|
Стиль Барокко, архитектурный стиль Барокко (1650 – 1770 гг.)
Возникновение стиля БароккоАрхитектурный стиль барокко (итал. barocco, букв. – причудливый, странный) рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты. Произведения барокко отличаются несоблюдением правил ренессансной гармонии ради более эмоционального взаимодействия со зрителем. Историческая характеристика архитектурного стиля бароккоВ XVII в. активно развивались экономика и искусства. Особенно окрепли колониальные державы Атлантики – от Испании до Великобритании. Франция считалась образцовой страной абсолютистских форм правления и практичной экономической политики. В территориально раздробленной Италии благодаря движению Контрреформации Рим приобрел новое значение, а строительство культовых зданий получило сильный импульс. В этих условиях немецкие князья, начавшие новый этап строительства в конце XVII в., ориентировались, естественно, на иностранные образцы. Большое влияние на них оказывал французский абсолютизм Людовика XIV. Каждый феодал – как ни мала была принадлежавшая ему территория – копировал свою резиденцию с Версаля. И каждый католический епископ или аббат надеялся, возводя в подражание Риму, куполообразную церковь упрочить влияние контрреформаторских тенденций. Несмотря на то, что европейская архитектура XVII – XVIII вв. не представляется единообразной, будучи динамичной в Италии, серьезной во Франции, она объединена общим понятием “барокко”. Княжеские замки и культовые здания были первоочередными объектами строительства, олицетворявшими сопротивление Реформации, города – резиденции и монастыри – необходимыми дополнениями. Значительных общественных зданий зарождающийся класс буржуазии еще не строил. Среди протестантских культовых зданий Фрауэнкирхе в Дрездене осталась практически единственным выдающимся произведением. Влияние Просвещения начало ощущаться в 1730 – х годах и сказалось в усилении интимности сооружений. Любимым местом пребывания князей стали маленькие элегантные замки в окружении парков. Асимметричный рокайльный орнамент этого периода дал название стилю – “рококо”. Строительные особенности архитектурного стиля бароккоВ эпоху Возрождения строительству городов уделяется особое внимание. Буржуазию не удовлетворяют кривые тесные средневековые переулки. Возникает идея города центричного типа, отражающего синтез рациональных форм римских военных лагерей с естественно развивавшимися концентрическими структурами городов средневековья. В эпоху стиля барокко иллюзорно глубинная трактовка стены продолжается реальными объемными композициями в виде скульптурных групп, фонтанов (палаццо Поли с фонтаном Треви). Не случаен поэтому интерес зодчих Возрождения к работе над городскими ансамблями и решительный поворот к пониманию архитектуры как организованной среды. Но в феодальную эпоху масштаб реализации градостроительных начинаний редко выходил за пределы ансамблей дворцовых или соборных площадей. О. Шуази, характеризуя эпоху Возрождения, писал, что превосходство Ренессанса заключается в том, что он не знал видов искусства, независимых одно от другого, но знал только единое искусство, в котором сливаются все способы выражения прекрасного. Характерные черты архитектурного стиля бароккоСтиль барокко воплощает новые представления о вечной изменчивости мира. Отличается грандиозностью, пышностью и динамикой, пристрастием к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени, совмещением иллюзорного и реального. Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство. Интерьеры стиля барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись плафонов создает иллюзию разверзшихся сводов. В живописи и скульптуре преобладают декоративные многоплановые композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты. При изображении человека предпочитаются состояния напряжения, экзальтации, повышенного драматизма. В живописи большое значение приобретает эмоциональное, ритмичное и колористическое единство целого, часто непринужденная свобода мазка; в скульптуре – живописная текучесть формы, богатство аспектов и впечатлений. Типы сооружений архитектурного стиля бароккоДля барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен. Формы архитектурного стиля барокко наследовали итальянскому Ренессансу, однако превзошли его по сложности, многообразию и живописности. Сильно раскрепованные фасады с профилированными карнизами, с колоссальными на несколько этажей колоннами, полу колоннами и пилястрами, роскошными скульптурными деталями, часто колеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение и ритм. Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период Ренессанса. Все подчинено общему архитектурному замыслу, к которому относятся оформление и украшение интерьеров, а также садово-парковой и городской архитектурной среды. |
Информация: | ||||||||||||||
На начало |
Барокко | Архитектура и Проектирование
Обычно, говоря об искусстве XVII века, отмечают два основных стиля – барокко и классицизм, а также третье, внестилевое реалистическое направление.
Все эти стилевые направления существовали одновременно, а иногда соединялись в одном памятнике, что не всегда позволяет говорить о чистоте стиля в том или ином произведении.
Родиной барокко считается Рим, а наиболее яркие образцы архитектуры этого стиля были созданы в Италии, Испании, Португалии, Южной Германии, Чехии, Польше, Литве, испанских и португальских колониях в Латинской Америке. Во всех этих странах католическая церковь имела очень большое влияние и, таким образом, барокко стал стилем, который она взяла на вооружение.
Началом нового стиля обычно считают строительство небольшой церкви ордена иезуитов — Иль Джезу в Риме, начатое в 1568 г. по проекту Джакомо Виньолы.
Процесс рождения нового стиля можно наблюдать на выходящем на небольшую площадь главном фасаде, выполненном в 1575 г. по проекту Джакомо делла Порта: колонны и пилястры сдвигаются друг к другу, группируются попарно, разрывается антаблемент, поверхность фасада перегружается сильными ритмическими элементами.
Самыми выдающимися мастерами барокко в Италии были Лоренцо Бернини, создавший грандиозный ансамбль Площади Святого Петра в Риме и другие постройки, включая многочисленные скульптуры и фонтаны, и Франческо Борромини
В архитектуре барокко нарушаются равновесие масс и пространства, гармония несомых и несущих частей, спокойный мерный ритм, характерные для архитектуры Возрождения. Массы здания оживают, приходят в движение, архитектурные формы начинают теснить друг друга, разрывают границы четких геометрических очертаний, твердый материал превращается в податливую массу, декоративные детали создают причудливую игру света и тени. Планы барочных зданий получают сложные очертания сопряженных овалов и других неправильных форм. Как внешнее, так и внутреннее пространство включается в эту неистовую борьбу. Фасады барочных зданий, причудливо изгибаясь, вовлекают в свое бурное движение прилегающие улицы и площади. Архитектура барокко — это архитектура масштабных городских и загородных ансамблей, давших мощный импульс для дальнейшего развития градостроительства.
Во Франции, создан один из самых замечательных барочных дворцовых ансамблей — Версаль (1668-1689), ставший образцом для роскошных загородных резиденций европейских монархов, включая и русских.
Здание Дворца, построенного по проекту архитекторов Луи Лево и Ардуэна Мансара, сочетает классическую ясность и строгость объемов с барочной организацией внутреннего пространства главной Зеркальной галереи, рамки которого иллюзорно расширяются за счет зеркал и росписей. Обилие позолоты, скульптуры и живописи в интерьерах в дальнейшем станет излюбленным приемом архитектуры барокко. В плафонной живописи изображение небесного свода с ангелочками и облаками в перспективе передано настолько точно, что трудно определить, где проходит граница реального пространства, а где начинается иллюзия реальности.
Для барокко характерно создание огромных ансамблей, в которых архитектура, живопись, скульптура, театр, музыка, декоративно-прикладное и садово-парковое искусство сливаются в единое целое, отмеченное печатью торжественности, пышности, парадности.
В XVIII веке барокко приживается и в России. Новые манеры царского двора и нового русского дворянства, которые со времен Петра I настойчиво вводили в обиход на Руси, требовали и европейского типа дворцов, где можно было устраивать роскошные балы, торжественные приемы, давать богатые обеды. Сам Петр I больше тяготел к протестантской сдержанности архитектуры Голландии, но его дочь, Елизавета Петровна, склонялась к формам пышного итальянского барокко. В годы ее правления (1741-1761) были созданы лучшие образцы русского барокко, отличавшегося от итальянского мирской жизнерадостностью и отсутствием религиозного мистицизма, а от немецкого или австрийского — подчеркнутой масштабностью и монументальным размахом архитектурных ансамблей.
Самым выдающимся архитектором русского барокко был Франческо Бартоломео Растрелли. Его предки родом из Флоренции, отец — скульптор и архитектор Бартоломео Карло, приехал в Петербург еще при Петре. Только Франческо Бартоломео Растрелли смог построить для Елизаветы такой дворец в Царском Селе, который соответствовал бы ее запросам и вкусу. Сам фасад дворца настолько сильно ритмически расчленен мощными «ударами» белых колонн, выделяющихся на голубом фоне, что ни о какой монотонности не может быть и речи. Только присмотревшись, можно увидеть за хором колонн и пилястров традиционное трехризалитное построение здания дворца.
Внутренние помещения расположены на трех этажах, что также соответствует принятой схеме: в нижнем, невысоком этаже находятся служебные помещения, на втором — высоком — анфилады парадных залов и покоев, а на третьем — жилые комнаты царской семьи.
Главный зал дворца — Большая галерея (17 м шириной, 47 м длиной, 7 м высотой, общей площадью 800 кв. м) без единой внутренней опоры. Помимо настоящих окон, здесь еще есть фальшивые — зеркала, искусственно расширяющие огромное внутреннее пространство. Узоры наборного паркета, деревянная позолоченная резьба, роспись плафона — все в этом зале поражает изысканностью, выдающей руку гениального мастера. Все комнаты во дворце разные, есть и китайская, и малиновая, и знаменитая янтарная комната — чудо света, подаренное Петру I в 1716 г. прусским королем.
Из других построек Растрелли нельзя не упомянуть знаменитый Зимний дворец с великолепной парадной лестницей, где архитектор использовал те же эффекты фальшивых окон — зеркал для зрительного расширения пространства, и Смольный собор в Петербурге. Стиль Растрелли невозможно не узнать. Даже в небольших постройках, таких, как собор Смольного монастыря, он сумел создать яркое, жизнерадостное, приподнятое настроение, живую игру света и цвета, торжественный ритм форм, изысканный силуэт пятиглавого завершения.
В разных странах барокко проявлялось по-разному, но свойственные ему характерные черты и формальные признаки можно обнаружить повсеместно. Это сложные криволинейные планы, загущенные колонны, заменившие плоские пилястры Возрождения, разорванный антаблемент, ритмическое разнообразие и насыщенность, мощная пластика стен, бурное движение, борьба масс и пространства, вовлечение в него и внешнего пространства, создание синтеза искусств, объединенных общим замыслом и стилем, создание величественных архитектурных ансамблей в городах и дворцово-парковых — в загородных резиденциях, обилие золота, деревянной и каменной резьбы, пышных декоративных деталей и скульптур, богатая игра цвета и света. Это стиль, основанный на применении классических архитектурных ордерных форм, приведенных в состояние динамического напряжения, иногда доходящего до конвульсий.
Церковь Иль Джезу, Рим | |
Площадь Св. Петра, Рим | |
Собор Св. Петра, Рим | |
Церковь Сан Карло алле Кватро Фонтане, Рим | Церковь Сант- Иво алла Сапиенца, Рим |
Версаль | |
Версаль. Зеркальная галлерея | |
Дворец в Царском селе | |
Большая галерея, Дворец в Царском селе | |
Янтарная Комната, Дворец в Царском селе | |
Фасад Зимнего дворца | |
Цвингер. Дрезден |
ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ БАРОККО
Формирование исторического стиля Барокко, прежде всего, связано с кризисом идеалов Итальянского Возрождения в середине XVI в. и стремительно меняющейся «картиной мира» на рубеже XVI- XVII вв.
Вместе с тем, новое искусство стиля Барокко выросло на формах Классицизма эпохи Возрождения. Предыдущее столетие в Италии было в художественном отношении настолько сильным, что его идеи, несмотря на все трагические коллизии, не могли исчезнуть внезапно, они продолжали оказывать значительное влияние на умы людей. А шедевры искусства «Высокого Возрождения» – произведения Леонардо да Винчи, Микеланжело, Рафаэля – казались недосягаемыми. В этом – суть всех противоречий «эпохи Барокко». Это было время болезненных изменений мировоззрения, неожиданных поворотов человеческой мысли, отчасти вызванное великими географическими и естественно-научными открытиями.
В 1445 г. И. Гутенберг положил начало книгопечатанию, в 1492 г. X. Колумб открыл Америку, Васко да Гама в 1498 г.- морской путь в Индию. В 1519- 1522 гг. Магеллан совершил первое кругосветное плавание, к 1533 г. открытие Коперником движения Земли вокруг Солнца стало завоевывать признание. Исследования Галилея, Кеплера и ньютоновская «небесная механика» разрушали прежние привычные представления о замкнутом и неподвижном мире, в центре которого находится Земля и сам человек.
То, что раньше казалось абсолютно ясным, незыблемым и вечным, стало буквально рассыпаться на глазах. До этого времени человек, к примеру, был абсолютно уверен, что Земля — плоское тело, а Солнце заходит за его край, отчего становится темно ночью. Теперь стали убеждать, что Земля – не блин, а шар, да еще вращается вокруг Солнца. Это противоречило зрительным впечатлениям. Человек продолжал видеть по-прежнему: плоскую неподвижную землю и движение небесных тел над головой. Он ощущал твердость материальных предметов, но ученые стали доказывать, будто это всего лишь видимость, а на самом деле – ничто иное, как множество пульсирующих центров электрических сил. Было от чего прийти в смятение.
Правда, законы Кеплера согласовывались с пифагорейской теорией музыки Небесных Сфер, а Ньютон не спешил обнародовать свои открытия. Но, так или иначе, данные науки приходили в противоречие с опытом и видимым образом мира. Произошел бесповоротный психологический надлом – основа будущего стиля Барокко. В конце XVI – начале XVII вв. открытия в области естественных и точных наук значительно пошатнули образ завершенного, неподвижного и гармоничного мироздания, в центре которого – «венец Творения» – сам человек. Если совсем недавно, в эпоху Возрождения ученый- гуманист Пико делла Мирандола утверждал в «Речи о достоинстве человека», что находящийся в самом центре мира человек всемогущ и может «обозревать все… и владеть, чем пожелает», то в XVII столетии Паскаль написал свои знаменитые слова: человек всего лишь «мыслящий тростник», удел его трагичен, так как, находясь на грани двух бездн «бесконечности и небытия», он неспособен разумом охватить ни то, ни другое, и оказывается чем- то средним между всем и ничем. ..
Он улавливает лишь видимость явлений, ибо неспособен познать ни их начало, ни конец». И это слова великого математика! Какие противоположные суждения по одному и тому же предмету! Две эпохи, два мировоззрения. Английский поэт Джон Донн, современник Шекспира, написал в 1610 г.:
Так много новостей за двадцать лет
И в сфере звезд, и в облике планет,
На атомы Вселенная крошится,
Все связи рвутся, все в куски дробится.
Основы расшатались, и сейчас
Все стало относительным для нас.
Еще раньше, в первой трети XVI в., человек стал остро ощущать противоречия между видимостью и знанием, идеалом и действительностью, иллюзией и правдой. Именно в эти годы складывались взгляды, согласно которым, чем неправдоподобнее произведение искусства, чем резче оно отличается от наблюдаемого в жизни, тем оно интереснее, привлекательнее с художественной точки зрения.
Но эта эстетика уже не согласовывалась с «Божественным идеалом» искусства Рафаэля, это было нечто иное, искусство, получившее позднее название Маньеризма.
БАРОККО В РОССИИ
Термин «Барокко» в России долго не мог утвердиться. Например, еще в середине XIX в. русская критика, ниспровергая стиль Классицизма в архитектуре, тем не менее, «не видела альтернативы колоннам и куполу».
Обсуждались достоинства стилей неоготики и «неоренессанса», но термин «барокко» избегали употреблять.
Архитектор А. Брюллов во время пенсионерской поездки 1822 г. в Италию возмущался «развращенным вкусом» и нелепостью построек Ф. Борромини. Только в 1880- х гг. исследователь древнерусского зодчества Н. Султанов ввел термин «русский Барокко», обозначив им допетровскую архитектуру Руси XVII в. С тех пор существует устойчивая концепция, согласно которой первая фаза стиля «русского барокко» сложилась в 1640- х гг. и этот стиль развивался «в непрерывной последовательности, вплоть до завершивших его произведений В. И. Баженова».
По определению Дмитрия Лихачева, «русское барокко приняло на себя многие из функций Ренессанса, поскольку. .. настоящий Ренессанс ранее так и не сумел достаточно полно проявиться на Руси». Этот вывод следует из «особенной уплотненности» развития художественных стилей на Руси, в корне отличающих их духовное содержание от западноевропейских прототипов. «Русское барокко в целом, выполняя свою возрожденческую функцию, исторически противостояло средневековью, а не Ренессансу. Отсюда его жизнерадостность и его умеренность, чуждая патетичности западного Барокко». Термин «русское барокко» принимается не всеми, в любом случае он условен и его следует брать в кавычки. По формальным качествам этот стиль ближе к Маньеризму; в нем выделяют стадии «голицынского» и «нарышкинского барокко» – архитектуру «русского узорочья» конца XVII в., «петровское барокко» первой четверти XVIII в., «зрелое русское барокко» елизаветинского времени. Последний стиль получил наиболее яркое воплощение в творчестве выдающегося зодчего Ф. Б. Растрелли Младшего в Петербурге. В эти годы Россия стремительно догоняла Европу и в оригинальной архитектуре, созданной Растрелли, соединились композиционные приемы европейского Классицизма, Барокко и французского Рококо. Поэтому исследователи справедливо отмечают, что сохранение элементов Классицизма, рационализм и прагматизм архитектуры петровского времени обеспечили легкость и естественность перехода к Классицизму второй половины XVIII столетия, «почти минуя стадию истинно- европейского Барокко».
Также своеобразно проявился стиль Барокко, экспортированный из Испании в страны Латинской Америки. В архитектуре Мексики, Аргентины, Уругвая складывался фантасмагоричный стиль, именуемый «ультрабарокко». Он впитал элементы мистического испанского Барокко, напитанные декоративностью испано-мавританского зодчества, и местные фольклорные традиции. В этом стиле все доводилось до бурлеска. «Здесь развивалась архитектура еще более барочная, варварская и фанатичная, безумная в наращивании декора, перед чрезмерностью которого бледнеют даже самые смелые произведения европейского Барокко». Отмечают также, что «благодаря особенности формообразования именно стилю Барокко легко удавалось внедрять классическую ордерную архитектуру в иную культурную среду» и в этом проявлялась важная «цивилизующая роль» стиля Барокко. Даже если учитывать только это, есть все основания считать Барокко великим стилем.
Но в середине XVIII в. с началом эпохи Неоклассицизма и французского Просвещения барокко стало внушать ужас. Французский просветитель Жан Жак Руссо считал этот стиль проявлением дурного вкуса и «искажением прекрасного», да и не он один… Так разительно отличались барочные формы от классицистических и мало кто тогда замечал их внутреннее единство. Тем не менее, господство стиля Барокко, хотя и не полное во всех странах, охватывает огромный исторический период, часто называемый «эпохой Барокко» — около двух столетий (1550- 1750 гг.). В этом случае именем Барокко называется «та особенность целостности в культуре эпохи, которая позволяет рассматривать ее как художественный феномен, так как это период гегемонизма стиля, завоевания им одной из главных функций в культуре». Немецкий архитектор и историк культуры К. Гурлитт на примере личности саксонского курфюрста Августа II Сильного предложил в начале XX века термин «Человек Барокко». По определению Гурлитта, это понятие выводится «в силу особого способа существования личности», когда возникает «попытка реконструкции средневекового христианского единства… соединения им персонализма и субъективизма и… выдвижение личности на сверхличностную роль». Культура эпохи Барокко оказывается «специализирующейся на порождении гениев… возникновении нового типа человека». В таком контексте Август II Сильный – «человек неуравновешенной художественной фантазии», достойный представитель своей эпохи, когда «культ богатства, роскоши, придворности и взрывоопасной радости жизни» противопоставляется гармоничной и уравновешенной личности «человека Ренессанса». В то же время, «магистральный путь развития задан Ренессансом – освобождение внутреннего человека». А через «усиление внешнего», в единстве мировоззрения люди эпохи Барокко «находили свободу духа».
В качестве примера барочного мироощущения приводится и архитектура ансамбля Цвингер в Дрездене (можно добавить творения Растрелли в России), и музыка И. С. Баха с ее «соединением остро субъективного духовного переживания, иногда мягчайшего, сентиментального, с укрупненностью чувственной подачи, пышной наглядностью». Подобный подход к «эпохе Барокко» при всей его эффектной широте способен, однако, увести в тень другие, развивавшиеся параллельно с Барокко художественные течения и стили.
Даже в Италии XVII столетия, несмотря на всепоглощающую силу, Барокко не было единственным стилем искусства и жизни. Об этом в 1966 г. в Нью- Йорке опубликована книга Р. Вентури «Сложность и противоречие в архитектуре». Философ X. Ортега- и- Гассет, писатель А. Карпентьер провозгласили барочность человеческой константой, особенно в отношении латиноамериканского мира. Авторы призвали покончить с заблуждением, представляющим Барокко как стиль, порожденный эпохой XVII- XVIII вв. А. Карпентьер писал: «Дух Барокко может возродиться в любой момент… Ибо это дух, а не исторический стиль… Барочность – более чем стиль Барокко. .. Это своеобразный творческий импульс, циклично повторяющийся на протяжении всей истории искусства в любых его проявлениях, будь то литература, скульптура, архитектура или музыка…
Существует дух Барокко, так же как существовал имперский дух. Этот последний можно применить, перескакивая через столетия, к эпохам Александра Македонского, Карла Великого или Наполеона. В истории наблюдается постоянный возврат к имперскому духу, точно так же мы видим постоянный возврат к барочности в явлениях искусства на протяжении длительного времени». Эта барочность, по убеждению А. Карпентьера, знаменует собой «кульминационную точку, расцвет определенной цивилизации». Даже если не согласиться с этим, то нельзя отрицать, что барочность как тенденция нарушения норм, границ, установленных тем или иным историческим типом, искусства, методом, художественным направлением, действительно проявлялась во все эпохи.
Своеобразную «фазу барокко» проходило античное искусство в III- II вв. до н. э. Поэтому античным, или «эллинистическим барокко», называют искусство Малой Азии, Сирии, скульптуру мастеров пергамской школы того времени. Характерной чертой этого стиля является стирание границ между классической эллинской, римской и восточной, азиатской культурами. Не случайно X. Зедльмайр назвал формы искусства Барокко «агрессивно-телесными». Композиции, проникнутые «духом барочности» легко «втягивают в себя» и классический ордер, и античные статуи, и египетские обелиски, и готические фасады с башнями и шпилями, мавританский орнамент, восточные ковры, венецианские кружева и богемское стекло…
Барокко – это эпоха, великая своими грандиозными разрушениями и столь же грандиозными созиданиями, она осталась в истории переломным моментом развития мирового искусства. В то же время, художественный стиль Барокко навсегда вошел в жизнь людей таких стран как Италия, Испания или Австрия. Барокко стало стилем жизни целых народов и культур до такой степени, что, к примеру, Рим, несмотря на свое универсальное значение Вечного города, теперь всегда будет восприниматься барочно. Испанская литература или немецкая философия и музыка в нашем представлении, прежде всего, барочны. Поэтому мы никогда не сможем установить, где начинается стиль Барокко и где он заканчивается. Возможно лишь определить основные принципы и закономерности формообразования, тенденции исторического развития. Во избежание неясности и противоречий толкования термина «барокко» лучше использовать не краткие, а более развернутые формулировки. Например: «художественный стиль итальянского Барокко XVII века» или «историко- региональный стиль немецкого барокко», «барочные тенденции в русской архитектуре конца XVII столетия», «черты барочного мышления в творчестве Рембрандта», «идеи Барокко в творчестве Ф. Борромини» «барочно-маньеристский стиль скульптуры в Польше XVII- XVIII вв.» и т. д.
Остается только удивляться, каким поразительно мощным, грандиозным явлением обернулось в истории искусства стремление художников разных эпох и народов к свободе мышления, высвобождению Духа из оков материи – явлением, изначально названным смешным и глупым жаргонным словечком «барокко». Своеобразной эмблемой Барокко можно считать фантастическую композицию И. Б. Фишера фон Эрлаха «Памятник Александру Великому», отражение юношеской мечты великого Микеланжело – сделать огромную скульптуру, превратив в нее горный пик в Карраре.
МАНЬЕРИЗМ И БАРОККО
Существуют две концепции развития искусства Маньеризма и Барокко. Согласно первой, сторонником которой был М. Дворжак, эстетика Маньеризма, разрушив классицистические нормы искусства Возрождения, заложила основы будущего стиля Барокко. По иной концепции Маньеризм и Барокко, два художественных стиля, развивались параллельно и были во всем противоположны.
Композиции в стиле Маньеризма характерны деструктивностью, эклектичностью и отсутствием определенных принципов организации формы. Произведения стиля Барокко, напротив, отличаются ясностью закономерностей формообразования, целостностью, только иной, чем в искусстве Классицизма. В 1541 г. в Риме была основана «Академия гнева» – для «борьбы с Классицизмом», следующему исключительно «канонам древних». Все новое, необычное, призрачное, динамичное стало казаться красивым. Ясное, уравновешенное, гармоничное – вялым и скучным. Как это ни парадоксально покажется на первый взгляд, именно в стенах итальянских Академий зарождались новые теории «вымышленной гармонии», никак не связанной с реальностью видимого мира.
Так, одним из главных теоретиков искусства Барокко стал живописец- маньерист Ф. Цуккаро, основатель в 1593 г. Академии Св. Луки в Риме и автор трактата «Идея живописцев, скульпторов и архитекторов» (1607), в котором изложены принципы «субъективного видения мира художником». Причем субъективность творчества трактовалась Цуккаро крайне религиозно, мистично, потому мы и относим его «Идею» к теории Барокко, а не Маньеризма.
Искусство Маньеризма носило откровенно гедонистический и светский характер; Барокко – религиозно, возвышенно. Самое замечательное в стиле Барокко, что, возникнув на основе художественных форм, в первую очередь архитектурных, эпохи Возрождения, это искусство вложило в них иное содержание. Впервые в истории в этом стиле соединились две, казалось бы, несоединимые тенденции художественного мышления: Классицизм и Романтизм. Именно с «эпохи Барокко» эти тенденции в дальнейшем тесно взаимодействуют, порождая широкий спектр историко-региональных художественных стилей XVII- XIX вв.
В искусстве итальянского Барокко классицистические формы, сложившиеся еще в античности и «возрожденные» на рубеже XV- XVI вв., стали трактоваться по- новому, необычно, «неправильно» (соответственно названию стиля) – романтично. Поэтому и стиль Барокко с полным основанием может быть соотнесен с романтическим мироощущением. Эта новая духовная особенность искусства Барокко была усилена в Италии, а позднее и в Испании, религиозным католическим мироощущением, приобретавшим в XVI- XVII вв. необычайно мистический, экзальтированный оттенок. Именно здесь, а не в искусстве «Высокого Возрождения» мистика католицизма и изобразительное творчество «нашли друг друга». Поэтому и Барокко иногда называют «стилем католицизма», или «искусством иллюзии.
10 вещей, которые вы не знали об архитектуре барокко
Барокко был великолепным периодом искусства и архитектуры в шестнадцатом веке после эпохи Возрождения, который зародился в Италии, но вскоре распространился по всей Европе и колониальной Америке. Структуры, принадлежащие к этому стилю дизайна, характеризуются исключительным великолепием, динамичным пространственным расположением, богатством элементов и мистической драматизацией, чтобы создать эмоциональную и чувственную привлекательность. Кроме того, есть несколько менее известных особенностей этого богатого периода в истории, включая типологию дизайна, методы строительства, аллегорию и мелочи.
1. Символизм | Архитектура бароккоАрхитектура барокко известна своим величием и богатым изображением. Будучи архитектурным стилем, движимым религиозной пропагандой, цель состояла в том, чтобы символизировать церковь как пространство, способствующее самым глубоким личным отношениям с Богом. Кроме того, подавляющее использование золота в католических алтарях и потолках, особенно в структурах французского барокко, должно было установить абсолютное превосходство монархов. Колониальные страны в значительной степени финансировали архитектуру барокко, стремясь доказать миру свое богатство и власть. Высокий алтарь в соборе Святого Иоанна, часовня в Версале и т. д. изображают такую символику.
©in.pinterest.com : Интерьер Собора Святого Иоанна©alamy.com : Главный алтарь Собора Святого Иоанна©interiordesign.net : Королевская часовня, Версальский замок, Франция 2. Первое чудоПервым по-настоящему барочным фасадом считается фасад церкви II Джезу в Риме. Построенная примерно в 1584 году, церковь также была первой иезуитской церковью, которая позже использовалась в качестве ориентира для будущих барочных иезуитских церквей по всему миру. Самой яркой особенностью интерьеров является потолочная фреска, написанная художником в стиле барокко Бачичча, которая создает оптическую иллюзию купола.
©commons.wikimedia.org : Внешний вид церкви II Джезу в Риме©alamy.com : Интерьер церкви II Джезу с куполом©colosseumrometickets.com : Купол 3. Объединение трех средСтроения в стиле барокко соблазнили мир гармония трех художественных сред: архитектуры, живописи и скульптуры. Этот унисон создавал театральное представление с интенсивной драматизацией пространств, полностью погружая зрителей в желанную пропаганду. Драматические сюжеты с чрезмерно растянутыми движениями были изображены на картинах, фресках на потолках и алтарях, как это видно в церкви Святого Игнатия в Риме.
©walksinrome.com : Церковь св. Игнатия в Риме©americamagazine.org : Церковь св. Игнатия в Риме ©colosseumrometickets.com : Скульптура св. Терезы в Санта-Мария-делла-Виттория 4. Статическое относительное движениеАрхитектура барокко привнесла динамизм и движение через круглые формы, вогнутые и выпуклые стены, витые колонны, впечатляющие внешние выступы и т. д. Франческо Борромини, известный как мастер архитектуры с изогнутыми стенами, потрясающе изобразил это движение в своем проекте Сан-Карло-алле-Кватро. Фонтане. Эта философия изображения элементов в действии также была подчеркнута в таких скульптурах, как Давид Бернини, который полностью контрастирует с уравновешенной позицией Давида Микеланджело.
©azione.ch : San Carlo Alle Quattro Fonatne экстерьер©pinterest.com : San Carlo Alle Quattro Fonatne©Pinterest.de : Давид работы Микеланджело против Давида Бернини 5. Массирование | Архитектура бароккоВо времена архитектуры барокко строительство больше не рассматривалось как совокупность отдельных объектов, а скорее архитектурные элементы, такие как колонны, декоративные элементы, апсиды, купола, представлялись вместе как единая скульптура. Например, в то время как Ренессанс рассматривал фасады как серию прямоугольников, соответствующих уровням здания, барокко визуализировал фасады просто как часть здания, обращенную наружу, рассматривая его как продолжение той же массы.
©pl.pinterest.com : Собор Святого Андрея на Квиринальском холме©hiddenarchitecture.net : Паломническая церковь св. Иоанна Непомуцкого©pinterest.com : Церковь Санта-Сусанна 6. ИскажениеЕще одной недостаточно обсуждаемой характеристикой барочных построек является использование сознательного геометрического искажения для усиления драматизма в структурах. Заявление против проповедуемого ранее представления о совершенстве и классицизме, необходимых в конструкциях. В архитектурном плане это было достигнуто за счет чрезмерного расширения или манипулирования геометрическими формами, добавления витых колонн, несферических куполов, волнистых стен и т. д. Ярким примером того же является четырехэтажный Балдахин Бернини в соборе Святого Петра, стоящий на мистически скрученных колоннах.
©en.wikipedia.org : Витые колонны собора Святого Петра©pinterest.com : Церковь Святого Карла, Вена©Booking.com 7. Влияние архитектуры барокко на другие виды искусстваАрхитектура барокко оставила свой отпечаток на различных формы искусства. Музыка в стиле барокко стала популярной там, где такие исполнители, как Гендель и Бах, привносили то же величие и творческое преувеличение в свои ноты и симфонии. Картины и скульптуры также продемонстрировали стиль искусства, выражающий чрезмерные эмоции. Например, «Смерть Сократа» Жака Филлипса в период позднего барокко изображала чрезмерно драматическую версию знаменитой сцены с упавшими предметами, действиями в движении и мелодраматическими лицами.
©commons.wikipedia.org : Смерть Сократа©pixabay.com ©Pinterest.com 8. ГрадостроительствоСчитается, что барокко был первым периодом, когда архитектурные ценности, выходящие за пределы строительного масштаба, практически применялись к более крупному городу. степень планирования. Городские проекты были основаны на цирках и прямых дорогах. Осевые, линейные проспекты городской ткани будут пересекать цирки, в каждом из которых доминируют внушительные барочные сооружения, такие как церковь, дворец или фонтан. Эта форма планировки города обеспечила более понятное городское движение, особенность, предусмотренная власть имущими.
©pinterest.com: Базилика цирка©pinterest.com: Город Ватикан©businessinsider.com : Фонтан Терви 9. Техника светотениПериод барокко прекрасно исследовал концепцию света в пространственном дизайне и произведениях искусства. Техника светотени использовала игру света и теней для достижения повышенной драматичности и контраста, желаемых в структурах и картинах в стиле барокко. Таковы были знания об освещении в этот период строительства, что структурная отделка была выбрана так, чтобы отражать свет таким образом, чтобы создать смесь интенсивного света и тематической темноты в отдельных областях.
©reddit.com : Собор Святого Петра©wix.com : Призвание святого Матфея©domusweb.it 10. Барокко – Несовершенная жемчужина | Архитектура бароккоЭтимология слова «барокко» восходит к 1531 году, когда португальцы использовали слово «барокко» для обозначения роскошных жемчужин неправильной формы. И наоборот, в восемнадцатом веке термин барокко использовался для описания драматических модуляций и диссонансов в музыкальных симфониях. Только около 1878 года барокко было официально принято в академических кругах для описания постренессансной архитектуры. Несовершенная жемчужина » считается подходящим для обозначения великолепия и украшений периода барокко.
©lonelyplanet.com: Киево-Печерская Лавра©pinterest.com : Дрезденская Фрауенкирхе ©nomadepicureans.comВена в стиле барокко
В Вене встречается множество архитектурных и исторических терминов. Барокко – один из них. Возможно, вы уже знакомы с этой эпохой и стилем. А если нет, то читайте дальше…
- Высокодекоративный подход к оформлению 17 и начала 18 веков
- Можно найти во многих известных дворцах, таунхаусах и церквях по всему городу
- См. также:
- Историзм в Вене
- Винер Модерн
- Бидермейер
Что такое барокко?
(Таунхаус в стиле барокко на площади Ам Хоф в Вене)
Термин «барокко» — это особый стиль и эпоха, применяемые к различным формам искусства. Так, например, в Художественно-историческом музее Вены вы найдете картины в стиле барокко таких великих имен, как Караваджо.
Большинство посетителей города сталкиваются с барокко в архитектуре и дизайне интерьеров, которое широко охватывает период с начала 17 века до середины 18 века.
По сути, барокко берет ваши повседневные архитектурные элементы и посыпает их волшебной пылью.
Например, не скучные однотонные потолки с их простыми арками. Вместо этого повсюду фрески, часто создающие иллюзию трехмерности.
Простые каменные ступени? Итак, 16 век. Нам нужны великолепные лестницы, кричащие о «располагаемом доходе».
Классической характеристикой архитектуры барокко является активное использование декоративных элементов, таких как скульптуры и рельефы.
Комнаты в стиле барокко могут быть полны мрамора, лепнины и позолоченных предметов. (Много-много позолоченных предметов.) Возможно, преобладающим девизом было «не оставлять места без украшений».
Результаты могут быть захватывающими, но также и ошеломляющими.
Вы также можете встретить термин рококо. Я не уверен в разнице, но я считаю, что дизайн рококо относится к концу периода барокко и доводит декоративный подход до еще больших крайностей.
Стиль барокко берет свое начало в попытках католической церкви дать отпор маршу протестантизма. Считайте это архитектурным эквивалентом тактики «шок и трепет».
Почему это важно?
(Верхний Бельведерский дворец)
Важность Вены обусловлена тем простым фактом, что многие исторические здания в городе, особенно дворцы и церкви, можно отнести к барокко.
В Австрию стиль пришел немного позже, чем, например, в Италию, и достиг своего апогея в различных замечательных постройках начала 1700-х годов. Таким образом, здания в стиле барокко в Вене предшествуют, например, временам Австрийской империи, Австро-Венгрии и императора Франца Иосифа.
(Многие из известных достопримечательностей Вены, такие как Государственный оперный театр, на самом деле были возведены во время огромного периода (ре)конструкции в конце 1800-х годов. Однако они часто выглядят старше, чем они есть, благодаря историзму. популярная в то время архитектура.)
Где посмотреть архитектуру в стиле барокко
(Дворец Лобковиц)
Один из способов оценить контраст стилей между барокко и его предшественниками — заглянуть в церковь Михаэлеркирхе. Сама церковь совсем не в стиле барокко, она датируется 1200-ми годами. Но одна из боковых часовен выполнена в стиле раннего барокко, так что контраст разыгрывается прямо перед вами.
Дворцы и городские дома
Некоторые из самых популярных туристических достопримечательностей Вены относятся к эпохе барокко. Например:
- Государственный зал Национальной библиотеки: это огромное помещение настолько богато украшено и впечатляюще, что вы никогда не посмеете поднять голос выше шепота, даже если это не библиотека.
- Бельведер: пожалуй, лучший пример внецерковной архитектуры барокко в Вене. Верхний и Нижний дворцы относятся к периоду позднего барокко. Дом исключительного искусства
- Дворец Шенбрунн: летняя резиденция Габсбургов в стиле позднего барокко/рококо, объект Всемирного наследия.
- Если вы счастливы покинуть Вену, восхитительное поместье Schloss Hof представляет собой дворец в стиле барокко и сады примерно в часе езды от города.
Сохранилось несколько таунхаусов эпохи барокко. Вот два наиболее ярких примера:
- Дворец Кински: построен около 1716 года под эгидой Иоганна Лукаса Хильдебрандта (архитектора Бельведера). Обратите особое внимание на богато украшенный входной портал.
- Palais Lobkowitz: один из тех редких таунхаусов, в который действительно можно зайти, потому что здесь находится Венский театральный музей. Здесь регулярно играл Бетховен.
Церкви
(Карлскирхе)
Довольно много церквей в стиле барокко украшают Вену. Наиболее примечательные примеры в центре включают:
- Петерскирхе: еще один поздний пример с необычным интерьером с множеством элементов классического барокко, включая световые эффекты и иллюзионистские картины.