Барокко в архитектуре, предпосылки возникнтовения
Историческая справка
Барокко начал свое триумфальное шествие по миру в XVII-XVIII веках прямиком из Италии. Остановить его были не в силах ни дипломатические отношения, ни предрассудки.
Предназначался стиль для церковной архитектуры, чтобы производить особенное впечатление на верующих, показывать величие Бога и ничтожность человека по сравнению с небом.
Наибольшего расцвета стиль достиг при дворе Людовика XIV, Короля-Солнца, того самого, кто изрек «Государство – это я» и увековечил себя в каждом учебнике истории.
Карлскирхе в Вене на фото выше – выдающийся пример венского барокко. Поверхность фасада слоится, все время прерывается выступами и пилястрами.
Площадь перед собором Святого Петра в Риме, архитектор П.Бернини (1663).
Пример русского барокко – Екатерининский дворец, архитектор Б. Ф. Растрелли. Посмотрите, сколько на фасаде колонн, лепнины и статуй. Взгляд все время перескакивает с детали на деталь.
Барокко в архитектуре – это, прежде всего, размах, простор и динамика. Этот стиль подобен сложносочиненному предложению. Для которого характерно изобилие декора фасадов скульптурами, барельефами, колоннами и пилястрами. Купола зачастую многоярусные, как у собора Св. Петра в Риме на фото ниже.
Собор Святого Петра в Риме. Изучите фасад: окна, портик, скульптуры, пилястры, арки, лепнина. Взгляду всегда есть, на чем остановиться.
Детали
Изобилие и пышность интерьера в стиле барокко. Азамкирхе — интерьер церкви в Мюнхене, арх. братья Азам (1733—1746 гг.). Кругом фрески, лепнина, золотые лучи, позолоченные элементы, благородные камни, витые колонны, сглаженные формы (любимая форма барокко – овал, острые углы практически отсутствуют)
Когда оказываешься внутри барочных построек, внешняя отделка уже не так впечатляет, как настоящее буйство роскоши, позолоты, красок, фресок со всех сторон. Чтобы стиль барокко проявил себя в полной мере нужно, как вы видите, очень много квадратных метров и, пожалуй, еще больше декора.
Интерьер Екатерининского дворца тоже в стиле барокко: зеркала, сусальное золото, скульптуры, овалы, арки, завитки, наборный художественный паркет – на стене и потолке нет свободного места.
Интерьер кафедрального собора Святого Стефана (Пассау, 1668—1693) немного скромнее предыдущих примеров, потому что лепнина, колонны, пилястры былого цвета. Яркие пятна – только фрески на потолке.
Потолок в монастыре Этталь – одного из крупнейших памятников барокко – на юге Германии. Просто изучите детали.
Жемчужина неправильной формы и Король-Солнце
С итальянского языка barocco — «причудливый», «странный». А с португальского и вовсе «жемчужина неправильной формы».
Но в интерьере и архитектуре это не значит – асимметричная. Для стиля барокко, такого фактурного и чрезмерного, все же характерна симметрия, как и для любого классического стиля (с другими можно познакомиться в этой статье).
Иллюстрация из книги по истории мебели, от самого раннего до настоящего времени, показывает, как выглядит мебель в стиле барокко – это ножки кабриоль (изогнутые и резные), обилие декоративных элементов, плавные формы.
Плавные линии и изгибы характерны для всего в барокко – от фасадов зданий до рам зеркал и изгородей.
Самыми яркими представителями в архитектуре барокко были итальянцы. Но пышные барочные интерьеры ярче всего расцвели во Франции и Германии.
В XVII веке во Франции идеалом мужчины был Людовик XIV, Король-Солнце, искусный наездник, стрелок и законодатель мод. Это было время абсолютизма и безграничных возможностей короля. Это находило свое отражение во всем. Поэтому можно встретить много примеров символики Короля-Солнца.
Судя по отношению французов к жизни, праздникам и архитектуре, Людовик все еще их герой.
Пожалуй, искусство барокко – самое бурно обсуждаемое направление в искусстве. Его можно либо любить, либо ненавидеть, но оставаться равнодушным нельзя. Барокко критикуют за излишнюю театральность и им восхищаются за богатство, роскошь фактур и динамику. Как говорит искусствовед Анастасия Постригай, “барокко набрасывается на тебя”.
Нам нравится идея того, что искусство вызывает эмоцию. Нам кажется, что интерьеры – это тоже искусство и они тоже должны транслировать эмоцию. Пусть барочные интерьеры показывают это немного более явно, чем многим хотелось бы. Но то, что они не оставляют равнодушными, вдохновляют и откладываются в памяти – огромная заслуга стиля. Барокко научил нас тому, что “так тоже можно”.
Интерьер в стиле барокко
Барокко – дворцовая роскошь в интерьереИнтерьер в стиле барокко |
Стиль барокко (итал. «barocco» – вычурный, помпезный, склонный к излишествам) зародился в Италии в XVI—XVII веках, а затем распространился по всему миру. В России был известен как «нарышкинское барокко». Его элементы до сих пор успешно применяются в современном дизайне квартир и домов. В дизайне интерьера барокко стремится к величию и пышности. Особенностями стиля в интерьере являются: пространственный размах (стилю присущи большие помещения), богатство и роскошь, симметрия, массивная дорогая мебель, обилие позолоты, лепнины и вычурного декора, настенная живопись, фрески, цветовые контрасты. Для отделки пола используют мрамор, который может переходить и на стены, паркет, керамогранит. Полы застилают коврами. Стены, как правило, затягивают дорогими тканями или гобеленами. Это могут быть и обои в характерной барокко цветовой гамме (однотонные темные или светлые со сложным флористическим рисунком) и декоративная штукатурка. На таком фоне золоченая мебель будет выглядеть более эффектно. Совет руководителя студииЮлия СеменцоваРуководитель студии Каждый наш проект отражает потребности, вкус и образ жизни нашего клиента Текстильные обои непрактичны для кухни, поэтому выберите декоративную штукатурку или краску для стен. Вместо паркета, на пол положите керамическую или мраморную плитку. Наиболее популярное цветовое сочетание для кухни: белый или молочный с золотым. Потолок должен сочетаться по стилю со стенами, поэтому многоуровневые конструкции или многоступенчатые переходы, украшенные лепниной или фресками, будут хорошим решением. Потолки украшают эффектной росписью перспектив. Диваны и кресла на изогнутых ножках с резными спинками и подлокотниками, обитые яркой декоративной тканью с цветочно-кружевными композициями. Верхний край спинки дивана делали волнистым. Кровать с красивой спинкой, на высоких фигурных ножках, с балдахином из бархата. Спальня в стиле барокко не обойдется без туалетного столика и пуфа, комода с выдвижными ящиками. Серванты со стеклянными дверцами, массивный большой деревянный стол круглой формы – на кухне. Столы эпохи барокко покрывали массивной столешницей из цветного мрамора или мозаики. Мебель изготавливается с помощью техники деревянного набора и фанерования, используют материалы, пригодные для полировки и резьбы, например, мягкий орех. Оптимальные породы древесины для кухонной мебели: дуб, бук, ясень, вишня, каштан. Дерево покрывают позолотой и декорируют бронзовыми или позолоченными накладками. В качестве отделочных материалов так же используют черепаший панцирь или слоновую кость. Поверхность мебели и предметов интерьера теряет свою гладкость и становится шершавой, выпукло-вогнутой, сверху покрытой лаком. Романтическое звучание интерьерам XVII века придавало освещение при помощи свечей. Под них были придуманы жирандоли, шандалы, канделябры и подсвечники. В наше время свечи несут на себе лишь декоративную нагрузку, уступив место электрическим светильникам в форме свечи. Светильники могут быть серебряными или золотыми и декорированы подсвечниками. Свет в помещении – приглушенный и рассеянный. При оформлении дизайна в стиле барокко используются цветовая гамма, которая отражает помпезную направленность стиля: терракотовая, темно-зеленая, коричнево-зеленая, красно-бордовая, пурпурно-золотая, сине-золотая. Основным цветом стиля является золотой, в сочетании с белым и бежевым. Это проявляется при отделки помещения и подчеркивается в аксессуарах декора и деталях мебели. Пафос интерьера усиливают насыщенные цвета, фрески, стеновые полуколонны, обилие тяжелых тканей, ковры, богатые сверкающие люстры и настенные бра в форме свечей с хрустальными подвесками, позолоченная лепнина, барельефы и росписи с преобладанием тематики изображений листьев и плодов. Распространены шпалеры (гобелены) – тканые ковры без ворса, которыми занавешиваются стены дома. Парчой оформляются стены, окна и двери, мебель. Ценится и длинноворсовой генуэзский бархат. В качестве элементов декора подойдут различные скульптуры, картины в больших рамах, напольные вазы и зеркала больших размеров в резных рамах. Окна украшаются тяжелыми портьерами со сложной драпировкой. Сваги, кокилье, кисти, бахрома, шнуры, вензеля, вышитые золотым люрексом, – все, что способно подчеркнуть торжественную декоративность стиля. Современным видением стиля барокко стал необарокко, возникший в конце прошлого века. Выбирая для себя стиль будущего интерьера, стоит помнить, что удачный интерьер — это четкая взаимосвязь жилого объема с внутренней архитектурой пространства. Стиль барокко уместен в правильной, классической планировке — с высокими потолками, анфиладами, гипсовой лепниной и с соответствующим видом за окном. Если хочется иметь классику в обычной городской квартире, лучше, все же, сделать ее более легкой, возможно, выбрав необарокко, или отдать предпочтение классическим, но сдержанным и спокойным формам и убранству. |
© Статья написана специально для компании ВИРА. При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на www.eremont.ru обязательна. Авторство подтверждено для Яндекса и Google. |
Барокко – дворцовая роскошь в интерьере
7 лучших зданий в стиле барокко в Риме
Архитектура
От площади Святого Петра в Ватикане до фонтана Треви
org/Person”> By Beau Peregoy