош для мортириев и крещален но очень неудобен для богослужения.

Баптистерий – назначение здания возникло с первой христианской постройкой, с Латеранской базиликой, к которой был пристроен баптистерий. 

Восьмигранная форма с бассейном в центре – до сих пор архитектура пользовалась античными типами, но для Латеранского баптистерия единственная параллель их античного мира – это храм Минервы Медика, святилище Минервы исцелительницы в Риме. В языческих святилищах было много целительных водоемов. В плане это десятигранник с бассейном в центре и с нишами-апсидами в каждой грани. 

Почти все баптистерии хранят в плане восьмиугольник, возможно это отсыл к тому, что восьмой день – конец одного круга и рождение нового, текстовое подтверждение – текст Амвросия Медиалансокго.

Баптистерий православных – Равенна. Снаружи – предельно простой, но внутри – и мраморная купель, и наборная работа (опус сектиле) на стенах, и мозаика, и стукковые рельефы. 

Баптистерий ариан – около 500 года – когда Теодорих становится королем, он строит маленький арианский баптистерий.


Крестообразное здание – в плане крест – мавзолей Галлы Плацидит в Равенне, около 430 года. 

В середине 6 века в литургии происходит объединение поклонения мощам с литургией – берется частица мощей и непременным условием освещения храма становится ее посещение в алтарь или в заалтарную нишу и, таким образом, функция мортирия и базилики объединяется.  

При Юстиниане проводится один и тот же эксперимент – в разн городах строятся купольные здания, в которых можно служить литургию. На востоке такое здание – Святая София, которая в плане имеет все характерные для базилики части – нартекс, атриум, три нефа и апсиду, но центральный неф перекрыт куполом. Это здание передает а-тектонический замысел – Купол в своей самой тяжелой части прорезан кольцом окон и кажется “подвешенным на золотой цепи к небу” – архитекторы создали тип архитектуры, которая создает впечатление сени, спустившейся с неба.  Купол опирается не на стены, как в Пантеоне, это типологически базилика, но это купольная базилика. Это некий компромисс между базиликальным типом и осенения куполом центральной части. Это купол на парусах – впервые используются паруса – сферический треугольник который четверть купола переводит на опору.

Сан Витале в Равенне – юстиниановская постройка. В плане имеет и восьмигранник, и обход, и купол над центральной частью – все раннехристианские особенности. Но в этой по сути раннехристианской конструкции выделяется часть для алтаря.

Подкупольное пространство здесь зарезервировано не для алтаря, а для мирян которые стоят лицом к алтарю Архитектура не просто использует готовый образец но тут сама литургия, как движущая сила эпохи, преобразует под себя постройку – выделилась зона с пресбитерием. 

Купол в Сан Витале еще не выведен наружу, как в Святой Софии

Тема античного ордера к 6 веку закрыта – сформировалась своя типология опоры, которая декорируется так, как эпохе кажется приятным, это – ранневизантийский ордер.

По образцу церкви Сан Витале будет сделана капелла храма при Аахене.

К концу 6 века в архитектуре сама логика богослужения достигла такой высоты что стала влиять на античные образцы, преобразуя их.

Разрез архитектурный – определение термина

Термин и определение

фронтальная проекция здания или архитектурной детали, условно рассеченная плоскостью. Служит для условного изображения на чертеже конфигурации архитектурных деталей, объемов или внутренних пространств.

Еще термины по предмету «Архитектура и строительство»

Барьерное ограждение

элемент мостового полотна, устанавливаемый по границам проезжей части и имеющий непрерывную направляющую балку (планку), прикрепленную к стойкам, т.е. для барьерных ограждений обязательно наличие стоек и продольных балок.

Порядная

(рус.) — письменный или устный договор на выполнение строительных работ.

Шильпашастра

(санскр.) — древнеиндийский трактат о строительстве.

Похожие

  • В разрез
  • Разрез
  • Архитектурный
  • Временной разрез
  • Гидрологический разрез
  • Изэнтропический разрез
  • Анализ по разрезам
  • Вертикальный разрез
  • Поперечный разрез
  • Аудиторный разрез
  • Разрез графа
  • Базиликальный разрез
  • Разрез (горный)
  • Геолого­геофизический разрез
  • Архитектурная среда
  • Архитектурное решение
  • Архитектурный климатоп
  • Архитектурный объект
  • Архитектурный проект
  • Архитектурные музеи

Смотреть больше терминов

Научные статьи на тему «Разрез архитектурный»

Архитектурно-строительный узел В одном здании можно насчитать несколько десятков, а иногда и сотен различных. ..
Основными чертежами, которые позволяют оценить объемно-планировочные решения здания, являются планы и разрезы
Определение 1 Архитектурно-строительный узел – это чертеж, на котором в масштабе 1:20 или 1: 15 показаны…
Каждый узел маркируется, согласно выноске на плане или разрезе и приводится в чертеже, на котором должны…
Примеры эскиза архитектурно-конструктивных узлов.

Статья от экспертов

Разработана автоматизированная информационная система для радионуклидной диагностики, которая обеспечивает проведение медицинского исследования с использованием гамма-томографа. Даны основные характеристики системы в разрезе ее функциональных возможностей и использованных архитектурных решений.

Научный журнал

Creative Commons

Архитектурная графика В наши дни оформление чертежей должно соответствовать требованиям ГОСТа.
Открыв чертежи прошлого столетия, мы также обнаружим планы и фасады, разрезы, зарисовки отдельных элементов…
, в прямоугольнике на плане обозначают уровень пола, а штриховкой в разрезе покажут нужный материал….
Те линии, что попадают в разрез или сечение, обозначают толстой сплошной, невидимые – пунктирной, оси…
Истории создания архитектурных шедевров были различными, за многими архитектурными шедеврами стоят черпание

Статья от экспертов

Статья посвящена творчеству одного из лидеров петроградского архитектурного авангарда А.С. Никольского. Рассматривается архитектурное наследие мастера -проекты клубов, стадионов, бань, школ, экспериментальные работы его мастерской все это результат своеобразного прочтения основных архитектурных элементов, таких, как функция, конструкция, пространство и графика чертежа. Исследование концентрируется на анализе специфики работы Никольского над проектом и особенности организации взаимосвязи основ. ..

Научный журнал

Creative Commons

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  • 📝 Напиши термин
  • ✍️ Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  • 🤝 Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины, с помощью удобных и приятных карточек

Возможность создать свои термины в разработке

Еще чуть-чуть и ты сможешь писать определения на платформе Автор24. Укажи почту и мы пришлем уведомление с обновлением ☺️

Техника транспозиции основной вены через небольшой разрез: хорошая альтернатива стандартному методу

. 2010 г., январь-март; 26(1):145-7.

дои: 10. 4103/0970-1591.60466.

Мутху Вирамани 1 , Джигиш Вьяс, Равиндра Сабнис, Махеш Десаи

принадлежность

  • 1 Отделение урологии, Урологическая больница Мулджибхай Патель, Надиад, Гугарат – 387 001, Индия.
  • PMID: 20535307
  • PMCID: PMC2878432
  • DOI: 10.4103/0970-1591.60466

Бесплатная статья ЧВК

Muthu Veeramani et al. Индиан Дж. Урол. 2010 январь-март.

Бесплатная статья ЧВК

. 2010 г., январь-март; 26(1):145-7.

дои: 10.4103/0970-1591.60466.

Авторы

Мутху Вирамани 1 , Джигиш Вьяс, Равиндра Сабнис, Махеш Десаи

принадлежность

  • 1 Отделение урологии, Урологическая больница Мулджибхай Патель, Надиад, Гугарат – 387 001, Индия.
  • PMID: 20535307
  • PMCID: PMC2878432
  • DOI: 10. 4103/0970-1591.60466

Абстрактный

Терминальная стадия почечной недостаточности представляет собой серьезную проблему для здоровья. Основное использование аутогенного артериовенозного доступа рекомендовано руководством NKF-DOQI (Инициатива качества исходов диализа Национального почечного фонда). Хотя транспозиция основной вены хорошо зарекомендовала себя при множественных несостоятельных фистулах и у пациентов с ожирением, она требует большого разреза и таких осложнений, как отек и инфекция. Чтобы избежать таких компиляций, мы в нашем учреждении приняли метод малых разрезов с использованием двух небольших разрезов по 3-4 см. Этот метод вдохновлен видеоэндоскопическим минимально инвазивным методом, используемым для рассечения основной вены, что позволяет избежать обширного расслоения и связанных с ним осложнений.

Ключевые слова: базальная вена; транспозиция; сосудистый доступ.

Заявление о конфликте интересов

Конфликт интересов: не объявлено.

Цифры

Рисунок 1

(a) Большой разрез для формирования…

Рисунок 1

(a) Большой разрез для формирования традиционной БВТ; (b) Экстериоризация основной вены;…

фигура 1

(а) Большой разрез для формирования традиционной БВТ; (б) Экстериоризация основной вены; (c) Конец в бок брахио-базилическая транспозиция

Рисунок 2

Видеоэндоскопическая техника (а) Создание…

Рисунок 2

Видеоэндоскопическая техника (а) Создание рабочего пространства; (б) Транспозиция основной вены

фигура 2

Видеоэндоскопическая техника (а) Создание рабочего пространства; (б) Транспозиция основной вены

Рисунок 3а

(а) Маркировка надрезов

Рисунок 3а

(а) Маркировка надрезов

Рисунок 3а

(а) Маркировка разрезов

Рисунок 3b

Экстериоризация основной вены

Рисунок 3b

Экстериоризация основной вены

Рисунок 3б

Экстериоризация основной вены

Рисунок 3c

Брахио-базальная транспозиция

Рисунок 3c

Брахио-базальная транспозиция

Рисунок 3с

Брахио базилик транспозиция

См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC

Похожие статьи

  • Минимально инвазивная транспозиция основной вены на руке или предплечье для доступа к аутогенному гемодиализу: менее болезненная альтернатива традиционной методике.

    Джайрат А., Сингх А., Сабнис Р., Ганпуле А., Десаи М. Джайрат А. и др. Араб Дж Урол. 2017 6 марта; 15 (2): 170-176. doi: 10.1016/j.aju.2017.01.004. электронная коллекция 2017 июнь. Араб Дж Урол. 2017. PMID: 29071148 Бесплатная статья ЧВК.

  • Транспозиция основной вены: жизнеспособная альтернатива при множественных неудачных артериовенозных фистулах — опыт в одном центре.

    Чипде С.С., Агравал С., Калафия Дж., Мишра У., Агравал Р. Чипде С.С. и др. Саудовская J Kidney Dis Transpl. 2017 март-апрель;28(2):336-340. дои: 10.4103/1319-2442.202781. Саудовская J Kidney Dis Transpl. 2017. PMID: 28352017

  • Одноэтапная транспозиция основной вены — эффективный и жизнеспособный аутогенный доступ для диализа.

    Basavanthappa R, Luthra L, Gangadharan AN, A RK, M AK, Jp VV, Ar C, Desai SC. Basavanthappa R, et al. Сосудистый. 2020 дек; 28 (6): 760-764. дои: 10.1177/1708538120923179. Эпаб 2020 10 мая. Сосудистый. 2020. PMID: 32389064

  • Поверхностная пластика основной вены при брахиобазальных артериовенозных свищах: хирургический опыт 350 случаев за 4 года.

    Коркут А.К., Косем М. Коркут А.К. и др. Энн Васк Сург. 2010 авг; 24 (6): 762-7. doi: 10.1016/j.avsg.2010.02.013. Epub 2010 14 мая. Энн Васк Сург. 2010. PMID: 20471784

  • Аналогичные показатели неудач и проходимости при сравнении одно- и двухэтапной транспозиции основной вены.

    Купер Дж., Пауэр А.Х., ДеРоуз Г., Форбс Т.Л., Дюбуа Л. Купер Дж. и др. J Vasc Surg. 2015 март;61(3):809-16. doi: 10.1016/j.jvs.2014.11.083. J Vasc Surg. 2015. PMID: 25720934 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Проксимальные артериовенозные фистулы у пациентов, находящихся на гемодиализе: преимущества и недостатки.

    Гювен К., Улудаг О. Гювен С. и др. Куреус. 2020 23 ноября; 12 (11): e11657. doi: 10.7759/cureus.11657. Куреус. 2020. PMID: 33391896 г. Бесплатная статья ЧВК.

  • Результаты транспозиции брахиобазальной артериовенозной фистулы в двухэтапной технике: одноцентровый опыт с обзором литературы.

    Мехра К., Маникандан Р., Дорайраджан Л.Н., Шринивасан Кодаккаттил С., Калра С., Кумар Р., Мурали П. Мехра К. и др. Куреус. 22 августа 2020 г .; 12 (8): e9949. doi: 10.7759/cureus.9949. Куреус. 2020. PMID: 32983655 Бесплатная статья ЧВК.

  • Транспонированная плече-базилярная артериовенозная фистула для сосудистого доступа в Японии.

    Дегучи Дж., Сато О. Дегучи Дж. и соавт. Энн Васк Дис. 2018 25 июня; 11 (2): 181-190. doi: 10.3400/avd.ra.18-00009. Энн Васк Дис. 2018. PMID: 30116409 Бесплатная статья ЧВК.

  • Минимально инвазивная транспозиция основной вены на руке или предплечье для доступа к аутогенному гемодиализу: менее болезненная альтернатива традиционной методике.

    Джайрат А. , Сингх А., Сабнис Р., Ганпуле А., Десаи М. Джайрат А. и др. Араб Дж Урол. 2017 6 марта; 15 (2): 170-176. doi: 10.1016/j.aju.2017.01.004. электронная коллекция 2017 июнь. Араб Дж Урол. 2017. PMID: 29071148 Бесплатная статья ЧВК.

  • Элевация базальной вены для создания артериовенозной фистулы: результаты 60 случаев после 1 года.

    Кешелава Г., Гвалия К., Ковзиридзе Д., Дадунашвили М., Калоиани В. Кешелава Г. и др. Int J Angiol. 2016 дек;25(4):219-221. doi: 10.1055/s-0035-1568880. Epub 2015 4 декабря. Int J Angiol. 2016. PMID: 27867286 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи “Цитируется по”

использованная литература

    1. Оуэн ВФ. Модели ухода за пациентами с хронической болезнью почек в Соединенных Штатах: смерть ради улучшения. J Am Soc Нефрол. 2003; 14: С76–80. – пабмед
    1. Brescia MJ, Cimino JE, Appel K. Хронический гемодиализ с использованием венепункции и хирургически созданной артериовенозной фистулы. N Engl J Med. 1966; 275:1089–92. – пабмед
    1. Сидави А.Н., Грей Р., Бесараб А., Генри М., Ашер Э., Сильва М., младший и др. Рекомендуемые стандарты для отчетов, касающихся доступа к артериовенозному гемодиализу. J Vasc Surg. 2002; 35: 603–10. – пабмед
    1. Дагер Ф. Дж. АВ-гемодоступ в плече: долгосрочное наблюдение. J Cardiovasc Surg. 1986; 27: 447–9. – пабмед
    1. Оливер М.Дж., Макканн Р.Л. Индридасон ОС. Сравнение транспонированных брахиобазальных фистул с трансплантатами плеча и брахиоцефальными фистулами. почки инт. 2001; 60: 1532–9.. – пабмед

Транспозиция основной и бедренной вены




Историческая справка

В 1976 году Дагер и его коллеги сообщили о серии из 23 транспозиций базальной вены плеча для гемодиализа. Эта процедура не получила широкого признания до тех пор, пока в 1919 году не были опубликованы первые рекомендации Национального почечного фонда по оценке исходов заболеваний почек (KDOQI).97. Первая большая серия транспозиций бедренной вены была опубликована Gradman и соавт. в 2001 г. Процедуры аналогичны, но различаются показаниями, масштабами, техникой и осложнениями.




Транспозиция основной вены


Показания

Транспозиция основной вены на плече должна рассматриваться всякий раз, когда фистула предплечья неэффективна или невозможна. Предпочтение следует отдавать либо брахиоцефальной фистуле, либо транспозиции основной вены, в зависимости от размера вены.




Предоперационная подготовка




  • Сохранение вен. Следует избегать антекубитальной венепункции и по возможности использовать яремную вену для внутривенных катетеров или проводов кардиостимулятора, чтобы сохранить целостность осевой вены.


  • Предоперационная визуализация. Дуплексное УЗИ с проксимальным жгутом можно использовать для определения размера основной и головной вен и выявления общих анатомических вариаций. Дуплексное УЗИ лучше всего проводить, когда пациент обезвожен, находится в теплом помещении и не беспокоится. Вены следует маркировать и измерять в день без диализа, чтобы ограничить сужение вен, связанное со сдвигом объема. Пациентам с длительно установленными ипсилатеральными центральными венозными катетерами, кардиостимуляторами или диализными катетерами в анамнезе следует провести визуализирующее исследование для исключения окклюзионной болезни центральных вен.





Подводные камни и опасные моменты




  • Венозные варианты. Базильная вена иногда впадает в плечевую вену в средней части руки, а не в подмышечной впадине. Обычны антекубитальные венозные вариации. Срединная локтевая вена, которая простирается от средней локтевой ямки до впадения в базальную вену, может быть поражена, атрезирована или отсутствовать.


  • Повреждение нерва. Медиальный переднеплечевой кожный нерв предплечья, чувствительный нерв, берущий начало непосредственно от медиального канатика плечевого сплетения, пересекает непосредственно перед базиликовой веной у впадения в срединную локтевую вену или чуть посередине от нее. Разделение этого нерва может привести к медиальной анестезии предплечья. Срединный нерв лежит медиальнее плечевой артерии на уровне локтя и должен быть защищен от повреждения во время диссекции и ретракции.


  • Синдром кражи





Оперативная стратегия


Один или двухэтапный стадий. Одноэтапная процедура экономически эффективна, но приводит к более высокой частоте первичных отказов. Двухэтапная процедура наиболее эффективна, когда вены на плече пограничного размера (2,5-3,5 мм; рис. 65-1). Одноэтапная транспозиция основной вены обычно выполняется, если размер основной вены больше 3,5 мм, но двухэтапная транспозиция основной вены должна быть выполнена, если размер вены составляет от 2,5 до 3,5 мм.

Если базальная вена меньше 2,5 мм, неудача является обычным явлением.




Рисунок 65-1

Наиболее распространенные места анастомозирования основной вены с плечевой артерией. ( 1 ) Базильную вену пересекают в месте впадения срединной локтевой кости в базальную вену и транспонируют в плечевую артерию в один этап. ( 2 ) Основная вена пересекается в локтевой ямке и анастомозирует с дистальным отделом плечевой артерии. Это может быть частью одно- или двухэтапной процедуры транспонирования. ( 3 ) Между срединной локтевой, головной или срединной локтевой веной и проксимальной лучевой артерией накладывают анастомоз бок в бок. Второй этап может не понадобиться, если ретроградная деструкция венозного клапана приводит к созреванию вен предплечья. Если этого не происходит, необходима транспозиция цефалической или основной вены на втором этапе.



Забор основной вены

Вне зависимости от того, выполняется ли она в один или два этапа, основная вена должна пересекаться дистально, при этом необходимо соблюдать осторожность, чтобы не повредить медиальный переднеплечевой кожный нерв, который пересекает переднюю часть основной вены на уровне или непосредственно перед впадением срединной локтевой вены (рис. 65-2, А ). Хирурги часто сталкиваются с толстой большой ветвью между основной и плечевой венами в средней части руки. Эту ветвь следует тщательно перевязать или, при необходимости, ушить, чтобы избежать сужения просвета основной вены. Базиликальная вена также иногда впадает в плечевую вену на средней части руки. Опыт показывает, что если требуется дополнительная длина, плечевая вена может быть извлечена в продолжение подмышечной впадины, что не приведет к инвалидизации послеоперационного отека руки. Плечевая вена может быть доминирующей веной руки и может использоваться, когда нет других аутогенных вен. Однако она более хрупкая и имеет больше ответвлений, чем базальная вена. Базальную вену следует выделить в проксимальном отделе плеча, пометить для сохранения ориентации и провести через переднюю часть плеча до анастомоза вены с плечевой артерией. Простое поднятие вены затрудняет катетеризацию и диализ (рис. 65-2, 9).0375 В ). Базиликальная вена также может быть извлечена эндоскопически или методом «замочной скважины». Преимущество уменьшения послеоперационной боли не установлено.




Рис. 65-2

A Левая базальная вена руки открывается от локтя до подмышечной впадины и помечается для ориентации перед пересечением и туннелированием. Медиальный переднеплечевой кожный нерв предплечья, который пересекает основную вену в дистальном отделе плеча, не следует пересекать. Простое поднятие вены, в отличие от транспозиции, приводит к медиальной анестезии предплечья и делает неудобной и неудобной канюляцию для гемодиализа. B Основная вена проложена спереди и анастомозирована с дистальным отделом плечевой артерии. Следует избегать поворотов и перегибов.



Синдром обкрадывания

Синдром обкрадывания реже возникает при транспозиции основной вены (<4%), чем при протезировании мостовидным протезом. Свищи на плече могут возникать из проксимального отдела лучевой артерии, чтобы уменьшить частоту синдрома обкрадывания.




Оперативная техника

Предоперационное дуплексное картирование сосудов необходимо, и ему может помочь наложение жгута на проксимальный отдел руки с легким массажем венозного столба в центре для растяжения вены. Следует вводить профилактические антибиотики. Для анестезии можно использовать надключичную блокаду плечевого сплетения вместе с 0,5–1,0% раствором лидокаина для инфильтрации линии разреза. Дополнительный лидокаин можно вводить в фасциальный отдел. Альтернативой может быть общая анестезия. Урожайный разрез проходит по всей длине плеча до подмышечной впадины. Обнажение вены может начинаться в любом месте по ее длине, но наиболее достоверно венозная анатомия определяется либо в подмышечной впадине, либо в области срединной локтевой вены. Базиличную вену, расположенную дистально от ее соединения со срединной локтевой веной, иногда собирают, чтобы получить дополнительную длину.


Двухэтапная процедура


Первый этап

Разрез делается над срединной локтевой веной, которая рассекается на коротком расстоянии. Обнажают соседнюю плечевую артерию, делают артериотомию длиной 4-5 мм и накладывают анастомоз конец в бок, вена-артерия с полипропиленом 6-0 или 7-0.


Второй этап

Через 4 недели УЗИ подтверждает, что основная вена подходит, на что указывает небольшое утолщение и расширение вены. На втором этапе основную вену обнажают до подмышечной впадины. Туннель создается примерно на 2–3 см кпереди от основной вены с помощью туннелера с оболочкой. Базальную вену маркируют вдоль ее передней поверхности, пересекают дистально, осторожно расширяют гепаринизированным физиологическим раствором и проводят через туннель, стараясь избежать ротации или перекручивания. Перемещенная основная вена реанастомозируется с дистальной веной. Подкожная клетчатка повторно аппроксимируется непрерывным рассасывающимся швом 3-0. Дренаж обычно не нужен. Кожу ушивают подкожным швом 5-0 и накладывают стерильную лейкопластырную повязку.


Поверхностное наложение фистулы

Дополнительный популярный вариант включает выполнение начального анастомоза основной вены с плечевой артерией «конец в бок». После 4-6-недельного периода созревания базальную вену обнажают, ветви разделяют и лигируют, а вену выводят на поверхность путем сближения с подкожной клетчаткой под веной. Доступ к свищу возможен после заживления кожного разреза.


Использование лучевой артерии

Варианты на втором этапе включают создание анастомоза с плечевой артерией в более проксимальном месте или пересечение вены рядом с исходным артериовенозным анастомозом. Jennings описал вариант, при котором лучевая артерия обнажается в проксимальном отделе предплечья и создается анастомоз бок в бок с соседней срединной переднеплечевой, срединной локтевой или головной веной. Перед созданием анастомоза клапаны в дистальной вене разрываются вальвулотомом, чтобы обеспечить как антеградный, так и ретроградный поток. Головная вена плеча, локтевые вены и вены предплечья могут расширяться и созревать в достаточной степени для проведения диализа. В противном случае можно транспонировать головную или основную вену плеча.


Одноэтапная процедура

Большинство основных вен имеют диаметр 4 мм и более, и одноэтапная процедура обычно возможна, если вена достаточного размера и не поражена интима. Вену обнажают до подмышечной впадины и создают туннель на 2–3 см впереди основного разреза. Вену отмечают на ее передней поверхности, пересекают дистально на уровне срединной локтевой вены и проводят через туннель, избегая ротации или перекручивания вены. Вена анастомозирует конец в бок с плечевой артерией. У большинства пациентов плечевая артерия обнажается через основной разрез примерно на 2–3 см проксимальнее места пересечения основной вены. У пациентов с ожирением может потребоваться второй разрез, чтобы обнажить артерию.

Важным вариантом этой процедуры является начало сбора основной вены, начиная с места слияния основной и срединной кубитальной вен. Преимущество пересечения основной вены в этом более проксимальном месте заключается в том, что вена обычно имеет диаметр 4 мм и более и не подвергается влиянию предыдущих венепункций, катетеров или ревизии протезов предплечья. Очевидным недостатком является то, что для транспозиции используется меньше базиликовой вены, но на практике это не оказалось вредным. Если основная вена заканчивается в средней части руки, хирургу необходимо взять плечевую вену на плече, чтобы получить достаточную длину.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *