Архитектурный стиль барокко: Стиль барокко в архитектуре Европы простыми словами

Содержание

Архитектура барокко в России – Архитектурный стиль — LiveJournal

sergeyurich

Архитектура барокко в России

   
    Оригинал взят у sergeyurich в Архитектура барокко в России

   Оригинал взят у edwardjournal в АРХИТЕКТУРА БАРОККО НА РУСИ

    Стиль барокко расцвел буйным цветом в Европе в XVII веке, возникнув веком ранее в Италии, где местные мастера стремились возвеличить свою культурную значимость привнесением во все отрасли искусства некие излишества и вычурность, в том числе и в архитектуру.
    До России архитектурный стиль барокко дошел через «прорубленное» Петром I «окно в Европу» с изрядным запозданием, воплотившись в полной мере лишь в XVIII веке, когда в Европе уже начинал укрепляться классицизм. Но отставание в ракурсе времени было с лихвой компенсировано грандиозностью барочных построек городских и усадебных ансамблей столицы и прочих мест, облюбованных российской знатью. Кроме того, российское барокко, как и прочие инородные культурные веяния, попадающие в страну, обрело новые, нехарактерные для европейского барокко черты, породив сугубо отечественные стили, такие как строгановское, голицынское и нарышкинское барокко.


    Стиль барокко воплощался в основном в проектах церквей и храмов. К знаменитым архитектурным памятникам можно отнести церковь Покрова в Филях, Успенский собор в Рязани, Новодевичий монастырь, брянскую Сретенскую надвратную церковь при Свенском монастыре, Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах, недалеко от Подольска, и многие другие храмы. Нарышкинское барокко в архитектуре отличается ярусностью, центричностью, равновесием и симметрией, белыми элементами на красном фоне.



Храм Знамения Богородицы в Дубровицах, голицынское барокко




  Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах вобрала в себя элементы итальянской, немецкой, шведской, французской и русской архитектуры. Обилие архитектурных деталей и резьбы – витиеватых колонн, завитков, виноградных кистей, цветов, листьев, а также скульптуры ангелов и святых – делают храм уникальным образчиком церковного зодчества. Вместо традиционного купола церковь венчает золотая корона.

  Самоназвания архитектурных направлений барокко в России происходят от фамилий родов, покровительствовавших возведению наиболее знаковых сооружений данной эпохи, которые, разумеется, обладали собственными характерными особенностями. Вообще, отличие отечественного барокко от европейского можно в общих чертах проследить в простоте и композиционной структурности. Разницу можно найти и в деталях, например, в используемых отделочных материалах. В Европе для облицовки применялся камень, русскими же мастерами использовались штукатурка и гипс, которые, в отличие от камня, можно было красить. Именно поэтому архитектурные сооружения русского барокко радуют глаз ярким контрастным колером.

В основном использовались красные, голубые, желтые и белые краски, а также их сочетания, а для кровли применялась белая жесть и различная позолота.
    В декоре фасадов использовали орнаментную лепку, в которой отчетливо проступали элементы традиционного русского колорита. Западные зодчие, стремясь переплюнуть конкурентов, активно использовали мистические знаки и символы, что также не характерно для русского барокко, хотя, справедливости ради, иностранные архитекторы, возводившие усадебные имения для первых лиц империи в столице и ее окрестностях, все-таки прибегали к традиционно европейским приемам. Но в глубинке, куда барокко изначально просочилось стараниями боярина Льва Нарышкина, в отделке практически полностью преобладали местные традиции.

Церковь Покрова в Филях

  Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, построенная в вотчине князей Нарышкиных, – одна из лучших представительниц московского барокко. Церковь в этом подмосковном селе была известна с 1619г. – эта небольшая деревянная церковь Покрова и дала имя новой, двухэтажной роскошной барочной красавице.

  Новодевичий монастырь в Москве.

    Великая обитель Пречистой Богородицы «Одигитрии», православный женский Новый Девичий монастырь в Москве (Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь) – заложен Великим князем Владимирским и Московским Василием III в 1524 году в честь главной святыни древнего Смоленска – иконы Смоленской Божией Матери.

  Активное строительство началось в монастыре в годы правления Софьи Алексеевны. Почти весь архитектурный ансамбль монастыря (исключая старый Смоленский собор) был построен именно тогда, в новом стиле “московского барокко”.

За короткий промежуток времени была выстроена колокольня, надвратные церкви северных и южных ворот, Успенский храм с трапезной палатой, два жилых корпуса для сестер царицы Софьи – царевен Марии и Екатерины.

  Архитектурный ансамбль монастыря, сложившийся в XVI-XVII веках, с тех пор не претерпел существенных изменений. В качестве исключительного по сохранности образца московского барокко поставлен под охрану ЮНЕСКО и объявлен достоянием всего человечества.

    Стиль барокко в архитектуре мест проведения церемониальных и светских мероприятий высших сословий подчеркивал могущество и благосостояние Российской империи тех лет. Не только внешнее, но и внутреннее убранство зданий не имело себе равных во всей Европе. Наиболее выдающимся архитектором того периода принято считать Варфоломея Варфоломеевича Растрелли, представителя т. н. елизаветинского барокко. Среди его работ вспоминаются великолепные Зимний, Строгановский и Воронцовский дворцы, Андреевская церковь в Киеве, Царскосельский Екатерининский дворец, Смольный монастырь.

Эти сооружения поражают своими масштабами и пышностью отделки.

  Екатерининский дворец

    Так получилось, что своим рождением Екатерининский (Большой) дворец обязан блистательным хозяйкам, трем женщинам-императрицам – Екатерине I, Елизавете Петровне и Екатерине II, которым дворец принадлежал в XVIII веке и которые уделяли его строительству огромное внимание. Их фантазии, проекты и личные вкусы воплощали в жизнь сотни талантливых архитекторов, художников, садоводов.

  Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищает своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядит празднично. Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И. -Ф. Дункера.

  Среди прочих архитекторов эпохи барокко можно выделить Михаила Земцова, Дмитрия Ухтомского, Доменико Трезини, Савву Чевакинского. Эти выдающиеся мужи оставили после себя такие памятники русской барочной архитектуры, как Федорова церковь в Питере, возведенная среди прочих пятиглавых петербуржских храмов по проекту Трезини, дворец Шереметьевых, проект которого разрабатывал Чевакинский. Среди прочих памятников периода барокко, можно вспомнить Петропавловский собор в Казани, Меньшиковскую башню в Москве, Строгановскую церковь в Нижнем Новгороде, Предтеченскую церковь в Троице-Сергиевой лавре, часовню Пятницкого Колодца в Сергиевом Посаде и многие другие.

  Андреевская церковь в Киеве.
    Андреевская церковь — памятник истории, архитектуры, живописи и декоративного искусства XVIII века мирового значения.
    Она строилась по заказу российской императрицы Елизаветы как часть Киевской царской резиденции, состоящей из Царского (Мариинского) дворца и дворцовой церкви.

  Церковь построена в 1747-1762 годах в стиле барокко по проекту Растрелли, сохранила не только аутентичные архитектурные формы и наибольший процент отделки экстерьера, но и во всей полноте донесла до наших дней свое внутреннее убранство, которое является совершенным образцом православного церковного интерьера стиля барокко.

  Совместное творение гениального архитектора Ф.-Б. Растрелли, человеческих рук и природы породило уникальный памятник, который благодаря легкости, утонченности композиции, гармоничному слиянию всех ее частей в единое целое и связи с окружающей природой, стала шедевром архитектуры эпохи барокко и послужила непревзойденным образцом для подражания в строительстве культовых сооружений. Мировым сообществом здание Андреевской церкви занесено в каталог «1000 чудес света. Шедевры человечества пяти континентов», изданного в Германии в 2002 году. Учитывая чрезвычайную ценность памятника, было предложено внести Андреевскую церковь в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Зимний дворец

  Пронизанный светом, сверкающий позолотой и зеркалами интерьер занимает всю высоту здания Зимнего дворца.

  Живописный плафон с изображением Олимпа (Дициано Гаспаро, 18 в.) визуально увеличивает высоту помещения. В декоративное убранство лестницы включены скульптурные произведения, привезенные при Петре I из Италии: “Власть”, “Антиной”, “Диана”, “Справедливость”, “Могущество”. ..

  Зимний дворец, Иорданская лестница.
    Беломраморная лестница, начинаясь от Главной галереи, расходится двумя широкими маршами, которые вновь соединяются у верхней площадки.

  Здесь поражает воображение эффект барочной театрализации: низкий затененный первый марш лестницы контрастирует с ее основным объемом, где пространство словно раздвигается, отражаясь в зеркалах и прорываясь в бесконечность иллюзорной росписи свода. Десять монолитных колонн сердобольского гранита поддерживают своды лестницы.

  В 18 в. лестницу называли Посольской – послы иностранных держав поднимались по ней, направляясь во дворец на прием. С лестницы открывается вход в две парадные анфилады дворца – Невскую и Главную, ведущую к Георгиевскому залу и Большой церкви. Проход по Главной анфиладе повторяет путь торжественных церемоний середины XIX – начала XX века.

    Позже лестницу стали именовать Иорданской – по ней во время праздника Крещения из Большого собора Зимнего дворца спускался крестный ход к Неве.

  Петропавловский собор, Казань.

    Петропавловский собор — выдающийся образец нарышкинского барокко. Выстроен в 1722 году. Храмовый комплекс включает в себя собственно собор, колокольню и построенный позже дом причта.

  Построенный на возвышенном месте, красивый и величественный, собор отличается уникальным убранством.  Неповторимый облик собору придает, в первую очередь, декор, обилие сохранившихся до наших дней фасадных деталей и их яркая раскраска.


  Смольный монастырь.

    Построен в стиле пышного елизаветинского барокко с такими архитектурными элементами, как люкарны, лучковые фронтоны, покрашен в светлый, мягкий голубой цвет, купола — в серый. Пятиглавие собора выполнено достаточно необычным образом. По изначальному проекту Растрелли планировал построить однокупольный собор по образцу европейских храмов, но императрица Елизавета упорно настояла на православном пятиглавии. В итоге собор построили пятиглавым, но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — колокольни.

  Центральный купол расположен на барабане и по размерам значительно больше остальных, он имеет шлемовидную форму, сверху его венчает расположенная на фонаре луковичная главка, имеющая при этом большой размер. Четыре одинаковых колокольни имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов, во втором ярусе располагается звонница, каждую из колоколен венчает маленький луковичный купол. Вливаясь в хор корпусов Смольного института, фасад нижней части собора по стилю архитектуры гораздо больше напоминает дворец, нежели храм. Вторая часть собора с пятиглавием, по сравнению с ним выглядит лёгкой и устремлённой ввысь.

  Церковь Иоанна Воина на Якиманке (Москва).

  Архитектура здания объединяет элементы стилей московского барокко с украинским барокко, и европейское влияние, распространённое в русской архитектуре во времена Петра.

  Царствование барокко в России оказалось недолгим. Стремясь угнаться за Европейскими веяниями, в середине XVIII века столичные, а после и провинциальные постройки стали приобретать черты рококо, а к последней четверти XVIII века на смену им и вовсе пришел классицизм, сменив роскошество и грандиозность, на рационализм, простоту и монументальность античных форм.
    Но барочные архитектурные ансамбли до сих пор радуют нас своими стилями, формами и неповторимой красотой.

Источники:


http://deletant.livejournal.com/134112.html
https://www.google.ru/search?q=%D0%B5%D0%BA%D0%B0%…wBg&sqi=2&ved=0CEUQ7Ak

    Отредактировал данную статью для журнала “Архитектурный стиль” Сергей Воробьев.

что это за стиль и где найти его примеры в Петербурге

Симметричные здания и башни со шпилями появились в Петербурге из шведской, немецкой и голландской архитектуры. Эти дворцы хоть и простые, но красочные и запоминающиеся.

Реформы Петра I коснулись не только реорганизации государственного аппарата, русской армии, создания морского флота и новых отраслей промышленности. При первом русском императоре появился и новый архитектурный стиль, названный петровским барокко.

В его основе, как и во всех других преобразованиях того времени, лежал опыт европейских стран, опирающийся на богатые русские традиции. При этом новый архитектурный стиль делал решительный разрыв с византийскими традициями, которые доминировали в российской архитектуре почти 700 лет.

Петровское барокко ориентировалось на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. Зданиям того времени были свойственны симметричность, чёткость линий, башни со шпилями, простота убранства и мелкая расстекловка окон. Петровское барокко отличалось красочностью, но всё же в сравнении с европейским русский вариант был более сдержанный и рациональный.

Одним из крупнейших архитекторов того времени стал Доменико Трезини. Итальянец по происхождению, работавший в Голландии, именно он принёс в Россию черты северно-европейского барокко. Среди первых строителей Петербурга были и другие выдающиеся зодчие: Жан-Батист Леблон, Андреас Шлютер, Джованни Фонтана, Николо Микетти и Георг Маттарнови. Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I, и каждый привнёс в облик новой столицы традиции своей страны и архитектурной школы.

Петропавловский собор
 

До 1952 года собор был самым высоким зданием в России, а его шпиль высотой 122,5 метра даже сейчас виден издалека и остаётся важным символом Петербурга.

Пётр I распорядился построить церковь на этом месте сразу после основания Петропавловской крепости. И 29 июня 1703 года, в день святых апостолов Петра и Павла, началось возведение деревянного храма. Спустя девять лет под руководством Доменико Трезини был заложен уже постоянный каменный Петропавловский собор. Зодчий соединил в проекте знакомую итальянскую архитектуру с традициями северной Европы.

Петропавловский собор сильно отличается от традиционных русских крестово-купольных или шатровых церквей. Храм выполнен в виде прямоугольного здания, что больше характерно для западноевропейской архитектуры. Его скромные фасады оформляют лишь плоские колонны-пилястры и наличники с херувимами. Главная же часть собора – это многоярусная колокольня на западном фасаде. На её конце находится 40-метровый золочёный шпиль, увенчанный фигурой ангела с крестом в руках.

К сожалению, Пётр I не дожил до завершения строительства в 1733 году, но церковь всё равно прочно ассоциируется именно с первым российским императором. После его смерти гроб с телом был погребён внутри собора. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены почти все императоры и императрицы вплоть до Александра III.

Фото: Instagram / @nastyaaa_cha, @alexandra_novikova__
 

Здание Двенадцати коллегий
 

Строительство Двенадцати коллегий на Университетской набережной Васильевского острова велось под руководством Доменико Трезини и Теодора Швертфегера. Пётр I хотел разместить все высшие органы государственного управления в одном месте, а на острове по его задумке должен был разместиться административный квартал Петербурга.

Трезини решил подчеркнуть значимость сооружения, соединив Сенат, Синод и ещё десять ведомств одним фасадом длиной 393 метра. Так композиция обрела особый смысл в том, что высшие учреждения страны призваны действовать в нерушимом единстве.

Строительство коллегий шло с 1722 по 1742 годы, и в итоге получился крупнейший по размерам памятник петровского барокко. 12 идентичных трёхэтажных секций отличаются только лепным украшением фронтонов – эмблемой коллегии. Из характерных для петровского барокко черт в здании можно выделить двухцветную окраску, рустовку нижнего этажа, пилястры и высокие крыши.

В начале XIX века систему управления страной заменили на более современные министерства. И в 1804 году здание коллегий было передано сначала Педагогическому институту, а затем в 1835 году – Петербургскому университету, которому оно принадлежит до сих пор. Для целей университета наружные аркады с восточной стороны и часть западной были заложены и превращены в помещения, а второй этаж западной галереи был остеклён. Получился огромный 400-метровый коридор. Сейчас здание Двенадцати коллегий остаётся одним из самых старых на Васильевском острове.

Фото: Instagram / @juliababush, @gerrpetrp
 

Летний дворец Петра I
 

Cамое старое каменное здание в Петербурге. Со времени постройки в 1710-1714 годах оно ни разу не подвергалось перестройкам и даже не пострадало во время Великой Отечественной войны. Дом стоит в первозданном виде в Летнем саду. Причём именно Летний дворец дал название саду, который вначале именовался «царским огородом».

Эта резиденция предназначалась для использования только с мая по октябрь. Первые сваи для фундамента начали забивать в августе 1710 года. Пётр въехал в частично отделанный дворец уже в 1712 году и жил там каждое лето до самой смерти в 1725 году.

Доменико Трезини спроектировал двухэтажное здание достаточно скромно: внутри всего четырнадцать комнат и две кухни. Современники считали, что Летний дворец был «до того тесный, что зажиточный дворянин, наверное, не захотел бы поместиться в нём». Фасад на голландский манер выполнен в стиле петровского барокко и украшен 29 терракотовыми барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны.

После смерти Петра I дворец использовался в качестве летней резиденции для сановников и придворных вплоть до середины XIX века. Только в послевоенных 1950-1960 годах была проведена полномасштабная реставрация Летнего дворца. Был восстановлен его изначальный облик: заменены полы, изменена система отопления, восстановлена лепка и рисунок плафонов, возвращена обивка стен тканью. 

Фото: Instagram / @adelinaa_bauer, @yyamalovaa
 

Дворец Меншикова на Васильевском острове
 

Сподвижник Петра I и талантливый полководец Северной войны Александр Меншиков получил в награду одиннадцатую долю отвоёванных земель. Он тут же начал обустраивать их часть на Васильевском острове под большую усадьбу. Для строительства каменного дворца в мае 1710 года в Петербург были приглашены известные архитекторы Джованни Фонтана и Готфрид Шедель. K 1714 году большинство строительных работ было завершено, и Фонтана из-за тяжёлых условий жизни покинул Россию. Но отделка интерьеров затянулась до 1727 года.

Усадьба с цветником и садом протянулась от Большой до Малой Невы. Она занимала огромную территорию во всю ширину восточной части острова. Здесь располагались бани, медоварня, хлебопекарня и кузница. Пётр I называл этот дворец Посольским домом и проводил там почти все праздничные пиры и торжественные обеды.

Дворец Меншикова представляет собой яркий пример петровского барокко, а его прототипы можно найти в приёмах европейского дворцового строительства XVII века. При этом завершение боковых ризалитов дворца имеет явно голландское происхождение. Главный фасад здания эффектно подчёркнут пилястрами с каменными капителями, а боковые ризалиты завершаются вычурными фронтонами с позолоченными княжескими коронами и вензелями.

После ссылки Меншикова в Сибирь его дворец был передан в казну. В 1731 году архитектор Доменико Трезини перестроил здание для Сухопутного шляхетского корпуса. В 1966 году было принято решение придать ему первоначальный облик. Реставрация была завершена в 1981 году. Меншиковский дворец стал филиалом Эрмитажа и открыт для посещения для всех желающих. Там находится экспозиция истории и культуры России петровского времени.

Фото: Instagram / @stanislavakravchik, @alisa_fridman21
 

Кикины палаты
 

Александр Кикин был одним из сподвижников Петра I, сопровождал царя в качестве денщика в Азовском походе, учился в Голландии кораблестроению. В 1708 году он был назначен главой Адмиралтейства, а в 1712 году получил должность адмирала-советника. Каменный дом богатого вельможи был построен в 1714-1720 годах неизвестным архитектором. Считается что над проектом работал немец Андреас Шлютер или Доменико Трезини.

Кикины палаты получились простыми и изящными: фасады декорированы лопатками, боковые ризалиты завершаются изогнутыми фронтонами. Интересно, что внешняя конфигурация, внутренняя планировка и линейные размеры здания сравнимы с центральной частью Большого Петергофского дворца. Оба они начали строиться в 1714 году и в их основе мог лежать один проект.

По каким-то причинам Александр Васильевич со временем ушёл в оппозицию к царю и содействовал побегу царевича Алексея Петровича за границу. Но через некоторое время беглый сын вернулся и сдал помощника. Адмирала долго пытали, и в итоге он сознался во всём. 17 марта 1718 года его колесовали в Москве.

Александра Кикин совсем недолго успел пожить в своём дворце. Недостроенные палаты были переданы в казну. В них первое время размещались петровская Кунсткамера и личная библиотека. Дальше Кикины палаты отдали на нужды лейб-гвардейского Конного полка. Там разместились штаб, лазарет, канцелярия и полковая церковь. Поэтому над домом по проекту Растрелли была сооружена колокольня с куполом, увенчанным крестом. Отсюда бывший дворец получил своё второе название «Круглый дом».

Во время блокады Кикины палаты сильно пострадали, но благодаря талантливому архитектору Ирине Бенуа в 1952-1956 годах были восстановлены в предполагаемом первоначальном виде. Она воссоздала дворец в петровском барокко, убрав множество переделок, которые появились в XVIII-XIX веках. С 1979 года в Кикиных палатах находилась Детская музыкальная школа, а с 1995 года – созданный на её основе Петербургский музыкальный лицей комитета по культуре.

Фото: Instagram / @prya1707, @kotlet

Эволюция архитектуры барокко в 15 проектах

Архитектура барокко — одно из немногих направлений, которое, несомненно, выходит за рамки различных средств самовыражения — искусства, архитектуры и даже музыки. И сегодня мы взглянем на возвышенный мир архитектуры барокко. Родившись как эстетическое потомство власти католической церкви (особенно секты иезуитов) в Италии 17-го века, барокко быстро закрепилось как каденция к маньеристскому стилю после Возрождения. В отличие от маньеризма, который был направлен на тонкое усиление элементов эпохи Возрождения, таких как масштаб, пропорция и симметрия, барокко стремилось преувеличить их. Навязчиво драматический стиль, он был направлен на то, чтобы сделать ренессансную архитектонику, такую ​​​​как арки, своды и купола, грандиознее, больше, чем жизнь, добавляя при этом очень богато украшенные лепные фигуративные мотивы. Отличительной чертой была скульптурность зданий в стиле барокко, придаваемая игрой света и объемов. Широко разделенное хронологически, барокко классифицируется как итальянское, французское и испанское. Вот пятнадцать зданий, отображающих эволюцию этого стиля —

1. Церковь Джезу, Рим

Церковь Джезу была спроектирована и построена четырьмя выдающимися итальянскими архитекторами, принадлежащими к общине иезуитов. Построенная в 1580 году, церковь является первым образцом раннего барокко и задает тон тому, что должно было появиться позже в Италии. Церковь спланирована по центральной оси эпохи Высокого Возрождения, с парадным куполом, подчеркивающим пересечение прохода и трансептов, с полихромными изразцами и фигурной лепниной.

©Wikimedia_Commons©Lake_Geneva_Schools©Web Gallery of Art

2. Церковь Санта-Сусанна итальянское барокко. Церковь была впервые построена в 330 году и постоянно ремонтировалась до 17 века. Фасад был тщательно спроектирован из травертина, чтобы отразить чувство ритма через колонны, сгруппированные посередине. Треугольный фронтон добавил нотку классицизма.

©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons

3. Санта-Мария-делла-Пейс

Санта-Мария-делла-Пейс работы Пьетро да Кортона 1656 г.: Это здание XVII века отличается привлекательным фасадом. Архитектор Пьетро да Кортона спроектировал отреставрированный фасад и добавил два выступающих наружу крыла, чтобы обозначить театральное измерение. Фасад имеет колонны двух порядков, причем выпуклые выступы имеют колонны тосканского ордера. Фасад также был урбанистическим – образовавшаяся вогнутая площадь была выгодна для удобного поворота римских экипажей.

©Wikimedia Commons©Ipin Image©Teggelaar

4. Площадь Святого Петра, Джан Лоренцо Бернини

Да, в культовом памятнике эпохи Возрождения есть скрытые элементы барокко, хотя и намного более тонкие, чем кажется на первый взгляд. Площадь, созданная базиликой, прославилась своими колоннами в стиле барокко и торжеством общественного пространства. Считающаяся мастерским ходом, «площадь» обрамлена двумя отдельно стоящими колоннадами, сосредоточенными вокруг египетского обелиска, обращенного к базилике.

©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons©Art History Unbounded

5. Сан-Марчелло-аль-Корсо Карло Фонтана

Как и многие итальянские церкви, это здание также было спроектировано и построено за много столетий до эпохи барокко. Однако фасад был спроектирован только в конце 17 века Карло Фонтаной. Фасад из травертина украшен декоративными барельефами из лепнины и свидетельствует о зрелости итальянского барокко.

 

©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons

6. Версальский дворец

Вскоре французы начали изучать барокко. Хотя Версаль был построен во время зарождения итальянского барокко, его влияние на остальную часть ландшафта французского барокко заслуживает внимания. Разработанный архитектором Луи Ле Вау, он является культовым синонимом помпезности, величия и королевской власти. Первоначально замок из кирпича и дерева, дворец можно рассматривать как архитектурный палимпсест французского барокко с 17 по 18 века, эволюционировавший со временем. Ле Вау черпал вдохновение в итальянских виллах в стиле барокко, но был выполнен с использованием тесаных белых камней и каменной кладки с рустом.

©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons

7. Часовня Дома Инвалидов, построенная либералом Брюаном и Жюлем Ардуэном-Мансаром

Это здание конца XVII века отличается от общей темы религиозных и королевских проектов в стиле барокко. . Начавшись как госпиталь для пожилых людей и военнослужащих, вскоре он расширился, включив в себя церковь и 15 дворов. Внушительный купол часовни является характерной чертой, добавленной позже, в 1793 году. 0004 8. Собор Святого Павла

Собор Святого Павла сэра Кристофера Рена: Собор Святого Павла, плодовитый архитектор Кристофер Рен вдохновлен базиликой Святого Петра в Риме. На крыше купола собора установлены многочисленные статуи, изображающие библейские события. То, что мы видим сейчас, является результатом нескольких различных итераций дизайна.

©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons©Wikimedia Commons

9. Карлскирхе, Вена

Расположенная в Вене, Австрия, эта церковь является самой большой в городе. Австрийский архитектор Иоганн Бернард Фишер фон Эрлах превратил его в смесь греческого, римского и римского барокко. Купол украшен яркими фресками австрийских художников, а тонкое использование сусального золота отмечено по всей церкви.

©Wikimedia Common©Wikimedia Common©Wikimedia Common©Wikimedia Common©Wikimedia Common

10. Королевский дворец Годолло 

Этот венгерский шедевр является одной из последних построенных форм периода высокого барокко. В отличие от других произведений высокого барокко, это произведение сдержанное и приглушенное — возможно, венгерская интерпретация барокко. С нежными растительными мотивами и явным гибридом стилей барокко и цопф он выделяется как образец сдержанного венгерского величия.

©Wikimedia Common©Wikimedia Common©Wikimedia Common©Wikimedia Common©Wikimedia Common

11. Фасад Университета Вальядолида

В отличие от религиозной и королевской типологии, этот фасад символизирует эпоху позднего барокко в Испании. Диего Томе и Фрай Педро де ла Визитасьон спроектировали фасад в 1719 году и добавили к нему динамичный, выразительный орнамент, массивные прочные колонны и властный гребень наверху, сохранив при этом постэррерианский характер за счет простого акцента напольных плит.

©Wikimedia Common©Wikimedia Common©Wikimedia Common

12. Королевский дворец в Мадриде 

В Королевском дворце есть очень подсознательные элементы испанского барокко, скрытые среди его отрезвляющих неоклассических мотивов. Этот переход, вероятно, можно отнести к тогдашнему правящему королю Филиппу V, аннексировавшему Испанию во время правления Францией, где стилистические чувства больше склонялись к неоклассицизму. Сильный пожар уничтожил большую часть фасада в 1738 году, который был переделан в стиле барокко итальянским архитектором Филиппо Юварра.

©Wikipedia©Wikipedia©Wikipedia©Wikipedia

13. Церковь Сан-Франциско Акатепек

1760 Поскольку у Испании были колонии в Латинской Америке, местные обычаи во многом повлияли на то, как испанское барокко интерпретировалось в колониях. В Мексике церковь в Акатепеке особенно известна своей мозаикой Талавера и фасадом из красного кирпича. Также присутствуют отчетливые испанские эстипитные колонны, украшенные работой азулежу. Фасад церкви выделяется яркой основной цветовой палитрой и детальной иконографией.

©Wikipedia©Wikipedia©Wikipedia©Wikipedia©Wikipedia©Wikipedia©Wikipedia©Wikipedia©Wikipedia

14. Кафедральный собор Мехико Табернакль 

Одно из самых известных сооружений в стиле мексиканского барокко, на строительство которого ушло почти 250 лет. Это. Результатом этого периода является слияние различных стилей — готики, чурригереско, неоклассицизма и, наконец, барокко. Скиния была построена для хранения важных документов архиепископа в стиле мексиканского барокко по проекту Лоренцо Родригеса в 1749 году.до 1750 г. Скиния богато украшена растительными мотивами и анимистическими иконами в виде херувимов, причем южный фасад более детализирован. Структура была построена из местного тезонтле и камня чилука.

©Wikipedia©Wikipedia©Wikipedia©Wikipedia©Wikipedia

15. Церковь Святого Франциска Ассизского 

Ее строительство было начато в 1766 году, что делает церковь Святого Франциска Ассизского в Ору-Прету одним из последних построенных зданий. архитектуры барокко. Расположенный в Бразилии, он отличается органическими скульптурными формами с богато вырезанным фасадом из мыльного камня, внутренним куполом с фресками и золотыми деревянными изделиями. Церковь отмечает официальный переход от барокко к рококо.

©Wikipedia

Архитектура барокко и ренессанс | Kinnu

Откройте для себя секреты самых роскошных периодов архитектуры и узнайте об искусстве, дизайне и иллюзиях, которые сделали это возможным. Узнайте о различиях между архитектурой барокко и ренессансом.

Определение архитектуры эпохи Возрождения

Термин «архитектура эпохи Возрождения» определяет европейскую архитектуру примерно с 1400 г. н.э. до 1600 г. н.э. – хотя эпоха Возрождения началась в 1300-х годах, ее влияние на архитектуру было минимальным в течение первого века. Зародившись в Италии, архитектура эпохи Возрождения распространилась по всей Европе, включая Англию и Россию.

Архитектура эпохи Возрождения характеризуется возвратом к классическим порядкам, в частности к классическому римскому стилю.

Особенности архитектуры эпохи Возрождения включают математически точные соотношения ширины и высоты, а также общий дух симметрии, пропорций и гармонии.

Кто широко известен как основоположник архитектуры эпохи Возрождения?

Филиппо Брунеллески широко считается «отцом-основателем» архитектуры эпохи Возрождения, а теперь его также часто называют первым современным инженером.

Как и многие архитекторы той эпохи, Брунеллески был настоящим «человеком эпохи Возрождения», архитектором и дизайнером, а также известным скульптором.

Ближе к концу эпохи Возрождения Микеланджело стал не только одним из самых известных художников эпохи, но и уважаемым архитектором.

Ранний и Высокий Ренессанс и маньеризм

В архитектуре эпохи Возрождения выделяют 3 основных этапа, первый из которых — Раннее Возрождение, или Кватроченто.

Что такое кватроченто?

Термин «кватроченто», что переводится как «четыре сотни», обозначает период архитектуры эпохи Возрождения с 1400 по 1499 год.

Этот термин часто используется вместо «Ранний», чтобы избежать путаницы между архитектурой раннего Возрождения и искусством раннего Возрождения , которое появилось на 100 лет раньше.

Кватроченто был периодом исследований и разработки архитектуры. В это время были определены «правила» архитектуры эпохи Возрождения с отказом от интуиции и пропорций готической архитектуры в пользу геометрических и логических пропорций.

Что такое Высокое Возрождение и маньеризм?

В эпоху Высокого Возрождения (1500-1525 гг.) планы кватроченто были воплощены в жизнь. Этот период рассматривается как “полнокровное возрождение классицизма”. нарушать «правила» классической архитектуры по-своему, например, закругляя фасад или используя разные соотношения для столбов и перемычек.

Эта эпоха предшествует эпохе барокко.

Определение архитектуры барокко

Чем архитектура барокко отличается от архитектуры эпохи Возрождения?

Архитектура барокко берет основные элементы архитектуры эпохи Возрождения и делает ее гораздо более драматичной.

Барокко, уходящее своими корнями в архитектуру эпохи Возрождения, представляет собой очень театральный архитектурный стиль, который подчеркивает зрелищность посредством освещения, цвета и дизайна, а также динамичных и сложных форм архитектурного плана.

В чем сходство архитектуры эпохи Возрождения и барокко?

Архитектура барокко использует классические элементы, такие как купола и колоннады, для создания нового стиля величественных и драматических сооружений. Как и архитектура эпохи Возрождения, барокко зародилось в Италии в конце 16 века, а затем распространилось на остальную Европу.

Барокко изначально был религиозным стилем, инициированным католической церковью для борьбы с протестантской Реформацией и внушения благоговения зрителям: многие сохранившиеся до наших дней образцы архитектуры барокко — это соборы и церкви.

Как развивалась архитектура позднего барокко?

В 1700-х годах барокко превратилось в еще более декоративный стиль, который прижился в Центральной Европе, особенно во Франции.

Этот стиль, часто называемый рококо, доводит украшения в стиле барокко до крайности, намеренно демонстрируя богатство, особенно использование позолоты и скульптурного декора.

Барокко продолжало влиять на архитектуру в некоторых частях мира, включая Германию и Южную Америку, в начале 18 века.

Каковы четыре характеристики архитектуры барокко?

Четыре основных аспекта архитектуры барокко включают сложные архитектурные планы, основанные на овале, величии, гламуре и контрасте.

Возрождение современной архитектуры барокко произошло в конце 19 века, особенно в Европе.

Три стадии барокко: раннее, высокое и позднее

Историки обычно делят архитектуру барокко на 3 стадии: раннее, высокое и позднее (или рококо).

Что такое архитектура раннего барокко?

Раннее барокко датируется, как правило, 1584-1625 годами. Он был инициирован католической церковью, чтобы обратиться к широкой аудитории, особенно перед лицом растущей протестантской Реформации и как реакция на более ранние, более суровые религиозные стили.

Что такое архитектура высокого барокко?

Высокое барокко датируется периодом с 1625 по 1675 год. В это время архитектурные стили барокко начали использоваться для различных зданий, выросших из его истоков как преимущественно религиозного стиля.

Именно в эпоху Высокого барокко возросло значение внутреннего убранства. В 1661 году Людовик XIV начал свое правление Францией и постановил, что Париж заменит Рим в качестве художественного центра мира, а Франция станет центром архитектуры барокко.

Что такое архитектура позднего барокко?

В архитектуре позднего барокко, также известной как рококо (1675-1750), архитектура приобрела еще большую декоративность и начала делиться на региональные стили, прежде всего французский рокайль.

Колониальная архитектура

В период позднего барокко стиль распространился за пределы Центральной Европы в испанские и португальские колонии в Латинской Америке.

Как определяется колониальная архитектура?

«Колониальная архитектура» определяется как любой архитектурный стиль метрополии, который был использован при строительстве колоний в отдаленных районах.

Барокко является одним из наиболее ярких примеров этого типа стилистической экспансии, и оно продолжало влиять на латиноамериканскую архитектуру на протяжении 18 века.

Где находится колониальная архитектура?

В колониальной архитектуре «оригинальный» стиль синтезируется с местными стилями и потребностями, создавая гибридные архитектуры.

Одним из примеров является Churrigueresque, или «Ультра барокко», стиль испанского барокко, который отличается еще более сложным скульптурным орнаментом, чем стандартное барокко, и в художественном стиле с латиноамериканскими корнями.

В Мексике этот стиль приобрел уникальные элементы экспериментирования и выразительного дизайна. Главный фасад собора Сакатекас является ярким образцом испанского барокко.

Характеристики: Trompe-lœil & Quadratura

Trompe-lœil (по-французски «обманывать глаз») — художественная техника иллюзионистского потолка, которая пережила всплеск популярности в период барокко.

В качестве архитектурного элемента trompe-lœil обычно применяется к потолку для создания иллюзии открытого неба или более высокого потолка. Для создания эффекта требуется высокий уровень мастерства и правдоподобия или реализма.

Живопись trompe-lœil всегда включает в себя стремление к иллюзии; но не всякая потолочная роспись является обманом.

Какой вид trompe-lœil наиболее популярен в архитектуре барокко и ренессанса?

Тип trompe-lœil, называемый «квадратура», нашел особое применение в архитектуре барокко и рококо. Quadratura использует теории перспективы и геометрии 17-го века, чтобы улучшить архитектуру пространства.

Например, простой сводчатый потолок может быть окрашен в квадратурном стиле, чтобы он выглядел так, как будто он имеет дополнительный купол, ребра или другие архитектурные элементы.

Таким образом, квадратура гораздо больше связана с архитектурой, чем другие виды trompe-lœil.

Особенности: Украшение и величие

Если есть одно слово, описывающее стиль и архитектуру барокко и рококо, это будет «величие». вдохновляющие здания, внутри и снаружи.

Хотя в своих самых основных зданиях в стиле барокко используются структурные элементы классической Греции и Рима, именно изобилие декора делает архитектуру барокко поистине уникальной. Купола и портики, а также парадные лестницы являются обычными чертами построек в стиле барокко.

Изысканные картуши, или скульптурные рамы, также были очень распространены и помогали придать размер плоской поверхности.

Какое влияние оказала архитектура барокко и дизайн интерьера?

Архитектура барокко и дизайн интерьеров также находились под сильным влиянием иллюзии и желания обмануть глаз. Зеркала использовались в больших количествах, а также квадратура и скульптура над головой, чтобы создать впечатление глубины, а соломоновы колонны со спиральными спиралями и незавершенные архитектурные элементы часто использовались для дезориентации зрителей.

Ключевое место, эпоха Возрождения: Сикстинская капелла

Сикстинская капелла, расположенная в Ватикане, была построена между 1473 и 1481 годами под руководством Папы Сикста IV. Это высокое прямоугольное здание с простой внешней конструкцией. Его минимальное внешнее убранство было обычным явлением для церквей эпохи Возрождения – стиля, против которого позже восстанет архитектура барокко.

Основное помещение здания – часовня со сводчатым потолком высотой 20,7 м и 14 высокими арочными окнами. Дизайн часовни основан на относительных пропорциях, общей черте архитектуры эпохи Возрождения, вдохновленной классическим Римом.

Чем наиболее известна Сикстинская капелла?

Сикстинская капелла наиболее известна своими произведениями искусства, в частности потолком, расписанным Микеланджело, который был завершен между 1508 и 1512 годами. иллюзия архитектурного дизайна, включая молдинги и пилястры. Потолок считается краеугольным камнем искусства Высокого Возрождения.

Ключевое место, барокко: Собор Святого Павла

Несмотря на то, что у него было несколько предшественников, лондонский собор Святого Павла, каким мы его знаем сегодня, был спроектирован сэром Кристофером Реном и построен с 1675 по 1711 год после разрушения своего предшественника во время Великого лондонского пожара.

Он демонстрирует множество архитектурных элементов в стиле барокко, а его массивный купол является квинтэссенцией лондонского горизонта и был самым высоким зданием в Лондоне на протяжении более 200 лет. В соборе проводились многие из самых важных мероприятий страны, и он продолжает действовать как действующая церковь с ежедневными службами.

Как устроен собор Святого Павла?

Собор Святого Павла построен в стиле «сдержанного» барокко с явным влиянием классической и средневековой архитектуры, особенно в планировке.

Тем не менее, общий дизайн собора явно барочный, его купол, цилиндрический сводчатый потолок и колоннады колонн напоминают классический дизайн, а его изысканный внутренний и внешний декор, в частности его скульптуры и позолоченные ниши и карнизы, являются чисто барочными. .

Key Location, Baroque: Versailles

Версальский дворец всемирно известен своим величием и стилем барокко/рококо. Хотя Версальский дворец наиболее известен дополнениями 18-го века, на самом деле он представляет собой сочетание архитектурных стилей, строительство которых началось в 1630 году и продолжалось до 1780-х годов. Самая ранняя часть здания, «corps de logis», была построена Людовиком XIII в стиле французского искусства и архитектуры Людовика XIII или «Луизы Трейз».

То, что начиналось как охотничий домик, стало резиденцией французского правительства при Людовике XIV, который расширил здание, превратив его в дворец, существующий сегодня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *