Барочная архитектура: Барочная архитектура — HiSoUR История культуры

Барочная архитектура — HiSoUR История культуры

Архитектура в стиле барокко — это стиль здания эпохи барокко, начатый в Италии конца 16-го века, который взял римский словарь архитектуры эпохи Возрождения и использовал его в новой риторической и театральной моде, часто для того, чтобы выразить триумф католической церкви. Он характеризовался новыми исследованиями формы, света и тени и драматической интенсивностью. Общие черты барочной архитектуры включали в себя гигантизм пропорций; большое открытое центральное пространство, где каждый мог увидеть алтарь; скручивающие колонны, театральные эффекты, в том числе свет, исходящий из купола сверху; драматические эффекты интерьера, созданные бронзой и позолотой; скопления скульптурных ангелов и других фигур высоко над головой; и широкое использование trompe-l’oeil, также называемое «квадратура», с нарисованными архитектурными деталями и рисунками на стенах и потолке, чтобы увеличить драматический и театральный эффект.

В то время как эпоха Возрождения основывалась на богатстве и силе итальянских судов и представляла собой смесь светских и религиозных сил, барокко, по крайней мере, первоначально было связано с контрреформацией, движение внутри католической церкви, чтобы реформировать себя в ответ к протестантской реформации. Барочная архитектура и ее украшения были, с одной стороны, более доступными для эмоций, а с другой стороны, явным заявлением о богатстве и могуществе Католической Церкви. Новый стиль проявлялся, в частности, в контексте новых религиозных орденов, таких как театины и иезуиты, которые стремились улучшить народное благочестие.

Архитектуру Высокого римского барокко можно отнести к папским царствам Урбана VIII, Иннокентия X и Александра VII, простирающихся с 1623 по 1667 год. Три главных архитектора этого периода были скульптор Джанлоренцо Бернини, Франческо Борромини и художник Пьетро да Кортона, и каждый из них разработал свое собственное индивидуальное архитектурное выражение.

Распространение архитектуры барокко к югу от Италии привело к региональным вариациям, таким как архитектура сицилийского барокко или неаполь и Лечче. На севере, архитектор Театине Камилло-Гуарино Гуарини, Бернардо Виттоне и сицилийский родился Филиппо Джуварра, внося барочные здания в город Турин и Пьемонт.

Синтез архитектуры Бернини, Борромини и Кортона можно увидеть в архитектуре позднего барокко Северной Европы, которая проложила путь к более декоративному стилю рококо.

К середине XVII века стиль барокко нашел свое светское выражение в виде великих дворцов, сначала во Франции — с Шато-де-Мэзон (1642 г.) под Парижем Франсуа Мансарта, а затем по всей Европе.

В XVII веке архитектура барокко распространилась по Европе и Латинской Америке, где особенно поощрялись иезуиты.

Прекурсоры и особенности архитектуры барокко
Позже римские здания Микеланджело, особенно базилика Святого Петра, можно считать прекурсорами архитектуры барокко. Его ученик Джакомо делла Порта продолжил эту работу в Риме, особенно на фасаде иезуитской церкви Il Gesù, которая ведет непосредственно к самому важному фасад церкви раннего барокко Санта-Сусанны (1603 г.) Карло Мадерно.

Отличительные особенности архитектуры барокко могут включать:

в церквях, более широких нефах, а иногда и овальных формах
фрагментарные или преднамеренно неполные архитектурные элементы
драматическое использование света; либо сильные контрасты света и тени (эффекты светотени), как в церкви аббатства Вельтенбург, или равномерное освещение с помощью нескольких окон (например, церковь аббатства Вайнгартен)
(путти или фигуры из дерева (часто позолоченные), штукатурка или штукатурка, мраморная или искусственная отделка)
широкоформатные потолочные фрески
внешний фасад, часто характеризующийся драматической центральной проекцией
интерьер — это раковина для живописи, скульптуры и штукатурки (особенно в позднем барокко)
иллюзорные эффекты, такие как trompe l’oeil (техника искусства, включающая чрезвычайно реалистичные образы, чтобы создать оптическую иллюзию того, что изображаемые объекты появляются в трех измерениях) и смешение живописи и архитектуры
грушевидные купола в баварском, чешском, польском и украинском барокко
Колонны Мариан и Святой Троицы, воздвигнутые в католических странах, часто в благодарении за прекращение чумы
Барокко и колониализм

Хотя тенденция заключалась в том, чтобы увидеть архитектуру барокко как европейское явление, она совпала с интеграцией европейского колониализма и была полностью интегрирована в нее. Колониализм требовал развития централизованных и могущественных правительств с Испанией и Францией, первым движется в этом направлении. Колониализм принес огромные богатства не только из серебра, добытого на шахтах в Боливии, Мексике и в других местах, но и в результате торговли товарами, такими как сахар и табак. Необходимость контролировать торговые пути, монополии и рабство, которые прежде всего находились в руках французов в 17 веке, создала почти бесконечный цикл войн между колониальными державами: французскими религиозными войнами, тридцатилетней войной (1618 г.) и 1648), Франко-испанская война (1653), Франко-голландская война (1672-1678) и т. д. Первоначальное бесхозяйство колониального богатства испанцами обанкротило их в XVI веке (1557 и 1560 гг.), Выздоравливая лишь медленно в следующем столетии. Это объясняет, почему стиль барокко, хотя и с энтузиазмом развивался во всей Испанской империи, был в значительной степени, в Испании, архитектурой поверхностей и фасадов, в отличие от Франции и Австрии, где мы видим строительство многочисленных огромных дворцов и монастырей. В отличие от Испании французы под руководством Жан-Батиста Кольбера (1619-1683), министра финансов, начали индустриализировать свою экономику и, таким образом, смогли стать, по крайней мере, по крайней мере, благодетелями потока богатства , В то время как это было хорошо для строительных отраслей и искусств, новое богатство создавало инфляцию, подобные которой никогда не испытывали раньше. Рим был известен так же, как и для его новых роскошных церквей, как для его бродяг.

Италия
Ряд церковных зданий эпохи барокко в Риме имели планы, основанные на итальянской парадигме базилики со скрещенным куполом и нефом, но обработка архитектуры сильно отличалась от того, что было сделано ранее. Одной из первых римских структур, разрушающих маньеристские условности, приведенные в Gesù, была церковь Санта-Сусанны, спроектированная Карло Мадерно. Динамический ритм колонн и пилястр, центральное массирование, выступы и конденсированное центральное украшение усложняют структуру. Существует зарождающаяся игра с правилами классического дизайна, но она по-прежнему сохраняет строгость.

То же самое касается пластичности, массирования, драматических эффектов и тени и света, видно в архитектурной работе Пьетро да Кортона, иллюстрированной его дизайном Санти Лука и Мартина (строительство началось в 1635 году) с тем, что было, вероятно, первым изогнутым фасадом в стиле барокко в Риме. Эти проблемы еще более очевидны в его переделке Санта Мария делла Пейс (1656-68). Фасад с полуокупоренными портиками и вогнутыми боковыми крыльями, очень напоминает театральную сцену и фасадные проекты в церкви, так что она по существу заполняет крошечную трапециевидную площадь. Другие римские ансамбли эпохи барокко и позднего барокко также наполнены театральностью и, как городские театры, обеспечивают точки сосредоточения в своей местности в окружающем городском пейзаже.

Вероятно, самым известным примером такого подхода является площадь Святого Петра, которую похвалили как мастер-класс театра в стиле барокко. Пьяцца, спроектированная Джианом Лоренцо Бернини, образована главным образом двумя колоннадами свободных колонн, сосредоточенных на египетском обелиске. Собственный любимый дизайн Бернини был его овальной церковью Сант’Андреа аль-Квиринале, украшенной мрамором из полихома и богато украшенным золотым куполом. Его светская архитектура включала Палаццо Барберини, основанную на планах Мадерно и Палаццо Чиги-Одескальчи (1664), как в Риме.

Конкуренты Бернини, архитектор Франческо Борромини, разработали конструкции, которые резко отклонились от обычных композиций древнего мира и эпохи Возрождения. Его планы строительства были основаны на сложных геометрических фигурах, его архитектурные формы были необычными и изобретательными, и он использовал многослойную символику в своих архитектурных проектах. Архитектурные пространства Borromini, кажется, расширяются и сжимаются, когда это необходимо, демонстрируя некоторую близость к позднему стилю Микеланджело. Его культовый шедевр — это уменьшительная церковь Сан-Карло-аль-Кватро Фонтане, отличающаяся сложной планировкой, которая частично овальная и частично крестная, и поэтому имеет сложные выпуклые вогнутые ритмы стены. Более поздняя работа, церковь Сант’Иво алла Сапиенца, демонстрирует ту же игривую изобретательность и антипатию к плоской поверхности, которую олицетворяет необычный фонарь «штопора» над куполом.

После смерти Бернини в 1680 году Карло Фонтана стал самым влиятельным архитектором, работающим в Риме. Его ранний стиль иллюстрируется слегка вогнутым фасадом Сан-Марчелло-аль-Корсо. Академический подход Фонтана, хотя и не обладал ослепительной изобретательностью его римских предшественников, оказал существенное влияние на архитектуру барокко как благодаря его плодовитым писаниям, так и через нескольких архитекторов, которые он обучил, которые будут распространять барочные идиомы на протяжении всей Европы 18-го века.

В XVIII веке столица европейского архитектурного мира перешла из Рима в Париж. Итальянский рококо, который процветал в Риме с 1720-х годов, был глубоко под влиянием идей Борромини. Самые талантливые архитекторы, действующие в Риме-Франческо де Санктис (Испанская лестница, 1723) и Филиппо Рагудзини (Пьяцца Сант’Игнацио, 1727), мало влияли за пределами своей родной страны, как и многочисленные практикующие сицилийского барокко, в том числе Джованни Баттиста Вакарини , Андреа Пальма и Джузеппе Венанцио Марвулья.

Последним этапом архитектуры барокко в Италии является дворец Казерты Луиджи Ванвители, по общему мнению, крупнейшее здание, построенное в Европе в 18 веке. Задолженность перед современными французскими и испанскими моделями, дворец умело связан с ландшафтом. В Неаполе и Казерте Ванвители практиковал трезвый и классицистический академический стиль, с равным вниманием к эстетике и технике, стиль, который бы облегчил переход к неоклассицизму.

Северная Италия
На севере Италии монархи из Дома Савой были особенно восприимчивы к новому стилю. Они использовали блестящую триаду архитекторов — Гуарино Гуарини, Филиппо Джуварру и Бернардо Виттоне — для иллюстрации грандиозных политических амбиций и вновь обретенного королевского статуса их династии.

Гуарини был монахом-перипетиком, который объединил множество традиций (в том числе и готической архитектуры), чтобы создать нерегулярные структуры, отличающиеся своими овальными колоннами и нетрадиционными фасадами. Основываясь на выводах современной геометрии и стереометрии, Гуарини разработал концепцию архитектурной дисциплины, которая аппроксимировала стиль Борромини как в теоретической, так и в структурной смелости. Palazzo Carignano (1679) Guarini, возможно, был самым ярким применением стиля барокко к дизайну частного дома в 17 веке.

Жидкие формы, невесомые детали и воздушные перспективы архитектуры Юварры предвосхитили искусство рококо. Хотя его практика варьировалась далеко за пределами Турина, самые захватывающие проекты Юварры были созданы для Сардинии Виктора Амадеуса II. Визуальное воздействие его Базилики ди Superga (1717) происходит от его стремительной линии крыши и мастерски расположенного на холме над Турином. Деревенская атмосфера поощряла более свободную артикуляцию архитектурной формы в королевском охотничьем домике Палаццины ди Ступиниги (1729). Juvarra закончил свою короткую, но насыщенную событиями карьеру в Мадриде, где он работал над королевскими дворцами в Ла Гранхе и Аранхуэсе.

Среди тех, кто был глубоко под влиянием блеска и разнообразия Юварры и Гуарини, никто не был более важен, чем Бернардо Виттоне. Этот Пьемонтский архитектор запомнился обнажением ярких церквей рококо, quatrefoil в плане и тонкой детализацией. Его изощренные конструкции часто показывают несколько сводов, структуры внутри структур и куполов внутри куполов.

Мальта
Стиль барокко был представлен на Мальте в начале 17 века, возможно, болонским архитектором и инженером Бонтадино де Бонтадини, который отвечал за строительство Акведука Вигнакура между 1612 и 1615 годами. Самые ранние барочные сооружения на Мальте были декоративными элементами внутри акведук, такой как арка Вигнакурта и несколько фонтанов.

Архитектура барокко стала популярной после того, как Франческо Бунамики создал церковь иезуитов в Валлетте в 1635 году. В последующие десятилетия в этом стиле были построены или перестроены многие церкви, общественные здания, городские ворота, дворцы и другие сооружения. Новые церкви были построены в стиле барокко, а более старые были перестроены или отремонтированы. Примеры включают интерьер собора Собора Святого Иоанна, который был полностью переделан Маттией Прети в 1660-х годах и церковь Девы Марии Победы, у которой был отреставрирован ее фасад в 1752 году.

Архитектор Лоренцо Гафа проектировал множество барочных церквей между 1660-ми и 17-ми годами, в том числе церковь Св. Лаврентия в Биргу (1681-97), Собор Святого Павла в Мдине (1696-1705) и Успенский собор в Виктории, Гозо (1697-1711).

Самое монументальное здание в стиле барокко на Мальте — это Auberge de Castille, которое было перестроено в 1741-45 годах Андреа Белли. Другие примеры светской архитектуры барокко на Мальте включают в себя хостел де Верделин (около 1650-х годов), части Форт-Маноэль (1723-33), ворота Мдина (1724 г.) и Кастельяния (1757-60).

Стиль барокко оставался популярным на Мальте до конца 18-го и начала 19-го века, когда был введен неоклассический стиль. Однако традиционная мальтийская архитектура продолжала оказывать значительное влияние барокко.

Испания
По мере того, как влияние итальянского барокко проникало через Пиренеи, они постепенно вытесняли популярность сдержанным классицистическим подходом Хуана де Эрреры, который был в моде с конца 16 века. Еще в 1667 году фасад собора Гранады (Алонсо Кано) и собор Хаэн (Эуфрасио Лопес де Рохас) свидетельствуют о том, что художники не понимают, как интерпретировать традиционные мотивы архитектуры испанского собора в эстетическом идиоте барокко.

В отличие от искусства Северной Европы, испанское искусство того периода обращалось к эмоциям, а не к удовлетворению интеллекта. Семья Churriguera, которая специализировалась на проектировании алтарей и произведений, восстала против трезвости классического геррреска и способствовала запутанному, преувеличенному, почти капризному стилю украшения поверхности, известному как Churrigueresque. В течение полувека они превратили Саламанку в образцовый город Churrigueresque. Среди основных моментов стиля интерьеры Гранады Гранады предлагают одни из самых впечатляющих сочетаний пространства и света в Европе 18-го века. Интеграция скульптуры и архитектуры еще более радикально, Нарцисо Томе добился поразительных эффектов светотени в своем «Прозрачном» для Толедского собора.

Развитие стиля прошло через три этапа. Между 1680 и 1720 годами Churriguera популяризировал смесь Гуарини из колоний Соломонов и композитный порядок, известный как «высший порядок». В период с 1720 по 1760 год в качестве центрального элемента декоративной отделки была установлена ​​колонна Churrigueresque или эстипит в форме перевернутого конуса или обелиска. В период с 1760 по 1780 годы наблюдался постепенный сдвиг интереса от скрученного движения и чрезмерного орнамента в сторону неоклассического баланса и трезвости.

Два из самых привлекательных произведений испанского барокко — энергичные фасады Университета Вальядолида (Диего Томе, 1716-1718) и Большого де Сан Фернандо в Мадриде (Педро де Рибера, 1722), чья криволинейная экстравагантность, похоже, гласит Антонио Гауди и модерн. В этом случае, как и во многих других, дизайн включает в себя игру тектонических и декоративных элементов, мало относящихся к структуре и функции. Фокус флористического орнамента — это тщательно скульптурное окружение к главному проходу. Если мы удалим сложный лабиринт сломанных фронтонов, волнообразных карнизов, штукатурных снарядов, перевернутых конусов и гирлянды с довольно простой стены, они будут противопоставлены, форма здания не будет затронута ни малейшей.

Испанская Америка и территории
Сочетание декоративных влияний коренных американцев и мавританцев с чрезвычайно выразительной интерпретацией чургригерской идиомы может объяснять насыщенный и разнообразный характер барокко в американских колониях Испании. Даже больше, чем его испанский коллега, американское барокко развивалось как стиль декоративной штукатурки. Двухэтажные фасады многих американских соборов XVII века имели средневековые корни, а полноценный барокко не появлялся до 1664 года, когда была построена иезуитская святыня на площади Пласа-де-Армас в Куско. Даже тогда новый стиль едва ли повлиял на структуру церквей.

На севере, самой богатой провинцией Новой Испании-Мексики 18-го века, появилась фантастически экстравагантная и визуально безумная архитектура, известная как мексиканская Churrigueresque. Этот ультра-барочный подход завершается в работах Лоренцо Родригеса, шедевром которого является Саграрио Метрополитано в Мехико. Другие прекрасные примеры стиля можно найти в отдаленных городах серебродобычи. Например, Святилище в Окотлане (начатое в 1745 году) — это первоклассный собор в стиле барокко, выложенный в ярко-красных плитках, которые восхитительно контрастируют с множеством сжатого орнамента, щедро наложенного на главный вход и тонкие фланговые башни.

Настоящей столицей мексиканского барокко является Пуэбла, где готовые поставки керамики ручной работы (талавера) и народного серого камня привели к ее дальнейшему развитию в персонализированной и сильно локализованной форме искусства с ярко выраженным индийским вкусом. Есть около шестидесяти церквей, фасад и купола которых представляют собой глазурованные плитки многих цветов, часто оформленные по арабским образцам. Интерьеры густо насыщены изысканным орнаментом из золотых листьев. В 18-ом столетии местные ремесленники разработали отличительную марку белого лепного украшения под названием «alfenique» после конфеты Pueblan из яичных белков и сахара.

Перуанское барокко было особенно щедрым, о чем свидетельствует монастырь Сан-Франциско в Лиме (1673 г.). В то время как сельское барокко блока иезуитов и Эстансия Кордовы в Кордове, Аргентина, последовали примеру Ил Гезу, провинциальные «метисы» (скрещенные) стили появились в Арекипе, Потоси и Ла-Пасе. В 18 веке архитекторы региона стали вдохновлять искусство средневековой Испании Мудехар. Перуанский фасад позднего барокко сначала появляется в церкви Богоматери Ла-Мерсед в Лиме. Аналогичным образом, церковь Ла-Компании в Кито предлагает резной алтарь с его богато скульптурным фасадом и пестрой спиралью salomónica.

Барочное землетрясение — это стиль барочной архитектуры, найденный на Филиппинах, где в XVII и XVIII веках произошли разрушительные землетрясения, где в стиле барокко были перестроены крупные общественные здания, такие как церкви. Подобные события привели к архитектуре Pombaline в Лиссабоне после 1755 года Лиссабонского землетрясения и сицилийского барокко на Сицилии после землетрясения 1693 года.

Португалия и португальская империя
Дворец Брейхойра, яркий пример архитектуры северного португальского барокко

Национальный дворец Мафра, жемчужина португальской барочной архитектуры

Интерьер церкви Сан-Роке в Лиссабоне, Португалия, иллюстрирует богатую архитектуру в стиле барокко в часовенках, в том числе часовню Святого Иоанна Крестителя, украшенную золотом, самым дорогим в мире.

Несмотря на расточительность чувственно богатого декоративного оформления, связанного с архитектурой барокко на Пиренейском полуострове, королевские дворы Мадрида и Лиссабона в целом предпочитали более трезвый архитектурный словарь, отобранный в Италии 17-го века. Королевские дворцы Мадрида, Ла Гранха, Аранхуэс и Мафра были спроектированы архитекторами под сильным влиянием Бернини и Джуварры. В царстве церковной архитектуры дизайн Гуарини для Санта-Мария-делла-Дивина-Провиденца в Лиссабоне был темпом для структурной смелости в регионе (хотя он никогда не строился).

В Португалии первой полностью барочной церковью была церковь Санта-Англия, в Лиссабоне, спроектированная королевским архитектором Жоау Антунесом, который имеет греческий крестовый план и изогнутые фасады. Antunes также проектировал церкви, в которых внутреннее пространство прямоугольное, но с изогнутыми углами (например, Церковь Менино де Деус в Лиссабоне), схема, которая находится в нескольких церквях 18-го века в Португалии и Бразилии. С другой стороны, суд Иоанна V благоприятствовал моделям римского барокко, о чем свидетельствует работа королевского архитектора Людовича, немца, который спроектировал Королевский дворец Мафра, построенный после 1715 года.

К середине 18-го века северные португальские архитекторы поглотили концепции итальянского барокко, чтобы насладиться пластичностью местного гранита в таких проектах, как растущий 75-метровый Torre dos Clérigos в Порту. Первым центром национальной традиции барокко был Брага, здания которого охватывают практически все важные особенности португальской архитектуры и дизайна. Барочные храмы и дворцы Браги отмечены полихромными орнаментами, волнообразными линиями крыши и окнами в форме неправильной формы.

Бразильские архитекторы также исследовали пластичность в форме и украшении, хотя они редко превзошли своих континентальных сверстников в демонстрации. Церкви Марианы и Росарио в Ouro Preto основаны на видении Борромини взаимоблокирующих эллиптических пространств. В Сан-Педро-дос-Клеригосе, Ресифи), традиционный лепной-каменный фасад оживляется «с высокой прокруткой фронтона, плотно сжатого между башнями».

Даже после того, как барочная конвенция вышла из моды в Европе, этот стиль был давно практикуется в Бразилии Алеядиньо, блестящим и плодовитым архитектором, в чьем дизайне можно было разглядеть намеки на рококо. Его церковь Bom Jesus de Matozinhos в Конгоньясе отличается живописным силуэтом и темными декоративными деталями на светлом лепнино-фасадном фасаде. Хотя Алехадиньо изначально было поручено спроектировать Сан-Франциско-де-Ассис в Сан-Жуан-дель-Рей, его проекты были отклонены и вместо этого были перемещены в церковь Сан-Франциско в Оуро-Прето.

Королевство Венгрия
В Королевстве Венгрии первым великим зданием в стиле барокко была иезуитская церковь Трнавы (сегодня в Словакии), построенная Пьетро Споццо в 1629-37 годах, моделирующая церковь Гесу в Риме. Иезуиты были главными пропагандистами нового стиля со своими церквями в Дьере (1634-1641), Кошице (1671-1684), Эгере (1731-1733) и Секешфехерваре (1745-1751). Реконструкция территорий, опустошенных Османской империей, была выполнена в стиле барокко в 18 веке. Непостоянные барочные городские пейзажи можно найти в Дьёр, Секешфехервар, Эгер, Веспрем, Эстергом и Замковый округ Буды. Важнейшими дворцами в стиле барокко в Венгрии были Королевский дворец в Буде, Дворец Грассальковича в Гёдолле и дворец Эстерхази в Фертёде. Меньшие барочные здания венгерской аристократии разбросаны по всей стране. Венгерское барокко показывает двойное влияние австрийских и итальянских художественных тенденций, так как в стране работали многие немецкие и итальянские архитекторы. Основными характеристиками местной версии стиля были скромность, отсутствие чрезмерного украшения и некоторый «сельский» вкус, особенно в работах местных мастеров. Важными архитекторами венгерского барокко были Андреас Майерхоффер, Игнац Орашек и Мартон Виттвер. Франц Антон Пилграм также работал в Королевстве Венгрии, например, в великом премонстратеньском монастыре в Ясове (сегодня в Словакии). В последние десятилетия XVIII века доминировали неоклассические тенденции. Два самых важных архитектора того периода были Мельхиор Хефеле и Якаб Феллнер.

К тому времени венгерские разновидности барочной архитектуры появились с несколькими типами форм, форм и украшений. Те, кто стал знаменитым и красивым, были скопированы. Вот почему венгерские барочные здания создают группы, основанные на сходстве. Основными видами зданий являются: тип Eszterháza, тип Széchenyi, тип Gödöll type, религиозные (церковные) барокко, дома и другие (замки, крестьянские дома).

Некоторые представительные барочные структуры в Румынии — это дворец Банфи в Клуже, дворец Брукенталь в Сибиу и епископский дворец в Орадее. Кроме того, почти в каждом трансильванском городе есть, по крайней мере, церковь в стиле барокко, большинство из которых — Георгиевский собор Тимишоары, церковь Св. Иоанна Крестителя Тыргу ​​Муреш, Свято-Троицкий собор Бладжа и Пиарская церковь в Клуже.

Франция
Центром светской архитектуры в стиле барокко была Франция, где открытое трехглавое расположение дворца было установлено как каноническое решение еще в XVI веке. Но именно Люксембургский дворец Саломон де Броссе определил трезвое и классифицирующее направление, которое займет французская архитектура барокко. Впервые корпус корпуса был выделен в качестве основной части здания, а боковые крылья считались иерархически низкими и соответственно уменьшались. Средневековая башня была полностью заменена центральной проекцией в виде монументального трехэтажного шлюза.

Для того, чтобы охарактеризовать стиль Людовика XIII, сочетание Де Бросса традиционных французских элементов (например, высокие мансардные крыши и сложная линия крыши) с обширными цитатами из Италии (например, повсеместная рустикация, полученная из Palazzo Pitti во Флоренции). Вероятно, самым совершенным создателем новой манеры был Франсуа Мансар, неутомимый перфекционист, которому приписывали представление о полном барокко во Францию. В своем дизайне для Château de Maisons (1642) Мансар удалось сблизить академические и барочные подходы, продемонстрировав уважение к унаследованным готикой особенностям французской традиции.

Château of Maisons демонстрирует продолжающийся переход от средневековых замков XVI века к виллам, подобным загородным домам 18-го. Структура строго симметричная, с порядком, применяемым к каждому этажу, в основном в форме пилястра. Передняя грань, увенчанная отдельной вздутой крышей, наполнена замечательной пластичностью, и ансамбль читается как трехмерное целое. Структуры Мансарта лишены раздутых декоративных эффектов, типичных для современного Рима. Итальянское влияние барокко приглушено и отнесено к области декоративного орнамента.

Следующим шагом в развитии европейской жилой архитектуры было включение садов в состав дворца, примером которого является Vaux-le-Vicomte), где архитектор Луи Ле Вау, дизайнер Чарльз Ле Брун и садовник Андре Le Nôtre дополняли друг друга. Из главного карниза в низкий плинтус миниатюрный дворец одет в так называемый «колоссальный порядок», что делает структуру более впечатляющей. Творческое сотрудничество Le Vau и Le Nôtre ознаменовало появление «Великолепного манера», которое позволило расширить архитектуру барокко за стенами дворца и трансформировать окружающий ландшафт в безукоризненную мозаику экспансивных перспектив.

Те же три художника изменили эту концепцию до монументальных пропорций в королевском охотничьем домике, а затем в главной резиденции в Версале. В гораздо более масштабном масштабе дворец представляет собой преувеличенную и несколько повторяющуюся версию Vaux-le-Vicomte. Это было как самое грандиозное, так и наиболее имитированное жилое здание 17 века. Мангейм, Нордкирхен и Дроттнингхольм были среди многих иностранных резиденций, для которых Версаль предоставил модель.

Окончательное расширение Версаля возглавлял Жюль Хардуин-Мансарт, чей главный проект — «Дом инвалидов», который обычно считается самой важной французской церковью века. Хардуин-Мансарт получил прибыль от обучения своего дяди и планирует привить здание императорскому великолепию, беспрецедентному в странах к северу от Италии. Величественный полусферический купол уравновешивает энергичную вертикальную направленность орденов, которые не точно передают структуру интерьера. Младший архитектор не только оживил гармонию и равновесие, связанные с работой старшего Мансарта, но и задал тон французской архитектуре позднего барокко с ее большой тяжести и растущими уступками академизму.

В царствование Людовика XV была реакция против официального стиля Людовика XIV в форме более тонкой и интимной манеры, известной как рококо. Стиль был впервые предложен Николя Пино, который сотрудничал с Хардуином-Мансартом в интерьерах королевского Шато-де-Марли. В дальнейшем, разработанном Пьером Ле Пауре и Юсте-Аурелом Мейссонье, «жанровая питторезка» завершилась в интерьерах Пети-Шато в Шантильи (1722 г.) и в отеле «Soubise» в Париже (1732 г.), где модный акцент на криволинейные вышли за все разумные меры, в то время как скульптура, картины, мебель и фарфор имели тенденцию заслонять архитектурные отделы интерьера.

Архитектура европейского барокко на примерах итальянского, немецкого, английского

umi-cms.ru/TR/umi”>

Католическая базилика Суперга (Basilica di Superga) – образец барочной архитектуры. Турин. Италия. Строительство началось в 1717 г. после победы над французами и испанцами благодаря обету властителя – Виктора Амадея II. Архитектор Филиппо Юварра.

Европейское барокко – стиль, мода на который властвовала в Европе с конца 16-го и до конца 18-го веков. Особенно ярко этот стиль проявился в архитектуре сооружений того периода. Европейское барокко сформировалось во времена ослабления влияния католицизма и усиления светского общества. Зодчество каждой страны формировалось с учетом национальных традиций, существующих политических условий и благосостояния общества, благодаря этому европейское барокко в разных странах приобретала особые характерные элементы на основе общих черт стиля. При создании зданий и городских ансамблей используются сложные планы, криволинейные поверхности, увеличивается декоративность сооружений. Ордер, как и в эпоху Ренессанса, используется в конструкции фасадов, однако, он приобретает более пластичные формы, меняет традиционные пропорции, нередко теряет свою функциональность.

Архитектура итальянского барокко

После периода Возрождения, которое обратило взоры архитекторов и художников к культурным и художественным традициям Древнего Рима, наступил период пересмотра взглядов на искусство. Переломным моментом стало разграбление Рима в 1572 году и ослабление торговых связей с другими государствами. Политические события, которые повлияли на жизнь общества, изменили и его мировоззрение. Строгие античные пропорции уже не устраивали живописцев и зодчих, которые стремились «выйти за рамки», установленные Ренессансом. Итальянское барокко стало образцом для всей Европы. Искусствовед П.П. Муратов (Павел Павлович Муратов. 1881-1950 гг.) в своей работе «Образы Италии» писал о Риме, как о городе, олицетворяющем барокко.

Архитекторы итальянского барокко

Одним из основоположников итальянского барокко считается Микеланджело, который разрушил принятые представления об архитектурных пропорциях, и начал использовать элементы ордера как декор. В основе работ Микеланджело, которые находились у истоков барокко, – пластичность архитектурных элементов, динамичность, контраст, рельефность поверхностей, масштабность элементов ордера. Однако, сооружения Микеланджело все еще сохраняли свою тектоничность, что является характерным для стиля эпохи Возрождения, и теряет актуальность в барокко. Наиболее яркими представителями итальянского барокко были архитекторы: Франческо Борромини (Francesco Borromini), Франческо Кастелли (Francesco Castelli, 1599—1667гг.) и Лоренцо Бер¬нини (Giovanni Lorenzo Bernini,1598—1680 гг), Джироламо Райнальди (1570 –1655 гг.) Известность получили зодчие, создавшие образ архитектуры итальянского барокко: Карло Мадерно (Maderno; 1556—1629гг) (Борромини был его последователем), Д. Фонтана (Domenico Fontana, 1543 — 1607 гг.). Произведения Борромини отличаются пышностью, экспрессивностью, масштабностью, рельефностью. Примером может служить римская церковь Сант-Аньезе на площади Навона. Купол церкви расположен на барабане, фасад имеет плавные, изгибающиеся формы, выступы, что создает интересные эффекты светотени. Украшают сооружение многоярусные колонны, расположенные по сторонам от купола.

umi-cms.ru/TR/umi”>

Церковь Сант-Аньезе -ин-Агоне на площади Навона. (S. Agnese in Agone). Воздвигнута в честь св. Агнессы Римской – христианской мученицы. Рим. Строительство в 1652 г. вел Джироламо Райнальди, фасад церкви – работа Борромини (1652—1655 гг.)

Архитектор Бернини в своем творчестве активно использовал законы перспективы, изменяя зрительное восприятие объектов. Одна из разработок Бернини – римская церковь Сант-Андреа аль Квиринале (1653—1658 гг.)

Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале (Sancti Andreae in Quirinali) — церковь, посвящена апостолу Андрею. Рим. Архитектор Бернини.

Архитектор завершал строительство собора Святого Петра и соборной площади (1656—1667 гг.) Четырехрядная колоннада из 284 колонн высотой 19 метров, которую создал мастер, расходится от фасада и образует трапециевидную форму площади, а затем создают овал, что дает ощущение динамичности пространства, чувство подвижности колонн, раскрытие архитектурного пространства сооружения. Венчают колоннаду 96 скульптур. Площадь устроена таким образом, что направляет взгляд наблюдателя к фасаду, который завершал архитектор Карло Мадерно. Свои знания в области создания искусственной перспективы и зрительного обмана архитектор итальянского барокко Бернини применил и при возведении Королевской лестницы (“Скала реджа”, 1663—1666 гг.) Она соединяет папский дворец и собор Святого Петра. Лестничный пролет сужается, колонны уменьшаются, что дает эффект зрительного увеличения лестницы и углубления ее перспективы – кажется, будто лестница гораздо протяженнее и больше по размерам, чем на самом деле.

Королевская лестница «Скала реджа» (Scala Regia). Ватикан. 1663-1666 гг. Архитектор Бернини.

Приемы итальянского барокко использовались мастерами других стран, однако, в каждом государстве их методы сочетались с национальными традициями, создавая различные стилевые направления.

Немецкое барокко

Немецкое барокко характеризовалось разделением на южное стилистическое направление (на юге Германии властвовал католицизм), и северное (на севере, в основном, жили протестанты). Архитектура южной Германии больше напоминает итальянское барокко, а зодчество северной части страны многое заимствовало из французского классицизма. Немецкое барокко наиболее ярко представлено дрезденской резиденцией Цвингер (Zwinger) архитектора М.Д. Пеппельмана*, построившего ее по заказу саксонского курфюста Августа Сильного (с 1694 года – курфюрст саксонский). Цвингер располагается неподалеку от Дрездена, где в старину находился район городских укреплений.

Цвингер (Zwinger) около Дрездена. Архитектор М.Д. Пеппельман.

Маттеус Даниель Пеппельман (Matthäus Daniel Pöppelmann. 1662-1736 гг.)Изучал итальянскую, французскую, голландскую и австрийскую архитектуру. С 1718 по 1734 гг. занимал должность главного государственного архитектора (Oberlandbaumeister). Благодаря его таланту Дрезден стал одним из наиболее красивых городов Европы. Главным произведением архитектора считается Цвингер, построенный вместе с зодчим Б. Пермозером. Среди работ Пеппельмана – Японский дворец в Дрездене (1715 г.), замки Пильниц (1720-1723 гг.), Градиц (1720 г.), Морицбург, аббатство Йоахимштейн (1728 г.) и другие сооружения

Для того, чтобы выполнить заказ курфюста, Пепельман посетил Рим, где он изучал архитектуру античности и Возрождения. Ансамбль Цвингер сам Пепельман называл «римским творением». Возведение Цвингера началось в 1711 году. Стиль сооружения долгий период являлся предметом споров искусствоведов. Г. Дехио (Георг Дехио. Georg Dehio. Историк немецкой культуры. 1850 – 1932 гг.) в работе «История немецкого искусства» писал: «…Цвингер находится за пределами принятой «историко-стилевой номенклатуры». В нем сочетаются пластика, динамичность со светлым нарядным фасадом из песчаника и многочисленными скульптурами. По замыслу Цвингер должен был стать сооружением для зрелищ. Немецкое барокко, воплощенное в ансамбле Цвингера, поражает богатым декором, пластичностью поверхностей. Первый этаж основного здания Цвингера украшен пилястрами, которые перерастают в человеческие фигуры атлантов, поддерживающих антаблемент с цветочным и фруктовым декором. Венчает сооружение атлант, который держит земной шар. Пышная архитектура и пластика Цвингера типична для немецкого барокко и поражает фантастичностью образов, гротеском и великолепием. В плане по периметру центральную площадь ансамбля обрамляют арочные галереи (здесь находятся оранжереи) с плоскими крышами. Из павильонов Цвингера, связанных между собой галереями, наиболее красивы овальные строения, где находились трибуны королевского двора, а также знаменитый павильон «Ворота под короной» (Кронентор), сочетающий двухъярусную арку и надвратную башню. В павильоне находилась королевская ложа. Строение венчает изображение королевской короны и геральдические орлы. Особенностью ансамбля является сочетание идей барокко с национальными традициями, например, характерным для немецкого искусства небольшим пластичным формам: павильон с королевской ложей декорирован скульптурами маленького размера, что еще больше подчеркивает крупные габариты навершия над «Воротами». Скульптуры ансамбля созданы Б. Пермозером.

Скульптуры в «Купальне нимф» – грот с каскадами. Скульптор Б.Пермозер.

При М.Д.Пеппельмане Цвингер не был достроен, три фасада были готовы до 1732 г. Проект четвертого фасада был создан архитектором Готфридом Земпером (1847-1855 гг.)

М.Д.Пёппельман – Маттеус Даниэль Пеппельман, служил при императорском дворе, в 1705 г. его назначили саксонским архитектором. В 47 лет возглавил сооружение ансамбля Цвингера

Центры зодчества в стиле барокко находились в Австрии, Баварии, Верхней Швабии, Франконии и на Рейне. В каждом регионе немецкое барокко получило характерный акцент, в зависимости от национальных традиций, а также мастеров, которые возводили сооружения. В Австрии расцвет барокко наступил после победы над турецкими войсками (1683 г.) В Вене был построен Шёнбрунн (Schloß Schönbrunn. 1694 -1749 гг. архитектор Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах), венский Бельведер (Belvedere. 1714-1722 гг. архитектор Иоганн Лука Гильдебранд). Среди наиболее знаменитых сооружений, выполненных в этом стиле, в Берлине – королевский дворец (Berliner Kgl.Schloß. архитектор Андреас Шлютер), в Вюрцбурге – епископская резиденция (Würzburger Residenz. 1719 – 1744 гг., архитектор Иоганн Бальтазар Нейман). Баварский курфюст Максимилиан II Эммануэль (он жил в изгнании во Франции с 1706 г.) для строительства приглашал итальянских архитекторов. В Рейнской области замки немецкого барокко с «французским акцентом» строили французы. К востоку от Бонна был возведен Поппельсдорф (Schloss Poppelsdorf. 1716-1730 гг. архитектор де Котт). Барочный дворец Аугустусбург (Augustusburg) и охотничий дворец Фалькенлюст (Falkenlust) в Брюле (Brühl) строил придворный баварский зодчий француз Кювийе. В Бенсберге замок (Schloss Bensberg. Начало строительства 1711 г.) строит венецианец. В застройках Рейнской области участвовали также немецкие архитекторы Нейман (Иоганн Бальтазар Нейман. Baltasar Neumann. 1687 – 1753 гг.), Шлаун (Иоганн Конрад Шлаун. 1695 – 1773 гг. ) В немецком барокко прусской провинции Брандербург чувствуется влияние Нидерландов и Франции. В стиле луврского проекта Бернини в Берлине архитектором Шлютером (Schlüter Andreas. ок. 1660–1714 гг.) построен королевский замок (1698–1706 гг.) Потсдамский дворец Сан-Суси, создан архитектором Кнобельдорфом по образцу палаццо Барберини в Риме, работы Палладио. В Дрездене (Саксония) в период властвования Августа Сильного архитектор Кьявери строит церковь Хофкирхе (1738-1756 гг.), ее стиль – римско-барочный, однако чувствуется влияние французского Версаля. В этот же период немец Пёппельман возвел Цвингер (1709-1716 гг.) с элементами итальянского барокко.

Английское барокко

Барокко в Англии не получило такой размах как в других странах Европы. В то время как во Франции, Италии, Испании, Бельгии, Германии барокко достигло пределов своих формальных возможностей, в английской архитектуре был очень силен палладианский классицизм. Исследователи говорят о том, что в Англии не осталось памятников архитектуры, которые можно было бы однозначно определить как барочные. Среди мастеров, произведения которых можно охарактеризовать как английское барокко, были Джон Ванбру и Николас Хоксмур.

Джон Ванбру – John Vanbrugh (1664 —1726 гг.) – английский драматург и архитектор, творивший в стиле английского барокко.
Николас Хоксмур Nicholas Hawksmoor (1661 –1736 гг.) – архитектор эпохи английского барокко.

Особенности английского барокко продемонстрировано в строении Ситон Делавал (Seaton Delaval Hall) в Нортумберленд (Northumberland), разработанном архитектором сэром Джоном Вабру в 1718 г. Сооружение находится к северу от Ньюкасла-апон-Тайн (Newcastle upon Tyne). Оно было построено для адмирала Джорджа Делавал (Admiral George Delaval), сейчас принадлежит Национальному Тресту (National Trust).

Проект Ситон Делавал (Seaton Delaval Hall). Нортумберленд (Northumberland). Англия. Архитектор сэр Джона Ванбру (1718-1729 гг.)

 

Ситон Делавал (Seaton Delaval Hall). Нортумберленд (Northumberland). Англия. Архитектор сэр Джона Ванбру (1718-1729 гг.)

Церковь Христа Спиталфилдз (Christ Church Spitalfields.1715-1729гг.) Ист-Энд East End. Лондон. Англия. Архитектор Николас Хоксмур (Hawksmoor).

Европейское барокко возникло в эпоху абсолютизма. Зародившись в Италии, оно утвердилось во Франции, Испании, позже проникло в Германию, его элементы использовались английскими архитекторами. Барокко в Европе выросло из искусства Ренессанса, изменив ордера, сделав их диспропорциональными и лишенными функциональности, украсив причудливым декором, добавив во внешний вид строений динамичность и масштабность.

Автор текста: М. Костин

Архитектура барокко | Определение, характеристики и факты

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

V&A · Стиль барокко

Барокко — это очень богато украшенный и сложный стиль архитектуры, искусства и дизайна, который процветал в Европе в 17-м и первой половине 18-го века. Возникнув в Италии, его влияние быстро распространилось по Европе, и он стал первым визуальным стилем, оказавшим значительное влияние во всем мире.

Определяющей характеристикой стиля барокко было то, как визуальные искусства живописи, скульптуры и архитектуры были объединены в единое целое, чтобы передать единое сообщение или смысл.

Искусство и дизайн в стиле барокко напрямую обращались к чувствам зрителя, взывая к эмоциям и интеллекту. Он отражал иерархическое и патриархальное общество того времени, развивавшееся и используемое власть имущими — церковью, абсолютными правителями и аристократией — чтобы убеждать и впечатлять, быть богатым и значимым. По сравнению с контролем и тщательно сбалансированными пропорциями, характерными для эпохи Возрождения, барокко известно своим движением и драматизмом.

Первый глобальный стиль

Влияние барокко распространилось из Италии и Франции на остальную Европу, а затем распространилось через европейские колониальные инициативы, торговлю и миссионерскую деятельность в Африку, Азию, Южную и Центральную Америку.

Его глобальное распространение привело к тому, что китайские резчики работали в Индонезии, французские мастера по серебряным изделиям в Швеции и итальянские специалисты по твердому камню во Франции. Скульптура была отправлена ​​​​с Филиппин в Мексику и Испанию, в то время как изготовленные в Лондоне стулья разъехались по всей Европе и через Атлантику, а французские королевские мастерские выпускали предметы роскоши, которые были востребованы и имитированы модным обществом по всей Европе. Однако как стиль барокко также менялся по мере того, как он пересекал мир, адаптируясь к новым потребностям и местным вкусам, материалам и контекстам.

Гравюра по И Лантаю, 1781 – 86, Китай. Музей №. 29452:9. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

В Китае европейские павильоны были величайшим выражением интереса цинских правителей к искусству Европы. Эти дворцы в европейском стиле были частью Юаньмин Юань или Старого летнего дворца в Пекине, летней резиденции императора Цяньлуна. Спроектированные священниками-иезуитами павильоны, большинство из которых были построены между 1756 и 1766 годами, были основаны на моделях в стиле барокко и включали величественные фонтаны и статуи.

В 1780-х годах был заказан комплект гравюр на меди с изображением европейских павильонов. Этот альбом, копия которого находится в нашей коллекции, представляет собой важную визуальную запись павильонов, разрушенных английскими и французскими войсками в 1860 г.

Ощущение драмы

Важной особенностью искусства и дизайна барокко является использование человеческих фигур. Представленные как аллегорические, сакральные или мифологические, эти фигуры помогли превратить произведение в драму, чтобы передать определенные сообщения и вызвать эмоции у зрителя. У них есть ощущение реалистичной непосредственности, как будто их остановили посреди действия. Выражение лица, поза, жесты и драпировка использовались для добавления драматических деталей.

Бюст короля Англии Карла II из нашей коллекции прекрасно отражает драматизм портретной живописи в стиле барокко. Изображенный в оживленной манере, его голова повернута набок, а замысловатый парик каскадом ниспадает на его кружевной галстук и вздымающуюся драпировку. Такие грандиозные изображения монархов и могущественных аристократов в стиле барокко были более распространены во Франции 17-го века, чем в Англии, но Чарльз провел большую часть своей юности в континентальной Европе и предпочитал европейских художников. Бюст соответствует традиции ярких и внушительных портретов монархов и недвусмысленно подтверждал бы статус короля.

Портретный бюст Карла II, Оноре Пелле, 1684 г., Италия. Музей №. 239-1881. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Производительность архитектуры

90 127 Здания в стиле барокко также были динамичными и драматичными, как используя, так и нарушая правила классической архитектуры. Внутри архитектура перекликалась с театральными приемами — расписные потолки создавали впечатление, что комнаты открыты к небу, а скрытые окна использовались для освещения куполов и алтарей.

Опять же, дизайн использовался для передачи определенных значений и эмоций. Папский Рим стал ключевым местом для религиозной архитектуры барокко. Пример театральности барокко можно найти в проекте Джанлоренцо Бернини (1598–1680) для площади Святого Петра. Его величественные, внушительные изогнутые колоннады, центрированные на обелиске, используются как для того, чтобы ошеломить посетителя, так и для того, чтобы привести его в объятия церкви.

Архитектура барокко также повлияла на облик общественных пространств города. Народные праздники играли важную роль в политической жизни страны. Обычно такие мероприятия происходили на открытом воздухе и представляли собой искусно оформленные зрелища. Городские площади, такие как Пьяцца Навона в Риме и площадь Луи-ле-Гран (ныне Вандомская площадь) в Париже, были фоном для фейерверков, роскошных театральных представлений и шествий в изысканных и дорогих костюмах.

Внушительная архитектура также использовалась для усиления власти абсолютных правителей, например, в Версальском дворце во Франции – наиболее имитируемом здании 17 века. В 1717 году шведский архитектор Никодим Тессин Младший составил «трактат об украшении интерьеров всех видов королевских резиденций и других выдающихся мест как в городе, так и в деревне», основываясь на своих путевых заметках.

Одним из самых дорогих недавних нововведений, которые он зафиксировал, было наличие таких больших зеркал, что они покрывали всю стену. Он также отметил использование стекла над дымоходом в Королевской камере в Версале.

Расписное зеркало, вероятно, работы Антуана Моннуайе, 1710–1720 гг., Англия. Музей №. W.36:1-3-1934. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Чудесные материалы

Увлечение физическими материалами занимало центральное место в стиле барокко. Виртуозные предметы искусства из редких и драгоценных материалов издавна ценились и хранились в специальных комнатах или шкафах, наряду с естественноисторическими памятниками, научными приборами, книгами, документами и произведениями искусства. Однако в период барокко зарождение современной науки и открытие мира за пределами Европы вызвало все более серьезный интерес к природе и значению этих экзотических материалов. Такие раритеты, как фарфор и лак из Восточной Азии, вошли в моду и стали копироваться в Европе. Также были разработаны новые методы, такие как маркетри (укладка шпона из разноцветного дерева на поверхность мебели), разработанные французскими и голландскими краснодеревщиками и полученные от них в других местах.

Значение, придаваемое таким материалам, можно увидеть в фарфоровой чашке из нашей коллекции. Изготовленный между 1630 и 1650 годами в Китае, первоначально как кувшин для кистей для письма, позже в Лондоне к нему добавили экстравагантные позолоченные серебряные оправы, которые превратили кувшин для кистей в роскошную декоративную чашку с двумя ручками и крышкой.

Фарфоровая чашка, вероятно, Вольфганг Хоузер, 1660-70, Англия. Музей №. М.308-1962. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Барочный орнамент

Изображения мира природы, а также мотивы, заимствованные из форм человека и животных, были популярными декоративными элементами. Наиболее распространенной формой барочного цветочного декора был бегущий свиток, часто сочетавшийся с акантом – стилизованным вариантом настоящего одноименного растения. Кружка конца XVII века из нашей коллекции украшена роскошным цветочным орнаментом. Листья цветов превратились в спиральную листву, а сами цветы имеют полосатые лепестки, которые, вероятно, представляют собой тюльпан, еще один ключевой мотив искусства барокко.

Кружка с колышком, производитель неизвестен, около 1690 г., вероятно, Дания. Музей №. КРЕДИТ: ГИЛБЕРТ.603-2008. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Аурикулярный стиль, в котором использовались мягкие, мясистые абстрактные формы, также возник в начале 17 века, создавая неоднозначный, наводящий на размышления и причудливый эффект. Фактически, термин «барокко» был более поздним изобретением — «причудливый» было одним из слов, используемых в то время для стиля, который мы сегодня ассоциируем с барокко.

Театр

В театре ставились великолепные драматические, балетные и оперные постановки – новый вид искусства того времени. Эти спектакли с богато украшенными костюмами, сложными декорациями и оригинальными механизмами вызывали удивление и трепет. Театр пользовался популярностью как у публики, так и при дворе. Написанная Жаном-Батистом Люлли для французского двора Людовика XIV (годы правления 1643–1715), опера « Атис » была настолько любима королем, что стала известна как «Королевская опера». В нашу коллекцию входит рисунок пером и тушью костюма персонажа Геркулеса в Атис . Он показан в балетной позе, в костюме в римском стиле, его можно узнать по дубине и львиной шкуре.

Эскиз костюма, Жан Берен Старший, 1676 год, Франция. Музей №. С.1108-1982. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Театр также сыграл свою роль в борьбе за власть между европейскими дворами. Правители соперничали, чтобы превзойти друг друга в великолепии своих произведений. Во Франции театр и опера также стали ключевым элементом культурной политики Людовика XIV, который использовался для контроля над дворянством и выражения его власти и великолепия. В начале 18 века само здание театра приобрело новое значение как доказательство придворной, гражданской или технической власти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *