Архитектурный стиль готика: описание и фото-примеры – Rehouz

Готика — ТехЛиб СПБ УВТ

Возникновение стиля готика

В XI и XII вв. в результате развития способов обработки земли в Средней Европе возросли урожаи. В связи с этим часть сельского населения стала специализироваться на ремесленном производстве и в торговле, освободившись от влияния феодалов и создав самостоятельные коммуны.

Так внутри феодального общества возник новый класс — городская буржуазия, чья власть основывалась на движимом имуществе, прежде всего на деньгах. Этот класс стал двигателем экономического и культурного прогресса.

 

Собор Нотр-Дам в Амьене, нач.XII-XIVвв., Франция, Амьен

 

Готическое искусство представляет следующую после романского ступень развития средневекового искусства. Название это условно. Оно было синонимом варварства в представлении историков Возрождения, которые впервые применили этот термин, характеризуя искусство средних веков в целом, не видя в нем его ценных сторон.

 

Готика — более зрелый стиль искусства средневековья, чем романский.

Он поражает единством и целостностью художественных проявлений во всех видах искусства. Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно включило и свой круг всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и переживаний. В мечтательности и взволнованности образов готики, в патетическом взлете духовных порывов, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущаются новые веяния — пробуждение разума и чувств, страстные стремления к прекрасному. Повышенная одухотворенность готического искусства, нарастающий интерес к человеческим чувствам, к остроиндивидуальному, к красоте реального мира подготовили расцвет искусство Возрождения.

Готика (1250 — 1520 гг.)

Преобладающие и модные цвета

Желтый, красный, синий

Линии стиля готика

Стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии

Форма

Прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы

Характерные элементы интерьера

Веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен; лиственный сложный орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру

Конструкции стиля готика

Каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций

Окна

Вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна

Двери

Стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые


Историческая характеристика стиля готика

В городах развернулось, возникнув в Северной Франции, широкое строительство.

Новый архитектурный стиль получил название готики. Это название было предложено в XV в. итальянскими теоретиками искусства, выразившими таким образом свое отношение к казавшейся им варварской архитектуре Западной и Средней Европы.

Хотя готика возникла в процессе развития романской архитектуры, в противоположность ей и последующей архитектуре ренессанса, барокко и классицизма, — это единственный стиль, создавший совершенно своеобразную систему форм и новое понимание организации пространства и объемной композиции. Название « готика » не отражает правильно существо данного стиля. В период ренессанса это было насмешливое наименование, выдуманное итальянской художественной критикой для творческого стиля, возникшего севернее Альп. Во Франции этот стиль получил более точное название «Style ogivat» (стиль стрельчатый).

Строительные особенности стиля готика

В стиле готика использовались различные строительные материалы. Жилые и хозяйственные постройки обычно возводились из дерева. Из этого же материала строились и многие значительные здания светского и церковного характера.

В областях с недостатком камня развивалось строительство из кирпича (Ломбардия, северная Германия, Польша). Здесь производился фасонный кирпич для кладки профилированных пилонов, окон и роз (круглых окон). Но основным, наиболее характерным для готики материалом, стал камень — отесанный и бутовый. Кладка из бутового камня, как правило, особенно в интерьерах, оштукатуривалась. Камень в готической архитектуре применялся как для создания конструкции, так и для декоративного убранства. Одновременно с возведением здания выполнялись работы по отделке его сложным и богатым декором.

Готические строители работали с камнем иначе, чем античные мастера, которые для возведения часто колоссальных сооружений тщательно обрабатывали огромные каменные блоки. Средневековые каменотесы со своим необычайным воображением и статическим чутьем смело конструируют большие по площади и высоте здания, которые в процессе развития готики становятся максимально облегченными, превращаясь по существу в каркасные сооружения. При этом используются относительно небольшие обработанные камни. Эта каркасная система и ее чрезвычайно важная составная часть — ребристый свод составляют существо готического строительного искусства.

Ребристые своды, возведенные здешними мастерами из мелкозернистого известняка, были легкими и прочными. Ребра делались из клинообразных камней. На пересечении ребер в верхней точке размещался четырехсторонний «замок». При использовании легких материалов, например мела и известняка, в кладке свода толщина свода и при больших пролетах была относительно невелика — 30 — 40 см.

Готический свод намного совершеннее, чем массивный и тяжелый романский. В системе свода происходит четкое разделение усилий на ребра и полотно — распалубку. В развитии крестового свода наиболее старым элементом является распалубка. Ребро на пересечении поверхностей сводов появилось позднее, что в результате полностью изменило сущность сводчатого перекрытия.

Характерные черты стиля готика

Характерными чертами стиля готика являются вертикальность композиции, стрельчатая ярка, сложная каркасная система опор и ребристый свод. Преимущество использования ребер заключается в том, что свод может быть больше, вследствие чего уменьшаются возникающие от него нагрузки.

Погашение этих нагрузок системой контрфорсов позволило сделать более тонкими и стены. Стремление максимально уменьшить массивность сооружения привело к тому, что в результате введения каркаса стена перестала быть несущим элементом и стала всего лишь заполнением между несущими пилонами. В результате своей вариабельности стрельчатый свод по многим позициям конструктивно превосходил полуциркульный свод. Массивная каменная кладка свода в раннем средневековье сменилась ажурными каменными конструкциями, чьи подчеркнуто вертикальные опоры и колонны переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундаменты.

С развитием стиля готика готическое пространство значительно изменяется. Если разнообразная в своих проявлениях романская архитектура отдельных областей Европы развивалась различными путями, новые возможности готического стиля определяются одной школой, откуда новые творческие идеи с помощью монашеских орденов цистерцианцев и доминиканцев и работающих на них строительных артелей распространяются во все доступные области.

Сиенский собор, зодчие Пизано, Джованни ди Чекко, 1220-1377, Сиена

Уже в поздний романский период, в первой половине XII в., элементы нового готического стиля возникают в области Иль де Франс. Из этой северофранцузской области, где романская школа отставала в развитии и где непосредственно не сказывалось влияние античных традиций, исходит новый мощный импульс, открывающий путь богатому готическому искусству. Из Франции готика распространяется на соседние страны; еще в XII в. она появляется в Англии, а в следующем столетии в Германии, Италии и Испании.

До начала XIV в. преобладала форма базилики. Со временем, особенно в городах, наиболее распространенной стала зальная форма, равновеликие нефы которой сливались внутри в единое пространство. Наряду с церковными мистериями в огромных культовых помещениях проводились и народные празднества, городские собрания, театральные представления, в них велась торговля.

Типы сооружений стиля готика

Развитие городов привело к возникновению новых типов сооружений. На рыночной площади появились здания ратуши, цехов и гильдий, требовались здания для торговли мясом и мануфактурой, склады и торговые дома. Возводились арсеналы, строительные дворы, школы и больницы. Но прежде всего горожане защищали себя и свое имущество от конкурирующих соседей и нападений феодалов, строя вокруг города стены и башни.

Франция. Классическое выражение готический стиль получил во Франции — родине готических соборов. В 12—14 вв. происходит объединение французских земель, формируется государство, закладывается основа национальной культуры. Первые памятники французской готики возникли в провинции Иль-де-Франс (церковь Сен-Дени аббата Сугерия), центре королевских владений. В этих храмах сохранились некоторые черты романской архитектуры: массивность гладких стен, скульптурная лепка объемов, грузность башен фасада, четкость композиции, спокойные горизонтальные членения на четыре яруса, монументальная простота массивных форм, скупость декора.

Собор Парижской богоматери

Величайшее сооружение рапной готики — собор Парижской богоматери (Нотр-Дам де Пари, заложен в 1163 г. ; достраивался до середины 13 в.: венец капелл — в начале 14 в., ил. 81, 82), отличающийся, несмотря на многочисленные достройки, целостностью внешнего вида. Он выстроен в центре древней части Парижа, на острове Сите, образованном течением Сены. В плане собор — пятинефная базилика со слабо выступающим трапсептом, квадратными ячейками главного нефа. Западный фасад гармоничен в своих пропорциях, ясных ярусных членениях и равновесии форм. Три перспективно углубленных портала стрельчатой формы выявляют толщу цокольного этажа, подчеркивая устойчивость сооружения. По всей ширине фасада проходит так называемая «галерея королей». Окно-роза под глубокой полуциркульной аркой отмечает своим диаметром центральный неф и высоту свода. Фланкирующие розу стрельчатые окна освещают залы первого этажа башен.

Украшенный резьбой карниз и изящная аркатура из топких колонок придают легкость и стройность верхней части здания. Композиция фасада, построенная на постепенном облегчении форм, завершается двумя прямоугольными башнями, возвышающимися над кровлями. Все проемы порталов, окоп, арок варьируют форму стрельчатой арки, несколько пологую в нижнем поясе и заостренную наверху, что сообщает фасаду динамичность, у зрителя создается ощущение устремленности всех форм вверх. Скульптурный декор собора сохранился лишь па тимпанах, па вогнутых поверхностях портала, в цокольном ярусе.

…Париж возник прямо посреди Сены на крошечном островке Сите. Здесь местное галльское племя паризиев (от его названия и произошло имя французской столицы) на месте неприметного рыбацкого селения Лютеция заложило первые кварталы будущего города.  Знакомство с достопримечательностями Парижа начинают с  Сите, где находятся ажурная часовня Сент-Шапель,  мрачный замок — бывшая тюрьма Консьержери и знаменитый Собор Парижской Богоматери…

Нотр-Дам де Пари описан Виктором Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери». Огромное здание собора стоит на площади рядом со старинными домами и угрюмым парижским госпиталем. В XII веке Морис де Сюлли распланировал огромный Собор Парижской Богоматери, а в 1163 году в восточной части города королем Людовиком VII и специально приехавшим в Париж на церемонию папой Александром III был заложен первый камень фундамента.

Строительство шло постепенно с востока на запад и длилось более ста лет. Собор должен был вмещать в себя всех жителей города — 10 000 человек. Но пока его строили, прошло более полутораста лет, и население Парижа выросло во много раз. Собор в средневековом городе являлся центром общественной жизни.  У входа приезжие купцы раскладывали свой товар и заключали сделки. Сюда городские модницы приходили похвастать своими нарядами, а сплетницы — послушать новости. Здесь устраивались танцы и шествия ряженых, иногда даже играли в мяч. Во время опасности в соборе укрывались жители окрестных деревень не только со своим скарбом, но даже и со скотом. Профессора читали лекции студентам, прерываясь во время богослужений.

Внутреннее пространство собора — это царство вертикальных линий, стройных каменных столбов каркаса, соединенных стрельчатыми арками. Здесь все подчинено бурному взлету вверх, к небу. В рамы витражей со сложными линиями свинцовых переплетов вставлены цветные стекла. Рассеянный свет, проникающий через витражи, льется на статуи мужчин, женщин, детей, королей, епископов, воинов, стоящие во весь рост, коленопреклоненные, конные, из мрамора, серебра и даже восковые… Стен нет вообще, их заменяет каркас из соединенных арками столбов. Заполняют этот каркас огромные стрельчатые окна, даже не окна — а многоцветные картины с десятками фигур. Солнечный свет заставляет играть стекла всеми цветами радуги и делает витражи похожими на огромные самоцветы. Мерцающий мистический свет опьяняюще действует на человека, приводя его в благочестивое религиозное состояние.

Собор Нотр-Дам в Париже, зодчие Жак из Шеля, Пьер из Монтрейля, Пьер из Шеля, Рави Жан, 1163 — нач.XIV века

Парижской Богоматери разделен на пять нефов, средний выше и шире остальных. Высота его — 35 метров. Под такими сводами мог бы уместиться дом в 12 этажей. Посередине главный неф пересечен другим нефом такой же высоты, два нефа (продольный и поперечный) образуют крест. Это сделано специально, чтобы собор напоминал крест, на котором был распят Иисус Христос. Сооружения, подобные Колизею или термам Каракаллы, нужно было строить быстро и возводить все здание сразу, целиком.

Длительная приостановка работ или медленное возведение отдельных частей таких сооружений грозили тем, что разные помещения имели бы различную прочность. Для строительства нужны были гигантские средства, требовались армии рабов. Ничего этого у парижан не было. Готический собор строился, как правило, десятилетиями, а то и веками. Горожане не спеша собирали деньги, и здание собора росло медленно.

К середине XIX века Собор Парижской Богоматери значительно отличался от того, каким его видели парижане в XIII веке. Исчезли, поглощенные почвой Сите, все одиннадцать ступеней лестницы. Не стало нижнего ряда статуй в нишах трех порталов. Не стало и верхнего ряда статуй, украшавших когда-то галерею. Внутри собор тоже сильно пострадал. Исчезли великолепные статуи и цветные витражи, заменен готический алтарь. Вместо них появились толпы амуров, бронзовые облака, мраморные и металлические медальоны. Собор был испорчен. Более того, ему угрожало полное разрушение.

В 1841 году для спасения Нотр-Дам де Пари было принято специальное правительственное решение, а в 1845 году началась капитальная реставрация собора под руководством известного архитектора Э. Э. Виолле-ле-Дюка. В своем первозданном виде до наших дней сохранились лишь частично витражи западного, южного и северного фасадов, скульптуры на фасадах и в хоре. В заключение нельзя не отметить количество и качество ручного труда, затрачиваемого на сооружение готических соборов.

В готике общий порыв объединял каменщиков и скульпторов, плотников и стеклодувов, мастеров бронзового литья и кровельщиков — ремесленников с большой буквы, по духу своему — настоящих художников, вложивших в свои произведения и душу, и талант, и мастерство. Возникнув в монастырской среде, готика стала стилем городских соборов, которые возводили жители города на свои средства, демонстрируя таким образом свою независимость. Поэтому строительство готических соборов часто растягивалось на несколько веков, правда, первоначальный замысел при этом не искажался.

Самыми яркими примерами такого «долгостроя» являются Кёльнский и Миланский соборы, первый из которых строился 312 лет, а второй — 470. К моменту их завершения во многих европейских странах, в частности, в Англии и в Австрии, получило распространение течение, названное неоготикой и развившееся на почве национального романтизма. Восторг, восхищение перед умением готических мастеров «оживить» косную массу камня, заставить ее жить по законам органической материи, вдохновляли таких мастеров архитектуры рубежа 19-20 веков, как Антонио Гауди, даже в сроках строительства своего знаменитого собора Саграда Фамилья в Барселоне (до сих пор не завершенного), повторившего опыт готических мастеров, с тщательностью выполнявших как самые важные фрагменты храма, так и мельчайшие детали. Соборы строились не для людей, а для бога, в благодарность за все сущее.

 

Клаус Слютер, Пророк Иеремия, Колодец пророков

Андреа Пизано, Надежда, 1330, Баптистерий, Флоренция

Каждый готический собор имел свое индивидуальное лицо, нес отпечаток искреннего вдохновения строителей. Наиболее верное представление о первоначальном облике французских готических храмов даст Шартрский собор, созданный в преддверии расцвета классической французской готики. Он захватывает зрителя ощущением стихийной мощи. Его строгие монументальные формы, своды, пронизанные могучей силой, несут печать бурной, жестокой и героической эпохи первой половины 13 в. Это замечательный пример слияния могучих архитектурных масс и линий, скульптуры и огромных, то сверкающих, то мерцающих витражей сдвоенных окоп, увенчанных розой. Они сохранились почти полностью в первоначальном виде и создают особую светоцветовую атмосферу, постоянно меняющуюся в зависимости от состояния природы.

Период зрелой готики отмечен дальнейшим совершенствованием каркасной конструкции, нарастанием вертикализма линий и динамичной устремленности ввысь. Обилие скульптуры и витражей усугубляет изобразительно-зрелищный характер соборов.

Реймский собор (заложен в 1211 г., закопчен в 15 в.) — место коронования французских королей — воплотил национальный творческий гений Франции. Он воспринимался народом как символ национального объединения. Гигантский храм стопятидесятиметровой длины с высокими восьмидесятиметровыми башнями — одно из самых цельных созданий готики, замечательное воплощение синтеза архитектуры и скульптуры.

По сравнению с собором Парижской богоматери все формы западного фасада Реймсского собора стройнее; пропорции фиалов, порталов удлинены, стрельчатые арки заострены. Неудержимый поток линий и масс, устремленных вверх, лишь слегка задерживается горизонтальными членениями. Основная тема выражена в энергии нарастающего ввысь движения гигантских стрельчатых порталов и примыкающих к ним контрфорсов. Порталы перекрыты пятью остроконечными вимпергами, украшенными резьбой. Средний портал выше и шире, острие его вимперга, нарушая горизонталь карниза, направляет взор ввысь. Бесчисленные детали конструкции, движение вертикальных тяг, аркбутанов, пинаклей (островерхие башенки), стрельчатых арок, колонок, контрфорсов, шпилей повторяют в следующих ярусах в разных вариациях и ритмах основную тему, как бы уподобляясь многоголосому хору.

Движение замедляется, успокаивается в центре второго этажа огромной розой и стремительно нарастает в боковых частях в фиалах, острых стрельчатых арках галерей, завершаясь мощным взлетом башен. Переходы между отдельными формами, ярусами смягчаются игрой живописной светотени, не снимающей, однако, строгости архитектонического решения. Многочисленные скульптуры собора как бы перекликаются с шумной городской толпой, заполняющей в праздник площадь. Фигуры святых то выступают стройными рядами, образуя фризы, то собираются в группы, то стоят в одиночку на фоне порталов или в нишах, как бы встречая посетителей. Статуи сплетаются в орнаментальные ряды, подчиняются основным архитектурным лилиям. Архитектурно-скульптурные декорации собора пронизаны единым ритмом и воспринимаются как завершенное целое, как выражение высшего порядка, как некий идеальный, поражающий многосложностью мир. Внутреннее пространство Реймского собора отличает та же ясность структуры и стройность пропорций как целого, так и отдельных деталей. Все внутри подчинено общему движению вперед к алтарю и устремленности вверх — к небу.

Пучки тонких колонн убегают вверх, соединяясь со стрельчатыми арками и нервюрами сводов. Над арками боковых нефов тянется трифорий — фальшивая галерея, открывающаяся в центральное пространство короткими перебежками небольших аркад, дробящих своим ритмом мощные аккорды нижних аркад и готовящих восприятие огромных витражных стрельчатых окон и высоких нервюрных сводов перекрытия центрального нефа. Огромный хор с венцом капелл практически равен по ширине трансепту. Его залитое божественным светом пространство прекрасно воспринимается от самого входа — за 150 метров, неодолимо маня и притягивая к себе взоры и души молящихся.

В Амьенском соборе наиболее полно выразился расцвет готической архитектуры Франции. В то время как Реймсский собор впечатляет внешним обликом, в котором ведущее значение приобрела скульптура, Амьенский собор восхищает своим интерьером — легким, огромным, свободным внутренним пространством. Освещенный витражами, он был теплым и лучезарным.

Центральный неф собора отличается большой высотой (40 м) и протяженностью (145 м). Нефы, широкий трансепт, хор и капеллы стали менее самостоятельными частями, сливаясь с широким пространством всего интерьера. Фасад отличается чрезвычайно богатым убранством и полным слиянием архитектуры и пластики. В Амьенском храме, однако, пет полной гармонии между его внутренним и внешним обликом. Чеканная богатая отделка фасада с тремя углубленными порталами воспринимается лишь как оболочка огромного внутреннего пространства, окаймленного витражами, опоясывающими стены скульптурными лиственными гирляндами. В Амьенском соборе появляются и черты готики типа, переходного к ее позднему этапу — пламенеющей готике. Классическое равновесие пропорций нарушается, утрачивается соразмерность частей.

Во второй половине 13—14 вв. еще продолжают достраивать начатые соборы, но типичным становится строительство небольших капелл по заказу гильдий или частных лиц. Чудесное создание развитой французской готики — двухэтажная королевская Святая капелла (Сент-Шапель, 1243—1248), выстроенная на острове Сите в Париже при Людовике IX. Она отличается безукоризненным изяществом общей композиции и совершенством всех пропорций, устойчивостью и пластичностью внешнего облика. В ее верхней церкви стены полностью заменены высокими (15 м) окнами, заполняющими простенки между тонкими опорами сводов. Изумительный эффект в этом хрупком здании создают многоцветные пурпурово-алые витражи, сияющие чистыми звучными красками. Западный фасад украшен прорезывающей его во всю ширину розой, исполненной в 15 в. К выдающимся памятникам 13 в. относится аббатство Мон Сен-Мишель.

Монастырь и собор Мон Сен Мишель, XIIIв., Франция, остров Сен Мишель

Италия. Особенно богата памятниками светской архитектуры Италия. Своеобразный облик центральной площади Святого Марка в Венеции во многом определяет архитектура обширного по размерам дворца Дожей (правителей республики; 14—15 вв. ), поражающего великолепием. Это яркий образец венецианской готики, воспринявшей не конструктивные принципы, а декоративность этого стиля. Фасад его необычен по композиции: нижний ярус дворца опоясывает беломраморная колоннада с переплетающимися стрельчатыми арками. Огромное монументальное здание точно вдавливает приземистые колонны в землю.

Сплошная открытая лоджия с килевидными арками, с тонкими, часто расположенными колоннами образует второй этаж, отличающийся изяществом и легкостью. Над мраморным кружевом резьбы возвышается мерцающая и вибрирующая на солнце розовая стена третьего этажа с редко расположенными окнами. Вся плоскость этой части стены покрыта геометрическим белым орнаментом. Розово-жемчужный издали, дворец вблизи восхищает звучностью декоративного решения, облегчающего формы. Архитектура Венеции сочетает строгую пышность Византии с восточной и готической декоративностью, со светской жизнерадостностью.

Черты крепостной романской архитектуры сохраняет грандиозный палаццо делла Синьория (палаццо Веккьо, 1298—1314) во Флоренции. Скупо расчлененное небольшими окопными проемами трехэтажное здание, облицованное грубо обтесанными квадрами камня, воспринимается как цельный монолит. Его суровый облик, его пластическую мощь подчеркивают смело выступающий вперед ярус машикул и крепостных зубцов и горделиво устремленная вверх грозная сторожевая башня. Сооруженное на месте разрушенного феодального замка, палаццо Веккьо служило олицетворением могущества свободного города. В палаццо Веккьо намечаются черты, получившие развитие в архитектуре жилого дома, дворца эпохи Возрождения.

  
 Башня дворца Дожей, зодчие бр.Далле Массенье, Бон Джованни, с 1309 — XVI в., Венеция Миланский собор, зодчие Симон де Орсениго, А. и Ф. дельи Органи, Дж. А. Амадео, К. Солари, П. Тибальди, 1386 — XVв., достр. в XIXв.

Германия. Готический стиль в Германии развивался па основе художественного опыта французов, ярко выраженного в синтетическом типе северных французских соборов. Однако немецкое искусство не обладало цельностью и единством французской готики. В немецких соборах нет изящества, ажурности и чувства меры, присущих французским. Драматизм, экспрессивность, отличавшие немецкую готику, сочетались в архитектуре с сохранявшимися романскими традициями. Планы соборов просты, большей частью в них отсутствуют обходной хор и венец капелл. Во внешнем облике здания присущая готике устремленность вверх получила предельное выражение. Часто встречался тип однобашенного собора, напоминающего гигантский кристалл, шпиль которого гордо врезается в небо. Наружные формы строги, свободны от резного и скульптурного декора.

Во Фрейбургском соборе (ок. 1200 г.—конец 15 в.,) с мощной башней фасада, завершающейся ажурным шатром из каменных брусьев, интерьер с невысоким средним и широкими боковыми нефами производит мрачное впечатление. Грандиозный пятинефный Кельнский собор (1248— 1880) построен по типу Амьенского. Легкие башни с остроконечными крышами па западном фасаде, необычайно высокий средний неф и изящный архитектурный декор всех деталей конструкции характеризуют его внешний облик. Замена розы стрельчатым окном усиливает стремительность движения. Кельнский собор отличается сухостью форм. Западная часть его была закончена лишь в 19 в. В эпоху готики в искусстве возросло значение светской архитектуры, частной, дворцовой и общественной. Развитая политическая жизнь и растущее самосознание горожан получили отражение в строительстве монументальных ратуш.

  

 Замок Карлштейн, осн. Карлом IV в 1248г-XIIIв., Чехия, Млада-Болеслав

 Собор Святого Витта,  зодчие Матье из Арраса, Парлержи, 1344-1420, Чехия, Прага

Читать по теме:

Архитектурные стили

Готический архитектурный стиль / Французская готическая архитектура / История архитектуры / www.Arhitekto.ru

Готическая архитектура, та готическая архитектура, которая образовалась перед окончанием средних веков, есть явление такое, какого еще никогда не производил вкус и воображение человека. Велика радость открытия шедевров искусства, веками пролежавших в земле после гибели породившей их цивилизации. В эпоху Возрождения такую радость испытывали новооткрыватели античности, откапывая мраморную статую идеальных пропорций или чудесно расписанную амфору. А ведь искусство средневековья долго пребывало скрытым, хоть и не в земле, но не менее надежно под тяжелым пластом непонимания. Но вот наступило прозрение, и красота этого искусства покорила сердца, уставшие от выхолощенных норм классицизма.

Название этого художественного стиля происходит от итальянских слов «маниера готика» — «готская манера» (от названия германского племени готов). В Италии эпохи Возрождения так назвали средневековое искусство Северной Европы — художественный стиль, господствовавший в странах Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы между серединой XII в. и XV—XVI вв.

В готическое искусстве, сменившем романский стиль, отразились формирование наций и национальных государств, усиление городов и торгово-ремесленных кругов, развитие светских черт в городской и рыцарской культуре.

Ведущим архитектурным типом в готике стал собор, возвышавшийся над городской застройкой и способный подчас вместить все взрослое население города. В соборе и вокруг него сосредоточивалась общественная жизнь горожан. Каркасная система готической архитектуры позволила создать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов (высота интерьера в соборе в Бове во Франции больше 47 м) и прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами.

Устремление собора ввысь подчеркнуто

  • гигантскими ажурными башнями (высота башен собора в Кельне в Германии 157 м),
  • высокими стрельчатыми арками, окнами и порталами,
  • многочисленными декоративными деталями (ажурные фронтоны — «вимперги», башенки — «фиалы», завитки — «краббы», круглые окна со сложным переплетом — «розы»).

Окрашенный свет, проникающий через витражи, усиливает впечатление необозримости, беспредельности пространства, насыщенности интерьера движением. Конструктивной основой собора служит каркас из столбов и опирающихся на них стрельчатых арок.

Крестовый свод выкладывается на перекрещивающихся ребрах – «нервюрах», а боковой распор свода передается связующими косыми арками («аркбутанами») на мощные наружные столбы («контрфорсы»).

Вынесение наружу конструктивных элементов позволило создать ощущение легкости и пространственной свободы интерьера. Статуи и скульптурные группы на порталах или на алтарных преградах приобрели глубокое духовное содержание (отражающее сложный драматизм жизни), устремленность и подвижность, подчеркнутые ритмом складок и легким изгибом фигур. На фасадах соборов помещались статуи святых и аллегорические фигуры; лучшие из них отмечены одухотворенной красотой, торжественным спокойствием поз и жестов; в других частях здания многочисленны светские изображения — трудовые сцены, сатирические образы, фантастические фигуры зверей («химеры»). Разнообразна тематика цветных витражей — главного вида готической живописи.

Арка и свод. Эти архитектурные формы, так умело использованные римлянами и затем легшие в основу всего строительного искусства средневековой Европы, еще до Рима появились в Иране, который в свою очередь унаследовал их от древних культур Двуречья. Возможно, к тем же источникам восходит и великое по своей оригинальности и значительности зодчество Армении, само географическое положение которой благоприятствовало такой преемственности. Уже в V — VII вв. сочетание центрической композиции с базиликальной привело к созданию в Армении купольных базилик и уникальных «купольных залов», в которых пилоны примыкают к продольным стенам, утверждая тем самым нерасчлененность внутреннего пространства. Но этого мало: армянские зодчие едва ли не первыми в мире стали возводить бесстолпные залы, перекрытые взаимоперекрещивающимися арками, положив этим начало нервюрной системе. Высказывались и иные гипотезы относительно происхождения этой системы (Древний Рим, Ломбардия, даже Англия).

Однако в позднее средневековье никто не сомневался в том, что основная готическая система разработана французскими зодчими, и во всей Европе ее называли «строительством на французский манер». В самом деле, готическая архитектура сменила впервые романскую именно во Франции, причем уже во второй половине XII в.

В силу особых местных условий исторический процесс, происходивший тогда же в Италии, направлял художественное творчество к тому идеалу, которому, часто минуя готику, суждено было воплотиться в искусстве Ренессанса, или Возрождения. А во Франции с ее чисто средневековой культурной традицией те прогрессивные явления обусловили благодаря своему быстрому нарастанию переход от романского стиля к готическому.

Достаточно сказать, что в Париже, ставшем в позднее средневековье уже не только фактической столицей государства, но и общепризнанным центром его культурной жизни, насчитывалось около ста цеховых организаций ремесленников, среди которых не последнее место занимали каменщики и ваятели, а число жителей к концу XII в. достигло почти ста тысяч, что было тогда беспримерным.

Основанный в 1150 г. Парижский университет стал центром средневековой учености, в котором значительную роль играло пробивавшееся сквозь церковную схоластику стремление к точным наукам. Недаром один из писателей того времени называл Париж, куда съезжались из других стран ученые, художники и все жаждущие просвещения, «источником, орошающим круг земли».

А, кроме Парижа, кроме Шартра и всего Иль-де-Франс, наиболее передовыми стали северные провинции: Пикардия, Шампань и Нормандия — с такими цветущими городами, как Амьен, Реймс и Руан — истинными сокровищницами готического искусства.

Более трех столетий продержалась готика во Франции:

  • Ранняя готика — последняя треть XII и первая четверть XIII в;;
  • Зрелая, или Высокая готика — с 20-х гг. до конца XIII в.;
  • Поздняя готика — XIV — XV вв. , сначала радостно сияющая своей декоративностью и потому иногда называемая «лучистой», а затем «пламенеющая», чья бурно разросшаяся декоративность обретает уже самостоятельное значение.

Основой романского храмового здания служила сама каменная масса. Эта масса с ее толстыми, глухими стенами поддерживалась и уравновешивалась подпружными арками, столбами и прочими архитектурными деталями, выполнявшими опорные функции. Для большей устойчивости здания романский зодчий увеличивал толщину и крепость стены, на которой и сосредоточивал главное внимание.

Именно совершенствованию опорной системы суждено было произвести истинную революцию в тогдашнем зодчестве.

Создание высочайших крестовых сводов на стрельчатых ребрах, или нервюрах, принимающих на себя всю тяжесть перекрытия, увеличение числа нервюр, выходящих из каждого столба, образуемого пучком колонн, введение так называемых аркбутанов — полуарок, переносящих давление верхних стен среднего нефа на продолженные вверх могучие наружные столбы — контрфорсы боковых нефов, выполняющие функцию противодействующей силы, — все это настолько обогатило опорную систему, что она приобрела самостоятельное значение. В этом и заключалась совершенная революция.

Лишившись за ненадобностью своей романской толщи, безбоязненно прорезанная огромными окнами в ярких многоцветных витражах и исчезающая в кружеве резного камня, стена утратила свой определяющий характер в общей структуре здания и, можно сказать, ее как бы не стало. Так что все здание свелось к остову — в преодолении тяжести чудесно разросшемуся ввысь каркасу, ставшему основой всей готической архитектуры.

Читайте также:

  • Французская готическая архитектура
  • Готический и романский стили – единство и противоположность
  • «Энциклопедия» готической эпохи
  • Особое положение архитектуры в средневековой системе искусств
  • Средневековая архитектура как «прикладная геометрия»
  • Аллегория Архитектуры и Геометрии
Источники



Почему вы ассоциируете готическую архитектуру с Хэллоуином

31 октября

Почему готическую архитектуру связывают с Хэллоуином

Цифровой маркетинг

Архитектура, архитектурные стили

Когда-то считавшаяся воплощением науки и религии, теперь готическая архитектура Британии обычно ассоциируется со словами, такими как «пугающий», «темный» или, в некоторых случаях, даже «злой». Так что же послужило причиной его превращения из духовного в жуткое? Вы узнаете в этой статье!

Изображение

© Max Pixel

Готическая архитектура, также известная в период как Opus Francigenum («французская работа»), процветала в Европе в период Высокого и Позднего Средневековья. Он возник во Франции в 12 веке и просуществовал до 16 века, что означает, что он возник из романской архитектуры, а на смену ей пришла архитектура эпохи Возрождения.

изображения © Pexels

Характерными чертами готической архитектуры являются стрельчатая арка, ребристый свод и контрфорс. Во время своего пика дизайн обычно выбирался для церквей, университетов, замков, дворцов, соборов и государственных зданий. Это принесло стилю репутацию чистилища или академии, а не варварства и ужаса.

изображение © PXhere

Восприятие готической архитектуры как варварской обусловлено тремя причинами.

1) Критики и крупные архитекторы отдают предпочтение греческой и римской классической архитектуре. Из-за своего предпочтения классицизму они утверждали, что осада Рима готами в пятом веке разрушила «настоящую» классическую архитектуру.

2) Готическая архитектура ассоциировалась с католиками, и в то время католицизм представлял угрозу классическому порядку.

3) Возникновение готического романа. Авторы того периода, такие как Гораций Уолпол , который был первым писателем готических романов, Энн Рэдклифф, которая представила сверхъестественные элементы, и Брэм Стокер, написавший Дракулу, как правило, имели место действия своей книги в или вокруг готических архитектурных зданий, которые были в состоянии распада.

изображение © PX Здесь

Из-за их литературных произведений, возможно, готический роман является наиболее ответственным за наше восприятие готической архитектуры и нашу связь с Хэллоуином. Это связано с тем, что, думая о готической архитектуре, почти невозможно отделить ее от пустынного фона или угрожающих теней. Рассмотрим замок Бран в Трансильвании. Если вы посмотрите на картинку выше, то в ней нет ничего страшного. Пока, конечно, вы не начнете представлять себе, что скрывается в башне или бродит по милостивым коридорам, или не узнаете, что Влад Цепеш III (он же Дракула) якобы был здесь заключенным. Внезапно восприятие замка меняется с добавлением деталей. Это подтверждает силу, которую готический роман и литература имели для того, чтобы сделать готическую архитектуру связанной с жутким, ужасающим и любым другим прилагательным, обычно используемым для описания Хэллоуина.

Источники: Исследование замков и Разговор. Изображение на обложке © Pexels

Цифровой маркетинг

Цифровой маркетинг

Строительство на батареях будет формировать строительный мир в ближайшие годы

Как получить максимальную прибыль при продаже дома

Как обновить коммерческое здание, чтобы максимально использовать его потенциал

Порошковое покрытие своими руками: подробное руководство для домовладельцев

Реконструкция гостиной: простые и эффективные идеи ремонта, которые украсят ваше пространство

Хотите заняться развитием недвижимости? 7 ключевых моментов, которые следует учитывать

Промышленный дизайн: 14 креативных способов оптимизировать пространство для совместной работы

Архив
  • май 2023 г.
  • апрель 2023 г.
  • март 2023 г.
  • февраль 2023 г.
  • январь 2023 г.
  • декабрь 2022 г.
  • ноябрь 2022 г.
  • октябрь 2022 г.
  • сентябрь 2022 г.
  • август 2022 г.
  • июль 2022 г.
  • июнь 2022 г.
  • май 2022 г.
  • апрель 2022 г.
  • март 2022 г.
  • февраль 2022 г.
  • январь 2022 г.
  • декабрь 2021 г.
  • ноябрь 2021 г.
  • октябрь 2021 г.
  • сентябрь 2021 г.
  • август 2021 г.
  • июль 2021 г.
  • июнь 2021 г.
  • май 2021 г.
  • апрель 2021 г.
  • март 2021 г.
  • февраль 2021 г.
  • январь 2021 г.
  • декабрь 2020 г.
  • ноябрь 2020 г.
  • Октябрь 2020 г.
  • сентябрь 2020 г.
  • август 2020 г.
  • июль 2020 г.
  • июнь 2020 г.
  • май 2020 г.
  • апрель 2020 г.
  • март 2020 г.
  • февраль 2020 г.
  • январь 2020 г.
  • декабрь 2019 г.
  • ноябрь 2019 г.
  • Октябрь 2019
  • сентябрь 2019 г.
  • август 2019 г.
  • июль 2019 г.
  • июнь 2019 г.
  • май 2019 г.
  • апрель 2019 г.
  • март 2019 г.
  • февраль 2019
  • январь 2019 г.
  • декабрь 2018 г.
  • ноябрь 2018 г.
  • Октябрь 2018
  • сентябрь 2018 г.
  • август 2018 г.
  • июль 2018 г.
  • июнь 2018 г.
  • май 2018 г.
  • апрель 2018 г.
  • март 2018 г.
  • февраль 2018
  • январь 2018 г.
  • декабрь 2017 г.
  • ноябрь 2017 г.
  • Октябрь 2017 г.
  • сентябрь 2017 г.
  • август 2017 г.
  • июль 2017 г.
  • июнь 2017 г.
  • май 2017 г.
  • апрель 2017 г.
  • март 2017 г.
  • февраль 2017 г.
  • январь 2017 г.
  • декабрь 2016 г.
  • ноябрь 2016 г.
  • сентябрь 2016 г.
  • август 2016 г.
  • июль 2016 г.
  • июнь 2016 г.
  • май 2016 г.
  • апрель 2016 г.
  • март 2016 г.
  • февраль 2016 г.
  • январь 2016 г.
  • ноябрь 2015 г.
  • Октябрь 2015 г.
  • сентябрь 2015 г.
  • июль 2015 г.
  • июнь 2015 г.
  • май 2015 г.
  • апрель 2015 г.

8 самых пешеходных городов

10 зданий, прославившихся своей жуткостью

Что такое Архитектура Месопотамии?

Что вы знаете о романской архитектуре?

Влияние римской архитектуры на современный дизайн

Итальянская готическая архитектура – Обзор Италии

Дион Протани

Последнее обновление: 24 декабря 2021 г.

Охватывающий период около 300 лет с 12 по 15 века, Итальянская готическая архитектура была стилем, который пришел на смену романскому стилю и в конечном итоге был вытеснен Ренессансом.

По крайней мере, именно так все развивалось в Италии, и следует отметить, что здесь речь идет именно об итальянской готической архитектуре, а не о типичном готическом стиле Северной Европы. Готическая архитектура во Франции, Германии и Англии имеет некоторые явные отличия от того, что мы находим в итальянской версии, которая не совсем придерживалась более строгого стиля, характерного для севера. Наследие итальянских готических зданий, которые до сих пор стоят, демонстрирует собственный стиль, который часто смешивается с более поздними и более ранними стилями.

Аббатство Сан-Гальгано, Тоскана

Ссылки по теме

Итальянские архитектурные стили

Религиозные сооружения Италии

Период времени:

13-15 века

Предшественник: 

Архитектура итальянского романского стиля

Далее следует: 

Архитектура итальянского Возрождения

​Характеристики/инновации: 

Стрельчатые арки, контрфорсы, башни

​Известные готические здания в Италии:

Миланский собор, Флорентийский собор, Сиенский собор 90 005

Типы зданий:

Аббатства, баптистерии, мосты, кладбища, церкви, палаццо

Ранняя итальянская готика 1203 – 1290

Готический стиль был впервые введен в Италию цистерцианскими монахами в начале 13 века. Цистерцианцы считались более строгим орденом, чем бенедиктинцы, и историю итальянской готической архитектуры можно четко проследить по тому, что произошло в аббатстве Казамари в Лацио в начале 13 века. На протяжении предыдущего столетия аббатство находилось в неуклонном упадке из-за ряда экономических факторов. С IX века это было бенедиктинское аббатство, но оно было перестроено цистерцианцами между 1203 и 1217 годами. 

С более жесткой доктриной цистерцианцев появились определенные архитектурные характеристики, в основе их принципов строительства – гораздо больший упор на функциональность, чем на эстетику. Исчезла типичная романская колокольня, а искусство, скульптура и другие декоративные элементы, такие как витражи, были запрещены. Однако принципы, введенные цистерцианцами, не были единственной основой для стиля: другой монашеский орден, францисканцы, был основан в 1208 году и приветствовал искусство в своих церквях. Первой крупной францисканской церковью была базилика Святого Франциска Ассизского, чей украшенный фресками интерьер является полной противоположностью цистерцианскому аббатству.

Вскоре после того, как было построено аббатство Казамари, началось строительство другого аббатства дальше на север, в Тоскане. Аббатство Сан-Гальгано было построено между 1218 и примерно 1280 годами и является одним из лучших сохранившихся образцов ранней итальянской готической архитектуры. Потребовалось время, чтобы новый архитектурный стиль распространился по всей стране; строительство первой готической церкви в Риме, базилики Санта-Мария-Сопра-Минерва , началось только в 1280 году. Готическая эпоха, длившаяся примерно с 129 г.от 0 до 1385. 

Характеристики итальянской готической архитектуры

  • Стрельчатые арки
  • Несколько или очень скромные колокольни
  • Контрфорсы (хотя в некоторых итальянских готических церквях их нет, как раньше) всегда считался элегантным в Италия)
  • Горгульи
  • ​Пинаклы
  • Ребристые своды более распространены в готике, чем в романском стиле
  • ​Церкви вдали от городских центров
  • Готические столицы более естественны, такие как листва и цветы​
  • Чаще всего используется кирпич, а не камень, внутренние стены оштукатурены
  • Мрамор, используемый для отделки Готический стиль против романского, ренессанса или барокко

    Иногда бывает непросто правильно определить архитектурный стиль итальянского здания, хотя существует ряд контрольных признаков. Большая часть итальянской готической архитектуры, все еще сохранившейся в стране, была построена между 500 и 800 годами назад; ключом к этому является то, что то, что может быть классифицировано как готическое здание, могло изначально быть романским зданием с добавленными позже готическими элементами. Или, если он был первоначально построен в готический период по готическим принципам, все еще есть большая вероятность, что он пострадал или был разработан в эстетических целях позже в его жизни с элементами ренессанса или барокко. По сути, сохранилось относительно немного зданий, которые не отображают черты разных архитектурных стилей, и каждую из «подсказок», если хотите, нужно рассматривать в целом.

    Так что, возможно, пытаясь определить, относится ли здание к итальянскому готическому стилю, первое, на что мы должны обратить внимание, это дата, когда оно было первоначально построено. Если он был построен между серединой 13 века и началом 15 века, шансы, что это будет готика, выше. Конечно, иногда вы захотите узнать стиль, не зная, когда он был построен, и на этом этапе мы можем начать исследовать некоторые из отображаемых функций.

    Готические фасады

    В большинстве случаев первой частью итальянской церкви, которую вы видите, является фасад, и здесь мы можем собрать много информации. Предостережение заключается в том, что первоначальная, скажем, романская церковь могла быть перестроена с готическим фасадом или что к готической церкви, например, позже мог быть добавлен фасад эпохи Возрождения. Таким образом, несмотря на то, что внешний вид предлагает множество подсказок, его нельзя рассматривать изолированно как определяющий фактор.

    Возможно, самым важным признаком готической церкви является форма арок. С тех пор как римляне ввели арки в свою архитектуру тысячи лет назад, с тех пор они использовались как в структурных, так и в декоративных целях. Большая разница между романскими и готическими церквями заключается в преобладающей форме арки. В романской архитектуре широко использовались полукруглые арки, но готический стиль ввел в эти арки центральную точку и, таким образом: стрельчатая арка . Это можно увидеть в таких вещах, как окна, аркады или входы на фасаде. Если вы видите на фасаде и полукруглые, и стрельчатые арки, скорее всего, это изначально романская церковь, которая позже была украшена готическими чертами или, возможно, была построена в переходный период между двумя стилями.

    Собор Орвието, Умбрия

    Миланский собор, Ломбардия

    Сиенский собор, Тоскана

    Другие украшения готического фасада могут включать в себя использование горгулий или характерно готических башен (остроконечные шпили на вершинах колонн). различных высоты. Возможно, самым откровенно готическим зданием в Италии является Миланский собор, более типичный для северной европейской готики, фасад которого покрыт настоящим праздником вершин. Миланский собор также представляет собой отличный пример другой готической особенности: Контрфорс .

    Хотя ранние цистерцианские готические здания избегали использования украшений, более поздние образцы этого стиля смогли обеспечить гораздо большее использование света в своих церквях, потому что контрфорсы обеспечивали гораздо большую структурную поддержку и позволяли использовать большие окна. Это, в свою очередь, привело к тенденции использования красивых витражей. Контрфорсы не так широко использовались в итальянской готике, как в северных церквях; часто считается уродливым или, по крайней мере, лишенным изысканности. Аргументы в пользу обеих точек зрения могут быть решительно выдвинуты с использованием неуклюжих контрфорсов на фоне гораздо более легких церковных интерьеров.

    Еще одна особенность, которая регулярно появляется в итальянской готической архитектуре, но не является ее существенной частью, — это использование полихроматических узоров на фасадах. Это в эффектной степени используется в соборах Орвието и Сиены – их фасады и внутренние помещения отделаны чередующимися оттенками мрамора, создающими полосатый эффект.

    Готические интерьеры

    При входе в красивую итальянскую церковь первое, что вы, скорее всего, сделаете, это поднимете глаза к потолку. Это всегда большой указатель на архитектурный стиль, и с точки зрения итальянской готики мы находим более широкое использование ребристый свод здесь чем мы делаем с романскими церквями например. Еще одним отличием романского стиля от готического является внешний вид капителей, которые можно найти вверху, внизу или даже на середине колонны. Границы между ними здесь слегка размыты, но в то время как романская церковь может быть украшена капителями, изображающими сцены ужасов, страшных монстров или моральные уроки из Библии, готические капители имеют тенденцию быть немного мягче в своих посланиях. и обычно состоят из цветов или листвы.

    ​Другие внешние особенности

    Использование мрамора в отделке широко распространено в итальянской готической архитектуре как внутри, так и снаружи. Романские церкви больше полагались на использование камня, чем их готические аналоги, которые обычно строились из кирпича и отделывались либо штукатуркой, либо мрамором для украшения.

    Еще одним важным признаком готической церкви является отсутствие отдельно стоящей колокольни, построенной рядом с ней, хотя часто бывает так, что меньшие, более скромные башни могут быть включены в главное здание.

    Наконец, само расположение церкви может дать самую большую подсказку: романские церкви, как правило, были центральным элементом города или его главной площадью, тогда как в готическом стиле эти церкви отводились почетным местам сразу за пределами города. город или центр города.​

    Этапы итальянской готической архитектуры с известными образцами каждого периода

    Ранняя готика: 1203 – 1290 – отмечен переход от романского к готическому

    Аббатство Сан-Гальгано (построено в 1218 – ок. 1280) )
    Базилика Сант-Антонио (Падуя)
    Базилика Санта-Мария-Новелла
    Базилика Санта-Мария-Сопра-Минерва
    Базилика Святого Франциска Ассизского
    Кьеза-ди-Санта-Мария-делла-Спина, Пиза
    Сиенский собор

    Зрелая/высокая готика: 1290 – 1385

    Флорентийский собор
    Собор Орвието

    Поздняя готика: 1385 – 1500

    Миланский собор
    Палаццо Веккьо (Флоренция)
    Базилика Сан-Петронио

    Венецианская готика: XIV-XV вв.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *