Архитектурный стиль барокко
Римская церковь ордена иезуитов Иль-Джезу – Во имя Христа.
Первым сооружением в стиле барокко считается римская церковь ордена иезуитов Иль-Джезу – Во имя Христа. Композиция сооружения стала завершающим этапом в эволюции архитектуры храмовых сооружений эпохи Возрождения.
Барокко – стиль в архитектуре 16- 18 вв. Появился барокко в Италии как результат развития стиля Ренессанс, а также благодаря ослаблению влияния церкви и усилению новой светской философии. Архитектурный стиль барокко отличается монументальностью, динамичностью, оригинальностью решений.
Для того, чтобы создать эффект неожиданности, зодчие нередко пренебрегали традиционно принятыми правилами построений планов своих сооружений, внедряли нарочитое несоответствие между разными частями зданий, создавали необычные пластичные фасады, использовали крупный декор, игру света и тени.
Впечатление от строений иногда создает ощущение, что конструкция является вторичной по отношению к внешнему пластическому оформлению. Это достигалось декоративными объемными фасадами, которые вуалировали конструкцию строения. Барокко – стиль, для которого характерны сложные формы, переплетения, плавный переход из одной плоскости в другую, преобладание криволейных поверхностей и линий.
Чередование выпуклых и вогнутых поверхностей создают ощущение более глубоких объемов, рождают пространственные иллюзии. Одним из важных составляющих стиля барокко является архитектурный ордер. Ордер в классической архитектуре является базовым модулем, который может неоднократно повторяться, отделяя друг от друга этажи, пролеты, определяя структуру здания. Изменения какой-либо из частей или нарушение пропорций может разрушить целостность восприятия сооружения. Но именно это явление стимулировало зодчих стиля барокко вмешиваться в пропорции и вносить изменения в элементы ордера.
Архитекторы в архитектуре в стиле барокко использовали разные ордера: от строгого дорического до пышного коринфского. Элементы ордера растягивали, скручивали, накладывали друг на друга. Пропорции и ритм расположения элементов тоже претерпевал изменения по отношению к традиционным классическим.
Чем больше изменений производились зодчими в отношении ордера, тем менее значимым казался сам ордер. В декоре барокко активно участвуют фронтоны, волюты, колонны, объемный крупный рельеф. Большое значение в архитектуре стиля барокко приобретает монументальная скульптура, которую широко используют в декоре зданий. Многоплановые скульптурные композиции обычно имеют выраженную динамику: скульптуры, изображающие людей, выражают состояние напряжения, драматизма, экзальтации.
В строениях барокко скульптура и лепные орнаменты нередко спорят с конструкцией, ордером и оттягивают внимание на себя. Изобилие лепнины, прерывистый характер антаблеметов, крупные скульптурные композиции, иногда производили эффект распада ордера, как, например, в сооружении Цвингер с его рельефными фасадами и воротами, богато декорированными скульптурой и орнаментом, контрастами между низкими аркадами и высокими павильонами.
Цвингер. Дрезден. Сооружение проектировалось и строилось Маттеусом Даниелем Пеппельманом по заказу Фридриха Августа I. В 1733 г. строительство было заброшено, и только в 1855 г. строительство было завершено при участии архитектора Готфрида Земпера.
Примеры сооружений в раннем барокко стиле
Палаццо Кариньяно. Построено архитектором Гварино Гварини в 1679 г.
Гварино Гварини (1624—1683), известный также под именем Камилло Гуарини – итальянский архитектор, математик и теолог, работал преимущественно в Турине. По его проектам и книгам по архитектуре учились архитекторы позднего барокко в Северной Италии и Центральной Европе.
Общая структура здания напоминает палаццо эпохи Возрождения (призматический объем, замкнутый двор), однако в эту традиционную схему внесен элемент «неожиданности»: центральная часть главного корпуса напоминает вставку в основной объем.
ru/TR/umi”>Плаццо Кариньяно. Арх. Г. Гварини. 1679 г.
Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме (1638-1667 гг.) Архитектор Франческо Борромини(1599—1667 гг.) – настоящее имя Франческо Кастелли.
Борромини – современник и соперник Беррини. Его работы отличались модульными конструкциями.
Церковь расположена на перекрестке улиц, что побудило зодчего использовать в конструкции три модуля, которые могли бы использоваться в разных зданиях.
Первый модуль: волнообразная нижняя часть строения. Второй модуль, в середине церкви, создан по традиционному плану греческого креста, третий, верхний модуль – овальный купол. Фасад дополняется сложными переплетенными рельефами, благодаря которым создается ощущение наложенной на стену декоративной аппликации, что делает здание очень живописным.
Фасад делится на ярусы, каждый из которых наделен ордером. Карниз церкви имеет изогнутую волнообразную форму. На фасаде отсутствуют гладкие поверхности. В пространстве между колоннами находятся скульптурные группы с фонтанчиками.
Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме (1638-1667). Арх. Борромини.
Фрагмент фасада церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме (1638-1667). Арх. Борромини.
Церковь Сант Андреа в Риме на улице Квиринале – одно из сооружений в стиле барокко. Архитектура церкви создает ощущение плавного движения.
Джованни Лоренцо Бернини (1598—1680) – архитектор, скульптор, художник, драматург, работал при восьми папах. Его произведениям были свойственны пластичность, динамизм и экспрессивность. В 1629 г. Бернини был назначен главным архитектором собора Св. Петра
Фасад церкви Caнт Андреа ин Квиринале Бернини сделал двойным: к основной массивной части, созданной при помощи ордера в два этажа с треугольным фронтоном наверху, примыкает изящный портик с колоннами.
Полукруглые ступени ведут к двухколонному портику, поддерживающий полукруглый антамблент. Малый портик вписан в большой портик с коринфскими пилястрами и треугольным фронтоном.
Церковь Сант Андреа ин Квиринале (Church of Saint Andrew’s at the Quirinal), Рим. Лоренцо Бернини 1653 г.
Преемственность барокко и рококо
Стиль барокко и рококо считаются родственными, хотя, кроме общего: криволинейности поверхностей, парадности и роскоши, имеются и значительные отличия: рококо стал первым безордерным стилем, массивность барокко сменились легкостью и изяществом. Рококо возникло, когда ушла мода на грандиозные дворцовые комплексы.
В этом стиле строили, в основном, частные особняки и загородные резиденции. Весь период рококо приходится на 20-е – 40-е годы 18 века, за короткое время распространившись в странах Европы.
В стиле рококо творили архитекторы Г. Кнобельсдорф (Knobeisdorff), И. Нёйман (Neumann), М. Пёппельман (Matthäus Daniel Pöppelmann), Ринальди (Rinaldi).
Сан-Суси в Потсдаме. Стиль рококо. 1745-1747 гг. Арх. Г. Кнобельсдорф (Knobeisdorff) (1699—1753гг.) Дворец, построенный по проекту Фридриха Великого в Потсдаме.
Архитектурные стили барокко и рококо отвечали образу жизни и философии представителей европейской аристократии. С появлением нового класса буржуа, а также поднятием революционных настроений в обществе эти стили сменились классицизмом, однако, элементы этих роскошных стилей послужили основой для создания новых стилевых направлений в конце 19 – начале 20 веков.
автор: Марина Калабухова
Основные черты архитектуры барокко с примерами на фото
Церковь Сант Аньезе ин Агоне (1653- 1661) в стиле барокко. Создана в честь раннехристианской мученицы св. Агнессы Римской в Риме. Первоначально церковь строил Райнальди, затем ее достраивал Борромини. Площадь Навона. Рим.
Архитектура барокко, долго не воспринимавшаяся поклонниками классических форм, как самостоятельный и самодостаточный стиль, появилась на изломе позднего Ренессанса, как его продолжение и развитие. В какой-то степени это был возврат к философии готики, поскольку стиль отражал идеологию католицизма: экспрессивность, мистицизм, иллюзорность, присущие барокко, характерны и для мировоззрения католиков. Таким образом, можно говорить о том, что барокко возникло при слиянии философии античного искусства с ментальностью католического духовенства. Одно из стилистических течений итальянского барокко назвали «стилем иезуитов», или «трентино». Основателем этого направления стал член ордена иезуитов А. Поццо, автор росписи «Апофеосис», изображающей вознесение Игнатия Лойолы – главы ордена иезуитов – на плафоне церкви Св. Игнатия в Риме (1684 г.) А. Поццо был архитектором, живописцем, скульптором. Идеи вознесения, парения, бестелесности реализовывались художниками, оформляющих потолки и стены храмов. Росписи словно прорывали плоскость стен или потолка, не учитывая конструктивные особенности архитектуры. Архитектура этого периода становится очень живописной и насыщенной художественными деталями. Путем различных приемов создавались иллюзорные конструкции: нарисованные архитектурные элементы создавали почти незаметный переход от реальной конструкции к вымышленной, что визуально изменяло пространство.
Роспись «Апофеосис» кисти А. Поццо на плафоне церкви Св. Игнатия в Риме.
Основная художественная идея архитектуры эпохи барокко – психологическое воздействие на человека, его подчинение динамике и активности стиля, высокий градус эмоциональности. Мастера архитектуры в стиле барокко искали красоту не в природе, а в своем воображении, опираясь на античные традиции. Кроме красоты барокко требовало от произведений искусства, в том числе архитектуры, грации, изящества, а также соответствия таким понятиям, как «кортезия», что означает «теплота», «нежность» – зодчие эти качества передавали своим сооружениям с помощью пластики форм и поверхностей. К основным чертам барокко в архитектуре относятся несопоставимые с человеческими пропорциями масштабы архитектурных деталей. В классике все формы пропорциональны, разделены друг с другом, соразмерны зрителю, имеют четкие контуры. Нормой же в барокко считались размеры окон, дверей, порталов в десятки раз превышающие человеческий рост. Другая черта барокко в архитектуре: это многократное повторение в фасаде одного здания одних и тех же деталей и декоративных приемов. И. Грабарь (русский художник, искусствовед, музейный деятель.1871-1960гг.) писал об итальянской архитектуре эпохи Барокко: «Неврастеническая восторженность удваивает и утраивает все средства выражения: уже мало отдельных колонн, и их, где только можно, заменяют парными; недостаточно выразительным кажется один фронтон, и его не смущаются разорвать, чтобы повторить в нем другой, меньшего масштаба. В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит постепенно, повторяя их по два, по три и по пяти раз.
Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся и опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых, то теряющихся линий, что не знаешь, которая же из них верная? Отсюда впечатление какого-то движения, непрерывного бега линий и потока форм». Многократное повторение создавало сложную систему использования архитектурных элементов: появились группы пилястр, по сторонам пилястры дополнялись полупилястрами, интервалы между пилястрами обрамлялись плоскими рамами. Такие черты барокко в архитектуре стали антиподом ренессансного представления о гармонии. Архитектура барокко (фото внизу), относится к раннему периоду: в сооружении многократно повторены архитектурные элементы, благодаря выступающим полуколоннам – одинарным и сдвоенным, усиливается эффект светотени, что придает зданию динамичность.
Ранее барокко. Латеранский дворец (Palazzo del Laterano) построен по приказу папы Сикста V в 1586 г. по проекту Доменика Фонтана.
Фасад церкви Иль-Джезу п(1575- 1584 гг.). Проект Виньолы. Архитектор Джакомо делла Порта.
Фасад становился декорацией, а внутреннее пространство могло получить неожиданные для зрителя размеры благодаря созданию иллюзий из света и тени, рисунками и росписям. Главное – эффект неожиданности впечатления и внезапности. Геометрические фигуры, участвующие в формообразовании зданий, теряют стационарность – вместо окружности используют овал, прямоугольник становится заменой квадрату. Если в эпоху Ренессанса расчеты строились на соотношении простых чисел, то, как и раньше в готике, в архитектуре эпохи барокко, стала использоваться система триангуляции (способ расчета пропорций на основе равностороннего или равнобедренного треугольника, который считался символом «Божественной гармонии»). Создавались планы строений в виде геометрических фигур: треугольников, пентаграмм, звезд, овалов, что придавало фасадам и интерьерам зданий динамичность. Пример архитектуры барокко на фото внизу: план церкви Сан Иво («иезуитов стиль») архитектора Ф. Борромини представляет собой «Звезду Давида» – два пересеченных равносторонних треугольника.
Сан Иво. Архитектор Ф. Барромини. 1642- 1660 гг.
Визуальная функциональность сооружений барокко не всегда соответствует реальности. Реальная тектоника означает, что зрительное восприятие соответствует конструкции строения, а мнимая тектоника, антитектоника, напротив, создает иллюзорные образы. Тектоника призвана показать, что строение надежно, устойчиво, способно создать человеку надежную защиту, укрыть его от невзгод и при этом «не придавить» тяжестью стен или других архитектурных элементов. Архитектура барокко создала сооружения антитектоничные, которые вместо стабильности и жесткости дают ощущение неустойчивости; вместо стационарности — движения и трансформации.
Фасад церкви Сан Карло «У четырех фонтанов» в Риме (1638- 1667 гг.) Борромини создал сочетанием выпуклых и вогнутых объемов.
Еще одной чертой архитектуры эпохи барокко становится так называемая «боязнь пустоты», когда фасад заполняется обилием деталей, скрывающих конструкцию. Четкие границы, замкнутость архитектурных элементов и декора, характерные для Ренессанса, вытесняются пластикой, перетеканием форм, что приводит к исчезновению четкого контура конструкций. В барокко нередко использовался нарушенный ритм в декорировании, прием «выходов за раму», для стиля характерна игра объемов, света и тени. Архитекторы барокко создавали стены динамичных форм: они могли сходиться под острым углом, создавая ощущение ножа, режущего улицу на части, быть вогнутыми или выпуклыми. Пример архитектуры барокко на фото внизу:
Палаццо Кариньяно (Palazzo Carignano, 1679 г.) Проект архитектора Гварини. Фасад здания с кирпичной кладкой, который выходит на пиацца Кариньяно, создан в стиле барокко 17 века. Он имеет вогнуто-выпуклую форму.
Среди архитектурных приемов барокко: установка колонн группами, пучками, отодвинутыми от стен или напротив, словно бы «утопленных» в стены, что создавало эффект выступающих или отступающих поверхностей. Скульптурные композиции, обильно украшающие архитектуру эпохи барокко, усиливали чувство размытости границ, зыбкость стен, которые перестают казаться надежными опорами, отделяющими внутреннее пространство от внешнего мира. Черта архитектуры эпохи барокко – гигантизм. Декор старались увеличить, сделать монументальным. Волюты – декоративные завитки – становятся огромными (например, на фасаде церкви Иль-Джезу в Риме). Примером гигантизма может служить творчество архитектора Бернини (Жан Лоренцо Бернини (1598- 1680гг). Созданный им шатер-киворий (29 м. в высоту) в соборе Святого Петра ошеломляет зрителя своими масштабами, несоразмерными с размерами человеческого тела. К центру собора, внутренние интерьеры которого оформлены Бернини, пространство будто бы вырастает, купол отодвигается вверх на головокружительную высоту, нависают огромные статуи, что давит на пришедшего сюда зрителя, создает ощущение человеческой незначительности, никчемности против величия сооружения. Стендаль в начале 19 века писал: «Если иностранец, придя в собор Святого Петра, вздумает осматривать все, у него начнется сильнейшая головная боль».
В интерьере собора Святого Петра в Риме отражена несоразмерная масштабность архитектурных элементов и декора с размерами человеческого тела.
Зодчие барокко
Каждый зодчий стремился передать через свои творения собственное мировоззрение. Характерные черты творчества Бернини – нарочитость, гигантизм, театральность, бутафория. Например, в Риме перед собором Святого Петра Бернини выстроил колоннаду, скрывающую хаотичную городскую застройку, расположенную за ней, и сформировал мнимое пространство площади. Он создавал площади с памятниками и фонтанами, фасады – декорации, прикрывающие здания. Бернини был мастер иллюзии и дематериализации, используя для этого самые разные способы, соединял в одной композиции разные материалы, способы окраски, передавая ощущение легкости, движения по воздуху даже большим и тяжелым фрагментам декора. В Риме строил последователь творчества Бернини – К. Райнальди. В Венеции творил Б. Лонгена, создавший церковь Санта Марна делла Салуте (1631- 1682 гг.) Болонец С. Серлио, последователь маньеризма, создал основы приемов нарушения традиционных пропорций в строительстве, например, чтобы создать у зрителя ощущение давления на здание, его тяжести, предложил делать каждый следующий этаж на четверть ниже предыдущего. Математик, профессор философии, зодчий Г. Гварини в архитектуре барокко сочетал разные архитектурные формы и габариты в одном сооружении, как на фото внизу:
Храм Сантуарио делла Консолата (Santuario della Consolata Храм Консолата – Богоматери Утешительницы, с 1679 г.) Архитектор Г. Гварини.
Декор эпохи барокко
Для декора в архитектуре эпохи барокко характерно сочетание изображений персонажей из разных периодов и религий: мифологических, библейских, новозаветных героев и фигур-аллегорий, а также символических знаков и атрибутов. В одном ансамбле могли оказаться рядом скульптура Мадонна и статуя Афродиты, в одной композиции оказывались Христос и Юпитер. Католический крест соседствовал с трезубцем Нептуна, а символом Вознесения становилась колесница бога Солнца. Языческие боги уживались с изображениями заказчиков проекта, а также с католическими святыми. Так мастера барокко подчеркивали фантастичность своих произведений, и церковь, хотя и протестовала против подобных смешений, все же вынуждена была смириться c этими чертами стиля. В 1644 г. Иннокентий X велел возвести египетский обелиск, привезенный в Рим императором Каракалла. Бернини создал проект необычного фонтана, разместив вокруг египетского обелиска фигуры речных богов самых известных рек – Нила, Ганга, Дуная, Ла-Платы.
Лоренцо Джованни Бернини. Фонтан Четырех Рек на площади Навона в Риме. (Fontana dei Quattro Fiumi) 1648—1651 гг.
Архитектура барокко поражает сочетанием возвышенности и экзальтации с чрезмерной театральностью. Барокко – это стиль крайностей, контрастов, иллюзий, из-за чего он долго не был признан среди поклонников четких, строгих и ясных форм античности, считавшие барочность – признаком дурного вкуса и пошлости.
Автор текста: Марина Калабухова
Архитектура барокко. Здания, фотографии
Перейти к основному содержанию 002 Архитектурные проекты со всего мира Мир — особенно постройки шестнадцатого века
после обновления 13 февраля 2020 г.
Здания в стиле барокко
На этой странице представлены основные проекты зданий в стиле барокко и несколько проектов в стиле необарокко. e-architect выбрали ключ Здания в стиле барокко , в основном в Западной Европе, с акцентом на итальянскую архитектуру конца шестнадцатого века.
Знаменитое здание в стиле барокко
Собор Святого Павла , Лондон, Англия
Архитектор: сэр Кристофер Рен
фото © Адриан Уэлч
– резиденция епископа Лондона
– посвящение Апостолу Павлу восходит к первоначальной церкви на этом месте, основанной в 604 г. н.э.
– Собор Святого Павла находится на вершине Ладгейт-Хилл, самой высокой точки лондонского Сити
– нынешняя церковь конца 17 века
– построена по проекту сэра Кристофера Рена в стиле английского барокко
– как часть крупной реконструкции. программа, которая проходила в городе после Великого лондонского пожара
— одной из самых известных и узнаваемых достопримечательностей Лондона
— господствующей над горизонтом на протяжении 300 лет.
При высоте 365 футов (111 м) это было самое высокое здание в Лондоне с 1710 по 1919 г. 62. Купол также является одним из самых высоких в мире. По площади Собор Святого Павла является вторым по величине церковным сооружением в Соединенном Королевстве после Ливерпульского собора.
Архитектура барокко
Ключевые архитектурные проекты, в алфавитном порядке:
Крайст-Черч Спиталфилдс, Лондон, Великобритания
Дизайн: Николас Хоксмур Архитектор
фото © Adrian Welch
Церковь Святого Георгия, Лондон , Великобритания
Дизайн: Джон Джеймс
фото © Адриан Уэлч
Джезу, Рим, Италия
–
фото © Adrian Welch
Палаццо Барберини, Рим, Италия
–
фото © Isabelle Lomholt
Palazzo di Montecitorio , Рим, Италия
Дизайн: Bernini ; Карло Фонтана. Эль Ломхольт
Палаццо Фарнезе , Рим, Италия
–
фото © Adrian Welch
Палаццо Венеция, Рим, Италия
–
фото © AW
Палаццо Массим о, Рим, Италия
–
фото © Адриан Уэлч
Пьяцца дель Кампидольо, Рим, Италия
Дизайн: Микеланджело
фото © Адриан Уэлч 010
фото © AW
Св. Иоанн Латеранский, Рим, Италия
–
фото © Изабель Ломхольт
Сан-Карло алле Кватро Фонтане, Рим
Дизайн: Борромини
фото © Адриан Уэлч
Санта-Мария-Маджоре, Рим, Италия
–
фото © Adrian Welch
Сант-Агостино, Рим, Италия
–
фото © Isabelle Lomholt
Сант-Андреа-аль-Квиринале, Рим, Италия
Дизайн: Bernini 9002 7
фотография © Isabelle Lomholt
Сант-Андреа-ди-Валле, Рим, Италия
Дизайн фасада: Карло Райнальди
фотография © Adrian Welch
Сан-Карло-ай-Катинари, Рим, Италия
–
фотография © Isabelle Lomholt
Сан-Луиджи-дей-Франчези, Рим, Италия
–
фотография © AW
Санта-Мария-делла-Паче, Рим, Италия
–
фотография © IL
Санта-Мария-ди-Витторио, Рим, Италия
–
фотография © IL 900 03
Санта-Мария-Маддалена, Рим, Италия
Фасад – 1735: Джузеппе Сарди
фото © Adrian Welch
Санта-Мария-Сопра-Минерва, Рим, Италия
–
фото © IL
–
фотография © Adrian Welch
Фасад Святой Сусанны, Рим, Италия
Carlo Maderno
фотография © Isabelle Lomholt
St Mary Woolnoth, London, UK 90 027 Николас Хоксмур , Архитектор
фотография © IL
Тринита деи Монти, Рим, Италия
–
фотография © Адриан Уэлч 2 Здание в стиле барокко
Витториано – Памятник Виктору Эммануилу II, Рим , Италия
Джузеппе Саккони
image © Adrian Welch
Общественные места в стиле барокко
Фонтан Треви – Фонтан Треви
фотография © IL
Piazza del Popolo, Рим, Италия
фотография © Adrian Welch
Piazza di Quirinale, Рим, Италия
фотография © AW
Piazza della Republicca, Рим, Италия
90 027 фото © AW
Пьяцца Навона, Рим, Италия. 03
Историческая архитектура
Фотографии архитектуры Рима
Банковские здания
Исторические здания
Комментарии / фотографии для страницы Здание в стиле барокко Добро пожаловать
сообщите об этом объявлении
Архитектура барокко: все, что вам нужно знать
Для тех, кто любит представление, возможно, нет более театрального стиля здания, чем архитектура барокко. «Происхождение слова «барокко» не совсем ясно, но обычно оно ассоциируется с неправильными формами, а также с богатством», — говорит Лаура Фостер, историк архитектуры и профессор Университета Джона Кэбота, чьи исследования сосредоточены на архитектуре барокко. Этот стиль, зародившийся в Италии в конце 16 века и процветавший в некоторых частях Европы, отличался величием и отчетливым драматическим чутьем. В этом руководстве от г. н.э., узнайте, как возникла архитектура барокко, откройте для себя известные образцы этого стиля и изучите, что именно отличает внешний вид от другой орнаментальной эстетики.
Что такое архитектура барокко?
Строго говоря, под архитектурой барокко понимается роскошный архитектурный стиль, зародившийся в Италии в конце 16 века. «Это очень широкий термин, используемый для европейской архитектуры 17-го и начала 18-го веков», — объясняет Фостер. Как определяет это Мерриам Вебстер, стиль здания «обычно характеризуется использованием сложных форм, смелым орнаментом и сопоставлением контрастных элементов, часто передающих ощущение драмы, движения и напряжения». Архитектурный стиль является структурным проявлением более крупного движения в искусстве и дизайне, обычно называемого периодом барокко, которое также включало в себя столь же сложные и драматические работы в изобразительном искусстве и музыке.
Собор Сантьяго-де-Компостела в Ла-Корунье, Испания
Фото: Кристиан Лейва/NurPhoto/Getty Images
Часто архитекторы эпохи барокко использовали в своих работах сложные мотивы и украшения с упором на органичные изогнутые линии и яркие цвета.
История архитектуры барокко
В отличие от других архитектурных стилей, эстетика барокко возникла не только из-за смены культурных вкусов или идеологий. Скорее, катализатором появления зданий в стиле барокко стала продолжающаяся напряженность между католической церковью и протестантскими реформаторами. «Истоки архитектуры барокко часто связаны с религиозными условиями, начавшимися в конце 16 века», — говорит Фостер. В то время протестантские верующие отвергли авторитет римского Папы и отреклись от многих римско-католических учений.
Архитектура в стиле барокко, известная как Контрреформация, была частью церковной кампании по возвращению прихожан в католическое богослужение. Католики полагали, что строя церкви, вызывающие благоговение и эмоции, они смогут привлечь к себе прихожан. Церковь поручила архитекторам переосмыслить многие элементы архитектуры эпохи Возрождения, такие как купола и колоннады, и сделать их более величественными и драматичными. Внутри почти все дизайнерские решения были приняты для того, чтобы посетители смотрели вверх, чтобы прихожане чувствовали себя так, как будто они смотрят на небеса. Квадратура или обманки на потолках или извилистых колоннах, которые вызывали восходящее движение, часто использовались как часть этого.
Карлскирхе в Вене
Фото: Avalon/Universal Images Group/Getty Images
Архитектура раннего барокко в основном ограничивалась Римом, а затем распространилась на другие итальянские города, прежде чем проникнуть в другие европейские страны. Одними из самых ранних завершенных работ в период барокко были церковь Джезу в 1584 году и фасад базилики Святого Петра, спроектированный в 1612 году. , но и светские здания тоже. Одним из самых известных примеров этого, построенным по заказу Людовика XIV во Франции, является Версальский дворец.
«Стиль барокко перекликался с неоклассицизмом в 18 веке, который в значительной степени заменил [архитектуру барокко] к концу века», — говорит Фостер о конце стиля. «Его исчезновение отчасти было связано с религиозными ассоциациями со стилем барокко, а также с его отождествлением с монархией и абсолютизмом».
Определяющие элементы и характеристики архитектуры барокко
Версальский дворец в Париже
Фото: Владислав Золотов/Getty Images
Самое популярное
По словам Фостера, есть три основных элемента, которые определяют все здания в стиле барокко. «Во-первых, есть ощущение монументальности, даже когда пространство на самом деле маленькое», — говорит она. Это можно увидеть во многих структурах в стиле барокко, хотя, по ее словам, фасад церкви Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане Франческо Борромини является особенно хорошим примером. Далее, дизайн в стиле барокко иллюстрирует желание создать воплощение архитектурного пространства. «Это было сделано путем создания театральных форм посредством манипулирования классическими ордерами, кривизной стен и фасадов и динамической последовательностью пространств», — объясняет она, приводя в качестве хорошего примера церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале Джан Лоренцо Бернини. Наконец, свет играет жизненно важную роль в работах в стиле барокко. «Его использование часто связано с отражающими или мерцающими поверхностями, такими как широкое использование золота во внутренней отделке церквей и дворцов», — говорит она.
Что определяет стиль барокко?
Чтобы лучше понять стиль архитектуры, рассмотрим элементы и характеристики архитектуры барокко. Хотя это и не исчерпывающий список, во многих зданиях в стиле барокко используются следующие элементы:
- Сводчатые купола
- Вращающиеся колоннады
- Необработанный камень и гладкая штукатурка на стенах и дверных проемах
- Фрески и богато расписанные потолки 903 46
- Тромплёй картины — по-французски «обманывает глаз» — на потолках и стенах.
Этот стиль включал в себя гиперреалистичные предметы, такие как нарисованные окна, которые давали зрителю ощущение, что окна действительно существуют
- Использование сложных форм и меньший упор на строгую жесткость или порядок
- Золочение на внутренней и внешней стороне
- Сложный и высокодекоративный дизайн интерьера
Известные образцы архитектуры и архитекторы в стиле барокко
Рассмотрим следующий список известных архитекторов и зданий периода барокко:
Церковь Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане работы Франческо Борромини, Рим, Италия
Фасад церкви Сан-Карло-алле-Кватро Фонтане
Фото: karambol/Getty Images
Most Popular
Эта римская церковь, построенная между 1638 и 1646 годами и построенная между 1638 и 1646 годами, была построена в 1634 году и была спроектирована Франческо Борромини как монастырь для небольшой группы испанских монахов. Хотя он построен на относительно небольшом участке, это яркий пример того, как архитектура барокко подчеркивает ощущение монументальности.
Иезуитская церковь Иль Джезу работы Джакомо да Виньола, Рим, Италия
Главный неф и алтарь в иезуитской церкви Иль Джезу
Фото: Кристиан Эндер/Getty Images
Один из наиболее цитируемых примеров архитектуры барокко – иезуитская церковь Иль-Джезу – материнская церковь иезуитов. Планировка с одним проходом, боковыми часовнями и большим куполом над нефом и трансептами стала стандартной для многих церквей в стиле барокко. Фреска на нефе, Триумф имени Иисуса Джованни Баттиста Гаулли считается одним из самых нетронутых образцов искусства барокко.
Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале Джан Лоренцо Бернини, Рим, Италия
Купол церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале
Фото: sedmak/Getty Images. Говорят, что Джан Лоренцо Бернини невероятно гордился этим сооружением и считал его одним из лучших своих произведений. Сильно позолоченный купол символизирует то, как церкви в стиле барокко побуждали посетителей смотреть вверх.
Собор Святого Павла Кристофера Рена, Лондон, Англия
Квайр внутри Собора Святого Павла
Фото: Prisma by Dukas/Getty Images
Собор Святого Павла, резиденция лондонского епископа, является одним из самых знаменитых зданий в стиле барокко в Англии. Он считается более сдержанной версией стиля барокко, а большой купол собора остается одной из самых узнаваемых частей лондонского горизонта.
Версальский дворец Луи Лево, Жюля Ардуэна-Мансара и Робера де Котта; Версаль, Франция
Зеркальный зал Версальского дворца
Фото: Ален Жокар/Getty Images
Самый популярный
Версальский дворец, выполненный в стиле французского барокко, часто называют одной из самых примечательных королевских резиденций в мире. По заказу Людовика XIV каждый элемент конструкции призван прославлять короля.