Барокко в архитектуре это – , .

Содержание

Барокко в архитектуре | Architecto Grad

Барокко просуществовал 150-200 лет начиная с XVII века. Барокко принимается, как охваченный в динамике ренессанс, достигший своего апогея. В источниках, слово «Барокко» трактуется по-разному: скрученный камень, странный, причудливый. Но одно точно, что ему равнозначно слово — «триумф».

Эпоха барокко – это эпоха мечты, чтобы отвлечь людей от войн и голода. Получил преимущественное распространение в католических странах, затронутых в процессе контрреформацией.

В 17-м столетии папский Рим стал главным барочным городом в Европе. Микеланджело Буонарроти дал основной толчок для этого и вышел из «рамок ренессанса». Он сделал купол собора Святого Петра вытянутым подобно эллипсу вместо классической полусферы, тем самым выразив символ «торжествующей воли».

АРХИТЕКТОРЫ. ЯРКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ БАРОККО:

Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744)

Жан-Батист Александр Леблон (1679-1719)

Иоганн Готфрид Шедель (1680-1752)

Карло Фонтана (1638-1714)

Джованни Мария Фонтана (1670-1712),

Карло Мадерна (1556-1629),

Бернини Джованни Лоренцо (1598-1680),

Бальдассаре Лоренга (1598-1682),

Карло Райнальди (1611-1691),

Гварини Гварино (1624-1683),

Доменико Андреа Трезини (1670-1734)

Хосе Бенито Де Чурригера (1665-1725),

Франческо Бартоломео Растрелли(1700-1771),

Бухвостов Яков Григорьевич (кон 17-го нач. 18-го вв)

ХАРАКТЕРИСТИКА АРХИТЕКТУРНОГО СТИЛЯ БАРОККО

Сущность данного помпезного стиля заключалась в использовании грандиозных архитектурных форм для представления могущества государства и его прославления.

Атмосфера помпезности присутствует в местах где возникают строения, дворцы и парки в стиле барокко. Архитектура в стиле барокко – это больше, чем зодчество: архитектура и скульптура сливаются воедино, становясь архитектурным ваянием. Из колонн, капителей и систем балок рождается орнамент. Архитектурные элементы становятся скульптурами, обретающими самостоятельную жизнь.

Архитектура барокко породила новые тенденции в строительстве целых ансамблей. Здания становятся единым целым с прилегающими парками и садами. Парки украшают роскошными мифологическими скульптурами и пышными фонтанами, тем самым создается ощущение композиционной завершенности общего ансамбля дворцов и прилегающих территорий.

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ И ЭЛЕМЕНТЫ БАРОККО

Фасады выглядят больше пластично, чем тектонично. Теряется архитектурное равновесие. Тяжеловесные аттики, многообразие и огромное количество скульптурного декора придают праздничный вид архитектуре.

Динамичность, разнообразие пропорций и форм, криволинейность линий, пространственный размах присутствуют в барокко постоянно.

В плане, барочные строения образуют базилику и фронтально-осевой характер с пышным централым фасадом. Пышность достигается нарастанием к центру ордерных форм (колонн с капителями, пилястр), скульптур (кариатиды, атланты), декоративных элементов (картушей, волют, маскаронов), фигурным обрамлением окон и ниш.

Боковые фасады имеют второстепенное значение, и они значительно декоративно-упращены.

Первые этажи декорировались рустом (бриллиантовый руст).

Благодаря изобретению Франсуа Мансара (1596-1666), вместо обычных крыш, появляются мансарды, придавшие чердачному пространству функциональное значение. Подобные конструкции выкладывались разноцветной черепицей.

Интерьеры в стиле барокко так же помпезны и вычурны. Об этом вы можете прочитать, кликнув по ЭТОЙ ССЫЛКЕ.

БАРОККО В РАЗНЫХ СТРАНАХ:

Различают множество видов барокко:

— Итальянское барокко

— Голландское барокко

— Английское барокко

— Сицилийское барокко

— Французское барокко

— Русское барокко

— Испанское и португальское барокко

— Латиноамериканское барокко

— Нидерландское барокко

— Скандинавское барокко

— Немецкое барокко

И др.

arch-simple.ru

Архитектура барокко

В последние десятилетия развития Ренессанса постепенно складывается новый архитектурный стиль — барокко. Барочными называли жемчужины неправильной формы. Так и архитектурные сооружения, в эпоху XVII века, лишенные идеального облика и благородных пропорций, получили название барочных. От кривого жемчуга избавлялись, а барочные сооружения превратились в шедевры архитектурного искусства.

Барокко — жемчужина с изъяном

В разные периоды развития искусства и архитектуры в понятие «барокко» вкладывалось разное содержание. Поначалу термин носил даже несколько оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд. Существует версия, что само слово происходит от португальского, означающего жемчужину неправильной формы. В настоящее время этим термином именуется стиль, который царил в европейском искусстве приблизительно с конца XVI до начала XVIII столетия.

От периода, когда работал Брунеллески, архитектура барокко унаследовала основательность и пышность. От Микеланджело в будущий XVII век перешли динамичность и глубокая эмоциональность. Черты классицизма и барокко гармонично слились в единое целое. Возникла неповторимая по своей красоте архитектура, впитавшая в себя лучшие достижения предыдущих поколений зодчих.

Палаццо Кариньяно

Палаццо Кариньяно. Турин. Италия. XVII в. Архитектор Г. Гварини

Наступивший XVII век поставил новые задачи перед зодчеством. Ведущее место в развитии архитектурного строительства принадлежало Риму. Виллы и палаццо итальянской знати и духовенства, рассчитанные на пышные, театрализованные приемы и праздники, стали проектироваться как единые ансамбли, которые, в свою очередь, умело вписывались в городские дворцово-парковые ансамбли.

В России барокко появилось еще в XVII веке и приобрело черты подлинного национального стиля. В отличие от западноевропейской архитектуры, фасады сооружений облицовывались не камнем, а штукатуркой с гипсовыми деталями. Это позволяло окрашивать здания в разные цвета. Наиболее популярными были лазурно-голубой с белым, желтый с белым и другие. Такое решение отвечало традициям русского национального зодчества

Лоренцо Бернини. Законодатель стиля

Преобразование Рима было начато папами еще в период Ренессанса. Перестраивались старые и прокладывались новые магистрали улиц, которые заканчивались у церквей. Такая идея должна была направлять движение многочисленных паломников. Но самым крупным и важным заказом продолжало оставаться строительство собора Святого Петра в Риме. Он так и не был завершен в предыдущем столетии.

Архитектор Карло Мадерно, изменив план Микеланджело, пристроил к собору Святого Петра огромный центральный корабль вместе с боковыми нефами. Главный фасад зодчий оформил большим ордером, показав тем самым, что он наследник ренессансных традиций.

Площадь Святого Петра. Рим. Италия. XVII в. По проекту Д. Л. Бернини

Площадь Святого Петра. Рим. Италия. XVII в. По проекту Д. Л. Бернини

Но архитектор и скульптор Лоренцо Бернини, ставший преемником Мадерно по строительству, организовал интерьер и огромную площадь перед собором согласно новым, барочным принципам. Собор выглядел очень торжественно. Стены храма были покрыты полихромными украшениями из мрамора, лепнины, бронзы и золота. А пространство церкви Бернини заполнил огромными статуями.

Но и у гениев случаются ошибки. Когда было решено установить две колокольни на церковь Святого Петра, то выбор пал на Бернини как на самого значительного римского архитектора. Сначала хотели создать маленькие колокольни, но амбициозный Бернини решил сделать башни большими. Это было очень рискованно: он не учел, что церковь стояла на болотистой почве. К тому же из-за сложного характера у мастера не было опытных помощников. Единственным, кто мог бы ему помочь, был Борромини. Но архитекторы просто ненавидели друг друга.

Через два месяца после возведения башен появились трещины, которые стали резко увеличиваться. Папа Иннокентий X провел расследование причин ошибки Бернини, а не менее талантливый Борромини представил все улики против архитектора. Папа принял решение разрушить башни. Этот процесс занял 11 месяцев. Нет ничего драматичнее уничтожения на глазах творца его детища. Но на гениальность Бернини эта история не повлияла. Об этом свидетельствует его грандиозный проект площади перед собором Святого Петра.

Сама площадь перед храмом — величайший архитектурный шедевр эпохи барокко! Архитектор внес новые черты в традиционный план, придав площади форму овала и окружив ее колоннадой. Форма овала, излюбленная зодчими барокко, создавала ощущение динамичности, подвижности. Бернини остался в истории архитектуры как самый яркий представитель барокко.

Архитектура барокко славится искусством создания городских и дворцовых ансамблей. Ансамблем называют художественно законченное и согласованное единство застройки большого участка. В разные периоды он мог создаваться в течение многих десятилетий, иногда даже веков. Современные ансамбли и проектируются, и строятся как единое целое

Барокко в Европе. Королевская роскошь!

Барочные идеи распространились по всей Европе. Во Франции развитие стиля связано со временем правления Людовика XIII. Это вполне объяснимо: барокко — пышный, помпезный и торжественный стиль, а это поистине королевские черты! Но под влиянием традиций итальянского ренессанса французское барокко имело более спокойный характер. В отличие от Рима, здесь в архитектуре дворцов и городских особняков строгость стиля всегда преобладала над художественной фантазией.

Церковь Иль Джезу

Церковь Иль Джезу. Главный фасад. Рим. Италия. XVI в. Архитекторы: Д. Б. да Виньола, Д. дела Порта

XVII век в Париже начался с радикальных изменений в планировке города. Осваивались новые монументальные пространства. Появились ставшие впоследствии очень популярными в Европе и даже России квадратные площади со скульптурой или фонтаном в центре. Самыми первыми из них стали Вандомская площадь и площадь Вогезов.

В церковной архитектуре французы ориентировались на римские, прежде всего центричные по своей композиции, типы построек. Но возводили их уже с элементами нового стиля. Например, в соборе Инвалидов в Париже архитектора Ж. А. Мансара основная часть здания с использованием большого ордера была решена в стиле классицизма. А в силуэте купола и в пластических элементах его убранства можно увидеть барочные черты.

Людовик XIV всячески поощрял размах архитектурных ансамблей, отдельных общественных и частных зданий. Но в эту эпоху фасады большинства крупных дворцовых построек решались уже в духе нового стиля — классицизма, а барокко сохранялось главным образом в интерьерах. Примером могут послужить Большой королевский дворец в Версале Л. Лево и Ж. А. Мансара или восточный фасад Лувра К. Перро. Противопоставление классических экстерьеров и барочных интерьеров — специфическая черта французской архитектуры того времени.

Фраунекирхе (церковь Богородицы)

Фраунекирхе (церковь Богородицы). Дрезден. Германия. XVIII в.

В целом сооружения, построенные в эпоху барокко в Европе, не имеют соперников по красоте, пышности и торжественности. Может быть, в них нет благородства и ясности античных храмов. Но это настоящий триумф развития каменного зодчества.

Стиль барокко распространился по всей Европе. В Испании он получил название чурригереско, в честь семейства испанских архитекторов эпохи барокко Чурригера. Наиболее известным сооружением испанского барокко стал собор Святого Иакова — один из наиболее почитаемых верующими храмов Испании

Лучшие представители архитектуры барокко

  • Карло Мадерно
  • Лоренцо Бернини
  • Франческо Борромини
  • Гварино Гварини
  • Жак Лемерсье

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Архитектура барокко – это… Что такое Архитектура барокко?

Архитектура барокко — период в развитии архитектуры стран Европы и Америки (особенно в Центральной и Южной), охвативший примерно 150—200 лет. Период начался в конце XVI века и завершился в конце XVIII. Барокко (как стиль) охватило все виды искусства, но наиболее ярко отразилось в живописи, театре (и связанной с ним литературе, музыке) и архитектуре.

Истоки архитектуры барокко

Корни барокко уходят в архитектуру эпохи Возрождения. Первый действительно большой и величественный ансамбль создал в Ватикане Браманте. Это двор Бельведер протяжением 300 метров, который был построен в едином стиле при сохранении различных функций зданий (Бельведер с античными скульптурами, регулярный сад, Ватиканская библиотека и театр под открытым небом.) Но все формы архитектуры довольно спокойные, уравновешенные. Это ещё не барокко.

Идею Браманте по созданию ансамбля из нескольких зданий подхватил Виньола (1507—1573). Он не имел таких возможностей как Браманте в использовании многих стройматериалов и площадей. Поэтому его ансамбль виллы Джулия для папы римского Юлия III (понтифик в 1550—1555 годах) небольших размеров. Вилле присущи уже все черты барокко — единый ансамбль с павильонами, садом, фонтаном, ступеньками различных типов, связывающие террасы разного уровня. Вилла ещё сильно отделена от окружающей среды, замкнута на себя, как большинство зданий Возрождения, а её архитектура тоже уравновешена, как и большинство сооружений эпохи Возрождения.

Напряжённость, гигантские размеры и эмоциональную насыщенность архитектуре. Именно в произведениях Виньола и позднего Микеланджело исследователи видят истоки архитектуры барокко.

Маньеризм и барокко

Свой вклад в архитектуру барокко сделал и маньеризм. Несмотря на все недостатки и капризы, мастера маньеризма подхватили эстафету интеллектуальных поисков, высокой эрудиции, виртуозного мастерства, научности и передали её архитекторам раннего барокко (Джакомо Делла Порта, Доменико Фонтана, Карло Мадерна).

Именно в это время (по потребностям общества) возникают типы величественного городского дворца, барочного монастыря, загородной виллы с дворцом и барочным садом. Фасад церкви Иль Джезу в Риме (архитектор Джакомо делла Порта) стал образцом для строительства многих церквей как в Италии, так и далеко за её пределами (Париж, Гродно, Львов и др.)

От маньеризма барокко унаследовало также влечение к необычному, удивительному, поразительному. Особенно это отразилось в ландшафтной архитектуре, садах и парках барокко (гигантская скульптура или гигантская же гротескная маска, театр под открытым небом, необычное здание с экзотическими деталями и т. п.) Ещё большим влечением к необычному обозначенные коллекции — гравюр, минералов, иностранных растений (и оранжереи для них), создание кабинетов с первыми музейными коллекциями.

Архитектура барокко в Италии

Следующее поколение архитекторов барокко воспитает великого итальянского архитектора Борромини.

Именно Борромини смело отходил от классических канонов, авторитетных решений, прежних правил, проектировал помещения невиданной сложности. Это Борромини настоящий наследник эмоциональной насыщенной архитектуры Микеланджело Буонарроти, больший, чем Лоренцо Бернини или Пьетро да Кортона.

  • Борромини. План церкви Св. Карла у четырёх фонтанов

  • Борромини. Оратория монахов филипинцев, Рим

  • Борромини, разрез церкви Сан Иво в университете Рима

Интересный путь как архитектор барокко прошёл Ювара. Он начинал как сценограф и помощник в перестройке театральных зданий. Не все его проекты нашли своё воплощение. Но от здания к зданию он набрал опыт. Если Доменико Фонтана (1543—1607) или Франческо Каратти (?—1675) использовали тип удлинённого дворца-блока без игры объёмов, Ювара усиливает выразительность своих дворцов диагональными построениями, ризалитами, игрой различных объёмов. Декор становится всё более сдержанным, не избегает руста, пилястр и колонн, таких привычных для классицизма. Но здания не становятся образцами классицизма, сохраняя величие, разнообразие и красоту именно барокко. Важным отличием архитектурного стиля Ювары стали чрезвычайно выразительные силуэты зданий (замок Ступиниджи, Мадридский королевский дворец, особенно базилика Суперга).

Многие мастера Италии, не находили на родине ни заказов, ни применение своим знаниям. Известно участие мастеров Италии ещё в построении готических соборов Франции. В XVII веке архитекторы Италии развезли новые архитектурные идеи по всей Западной Европе.

Барокко в Священной Римской империи

В XVII веке Священная Римская империя как государство имела недолгий период подъёма. Он связан как с положительными, так и отрицательными факторами. Положительными были победы над Турцией и высвобождение европейских территорий от чуждой, неевропейской культуры. Поскольку Турция (и её культура) тогда не воспринималась частью Европы. Негативным было присоединено промтерриторий в Австрию и формирования Австрийской империи. Она и до этого была конгломератом разных по культуре и истории областей. Теперь областей стало больше. Этот процесс продлится до конца XVIII века. Началось с присоединения насилием Венгрии в 1686. Закончилось присоединением северной Италии, что спровоцировало Национально-освободительную войну сначала в Венгрии в начале XVIII века, в XIX веке — в Италии.

Победу одержали светская и церковная власти Австрии. Именно эти могущественные и богатые круги стали заказчиками и главными потребителями достижений эпохи барокко. Из стратегических соображений в 1683 австрийцы сожгли все пригороды Вены, чтобы ничего не досталось воинам-туркам. Примерно с 1690 года начался строительный бум — на сожжённых территориях возникают роскошные загородные усадьбы, барочные монастыри, барочные церкви в разных городах.

Строительство в стиле барокко началось задолго до 1690-х годов. Один из первых образцов-барочный собор в городе Зальцбург возник в 1611—1628 годах. Уже тогда широко использовались проекты и труд архитекторов Италии, потому барокко Австрии развилось под мощным влиянием барокко Италии. Так, собор в Зальцбурге строил итальянец Сантино Солари. А в захваченной и покорённой Австрией Праге по заказу австрийцев-победителей работала целая армия архитекторов, декораторов и художников Италии (от архитектора Каратти до садовника Себрегонди).

Ученический период закончился примерно через 70 лет. Уже самое барочное сооружение Вены — дворец Шёнбрунн — строится австрийцами Иоганном Бернхард Фишером фон Эрлахом и его сыном Йозефом Эммануэлем. При этом Шёнбрунн не похож ни на один из дворцов Италии. В самой Вене строят барочные — дворец принца Евгения, Богемскую канцелярию, Придворную библиотеку, церковь Св. Карла Борромео (Карлскирхе), дворцы аристократов. Австрийская провинция гордится настоящим шедевром — барочным монастырем в местечке Мельк (арх. Я. Прандтауер, И. Мунгенаст).

Наиболее одаренным среди первой генерации мастеров барокко в Праге был Франческо Каратти, построившего чрезвычайно эффектный Чернинский дворец. Длина готического собора Св. Вита в Праге равнялась 124 метра. Чернинский дворец уже имел длину 150 метров.

Первый в Речи Посполитой памятник с элементами предбарокко — Фарный костёл в Несвиже — был возведён в 1580-е годы итальянским мастером Джованни Бернардони по образцу Иль-Джезу. В подражание этой римской церкви было выстроено впоследствии бесчисленное множество костёлов. Во Львове приход барокко связан с возведением Сретенского костёла босых кармелиток (1642—1644) по образу и подобию римской церкви Санта-Сусанна (арх. Карло Мадерна, 1603). Однако на протяжении XVII века польские шляхтичи ценили вовсе не характерные для барокко грузные, упрощённые архитектурные формы, получившие название сарматского стиля. Это в известной степени сдерживало дальнейшее освоение архитектурного словаря барокко и его распространение в польско-литовских провинциях.

Постепенно эрудиция и таланты архитекторов быстро дали возможность отойти от копирования итальянских образцов и создавать оригинальные сооружения (костёл и монастырь кармелитов босых, Бердичев). Наиболее крупные заказы — костелы, монастыри, часовни — поступали от католической церкви. Только в самом конце XVIII века под западноевропейским влиянием началось возведение масштабных дворцовых резиденций, таких, как Вилянувский дворец в Варшаве. Тогда же в барочном духе были перестроены многие храмы Кракова и Вильнюса, а в Гродно был выстроен богато украшенный скульптурой Ксавериевский костёл. К поздним памятникам светского барокко относятся дворец Браницких в Белостоке, дворец Сангушек в Изяславе, дворец греко-католических митрополитов в комплексе собора Св. Юра во Львове, загородная резиденция митрополитов в Оброшине.

В Виленской епархии в архитектуре костёлов ценились стройность силуэта, ажурность декора, порыв ввысь. Крупнейший мастер позднего барокко на землях великого княжества Литовского — Ян Кристоф Глаубиц — создал особый тип двухбашенного барочного костёла, получивший название виленского. Архитектура Левобережной Украины, отделившейся от Речи Посполитой после восстания Хмельницкого, пошла своим путём. Местные зодчие творчески перерабатывали структуру православных храмов домонгольской эпохи в русле народного деревянного зодчества, обогащая её барочной декорировкой. Повсеместное распространение получили многосрубные храмы с грушевидными главами. Местная архитектурная школа известна под названием украинского барокко.

Барокко в России

В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на первую половину XVIII века[1]. Стиль барокко в России обладал рядом национальных особенностей. Русское зрелое барокко отличалось от западного, в частности, наиболее ярко выраженного — итальянского, структурной ясностью и простотой плановых построений, тесной связью конструктивной основы и декорирующих её элементов. Другой отличительной особенностью русского барокко был его мажорный характер, активное использование ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение[2].

Придворная церковь в Петергофе

Исследователь древнерусского зодчества Николай Султанов ввёл термин «русское барокко», обозначив им допетровскую архитектуру Руси XVII века. Фактически под этим термином понималось «московское узорочье», сложившееся в 1640-х годах. Современные искусствоведы видят в узорочье скорее аналог маньеризма, а отсчёт истории русского барокко ведут с распространения в московской строительной практике восьмериков на четверике (церковь царевича Иоасафа, 1678). В эволюции русского барокко выделяют стадии «московского барокко» конца XVII века (различают нарышкинский, строгановский, голицынский стили), «петровское барокко» первой четверти XVIII в., «зрелое русское барокко» елизаветинского времени[3].

Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и других, отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский). Сравнительно малоизвестную страницу в истории барокко составляет храмовое зодчество уральских заводов и Сибири; применительно к нему бытуют такие термины, как «уральское барокко» и «сибирское барокко».

Примечания

Источники

  • сборник «Барокко в России», М, 1926
  • сборник «Барокко в славянских странах», М, «Наука», 1982
  • Виппер Б. Р.”Архитектура русского барокко”,М, «Наука», 1978
  • «История русского искусства», т 5, М, изд. АН СССР, 1960
  • ж «Декоративное искусство СССР», № 3, 1986 (статья В.Локтева «О втором призвании зодчества»)
  • ж «Архитектура СССР», № 9, 1982 (статья В.Локтева «Этот непонятный отец барокко»)

dic.academic.ru

стиль барокко в интерьере и архитектуре

  Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусные, как у собора Св. Петра в Риме. 

 

  Иллюзия господства католической церкви создавалась не только пышностью и монументальностью, но и избытком позолоты и вычурной, витиеватой лепниной. Обилие узоров поражает своей королевской роскошью. При оформлении внешнего облика зданий часто использовались масштабные колоннады, пилястры и колонны. Обилие скульптурных композиций на фасаде и внутреннем интерьере. 

 

  Преобладающие цвета в тонировании стен были пастельный, розовый, белый, а так же  сочетание голубого с жёлтым и белым, золотого с белым цветом.

 

  Помпезность стиля предполагала использование дорогих материалов, таких как  золото, бронза, натуральный камень, в том числе мрамор.

 

  Если ровная поверхность стены вдруг начинает вздыматься, словно волна, – это барокко. Барокко выработало множество новых типов построек. Это величественный городской дворец, барочный монастырь, загородная вилла с дворцом и барочным садом. Архитектура барокко породила новые прогрессивные тенденции в создании городских и садово-парковых ансамблей. Здания становятся единым целым с прилегающими территориями. Окружающий ландшафт украшают группы фонтанов с величественными скульптурами, в садах ставят театральные спектакли под открытым небом. Сам стиль вынуждает к созданию эффектных зрелищ, атмосферы на грани иллюзий и реальности.

 

  В России расцвет стиля барокко приходится  на вторую половину XVIII века, в то время как в Европе уже происходит переход к классицизму. Как и другие стили, барокко в России приобрел некую самобытность, в связи с этим появился такой термин как «русское барокко» и отличался от европейского более простой структурой  архитектурных композиций.

 

  В конце XVII-начале XVIII века русское барокко разделилось на множество течений: «московское» барокко, «нарышкинское» барокко, вслед за ними – «строгановское» и «голицынское». Такие названия возникли благодаря фамильному роду персон, под покровительством которых строились самые значимые объекты эпохи. Существуют даже «уральское барокко» и «сибирское барокко». 

 

  Самым ярким олицетворением барокко стали  дворцовые  ансамбли  Санкт-Петербурга, Петергофа  и Царского села, роскошь и масштабы которых не находят равных в Европе. Одним из выдающихся архитекторов той эпохи стал  Франческо Растрелли,  основатель «елизаветинского барокко».

 

  

 

olgadmitrieva.com

Барокко, классицизм, рококо, романтизм и другие направления в архитектуре.

Каждый исторический стиль соответствовал определенному состоянию общества. Барокко, классицизм, рококо – стили, определившие облик европейских городов, сохранившийся в исторических центрах.

Дворец Мафра (порт. Palácio Nacional de Mafra) — самый большой королевский дворец в Португалии. (1717 – 1730 гг.) в стиле зрелого барокко. Архитектор Иоганн Фридрих Людвиг (1670-1752 гг.)

Барокко

Стиль барокко возник на основе новой философии, доминирующей среди высшего света в 16-17 вв.

Нидерландский историк Йохан Хейзинга в книге “Голландская культура семнадцатого столетия” описывает элементы, отражающие культуру и философию барокко: “Великолепие и достоинство, театральность, строгое соблюдение норм …. Безусловное служение церкви и государству было идеалом общества, власть монарха была обожаема и обожествлялась. Церемониальная торжественность доминировала в общественной жизни, и общество воспринимало ее с полной серьезностью…»

Немецкий историк Рихард Алевин писал, что духу барокко отвечает представление о связи движения и пространства: пространство должно соответствовать движению, и вне движения нет пространства в этом стиле.

Барокко и классицизм – стили архитектуры, противоположные друг к другу. Если в классицизме пропорции здания, декор соразмерны человеческим пропорциям, то в архитектуре барокко габариты разных элементов строения могут во много раз превышать человеческий рост, создавая эффект «маленького человечка» и подчеркивая величие сооружения.Порталы, окна, двери будто сделаны для великанов. Декор в барокко стал более крупным.

Известный архитектор итальянского барокко Г. Гварини создавал своими сооружениями у зрителя мифические ощущения. Приемы декора в барокко многократно дублируются. Существовал прием создания групповых пилястр, когда по сторонам пилястры появляются полупилястры, одинарные колонны заменяются парными, фронтон может быть повторен в меньшем масштабе. Колонны коринфского ордера устанавливались на пьедесталы, их собирали в группы, создавали «пучки», отодвигали от стены.

Историки пишут о барокко, что стиль несет некую нервность, излишнюю восторженность из-за большого количества архитектурных элементов. В декоре фасадов присутствуют сложные волнообразные формы, создавая ощущение движения, потока. Высшего выражения барочный принцип в архитектуре достигает в многократном дроблении антаблемента*, что создает изгибающуюся линию карниза вверху здания.

Для барокко характерна как принцип формообразования так называемая «боязнь пустоты». Пространство фасада заполняется обилием деталей, скрывая конструкцию. Популярен принцип пластичности, который обеспечивает свободу перетекания форм, и создает эффект живописности, отсутствие границ архитектурной конструкции, декора. Иногда колонны и стены в зданиях в стиле барокко, в отличие от классицизма, не выглядят как опоры, а кажутся неустойчивой массой. Нередко стена кажется динамичной, например, при наличии чередующихся вогнутых и выпуклых частей фасадов, стен, сходящихся под острым углом.

Барокко в архитектуре затрудняет восприятие зрителя, вызывает напряжение благодаря своей динамичности и перетеканию пространства. Все композиционные приемы призваны усилить форму, создавать ощущение иррациональности, когда фасад не несет информации о функции строения. Архитектура барокко ярче всего была выражена в Италии.

Из зодчих, творивших в стиле барокко в Риме, наиболее известными стали Борромини, Бернини и Кортона. В Венеции оригинальную барочную архитектуру создавал Б. Лонген (церковь Санта Мария делла Салуте (1631- 1682 гг.)).

Фасад церкви Сан Карло у четырех фонтанов.

Фасад в некоторых сооружениях становился декорацией, он был призван поразить зрителя своими масштабами, пропорциями, величием, контрастами. К примеру, фасад церкви Сан Карло (1638- 1667) «у четырех фонтанов» в Риме архитектор Борромини создал как сочетание выпуклых и вогнутых стен и карнизов. Овальный картуш имеет такие большие размеры, что вызывает опасение у зрителя.

Чертеж фасада церкви Сан Карло у четырех фонтанов.

Классицизм, рококо

Следующие стили после барокко – классицизм, рококо стали между собой антагонистами, в то время как рококо многое переняло от барокко.

Рококо утвердился в Европе как культ естественности. В основе мировоззрения рококо лежала философия либертинажа (libertinusn –освобожденный, свободный), которая обозначала свободу от религиозно-церковных норм. Зародился рококо во Франции после смерти короля Людовика ХIV, когда его приемником стал правнук пяти лет.

Регентом был герцог Филипп Орлеанский, имевший славу распутника. Период Регентства (1715-1723 гг.) охарактеризовался приходом нового стиля в архитектуре, популярного до Французской революции. По сравнению с барокко, рококо выглядит, по определению историков, «измельчавшим» стилем. Оно сохраняет театральность, тягу к плавности, причудливости форм.

Барокко, классицизм от рококо отличает наличие явных отличительных признаков у первых и отсутствие явных таковых у последнего. Здания в стиле рококо напоминают барочные, однако, они имеют менее величественные и масштабные формы и размеры. В этом стиле декор не всегда сочетается между собой, формы выбираются, как будто бы, произвольно.

В России этот стиль воплощен в Ориенбауме архитектором А. Ринальди. Выдающимися памятниками архитектуры рококо являются Дворец Шарлоттенбург, Малый Трианон в Версале, ансамбль в городе Нанси, Сан-Суси в Потсдаме.

Сан-Суси – дворец короля Пруссии Фридриха Великого в Потсдаме, около Берлина.Создан по эскизам короля архитектором Г. Венцеслаусом фон Кнобельсфордом.

За пределами Франции рококо наибольшего расцвета достиг в Германии и Австрии, где включил в себя элементы барокко. Например, церковь Фирценхайлигене (1743-1753 гг.) архитектора Нёймана. Иоганн Валтасар Нёйман (1687-1753) – представитель стиля позднего барокко.

 

В 1897 г. римский папа присвоил ей статус базилики. Базилика четырнадцати святых помощников (Basilika Vierzehnheiligen) , расположена в окрестностях города Бад-Штаффельштайн под Бамбергом. Церковь – типичный образец среднеевропейской паломнической церкви в стиле рококо с элементами барокко.

Фрагмент фасада церкви Фирценхайлиген.

Сложившись в 20-е гг. 18в., рококо достигло расцвета в 30—40-е годы. Угас стиль рококо с началом Великой Французской революции.

Барокко, классицизм, романтизм – все эти стили порождены определенной философией, мировоззрением просвещенной части общества, связанной с событиями в общественной жизни и изменениями социального строя.

В эпоху развития буржуазии на смену барокко и рококо, потерявших свое влияние в искусстве, пришел классицизм, перенявший античные формы. Приблизительно в то же время появился и романтизм.

Философская сущность обоих направлений была прямо противоположна. Если в классицизме основным был рационализм, объективность, ясность и строгость форм, то в романтизме преобладали эмоции, фантазии, героизация прошлого. Если апологеты классицизма брали за основу изучение античности, то сторонники романтизма интересовались искусством средневековья, восточной культуры, что расширяло использование разных стилей в едином архитектурном произведении.

Классицизм был унифицированным стилем, а романтизм носил отпечаток творческой мысли и был индивидуален. После увядания барокко классицизм получил широкое развитие во Франции, Германии, Англии и России. В отличие от последовательно захватывающих умы европейцев барокко и классицизма, романтизм развивался параллельно с классическим направлением в искусстве.

Романтизм получает поддержку, прежде всего, в Англии, где всегда оставалась тесной связь со средневековьем. В начале 19 века романтизм в своем неоготическом и неороманском исполнении становится модным и в других странах Европы: здесь в этом стиле украшают дворцовые комплексы, загородные и городские дома.

Расцвет романтизма пришелся на период 1795 -1830 гг. Ярким примером романтизма в архитектуре являются замки Баварии. Например, замок Хоэншвангау (Hohenschwangau, «Высокий лебединый край»). Замок возведен на месте крепости Шванштайн, которая упоминается в исторических хрониках еще до 12 века.

В 1832 принц Максимилиан, будущий Король Максимилиан II Баварский купил руины замка Шванштайн. Через год началась реконструкция замка в неоготическом стиле по проекту Доменико Квадлио Квальо II (Johann Dominicus Quaglio), после его смерти работы заканчивал Мориц фон Швинда (Moritz Ludwig von Schwind), продлившаяся 5 лет, до 1837 года.

Замок Хоэншвангау (Hohenschwangau).

Замок, расположенный на отвесной скале,  Нойшванштайн (Neuschwanstein -“Новая лебединая скала”), созданный  при короле Людвиге II. Замок-крепость имеет островерхие круглые башни, арочные балконы, бойницы. Замок построен в 1869-1886 годах. Основные идеи короля Людвига воплотил придворный архитектор Эдуард Ридель.

Замок Нойшванштайн (Neuschwanstein) построен в неоготическом стиле. Бавария. 1869-1886 гг. арх. Эдуард Ридель.

Замок Пьерфон около Компьеня (Compiegne). Этот замок после разрушения в 12 веке был восстановлен в 19 веке Наполеоном III. Реконструкцией средневекового замка руководит Виоле-лё-Дюк (Viollet-le-Duc), затем ему на смену приходит архитектор Ураду. Работы продолжались с 1857 по 1884 гг.

Замок Пьерфон (Pierrefonds).

Замок Пьерфон (Pierrefonds) был разрушен в 12 в., восстановлен в 19 в. При Наполеоне III. Реконструкцией средневекового замка руководит Виоле-лё-Дюк (Viollet-le-Duc), затем ему на смену приходит архитектор Ураду. Работы продолжались с 1857 по 1884 гг. Замок создан в неороманском стиле.

Резиденция российских императоров – дворцово-парковый ансамбль «Александрия»

«Александрия» расположена восточнее Нижнего парка, отделена от него каменной стеной с Звериныеми, Никольскими и Морскими воротами, с другой стороны граничит с усадьбой Знаменка. Южная граница Александрии проходит вдоль шоссе Петербург – Ораниенбаум (Ломоносов), а северная по берегу Финского залива.

Комплекс создан с элементами неоготического стиля, отличавшегося от стилей барокко и классицизм романтическим направлением архитектурной мысли. Готика была близка императрице Александре Федоровне, выросшей в Пруссии, где сохранилось много средневековых построек. Основные архитектурные сооружения ансамбля – Коттедж, Капелла, Готическая караульня, Ферма, Адмиральский домик, Нижняя дача (в 1961 г. взорвана из соображений безопасности).

Нижняя дача Александрии в стиле романтический классицизм (в 1961 г. взорвана из соображений безопасности). Не восстановлена.

Коттедж с элементами готического стиля был построен под руководством архитектора Менеласа в конце 1820-х гг. На фасадах здания помещен герб Александрии, как напоминание о рыцарских временах.

Коттедж с элементами готического стиля. Арх. Менелас. Конец 1820-х гг.

При входе в парк в 1827 г. по проекту А. Менеласа был выстроен караульный дом в стиле английской готики, поэтому здание получило название Готическая караулка. В подобном стиле выстроена в 19 в. и другая караулка – на побережье Финского залива. Романтизм парка архитектор А. Менелас подчеркнул зданием «Фермы» (1829-1831гг.), с настоящими коровами и пастухами. «Ферма» представляла собой домик в деревенском английском стиле. Затем здание многократно переделывалось, пока в 1838 – 1839 гг. А. Штакеншнейдером не было превращено в Фермерский дворец императора Александра II и его семьи.

Фасады и интерьеры дворца были отделаны в неоготическом стиле. Фасады здания декорированы эркерами с зубчатыми парапетами, рельефными щитами с гербом Александрии. Восточный фасад оснащен часто поставленными окнами со стрельчатыми переплетами, выступающими террасами и балконами с узорными чугунными перилами с готическим орнаментом. Готическая капелла – домашняя церковь царской семьи, сооруженная в честь Александра Невского.

Проект Капеллы создал берлинский придворный архитектор К. Шинкель. Постройку Капеллы в 1831 – 1834 годах вели архитекторы А. Менелаc и И. Шарлемань. По углам Капеллы стоят 20-метровые восьмигранные башни со шпилями из чугуна, завершенными золочеными крестами. Стены северного, южного и западного фасада имеют порталы со стрельчатыми арками, окаймленными кружевным орнаментом, Над каждым порталом находится большое круглое окно-розетка для витража, над каждой розеткой – фигура ангела. В стрельчатых окнах церкви вставлены цветные стекла.

Для здания церкви в 1832 году на Александровском литейном заводе отлили из чугуна по моделям М. Соколова около 1000 разнообразных деталей, по моделям В. И. Демут-Малиновского из медных листов были выбиты 43 статуи: фигуры ангелов, апостолов, евангелистов и Богоматери с младенцем.

Готическая капелла в Александрии

Готическая капелла в Александрии. Постройку Капеллы в 1831 – 1834 годах вели архитекторы А. Менелаc и И. Шарлемань.

Барокко, классицизм, романтизм, рококо в современных постройках обязательно должны выглядеть адекватно, сочетаясь с окружающей природой, ландшафтом сада, соседними постройками, чтобы не казаться излишне вычурными, чересчур контрастными. Органичность соединения с окружающим пространством – гарант того, что хозяина такого здания будут считать человеком с хорошим вкусом.

автор: Марина Калабухова

www.facade-project.ru

Классическое и современное барокко в декоре зданий и сооружений

Берлинский кафедральный собор (Berlin Cathedral. Berliner Dom. 1894–1905 гг). Берлин, Германия. Стиль барокко. Проект Юлиуса Рашдорфа. Строился как главная церковь прусских протестантов, являлся придворной церковью династии Гогонцоллернов.

В стиле барокко архитектурные здания и сооружения начали возводиться в Европе в 16 веке. Этот стиль можно считать выросшим из эпохи Возрождения. Возник он в Италии после знаменитого разрушения Рима в 1527 году, откуда распространился на другие страны Европы и в Россию, где во всей красе проявился в великих сооружениях Санкт-Петербурга.

Никольский Морской собор (Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления). Санкт-Петербург. Стиль барокко. 1753-1762 гг. Проект архитектора Адмиралтейств-коллегии С. Чевакинского.

В каждой стране у барокко при соединении с национальными традициями проявлялись разные черты. При этом у барокко основными оставались следующие признаки: отсутствие классического ордера или его дисфункция, превращение элементов ордеров в декоративные детали, украшающие здания; плавные линии фасадов, вогнутости и выпуклости, избыток лепного декора, скульптурных композиций, в которых нередко смешивались сюжеты из разных эпох и мифологий, большое количество завитков в декоре барокко.

Дворец Бленхейм (Blenheim Palace) — родовое имение герцогов Мальборо. Окраина Вудстока в графстве Оксфордшир. 1707-1722 гг. Проект Джона Ванбу, Николаса Хоксмура. Несмотря на английскую «сухость» и отсутствие избыточного декора, отсутствие ордерной системы, плавные формы фасада указывают на стиль барокко.

После смены стилей, возникновения моды на рококо, ампир, классику, барокко вернулось в архитектуру в 19 веке, превратившись в необарокко, в котором соединялись элементы ренессанса, рококо, классики, и поэтому проявление обновленного барочного стиля уже не было столь определенным, как у его прототипа. Современное барокко отобразилось в появившихся в архитектуре новых конструкциях: консолей, эркеров, окна с двойным или тройным обрамлением, плавные фасады с выпуклостями и вогнутостями. Развитие сварочного производства позволило создавать большие пролеты в архитектуре сооружений, что также способствовало внедрению барокко в архитектуру.

Рассмотрим развитие современного барокко в России.

Примеры нового барокко в архитектурных сооружениях: дoхoдный дoм Н. П. Жеребцoвoй, oсoбняк Т. П. Дылёвa, дом П. И. Демидoвa, дом Е. М. Бутурлинoй. В архитектуре Мариинского дворца, несмотря на его исполнение в духе классицизма, ощущаются и мотивы необарокко: двойные канелюры, сложный декор фасадов и другие элементы, которые можно отнести к барочным. Реставрированный дворец Белосельских-Белозерских в Петербурге является еще одним примером зданий барокко нового типа. В фасадах здания ощущаются мотивы елизаветинского барокко, в частности, не несущие нагрузки кариатиды и атланты.

 

Дворец Белосельских-Белозерских. Петербург. Проект реконструкции архитектора А. Штакеншнейдера 1847-1848 гг.

Нoвo-Михaйлoвский дворец на Дворцовый набережной в Петербурге создан в эклектичном стиле и тоже имеет черты необарокко.

Нoвo-Михaйлoвский дворец на Дворцовый набережной в Петербурге. Архитектор — А. Штакеншнейдер. 1857—1862 гг. Построен для сына императора Николая 1 – великого князя Михаила Николаевича. Стиль – эклетика с мотивами необарокко.

К середине 19 века в России в стиле нового барокко здания строили практически все известные зодчие. Это направление обогатилось самыми различными мотивами и приобрело множество видов. Научные изыскания говорят, что появление «второго барокко» не являлось поставленной перед зодчими целью, поскольку в то время само барокко даже не имело собственной характеристики как стиля (это произошло только в начале 20-го века). Здания в стиле нового барокко появились в результате реконструкций старых строений. Зодчие старались воссоздать первоначальный вид сооружений, что позволило сохранить облик целого ряда барочных строений, однако в процессе реконструкций вносились изменения, что и привело к появлению «второго барокко». Второе рождение барокко в архитектурных сооружениях получило также благодаря снятию сословной дискриминации на строительство, когда, начиная с 1850-х гг., в «старом-новом» стиле барокко могли строить не только аристократы, но и представители самых разных слоев общества. В результате появились сооружения, не только соответствующие прототипам, но и с мотивами других стилей, когда барочными были только отдельные фрагменты здания, сочетаясь со стилем Ренессанс, рококо, классицизм. В качестве прототипов зданий «второго барокко» часто служили французские сооружения эпохи Людовика XV, строения Петербурга, созданные в начале и середине 18 века. Барокко в архитектурных сооружениях России конца 19-начала 20 веков прошлого века имеет много общих черт с петербургским барокко, так как архитекторы уделяли большое внимание изучению старинных проектов.

Особняк Николая Дмитриевича Стахеева. 1898-1899 гг. Архитектор М.Ф. Бугровский. Здание эклектичной постройки на основании стиля барокко.

Конец 20 – начало 21 веков охарактеризовались новой волной интереса к дворцовому стилю, в котором стали создавать особняки и новые городские строения. Особенную популярность современное барокко завоевало в индивидуальном строительстве.

Особняк в Подмосковье.

Обращение к архитектурным тенденциям прошлых веков, преобразование и переосмысление старых приемов в соответствии с новыми требованиями, технологиями и материалами, дает возможность получить оригинальные сооружения, которые несут в себе черты разных эпох и соответствуют запросам нового времени.

Автор текста: М. Костин

www.facade-project.ru

Архитектура барокко

Происхождение стиля

Стиль барокко родился в Италии в последней трети XVI в. и стал ведущим в искусстве Западной и Центральной Европы XVII – первой половине XVIII столетия. Он наиболее полно выразил новое мироощущение, пришедшее на смену ренессансному. В конце XVII в. стиль барокко пришел в Россию, где обрел большую популярность. Проник он и на американский континент.

Замечание 1

Сам термин «барокко» возник лишь в XVIII в. и переводится как «причудливый, странный».

Стиль барокко необычайно многогранен, порой противоречив. Сложность, драматичность и противоречивость бытия, его изменчивая подвижность, новые учения о бесконечности Вселенной – все это нашло прямое или косвенное выражение в искусстве барокко. Он стал одним из наиболее универсальных и всеобъемлющих стилей. В XVII в. сама философская концепция барокко являлась господствующей. В силу разнообразия тем, интересов, приемов этот стиль демонстрирует достаточное количество вариаций.

Особенности стиля

К основным характерным особенностям стиля относятся:

  • динамичные композиции;
  • подвижные силуэты;
  • контрастная игра света и тени;
  • эмоциональная яркость;
  • напряженность образов, зачастую – яркое драматическое начало.
  • пышный декор, обилие деталей;
  • контрастные и насыщенные цветовые сочетания;
  • сложное, динамично построенное пространство;
  • смелые планировочные решения.

Барокко любит играть со зрителем, будь то имитация какого-либо материала, различные «обманки», сложные оптические эффекты.

Барокко любит криволинейные силуэты и планы, сложные, нередко асимметричные формы деталей декора. Декор обычно обилен и динамичен. Здания активно взаимодействует с прилегающим пространством; их стены словно оживают, изгибаются, то активно сопротивляясь натиску прилегающего пространства, то будто вбирая его в себя. Ниши с глубокими тенями и выступы (ризалиты) также разнообразят поверхности стен, разрушают их гладкую строгую плоскость, четко замыкающую здания в своих границах.

Элементы ордерной системы сохраняются, но часто используются в достаточно произвольном порядке. В первую очередь они призваны выразить эмоциональную составляющую образа. Колонны и пилястры могут собираться в тесные группы, антаблементы – увеличиваться в высоту и покрываться большим количеством горизонтальных тяг. Все детали наделяются повышенной пластичностью. Они создают богатую игру светотени. Отдельные части здания стремятся к взаимодействию и даже слиянию: колонны большого ордера объединяют два этажа здания, завитки волют связывают барабан купола с постройкой, антаблемент изгибается, горизонтальные линии нарушают элементы декора, входят в моду разорванные фронтоны.

Барокко в Европе

Фасад церкви Санта-Сусанна (изображение 1) имеет в качестве прототипа своего недавнего предшественника – церковь ордена иезуитов в Риме – Иль Джезу, ставшую образцом для многих церквей эпохи барокко, но композиция ее главного фасада обретает большую динамику. Ниши, заполненные статуями, кажется, с трудом втиснуты между боковыми колоннами. Движение нарастает от краев фасада к центру, где колонны в нижнем ярусе, а пилястры в верхнем поставлены попарно. Упруго изгибающиеся волюты связывают нижнюю часть фасада с верхней.

Рисунок 1. Церковь Санта-Сусанна. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Важнейшим градостроительным проектом в Италии XVII в. стало строительство площади перед фасадом собора Св. Петра в Риме – главного храма всего католического мира. Автором проекта стал Лоренцо Бернини – один из ведущий архитектор стиля барокко в Италии и один из самых гениальных европейских мастеров XVII в. Ее грандиозное пространство служило торжественным подходом к главному фасаду; здесь проходили различные важные церемонии.

Площадь Навона – один из самых прославленных барочных ансамблей Рима. Форма площади в виде узкого вытянутого овала объясняется тем, что в античном Риме на этом месте находился цирк для конных состязаний. Барочные мастера, отдававшие предпочтение криволинейным формам, гениально обыграли ее пространство. Строго по центру одной из продольных сторон площади поставлена церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, которая была перестроена по проекту одного из ведущих зодчих итальянского барокко – Ф.Борромини.

Еще один знаменитый ансамбль Рима – церковь Санта Тринита-деи-Монти (изображение 2) и Испанская лестница, спускающаяся к площади Испании, – складывался в течение гораздо более длительного времени. Над строительством храма трудился Дж. делла Порта – один из тех, кто стоял у истоков стиля барокко, а Испанскую лестницу Спекки и де Санктис проектировали уже в XVIII в.

Рисунок 2. Церковь Санта Тринита-деи-Монти. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Фасад церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане – классический пример зрелого барокко в интерпретации Ф. Борромини. Его стиль – более беспокойный и вычурный, нежели стиль Л. Бернини, наделенный торжественной патетикой.

Ведущее место в светской архитектуре барокко занимают дворцовые здания. Если в церковной архитектуре преобладали драматическое и спиритуалистическое начало, взволнованная патетика образа, то во дворцовой главенствует желание создать приподнятое, праздничное настроение. Пышное богатое убранство должно было подчеркнуть социальный статус владельца. В планировке дворцов и дворцово-парковых ансамблей появлялись новые решения. Как и в городских ансамблях, мастера стремились связать друг с другом не только отдельные звенья внутри здания, но и дворец в целом с прилегающим к нему пространством. Парадный вестибюль и главную лестницу стремятся разместить на центральной оси здания, от которой открывается вид на главную парковую перспективу. Отделка внутренних помещений поражает воображение своей пышностью и великолепием.

Замечание 2

В Испании барокко проявилось в основном в оформлении фасадов и интерьеров и редко затрагивало структуру здания, остававшуюся традиционной: либо форма латинского креста, разделенного на нефы, либо просторный зал, обрамленный боковыми капеллами.

Как и в случае с платереском, пышный декор украшал фасад, порталы и контрастировал с гладкими стенами остальных частей здания. В ряде случаев фасады получали криволинейные очертания. Архитектура барокко в Испании оказала влияние на архитектуру ее заокеанских колоний.

Барокко в России

Проникновение форм барокко в русскую архитектуру началось еще в XVII в. Искусствоведы архитектуры выделяют в истории существования барокко в России несколько периодов, а точнее, несколько его разновидностей: нарышкинское барокко, петровское барокко, аннинское и елизаветинское. Три последних названы по именам правивших Россией государей и соответственно связаны с эпохой их правления.

На самом деле стиль барокко продолжал существовать и при Екатерине II и даже при Павле, проявляясь в отдельных композиционных решениях и деталях декора. Барокко можно назвать ведущим стилем в русском искусстве первой половины – середины XVIII в, но не единственным. На каждом из этапов процентное соотношение барокко с другими стилями было разным, как и характер самого барокко.

Примеры архитектурных сооружений в стиле барокко

Яркие примеры архитектуры барокко:

  • Церковь Санта-Сусанна в Риме, Италия, архитектор – К. Мадерна, 1596-1603 гг;
  • Площадь перед собором Святого Петра в Риме, Италия, 1657-1663 гг;
  • Площадь Навона в Риме, Италия;
  • Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме, Италия;
  • Палаццо Барберини, Рим, Италия, 1625-1663 гг, архитектор – К. Мадерна, Л. Бернини, Ф Борромини, П. да Кортона;
  • Архиепископский дворец в Вюрцбурге, Германия, 1719-1753 гг., архитектор – Б.Нёйман;
  • Собор в Мурсии, Испания;
  • Петропавловская крепость в С-П, Россия;
  • Кунсткамера, С-П, Россия;
  • Дворцово-парковый ансамбль Петергоф, Большой дворец, Дворец Марли, Россия;
  • Фонтаны Петергофа, Россия;
  • Екатерининский дворец в Царском Селе, Россия;
  • Павильон Грот, Москва, Россия;
  • Собор Смольного монастыря, С-П, Россия

spravochnick.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *