Архитектурный ордер это: Ордер архитектурный. Подробно об архитектурном термине.

Архитектурный ордер

Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — в традиционном понимании это тип архитектурной композиции, состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. В иной формулировке: порядок, или последовательность использования определённых элементов в определённой архитектурно-стилевой обработке. Включает в себя систему пропорций, предписывает состав и форму элементов, а также их взаиморасположение. В таком традиционном понимании архитектурный ордер имеет триадную структуру: все его части, большие и малые, делятся на три: постамент (стереобат), несущая часть (колонна) и несомая (антаблемент). Колонна делится на три части: база, фуст, капитель. Антаблемент также делится на три части (снизу вверх): архитрав, фриз, карниз. База имеет плинт, торус (вал), трохилус (выкружка).

Архитектуроведы ХХ века последовательно отходили от примитивных представлений об ордере как о конструктивной системе. Если архитектура, в отличие от конструктивной и строительной деятельности, представляет собой вид художественного творчества то и архитектурный ордер следует считать образным переосмыслением тектонических закономерностей не только стоечно-балочной, но и любой системы, придающей сооружению необходимую устойчивость и прочность. Отсюда выражение «ордер стены» (без колонн), или астилярный ордер (от греч. a — без, и stylos — колонна). Стена, внизу оформленная цоколем, вверху — карнизом, посередине — тягами, рустом, наличниками дверных и оконных проемов, сандриками и прочими деталями, обретает тектонический вид и, следовательно, ордерность. В такой композиции убедительно прочитываются низ, верх, основание, несущая и несомая части. В этом смысле «безордерной» может считаться только внехудожественное, некомпозиционное сооружение, в котором не выявлены формообразующие тектонические начала. Ордерность таким образом сближается с понятием тектоничности, но последнее остается более широким. Определение «астилярный ордер» ввел в теорию архитектуры еще в XVIII веке выдающийся архитектор и гравер Дж. Б. Пиранези. Проще говоря, ордер это не только здание с колоннами. Поэтому традиционное подразделение на ордерную (здание с колоннами или пилястрами) и безордерную архитектуру (без колоннад) также отошло в прошлое. В еще более радикальной формулировке: ордер это основополагающий художественный троп (греч. tropos — поворот, перенос) в искусстве архитектуры, то есть способ образного переосмысления и художественного преображения строительной конструкции, превращения ее в «образ строения» (термин А. И. Некрасова). Большой, или колоссальный, ордер — композиция фасада здания с колоннами, охватывающими два и более этажей. Художественно-образное понимание ордерности можно распространить и на другие виды искусства, которые мы обобщенно именуем архитектонически-изобразительными, в первую очередь на декоративно-прикладное искусство и дизайн.

История развития и изучения ордерных систем

История развития ордерной системы насчитывает около трех тысяч лет. Ордер уникален и универсален в одно и то же время. Идея ордерной системы угадывается в первобытных дольменах, трилитах и кромлехах, совершенствуется в сооружениях Древнего Египта, Крита и Микен. Однако в качестве образного переосмысления строительной конструкции впервые достаточно ясно предстает в Древней Греции. Может возникнуть ощущение, что последующее совершенствование и развитие многообразия художественных свойств ордерной системы есть достижение только западноевропейской классической архитектуры. Однако и это не так. Ордерность (в широком и глубоком значении этого термина) присуща не только европейской, но и восточной, византийско-арабской, китайской, японской, а также древнерусской архитектуре, композициям периода модерна, модернизма и постмодернизма.

Античное обоснование ордерной системы впервые было сделано римским теоретиком архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувием, автором трактата «Десять книг об архитектуре». Древние греки считаются изобретателями трех классических архитектурных ордеров. По определению Витрувия, в дорическом ордере они видели «пропорции, крепость и красоту мужского тела», в ионическом — «утонченность женщин», а колонну коринфского создавали в подражание «девичьей стройности». Витрувий соотносил пропорции ордеров с ладами древнегреческой музыки, или модусами: строгим дорийским, радостным ионийским, бурным фригийским. Взяв за модуль «след» от колонны на стилобате, ее нижний диаметр (эмбат), Витрувий канонизировал пропорциональные отношения величин: для дорического ордера отношение высоты колонны к эмбату равняется 1:7, для ионического — 1:8, для коринфского — 1:9. Ордеры таким образом выстраиваются в пропорциональный ряд от самого мощного дорического к утонченному коринфскому. Витрувий считал, что выбор того или иного ордера определяется тем, какому божеству посвящается храм, хотя греки использовали ордеры свободно, сочетая их один с другим.

Древние римляне на основе собственного строительного опыта прибавили к трем греческим ордерам тосканский (италийский вариант дорического) и композитный с усложненной капителью коринфского ордера. В эпоху Возрождения итальянский архитектор Джакомо да Виньола в трактате «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562) выделил пять древнеримских ордеров: тосканский, римско-дорический, римско-ионический, коринфский и композитный. Коринфский и композитный ордеры, как наиболее пышные, римляне использовали чаще всего. Виньола также упростил систему пропорций. Древнеримские колонные ордеры отличаются от греческих наличием пьедесталов. Соотношения частей полного ордера (с пьедесталом) по высоте у Виньолы составляет: 4 части (пьедестал), 12 (высота колонны с базой и капителью) и 3 (антаблемент: архитрав, фриз, карниз).

В Средневековье ордерная система продолжала существовать, обогащаясь новыми романо-германскими, франкскими и ломбардскими элементами, но, одновременно, упрощаясь. В эпоху Возрождения античную ордерную систему изучали Леон Баттиста Альберти, Антонио Филарете, Франческо ди Джорджо, Джакомо да Виньола. Во второй половине XVI века — Андреа Палладио. В постренессансную эпоху понятие архитектурного ордера было положено в основу образования в Академиях художеств и практической деятельности архитекторов классицизма, барокко и неоклассицизма. В период историзма архитекторы использовали все исторические разновидности ордеров в зависимости от выбранного стиля сооружения. Ордер в широком значении термина остается основой архитектурной композиции всех эпох и стилей: модерна (в особенности неоклассического течения), модернизма, постмодернизма и нового классицизма. Даже в произведениях конструктивизма, неопластицизма, органической архитектуры ордерность присутствует в скрытом виде. Ее отсутствие означает деконструкцию и хаос.

Элементы классического ордера

Все части классического ордера имеют триадную структуру. Так основных частей три: основание (опорная часть), несущая и несомая. Каждая часть также делится на три. Основание на фундамент (цоколь), стереобат, стилобат. Несущая на базу (постамент), фуст колонны и капитель. Венчающая (несомая часть): архитрав, фриз, карниз. И так далее, вплоть до самых мелких деталей. Многие греческие названия частей ордера антропоморфны. Подножие, основание постройки называли: подиум (podes — нога, стопа), или крепидома (krepidoma — основание дома). Возвышающаяся над уровнем земли объемная часть фундамента, обычно имеющая три ступени — стереобат (stereo — прочный, твердый, и baino — ступаю). Верхняя плоскость стереобата — стилобат (stylos — опора, колонна, и baino — ступаю), то есть плоскость, по которой ступают колонны.

Выше располагается база, поддерживающая вертикальные опоры — колонны, служащие главным несущим элементом конструкции. Колонны венчает капитель (лат. capitellum — головка), которая в зависимости от типа ордера может состоять из ряда элементов: эхина (круглой «подушки») и абаки (квадратной плиты) в дорическом ордере, волют (завитков) в ионическом, листьев аканта в коринфском. Верхняя, несомая часть конструкции, называемая антаблемент, или «надстолье», разделяется на следующие части:

  • архитрав, или эпистиль, — главная балка, которая располагается непосредственно на капители колонны. В ионическом и коринфском ордерах ради зрительной легкости расчленен по горизонтали на три части.
  • фриз — средняя часть антаблемента, расположена между архитравом и карнизом. В дорическом ордере фриз оформлен чередующимися триглифами и метопами, в ионическом и коринфском имеет рельефный декор, в античности дополняемый росписью и позолотой.
  • карниз — верхняя часть антаблемента, над которой располагается кровля.
  • Ордер в стиле барокко / Архитектура барокко / История архитектуры / www.Arhitekto.ru

    Унаследованный от античности архитектурный ордер — это прежде всего система пропорций. Включающий в себя обязательный набор элементов — цоколь, фуст (ствол), капитель и антаблемент, в свою очередь разделенный на архитрав, фриз и карниз, ордер представляет собой базовый модуль, который может воспроизводиться многократно и тем самым отделять друг от друга пролеты по горизонтали. Он имеет несколько «подвидов», самые известные из них:

    • дорический,
    • ионический,
    • коринфский,
    • композитный.

    Различаются также степени «интенсивности» рельефа — от пилястр до свободной колонны. Поскольку отношения между составляющими элементами остаются неизменными, ордер определяет структуру всего здания. Трансформация какой-либо из частей (диаметр колонны, высота антаблемента или капители) неизбежно нарушает целостность ансамбля. Считается, что в пропорциях ордера отражаются пропорции человеческого тела: такой антропоморфизм ордера служит гарантией божественной и абсолютной природы прекрасного.

    Ордер входит также в декоративную систему. Большое значение придается скульптурным украшениям — профилю лепки, который отличается бесконечным разнообразием нюансов и служит визитной карточкой архитектора. Наконец, ордер как гармоническая и экспрессивная система выполняет функцию, сравнимую с ролью александрийского стиха в просодии или тональности в классической гармонии. Подобно им, он может стать объектом для риторических преувеличений, демонстрации виртуозного мастерства или приверженности установленным правилам. Подобно им, он взывает к отклонениям, диссонансам и вариациям, которые становятся источником его обновления.

    В эпоху Ренессанса архитекторы стремились прежде всего к упорядочению ордеров. В XVII в. главное внимание уделяется их комбинационным возможностям. В распоряжении творцов имеется большой набор; стиль варьируется от дорической строгости до композиционной пышности, профиль лепки отличается более или менее резким характером, украшения могут отсутствовать или преобладать — на колоннах (гладких или с каннелюрами), в рисунке капителей или антаблемента. Игра с рельефом — пилястра или утопленная колонна, прерывистый или постоянный, выступающий или сплющенный антаблемент — благоприятствует созданию световых контрастов.

    Большая или меньшая четкость пролета ритмически организует весь ансамбль. Ордер нельзя рассматривать изолированно. Он неотделим от стены, которая может быть украшена геометрическим орнаментом. скульптурами, барельефами или выступами; он сочетается с оконными проемами, расположенными на протяжении всего пролета и всегда имеющими украшения. В организации фасада принимают участие и другие линии, будь то лепные карнизы или же простые полосы. Наконец, ордер часто используется для фронтонов и тем самым придает фасаду облик церковного.

    Со второй четверти XVII в. ордер становится объектом довольно сильных деформаций: нарушение ритма, растяжение, скручивание, наложение одних элементов на другие — манипуляции такого рода производятся систематически, и сама целостность ордера подвергается сомнению.

    Чем тщательнее обработка стены, чем плотнее сеть линий, чем заметнее украшения проемов, тем меньшую роль играет ордер в организации фасада. Пилястры выделяются не так, как колонны, ордера высотой в этаж на нескольких уровнях выглядят скромнее, чем ордер высотой в два или три этажа. В силу своей тонкости и изящества они станут лишь фоном для многочисленных украшений, поскольку одновременно будет уменьшаться толщина опор, высота антаблемента и резкость профиля лепки. Достаточно придать антаблементам прерывистый характер, чтобы исчезло само ощущение ордера.

    Если творчество таких архитекторов, как Франсуа Мансар или Борромини, немыслимо без применения ордеров, то в начале XVIII в. многие архитекторы не уделяют им большого внимания. Порой они сохраняются лишь в качестве декоративного элемента, призванного выделить оконный проем или выступ фасада, и теряют свою структурную функцию, которая переходит к другим частям архитектурного ансамбля.

    Средневековый силуэт Фирценхайлигена делает проблематичным использование любого из архитектурных ордеров, которые плохо согласуются с устремленными вверх конструкциями. Нейман выбирает ордер на большом цоколе и высотой в два этажа — упрощенной формы и не привлекающий к себе внимания.

    Читайте также:

    • Архитектура барокко
    • Основные признаки барокко
    • План храма и его вариации
    • Новые типы жилища
    • Декоративные приемы барокко. Гротески
    • Слияние архитектуры, живописи, скульптуры
    • Чудеса света
    • Наложение куполов
    Источники

    

    КЛАССИЧЕСКИХ ОРДЕНОВ АРХИТЕКТУРЫ ⋆ Архи-Монарх

    КЛАССИЧЕСКИЕ ОРДЕНЫ АРХИТЕКТУРЫ

    Если вы хотите узнать о египетской архитектуре или римской архитектуре или цивилизации долины Инда, пожалуйста, нажмите на ссылку.


    Классические ордера в архитектуре относятся к стилям колонн и антаблементов, которые использовались в древнегреческой и римской архитектуре и позже были приняты в эпоху Возрождения.

    • Порядок – это логическое или методическое расположение составных частей таким образом, чтобы обеспечить надлежащее функционирование, внешний вид или гармонию.
    • Система правил, касающихся форм и пропорций классической архитектуры.
    • Древние стили классической архитектуры, каждый из которых отличается своими пропорциями, лепниной и деталями и наиболее легко узнаваем по типу используемой колонны.
    • Дорический — самый старый и простой.
    • Ионический и коринфский ордера были более развиты с тщательно продуманными схемами капители колонны, и антаблемент также отличался в каждом случае.
    • Архитектурные ордера определили основные черты фасада древнегреческого храма. Фасад храма состоял из трех (3) основных частей;
    1. Ступени
    2. Столбцы
    3. Антаблемент (горизонтальная часть, опирающаяся на колонны)

    Каждая из этих трех основных частей также имела три (3) отличительные части ;

    • Ступени – имеет три основные ступени, ведущие в храм, самая верхняя называется стилобат .
    • Колонны – каждая колонна состояла из: i) Основания, ii) Вал и iii) Капители.
    • Антаблемент –
      состоит из: i) Наличник – плоская горизонтальная балка, опирающаяся на колонну, ii) Фриз – соответствует балкам, поддерживающим потолки и iii) Карниз – набор декоративные молдинги, которые нависали над деталями внизу.

    1) Классические колонны

    • Колонна в классической архитектуре состоит из стержня , основания и капители .
    • Капитель служит визуальным и конструктивным переходом между вертикальным стволом и горизонтальной стеной каменной кладки для антаблемента под крышей.
    • В большинстве случаев несколько колонн располагаются в ряд, образуя колоннаду .
    • Древняя Греция разработала три (3) отличительных стиля колонн с тщательно подобранными пропорциями – дорический, ионический и коринфский ордер.
    i) Дорический ордер
    • Самый старый и простой
    • У него нет основания, а тяжелое древко сужается вверх к капителю.
    • Возникла в 7 веке до н.э.
    • Усовершенствован в V веке до н. э.
    • Разработан в регионе Западный Дориан в Греции
    • Представляет силу и мужественность
    • Дорический ордер характеризуется слегка сужающейся колонной, самой приземистой из всех ордеров, размером высота (включая столицу) только около четырех-восьми нижних диаметров.
    • Греческие формы дорического ордера не имеют индивидуальной основы и вместо этого опираются непосредственно на стилобат, хотя последующие формы дорического ордера часто получали обычную цокольно-торическую основу.
    • Дорический стержень имеет 20 неглубоких канавок.
    • Капитель, как было сказано ранее, состоит из простой горловины; раскидистый выпуклый эхинус; и квадратные счеты.
    • Отличительной чертой является фризовая часть дорического антаблемента.
    • Римские формы дорического ордера имеют меньшие пропорции и кажутся более легкими и изящными, чем их греческие аналоги.
    • Короткие и широкие стержни
    • Без базы
    • 20 флейт
    • Квадратные счеты
    • Сужающийся эхин
    • Без резьбы и украшений на капители
    ii) Ionic Order
    • Ионический стиль тоньше и элегантнее. Капитель украшен свиткообразным узором (волютой). Этот стиль был найден в восточной Греции и на островах.
    • Элегантная спиральная заглавная буква
    • 6 век до н.э.
    • Родом из Ионии
    • Женские качества
    • Ионический ордер отличается от дорического большим количеством канавок на стержне и в завитках или завитках, которые свисают над передней и задней частями эхина в капители.
    • Сам эхин высечен яйцом и дротиком Высота всего Ионического ордена— колонны, основания, капители и антаблемента— – девять меньших диаметров.
    • Основание колонны имеет два тора (выпуклые молдинги), разделенные скотией.
    • Вал высотой восемь нижних диаметров имеет 24 канавки. На антаблементе архитрав обычно состоит из трех ступенчатых фасций (полос).
    • Стойки на подставке
    • Валы обычно имели 24 канавки, но не всегда с галтелями
    • Волюты украшают столицу
    • Примеры ионических храмов: Эрехтейон, Афины; архаичный храм Артемиды в Эфесе; Храм Афины Ники, Афины; Храм Илисса, Афины.
    iii) Коринфский ордер
    • Коринфский стиль редко используется в греческом мире, но часто встречается в римских храмах. Его капитель очень искусно украшена листьями аканта
    • .
    • Самый изысканный и украшенный из трех орденов
    • 4 век до н.э.
    • Мало использовался греками
    • Назван в честь города Коринф
    • Создан для представления девушки
    • Коринфский ордер — самый элегантный из пяти орденов.
    • Его отличительной чертой является поразительная капитель, на которой вырезаны два расположенных в шахматном порядке ряда стилизованных листьев аканта и четыре завитка.
    • Вал имеет 24 канавки с острыми краями, а высота колонны 10 диаметров.
    • Основание и стержень аналогичны Ionic
    • Украшен листьями аканта и орнаментом из гимнов
    • Внешняя вспышка предполагает ощущение света
    • Примеры коринфских храмов: Храм Зевса, Афины.

    • Римляне добавили два (2) типа колонн к классическим ордерам;
    • Тосканский орден – Является модификацией дорической колонны без канавок.
    • Составной Орден – Он имел ионическую шахту и более богато украшенную коринфскую капитель.
    iv) Тосканский орден
    • Тосканский ордер является римской адаптацией дорического.
    • Тосканский стержень без каннелюры и простая капитель эхина-абака.
    • Он похож по пропорциям и профилю на римский дорический, но гораздо проще.
    • Высота колонны семь диаметров. Этот орден является самым солидным на вид из всех орденов.
    v) Составной орден
    • Составной орден, который не считался отдельным орденом до эпохи Возрождения, является позднеримским развитием коринфского.
    • Он называется Композитным, потому что его капитель состоит из ионических завитков и коринфского орнамента из листьев аканта.
    • Колонна высотой 10 диаметров.

    Примеры

    В целом, классические ордера продолжают влиять на архитектурный дизайн и по сей день, и многие принципы, установленные древними греками и римлянами, все еще можно увидеть в современной архитектуре.


    Видео по теме

    Не просто еще одна колонка | Classical Wisdom Weekly

    Что в колонке? Для древних греков стоячая колонна была чем-то большим, чем просто способом поддерживать крышу. Каждая секция, от капители до базы, была неотъемлемой частью всей конструкции. Это было произведение искусства, созданное по очень подробным спецификациям, архитектурному заказу. На самом деле, вам нужен только фрагмент молдинга, чтобы воссоздать целое здание.

    Древние не просто строили безопасное место под дождем, они пытались достичь совершенства в архитектуре.

    Это означало, что ничто не оставлено на волю случая. Такого никогда не было, Кириакос – рабочий средний и тяжеловесный, предпочитающий ставить фронтон «немного правее». Здания были тщательно спроектированы с использованием принципов гармонии и симметрии под наблюдением уважаемого архитектора. Ответственный человек руководил каждой деталью, от выбора материалов до выбора опытных скульпторов.

    Порядок мироздания, в который так горячо верили древние греки, отражался в самих зданиях.

    На самом деле это не преувеличение. Пропорциональные идеалы, используемые этими математическими архитекторами, были так называемым 90 267 золотым сечением 90 268, соотношением, которое также встречается в естественных спиралевидных формах, таких как раковины наутилуса и листья папоротника.

    Вот реальная формула, лелеемая теми людьми прошлого:

    Создание идеально пропорционального здания имело и другие желаемые последствия. Это создало оптическую иллюзию. В конце концов, конечной целью было то, как выглядело здание. Они хотели перспективных и вогнутых результатов. Следовательно, основные линии в структуре редко были прямыми. Это наиболее очевидно видно в профилях всех различных колонн, будь то дорические, ионические или коринфские.

    Но давайте вкратце рассмотрим эти три очень отличительные основные архитектурные системы, называемые ордерами.

    Сравнение древнегреческих архитектурных ордеров

    Первый и самый примитивный ордер называется «дорическим». Это серьезная, мужественная система, которая возникла из деревянных конструкций. Он следует основным правилам гармонии. Каждая колонна должна выдерживать вес уложенной поперек балки. Все триглифы, или таблички с вертикальными каналами, расположены регулярно. Сами колонны, короткие и коренастые, стояли вначале без основания и на высоте примерно в шесть-семь раз превышали диаметр. Капитель на вершине колонны является основной.

    Следующий архитектурный ордер называется ионическим, так как возник в Ионии (современная Турция) в середине 6 века до н.э. Юго-западное побережье и острова Малой Азии были заселены ионийскими греками, которые отличались от дорических греков своим ионийским диалектом.

    Более женственная конструкция колонн ионийцев, однако, оказалась популярной среди всех греков, о чем свидетельствует их строительство на материке в 5 веке до нашей эры.

    Ионные колонны чаще всего имеют желобки и обычно имеют номер 24. Эта стандартизация была весьма удобной, поскольку сохраняла привычную, почти хрупкую пропорцию рифления к диаметру колонны… и в любом масштабе. Для системы в целом характерны непрерывные заморозки и спиралевидные капители, называемые волютами.

    Коринфская столица

    Третий и последний архитектурный ордер называется коринфским, от древнего города Коринф. Это самая сложная и выгравированная система архитектуры, отличающаяся стилизованными листьями и стеблями аканта, найденными в коринфских капителях.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *