Архитрав — Википедия – Wiki Русский (Russian)
Архитрáв, или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий три основных значения.
- Во-первых, архитравом, или архитравным покрытием, называется всякая горизонтальная перемычка, перекрывающая расстояние между вертикальными опорами (колоннами, столбами) или проёмы в стене[1].
- Во-вторых, архитрав — это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонн; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части фасциями (лат. fascia — повязка, полоса), с уступами. Благодаря фасциям архитрав зрительно кажется легче, скрывается его излишняя массивность, а также подчёркивается горизонтальная направленность и маскируются вертикальные швы между каменными блоками[2].
- В-третьих, архитравом называется один из видов изразцов, употребляемых на облицовку голландских печей[3].
СодержаниеShow / Hide
Архитрав в архитектуре
Архитрав (итал. architrave, от греч. άρχι — главный и лат. trabs — балка) — горизонтальная панель, опирающаяся на ряд опор, обычно это балочное перекрытие, поддерживающее верхнюю часть здания. В античности архитрав также называли эпистилем, так как обычно он опирался на колонны (греческое эпи-стиль означает «на колоннах»). В классической архитектуре все архитектурные ордеры имеют триадные членения: постамент (стереобат), несущая часть (колонна) и несомая (антаблемент). Антаблемент также делится на три части (снизу вверх): архитрав, фриз, карниз.
В ранней архитектуре этрусков архитравы представляли собой в буквальном смысле положенную горизонтально деревянную балку. В древнегреческих храмах, построенных из камня, архитравы делали из каменных блоков, поставленных для большей прочности на ребро. Однако слабая сопротивляемость известняка и мрамора на прогиб ограничивала длину такого блока и, следовательно, расстояние между колоннами — интерколумний[4]. Это определяло мощный, тяжеловесный образ архаической дорийской архитектуры с близко поставленными могучими колоннами, расстояние между которыми составляло не менее, чем три с половиной или четыре нижних диаметра (эмбата). Такую расстановку колонн принято называть ареостилем.
Различают архитравы монолитные и многорядные, в которых несколько блоков лежат один за другим. При определении размеров блоков архитрава древнегреческая архитектура подошла к пределам технически возможного. Например, средний элемент архитрава храма Артемиды Эфесской весил около 24 тонн, и его приходилось поднимать с помощью шкивов на высоту более 20 метров.
Архитравы различных архитектурных ордеров и стилей
Архитрав встречается в египетской архитектуре, архитектуре Передней Азии и архаической Греции, а также во всех архитектурных стилях, использующих наследие античной архитектуры, в качестве поддерживающего или чисто декоративного элемента.
В зависимости от архитектурного стиля использовались всё новые и новые варианты архитрава. Прежде всего для дорического и ионийского ордера в греческой архитектуре были разработаны различные формы, которые впоследствии также использовались для коринфского ордера. С другой стороны, римская архитектура лишь слегка модифицировала греческие формы архитрава.
Дорический архитрав обычно гладкий и сверху увенчан выдвинутой вперед полочкой, называемой тения. На выступающей нижней стороне тении расположены повторяющиеся планки, регулы, с которых свисают конические каплевидные элементы — гутты. Классическое число этих элементов — шесть, но даже в раннем дорическом каменном зодчестве встречаются также варианты с четырьмя гуттами. Регулы расположены так, что каждая соответствует триглифу дорического триглифического фриза. Хотя внешняя часть архитрава обычно бывала гладкой, существуют исключения, когда архитрав несёт на себе фигурные рельефы, к примеру, храм Афины в Ассосе.
Первоначально очень массивные и высокие архитравы дорической архитектуры по мере развития становятся более плоскими и в архитектуре классического периода сокращаются приблизительно до двух третей нижнего диаметра колонны по высоте. В римской архитектуре дорический архитрав может редуцироваться до одной только плоской плиты.
В ионическом и коринфском ордере архитрав также может быть гладким, но обычно имеет две или — в классическом варианте — три горизонтальные полосы, так называемые фасции. В зависимости от этого говорят о двух- или трехфасциевом архитраве; окна или двери, которые отделаны фасциями, также называют архитравоидальными. Каждая расположенная выше фасция архитрава слегка выступает по отношению к расположенной ниже. Верхний конец образует волнистый профиль, который обычно украшают шнуром из бисера или перлами. Даже в ионической архитектуре есть исключения из правила, согласно которому плоскость архитрава не должна быть украшена рельефами. Например, в архаическом храме Аполлона в Дидиме углы архитрава были украшены горгонами, по бокам от которых располагались львы. Тем не менее ранний ионийский храм не знал фриза как отдельного архитектурного элемента, на котором могли бы размещаться такого рода рельефы.
Начиная с эпохи эллинизма, нижняя сторона (софит) ионийских архитравов и в особенности архитравов строений коринфского ордера могла быть украшена простыми круглыми элементами или цветочным орнаментом. Увлеченность декором, характерная для архитекторов и строителей поздней Республики и Принципата, перешла также на фасции, переходы которых стали покрываться волновыми профилями, такими как лесбосские листики, и целыми последовательностями профилей.
См. также
- Притолока
Примечания
- ↑ Баторевич Н.И., Кожицева Т.Д. Малая архитектурная энциклопедия. — СПб.: «Дмитрий Буланин», 2005. — 704 с. — ISBN 5-86007-425-5.
- ↑ Власов В. Г.. Архитрав // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. I, 2004. — С. 497—498
- ↑ Архитрав // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб.
, 1890—1907.
- ↑ Шуази О. История архитектуры. Том первый. — М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1935. — С. 223—226, 238—240
Литература
- Heiner Knell: Architektur der Griechen: Grundzüge. Wiss. Buchges., Darmstadt 1988, ISBN 3-534-80028-1
- Wolfgang Müller-Wiener: Griechisches Bauwesen in der Antike. C.H.Beck, München 1988, ISBN 3-406-32993-4
- Gottfried Gruben: Die Tempel der Griechen. Hirmer, München 2001 (5. Aufl.), ISBN 3-7774-8460-1
- Архитрав // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Карта сайта
Карта сайта- В начало
- Наука
- Словарь терминов
|
|
Архитрав Строительство зданий | Наличник Строительство и дизайн
В классической архитектуре наличник используется для обозначения нижней части перемычки определенного типа, называемой антаблементом. В антаблементе он образует нижнюю треть нижней трети вертикальных колонн. Обычно наличники представляют собой горизонтальные или вертикальные молдинги вокруг проемов, таких как двери или окна.
Определить наличник
Большинство домовладельцев не будут думать об наличниках всю оставшуюся жизнь. Ваши двери и окна обрамлены наличником, представляющим собой внутреннюю лепнину, декоративную отделку. Настенное покрытие улучшает внешний вид комнаты, а также скрывает неприглядные швы и стыки.
Обычно окна имеют наличники. Чтобы определить, как измерить и установить жалюзи на вашем окне, нам нужно будет определить стиль наличника.
Процесс строительства наличников
Древесина твердых и мягких пород и древесноволокнистая плита средней плотности или МДФ являются наиболее распространенными материалами, используемыми для изготовления наличников. Гипс, ПВХ, резина, керамическая плитка и алюминий являются менее распространенными материалами для наличников.
Наличники обычно изготавливаются из того же материала, что и молдинги и отделка дома, что создает ощущение единообразия. Лиственные породы чаще используются в исторических зданиях, тогда как хвойные породы или МДФ чаще используются в современных домах.
Важность наличников
Наличники могут придать комнате дополнительную красоту. Наличник также служит функциональному назначению. Швы и стыки, создаваемые дверью или окном, встроенным в стену, нельзя просто закрасить.
Скрыть эти несовершенства проще с помощью наличников, которые создают чистый и красивый вид вокруг них.
Наличник в современной конструкции
Скрывает стыки между стенами или потолками, окружающие двери, окна и другие проемы. Их назначение – придать проемам дома законченный вид.
Чтобы строительные материалы могли расширяться и сжиматься при изменении температуры, между гипсокартоном и оконными или дверными рамами обычно оставляют зазор. Несмотря на свое предназначение, эти зазоры прекрасно закрываются без ущерба для их функциональности.
Для наличников можно использовать твердую и хвойную древесину, МДФ и другие виды древесины. Использование наличников из МДФ рекомендуется для зданий, подверженных экстремальным температурам. Керамическая плитка, резина, алюминий и ПВХ – менее распространенные материалы, используемые для наличников.
В связи с тем, что они не поддерживают раму окна или двери, они не являются конструктивно необходимыми.
Архитрав в архитектуре
Здания имеют верхнюю часть, покрытую антаблементом, горизонтальной структурой наподобие перемычки. Антаблементы состоят из трех частей: архитрава внизу, фриза посередине и карниза вверху.
Устойчивость конструкции обеспечивают архитравные элементы в антаблементе. Фундамент антаблемента находится прямо над вертикальными колоннами.
Особенности наличников
Наличники скрывают соединение между дверью и наличником, придавая ему законченный вид. Между проемом и стеной они допускают любую усадку или движение, которое может произойти. Это улучшает дизайн окна, добавляя глубину.
Размер наличника определяется шириной, глубиной и длиной пачки. Ширина двери определяет толщину наличника, окружающего дверь, его глубина указывает, насколько далеко наличник выступает из стены, а его длина определяет его периметр.
Типы наличников
Декоративный наличник
Выемки и неровные поверхности декоративного наличника придают изделию красивый орнаментальный вид. Дома викторианской эпохи обычно имеют этот тип наличников.
Любой наличник можно использовать с L-образной рамой, которая находится внутри оконного проема. Отделка не будет закрыта, так что это отличный вариант для декоративных наличников.
Чтобы узнать больше, посмотрите следующий видеоурок.
Источник видео: BuildersSA
При наличии 38,1 мм плоской поверхности можно установить внешнюю L-образную раму на любой тип наличника. Внешнее крепление можно установить по центру декоративного наличника, если наличник имеет плоскую поверхность.
Наличник «бычий нос»
Архитрав с бычьим носом представляет собой плоскую раму с загнутым краем. Наличники этого типа довольно популярны из-за их красоты и простоты.
Квадратный наличник
В отличие от изогнутого наличника, квадратный наличник имеет прямые углы. С появлением минималистского дизайна это самый простой и распространенный тип наличников.
Квадратные арки и квадратные окна хорошо сочетаются с Z-образной рамой. Возможно, лучше избегать Z-образных рамок, если у вас есть декоративный наличник, так как они будут закрывать части отделки.
архитрав – определение и значение
- Определить
- Связать
- Список
- Обсудить
- См.
- Услышать
- и Любовь
Определения
из Словаря английского языка American Heritage®, 5-е издание.
- сущ. Самая нижняя часть антаблемента в классической архитектуре, опирающаяся непосредственно на вершину колонны.
- сущ. Молдинг вокруг двери или окна.
из словаря века.
- сущ. В архитектура : Нижняя часть антаблемента; тот элемент, который опирается непосредственно на колонну и поддерживает те части конструкции, которые находятся над ней. См. разрез под антаблементом.
- сущ.
Декоративная лепнина, идущая по периметру арки. Также называется архивольтом.
- существительное Иногда, менее правильно, лепные украшения на поверхностях косяков и перемычек дверей, окон или других проемов. Также называется антепагментом.
- сущ. В укреплении , главная балка или главная опора в любой части подземного укрепления.
из версии GNU Collaborative International Dictionary of English.
- сущ. Нижняя часть антаблемента или та часть, которая опирается непосредственно на колонну, особ. в классической архитектуре. См. колонку.
- сущ. Группа молдингов или других архитектурных элементов над и по обеим сторонам двери или другого проема, особенно квадратной формы.
- сущ.
архитектура Нижняя часть антаблемента; опирается на капители колонн
- существительное
из WordNet 3.0 Copyright 2006 Принстонского университета. Все права защищены.
- сущ. молдинг вокруг двери или окна
- сущ. нижняя часть антаблемента; упирается сразу в капители колонн
Этимологии
из Словаря английского языка American Heritage®, 4-е издание
[франц., от старофранцузского, от древнеитальянского: архи- , архи- + trave , луч (от латинского trabs , trab- ; см. treb- в индоевропейских корнях).] 900 03
Впервые засвидетельствовано 1563, из итальянского архитрава, из архи- “ основной ” + траве “ балка “.
Служба поддержки
Помогите поддержать Wordnik (и сделайте эту страницу свободной от рекламы), приняв слово «архитрав».
Примеры
Потомок семьи геодезистов, архитекторов и застройщиков, он узнал значение слова архитрав практически с того момента, как научился говорить.
Главные новости из Times Online 2010
Потомок семьи геодезистов, архитекторов и застройщиков, он узнал значение слова архитрав практически с того момента, как научился говорить.
Главные новости из Times Online 2010
Скульптура на архитраве представляла собой Лунную лодку, содержащую
Драгоценность семи звезд Брэм Стокер 1879
А за фриз и наличник , что на 4 комн. и 6 в. длинной, 2 комн. шириной и 6 дюймов толщиной, 29 центнеров, дук.
Записные книжки Леонардо да Винчи — Полное собрание 1452–1519 гг.Леонардо да Винчи 1485
А за фриз и наличник , что на 4 комн.
и 6 в. длинной, 2 комн. шириной и 6 дюймов толщиной, 29 центнеров, дук.
Записные книжки Леонардо да Винчи — Том 2 1452-1519 Леонардо да Винчи 1485
Эти слои содержали архитектурные фрагменты, некоторые из них использовались в качестве сполий (повторно используемые строительные элементы, такие как архитрав – фризовые блоки, карнизы и колонны).
Interactive Dig Sagalassos 2003 – Отчет Нижней Агоры 10 2003
Оливер Шортсливс грустно скривился, услышав, как те, кто непосредственно перед ним произносили подряд «шхуна, тетрарх, пиброх и анархия», и попытался написать «
Рут Филдинг с Красной мельницы или Тайна Джаспера Парлоу Элис Б. Эмерсон
Он очень высокий, и по бокам пилястры; под карнизом два длинных резных камня, которые выдвигаются вперед, как своего рода архитрав , пронизанный квадратным отверстием более двенадцати дюймов, предположительно предназначенным для поддержки бронзовой двери.