Архитектурный стиль: готика
Слово “готика” происходит от итальянского gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна.
В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний.
Церковь монастыря Сен-Дени́, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. Аббатство Сен-Дени – это бенедиктинское аббатство в Сен-Дени, северном пригороде Парижа, главный монастырь средневековой Франции. При постройке церкви аббатства были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими храмами.
В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже. Сент-Шапель (фр. Sainte Chapelle) — часовня – реликварий. Находится на территории бывшего Королевского дворца (затем Консьержери) на острове Сите в Париже. Исполнена в готическом стиле. Имеет небольшие размеры: длина 35 м, ширина 11 м. Считается одной из самых красивых готических церквей небольших размеров. Третий по посещаемости монумент Парижа. Капелла выстроена в изысканной манере: тонкие каменные стены усилены металлическими скобами и богато украшены скульптурным, керамическим и живописным декором.
Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу — в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу; а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» — немецкий стиль.
С приходом в начале XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил своё значение.Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени — новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.
В романских соборах и церквях обычно использовался цилиндрический свод, который опирался на массивные толстые стены, что неизбежно приводило к уменьшению объёма здания и создавало дополнительные трудности при строительстве, не говоря уже о том, что этим предопределялось небольшое количество окон и их скромный размер. C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений.
Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку», их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Наличники на окнах становятся более декоративными, архитектурные элементы декора в целом становятся важной составляющей фасада.
Кроме того, готика последовательно применяла стрельчатую форму в сводах, что также уменьшало их боковой распор, позволяя направлять значительную часть давления свода на опору. Стрельчатые арки, которые по мере развития готической архитектуры становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры — идею устремленности храма ввысь.
Часто на месте опоры аркбутана на контрфорс ставился пинакль. Пинакли — это завершенные остроконечными шпилями башенки, имеющие часто конструктивное значение. Они могли быть и просто декоративными элементами и уже в период зрелой готики активно участвуют в создании образа собора.
Возможный пролет свода определял ширину центрального нефа и, соответственно, вместимость собора, что было важным для того времени, когда собор являлся одним из главных центров городской жизни, наряду с ратушами.
Краткая характеристика архитектурного готического стиля
Характерные черты: город, рыцарство, карнавал. Появилась драпировка. Синие стекла в широких окнах. Впечатления узких улочек, заканчивающихся собором, устремленным в небо.
Преобладающие цвета: желтый, красный, синий.
Линии: стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии.
Форма: прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы.
Элементы интерьера: веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен; лиственный сложный орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру.
Конструкции: каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций.
Окна: вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна.
Двери: стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые.
При написании этой статьи ииспользовались материалы сайта wikipedia.org.
Английская готика
Французская готика
Готика в других европейских странах
Дата публикации: 10.10.2009
© Регент Декор
Коротко о стилях: Готика
Готика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы.
Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья.
Происхождение термина
Однако варварского в этом стиле ничего не оказалось: напротив, он отличается большим изяществом, гармоничностью и соблюдением логических законов. Более правильное название было бы «стрельчатый», т.к. стрельчатая форма дуги составляет существенную принадлежность готического искусства. И, действительно, во Франции, на месте рождения этого стиля, французы дали ему вполне соответствующее наименование — «стиль оживаль» (от ogive — стрелка).
Три основных периода:
— Раннеготический XII-XIII века.
— Высокая готика — 1300-1420 гг. (условно)
— Поздняя готика — XV век (1420-1500 гг.) часто называют «Пламенеющая»
Архитектура
Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна.
Изобразительное искусство
Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики.
В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Но при этом готическая скульптура — неотъемлемая часть ансамбля собора, она — часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл. И, создавая импульсивную светотеневую игру, она в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой.
Живопись. Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее — наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.
На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр.) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416).
Орнамент
Мода
Интерьер
Дрессуар — посудный шкаф, изделие мебели поздней готики. Нередко покрывался росписью.
Мебель эпохи готики простая и тяжеловесная в прямом смысле этого слова. К примеру, одежду и предметы быта впервые начинают хранить в шкафах (в античности для этих целей использовали исключительно сундук). Таким образом, к концу эпохи Средневековья появляются прототипы основных современных предметов мебели: шкафа, кровати, кресла. Одним из наиболее распространённых приемов изготовления мебели была рамочно-филёнчатая вязка. В качестве материала на севере и западе Европы использовали преимущественно местные породы древесины — дуб, орех, а на юге (Тироль) и на востоке — ель и сосну, а также лиственницу, европейский кедр, можжевельник.
Что посмотреть?
Путеводитель по готическому архитектурному стилю
Великие соборы Европы когда-то были одними из самых высоких зданий на земле, их остроконечные шпили притягивали взгляд к небу, а контрфорсы поддерживали их впечатляющую высоту. Исключительная изобретательность, которая сделала их строительство возможным в средневековую эпоху, а также их шедевры витражей и тонкая резьба по камню продолжают привлекать толпы к культовым сооружениям, таким как Шартрский собор во Франции, Кентерберийский собор и Вестминстерское аббатство в Англии и Бургосский собор в Испании. . Хотя эти достопримечательности демонстрируют региональные различия в стиле, они имеют общий архитектурный язык через классические готические элементы, такие как стрельчатая арка.
Спустя столетия после своего расцвета готическая эстетика пережила бурное возрождение в Великобритании, Европе и Соединенных Штатах на протяжении большей части XIX века. Движение готического возрождения было тесно связано с социальными, гражданскими и религиозными событиями своего времени. Когда индустриализация начала преобразовывать ландшафт Европы и повседневную жизнь ее граждан, в моду вошла ностальгия по кажущейся чистоте и романтике Средневековья, что вдохновило на возвращение к разнообразным элементам мебели и домов ручной работы той эпохи. Изображения с изображением гербов, расписная мебель со сценами Артура, одежда в средневековом стиле, готический шрифт и шрифт – все это пережило возрождение. Архитекторы эпохи готического возрождения умело адаптировали черты средневековой архитектуры, такие как стрельчатая арка или тонкий резной узор, к дизайну и строительству современных жилищ. Сегодня такие черты можно найти в больших поместьях от Новой Англии до Нового Южного Уэльса, построенных в основном в начале-середине 19 века.го века, хотя некоторые образцы в Англии относятся к 1740-м годам. Ниже приведены четыре отличительных свойства, которые демонстрируют признаки готического влияния.
Остроконечная арка
Это поместье 1830 года в графстве Корк, Ирландия, сочетает в себе структуру классического фермерского дома с элементами готического стиля, такими как два больших стрельчатых окна, резной портик из известняка, прихожая с веерным сводом. потолок и каменный камин в баронском стиле.
Элизабет Тауэр в лондонском здании парламента, пожалуй, самая известная икона готического стиля в Лондоне, и это яркий пример готического возрождения, построенный в 1858 году.
Стрельчатая арка — наиболее выдающаяся и непреходящая особенность готической архитектуры и стиля готического возрождения. В отличие от закругленной «романской» арки, обычно встречающейся в архитектуре Римской империи, стрельчатая арка возникла на Ближнем Востоке. Вполне вероятно, что вдохновение для дизайна было вызвано контактами между Европой и исламским миром, которые произошли во время крестовых походов. В то время как остроконечная арка, распространенная в готической архитектуре 12-го века, иногда упоминается как «стрельчатая арка», стиль «яркой готики» 14-го века обычно отличался более широкой аркой, украшенной богатой резьбой. Английский архитектор и критик А. В. Н. Пугин (1812–1852), страстный сторонник стрельчатой арки, в своем трактате 1841 года «Истинные принципы стрельчатой или христианской архитектуры» доказывал, что готическая архитектура достойна восхищения в значительной степени потому, что само средневековое общество чистый, поэтому современные дизайнеры должны стремиться подражать его формам. Пугин и его коллега-архитектор Чарльз Барри сделали именно это, создав здание парламента и башню с часами Биг-Бен в Лондоне.
Крутые скатные крыши Одна из дизайнерских проблем при адаптации внешнего вида готического собора к частному дому, даже большому, — это масштаб. Чтобы имитировать драматические линии крыш массивных средневековых сооружений и разместить вертикальные детали, такие как стрельчатые окна, архитекторы, работающие в стиле готического возрождения, представили крышу с крутым скатом. Этот акцент на вертикали иногда распространялся на глубоко нависающие карнизы, сайдинг из досок и реек, высокие и тонкие дымоходы и декоративный стиль резьбы, известный как «столярная готика» в домах, где камень использовался мало или вообще не использовался. Скатная крыша также была характерной чертой родственного стиля Тюдоровского возрождения. В обоих случаях она считалась не только стильной, но и практичной, поскольку ее крутые углы препятствовали скапливанию снега и дождя на крыше.
Ажурная и декоративная резьба по камню Тонкий, но, тем не менее, важный элемент готической архитектуры, ажурность — это именно то, на что она похожа: тонкая, разветвленная орнаментальная каменная кладка, которая буквально «прослеживает» линии витража, обеспечивая структурную поддержку, подчеркивая геометрический дизайн окна. Узор становился все более сложным в течение средневекового периода, поскольку витражи становились больше и сложнее, требуя большей поддержки. Фольга, обычно трилистник или четырехлистник, и розетки являются одними из наиболее распространенных элементов ажурного дизайна.
Витражи
Сент-Шапель — королевская часовня в готическом стиле на острове Сите в Париже, а ее витражи 13 века считаются одними из лучших в мире.
Витражи получили широкое распространение в церковной архитектуре с 10 по 13 века в значительной степени из-за необходимости иллюстрировать библейские повествования для неграмотных прихожан. Как и узор, витражи становились все более сложными на протяжении всей средневековой эпохи. Дизайнеры смогли увеличить окна, разделив их на секции, добавив визуальный элемент готической арки к красочным узорам окон, которые могли быть как абстрактными и геометрическими, так и репрезентативными для библейских сюжетов. Витражи Сент-Шапель в Париже являются впечатляющими примерами стиля с узором, соединяющимся в сотнях точек, что создает впечатляющую высоту и освещение.
Введение в готическую архитектуру –
На протяжении истории человечества существовало множество увлекательных и новаторских архитектурных стилей, от огромных и монолитных пирамид древнего Египта до неомодернистских проектов более поздних времен.
Сегодня мы окунемся в мир готической архитектуры, зародившейся в начале 12 века. Симметричные соборы со сводчатыми потолками, достигающими головокружительной высоты, витражи, украшенные красивыми произведениями искусства, которые вселяли веру и пленяли воображение, и каменные горгульи, вырезанные с точностью до мельчайших деталей, которые косо смотрели на прохожих с эпических зданий, на которых они были установлены. Все эти элементы и многое другое составляют готический стиль, который продолжает влиять на архитектурный дизайн и философию на протяжении веков.
Что такое готическая архитектура? До появления готической архитектуры такие здания, как замки и соборы, были темными и сырыми местами. Это произошло из-за невозможности построить их высокими и включить окна, которые были бы достаточно большими, чтобы пропускать естественный свет, поскольку конструкции не могли бы выдержать вес тяжелых каменных стен и потолков без ущерба для устойчивости. В результате многие из этих зданий не могли поддерживать каменные крыши, поэтому приходилось использовать дерево, которое часто пропускало дождь.
Готическая архитектура возникла во Франции и первоначально называлась opus Francigenum , латинский термин, означающий «французская работа». Определяющим фактором готической архитектуры номер один является, прежде всего, стрельчатая арка. Хотя остроконечные арки использовались в индийской и исламской архитектуре в более ранние периоды, они были скорее декоративным элементом. В готической архитектуре остроконечная арка использовалась вместе с контрфорсом и ребристым сводом, чтобы обеспечить более высокие потолки, более тонкие стены и большие окна.
После внедрения этих нововведений можно было построить сооружения, которые пропускали тонны естественного света и превращали то, что обычно было бы традиционным душным, сырым строением в интерьеры с огромным пространством, которые вызывали трепет и удивление у тех, кто входил. Эта среда хорошо подходила для религиозных целей соборов и церквей, особенно с добавлением витражей и подробных скульптур, на которых часто изображались святые и другие религиозные деятели.
Пражский Град в Праге, Чехия
Основные характеристики готической архитектуры1. Стрельчатая арка характерен для готического стиля, и это потому, что он является основой, на которую опираются все другие элементы этого архитектурного метода. Это связано с тем, что остроконечная арка гораздо эффективнее распределяет вес стен, чем закругленная арка, которая ранее была методом строительства по умолчанию того времени. Это нововведение позволило возводить стены выше, чем когда-либо прежде, что, в свою очередь, привело к созданию великолепных и впечатляющих конструкций соборов, которые мы все знаем и любим, таких как собор Нотр-Дам во Франции.
Стрельчатые арки собора Нотр-Дам
2. Контрфорсы
В отличие от традиционных контрфорсов той эпохи, контрфорсы служили одновременно более эффективным способом стабилизации конструкции и красивым художественным дополнением что стало визитной карточкой готического стиля. Они работают синергетически со стрельчатыми арками, чтобы полностью поддерживать высокие здания, в которые они встроены, и дополнительно снижать нагрузку. Арочный контрфорс, в отличие от традиционного контрфорса, не соприкасается с землей, а скорее встроен в более высокие уровни здания, что позволяет ему передавать на землю боковые силы, толкающие стену наружу, и, таким образом, обеспечивать усиленную поддержку этих массивные готические сооружения.
Контрфорс Миланского собора в Милане, Италия
3. Сводчатые потолки
Если вы когда-либо были внутри одного из великих соборов, построенных в готическом стиле, одно из первых вас поразит огромная высота потолков, которые, кажется, достигают самого неба. Помимо того, что они необычайно высоки, они также являются самостоятельными произведениями искусства, часто расписанными сложными фресками. Сводчатый потолок — это инновация, которая снова стала возможной благодаря изобретению стрельчатой арки. Сводчатая конструкция позволяла лучше переносить вес крыши на землю через ее часто сложные, пересекающиеся конструктивные элементы.
Сводчатый потолок собора Святого Петра, Белфаст, Северная Ирландия
4. Витражи
Неотъемлемая часть соборов по всему миру. подъем готической архитектуры. Тонкость стен и высота, ставшие возможными благодаря остроконечной арке, означали, что художникам была предоставлена совершенно новая среда для исследования, и они в полной мере воспользовались ею, создав захватывающие дух религиозные сцены, которые вселили веру в массы. Готический узор окна позволял вставлять и защищать меньшие и более ценные кусочки стекла, и именно так художники, создавшие их, смогли создать красивые сцены с такими яркими деталями.
Витражи в Сент-Шапель, Париж, Франция. для отвода лишней дождевой воды, упавшей на крышу. Существует ряд теорий, объясняющих причину, по которой такие чудовищные существа были выбраны для украшения церквей в качестве водосточных желобов. Одна из теорий утверждает, что они предназначены для представления зла и греха и поэтому действуют как своего рода предупреждение для тех, кто их видит, что, безусловно, может помочь привлечь людей в собор. Другая теория состоит в том, что они оберегают от злых духов и не дают им проникнуть в церковь. Еще одна концепция рассматривает их как представление некоторых языческих верований, существовавших в обществе в то время. Независимо от того, почему они там, они, безусловно, дают захватывающий взгляд на верования того времени.
Водосточный желоб в виде горгульи
Возрождение готической архитектуры Как и все искусства, готическая архитектура не была застойной формулой, а развивалась на протяжении многих лет и претерпевала улучшения и инновации по мере появления разных архитекторов и строителей. с новыми понятиями и применил их. Более богатое украшение с более многочисленными и сложными скульптурами превратило многие готические сооружения в настоящие художественные галереи, где ни одна нога не осталась нетронутой стайкой религиозных деятелей, святых и демонов.