Архитектурные ордера – Сведения, необходимые при выполнении росписи
Архитектура знает 5 ордеров: дорический, ионический, коринфский, тосканский и сложный. Все ордера имеют характерные особенности по построению и месту происхождения. Их подразделение и названия удерживаются до настоящего времени.
Архитектурные ордера
Архитектурные ордера:
а — тосканский;
б — дорический;
в — ионический;
г — коринфский;
д — сложный ордер.
Тосканский ордер получил свое название от той местности, где он появился и развился (в Италии). Этот ордер отличается простотой построения и неизменностью своих составных частей.
Дорический ордер легко узнается по характерным украшениям, ему только свойственным: фриз его антаблемента украшен триглифами — вертикальными плитами с двумя целыми желобками посредине и двумя полужелобками по краям. Эти плиты представляют собой как бы срезанные концы поперечных балок, желобки же могли служить для стока воды. Под желобками триглифов устроены детали в виде капель стекающей воды. Впрочем, в деталях антаблемента дорического ордера имеется некоторое разнообразие.
Тосканский неполный ордер
Стержень колонн украшается продольными выемками — каннелюрами — числом до двадцати.
Этот ордер достиг полной законченности в древней Греции.
Ионический ордер развился в Ионических колониях Греции в Малой Азии. Он еще называется средним, потому что составляет как бы переход от дорического к коринфскому. Этот ордер легко узнать по характерным завиткам, украшающим капитель его колонн.
Коринфский ордер редко встречался в Греции самостоятельно, а служил дополнением к дорическому и ионическому ордерам. Своего полного развития достиг в древнем Риме во времена империи.
Служил большей частью для внутренней отделки. Этот ордер преимущественно декоративный. Характер его мягкий и изящный; отдельные части производят впечатление утонченности, роскоши и богатства. Его легко узнать по капители, представляющей подобие круглой корзины, наполненной цветами или, вернее, листьями аканфа в один или несколько рядов, по восьми листов в каждой окружности, расположенных один над другим.
Дорический полный ордер
При росписи под архитектурные формы надо различать неполный ордер, когда колонны «стоят» на полу, и полный ордер, когда колонны «стоят» на специальном цоколе.
В первом случае плоскость стены по высоте разбита на два деления — антаблемент и колонну, во втором имеется три деления: пьедестал, колонна, антаблемент. В колонне различают базу, цоколь, ствол и капитель. Та часть здания, которая непосредственно ложится на колонну, называется антаблементом; в ней различают архитрав — часть антаблемента, которая непосредственно опирается на колонну, фриз — среднюю часть и, наконец, карниз — верхнюю часть антаблемента.
Схема архитектурного ордера
Размеры всех отдельных составных частей каждого ордера находятся между собой в отношениях, выражаемых целыми небольшими числами, в так называемых кратных отношениях. Другими словами, все эти части соизмеримы между собой, имеют общую меру.
Дли определения пропорций ордеров пользуются данными, выработанными итальянским архитектором Виньолой (XVI в.).
Общую высоту полного ордера делят на 19 равных частей: 12 из них берут для высоты колонны, 4 — для пьедестала и 3 — для антаблемента. Что касается ширины колонны, то в тосканском ордере она составляет 1/7, в дорическом — 1/8, в ионическом — 1/9 и в коринфском и сложном — 1/10 часть высоты.
Эти данные следует знать, так как поверхности помещений часто декорируются под архитектурные формы. Так, например, на высоту фриза приходится 3/19 от высоты стены.
«Отделка комнат при ремонте»,
Н.П.Краснов
ИРНИТУ-Лидеров выставок-конкурсов «Архитектурные ордера» и «Графика. Знаки. Пространство» определили в ИРНИТУ
В ИРНИТУ прошли Всероссийские творческие и научно-исследовательские выставки-конкурсы «Архитектурные ордера» и «Графика. Знаки. Пространство». Студенты из Москвы, Красноярска, Новосибирска, Владивостока, Иркутска и Казани представили 195 творческих проектов.
Член оргкомитета, доцент кафедры рисунка, основ проектирования и историко-культурного наследия Алевтина Дайнеко отмечает, что впервые были выставлены работы студентов 1-2 курсов направления «Архитектура». Ребята продемонстрировали высокие аналитические способности, композиционную грамотность, проявившуюся в кропотливом выполнении чертежей, графическое мастерство и художественную выразительность.
Проекты студентов оценивали профессор Валерий Козлов, доценты Сергей Смольков и Сергей Беломестных. Экспертную комиссию возглавили заведующий кафедрой рисунка, основ проектирования и историко-культурного наследия Анатолий Кулаков и доцент Александр Ладейщиков.
Конкурсанты – участники выставки «Архитектурные ордера» представили работы по семи тематикам, включая графическое исполнение памятников Египта, Рима и Греции.
Первокурсница Екатерина Соболева – автор лучшей работы в номинации «Пластический язык архитектурного ордера». Студентка выполнила графическое изображение Парфенона, расположенного на афинском Акрополе. Екатерина Соболева благодарит за наставничество доцента Алевтину Ивановну Дайнеко, которая помогла в оформлении эстетичной работы.
Креативное мышление помогло Екатерине Соболевой стать лидером в направлении «Арт-объект в градостроительном пространстве» (выставка-конкурс «Графика. Знаки. Пространство»). В смешанной технике – ручной архитектурной графике и макетировании она трансформировала объемно-пространственные упражнения в городской арт-объект (общественную остановку), используя контрастные цвета. Куратор проекта – доцент Роман Селиванов.
Студентка 4 курса Алина Леушкина заняла первое место в номинации «Цветовые образы и колористика архитектурной среды» (выставка-конкурс «Графика. Знаки. Пространство»). Будущий дизайнер показала, как зрительная иллюзия и правильно подобранное сочетание красок преобразят школу-интернат им. П. Л. Капицы в Долгопрудном (Московская область). Под руководством профессора Ольги Железняк автор представила обновленную художественную версию архитектурной постройки.
Вторая работа Алины Леушкиной «Торговая ось» отмечена дипломом II степени в направлении «Городская среда: образы, знаки и дизайн-коды». Автор представила сюжет имиджевого дизайна Иркутска. Студентка создала уникальный фрагмент города, обладающий историко-культурной ценностью, и адаптировала его к реалиям современной жизни.
«Городские торговые площадки, формировавшиеся столетиями, сегодня нуждаются в новых элементах благоустройства, например, в удобных пешеходных переходах, делении пространства на функциональные зоны. Сейчас между разрозненными павильонами образована рекреационно-прогулочная зона.
В концепцию преобразований включена улица Урицкого. Для формирования дизайн-кода предлагается комплект оборудования и построек, объединяющих торговую улицу и площадь. Источниками света служат солнечные батареи, присутствуют места для размещения рекламы и навигации. Одним из главных преимуществ проекта можно назвать наличие пространств для отдыха. Летом на территории можно проводить выставки и тематические вечера, зимой – устраивать массовые катания на льду», – рассказывает о проекте Алина Леушкина.
Фото Арсения Чекмарёва
5 ОСНОВНЫЕ ЗАКАЗЫ В КЛАССИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ
Колонна — элемент, сопровождавший архитектуру с момента ее зарождения, элемент, превзошедший причины своего рождения и на протяжении всей истории ставший одним из главных элементов архитектуры.
Какие типы колонн классической архитектуры существуют? Каковы их отличительные черты?
Колонна возникла в Древнем Египте, но именно Древняя Греция дала этому элементу большой импульс для развития.
До того, как греки открыли мрамор, они строили свои храмы из дерева. С «открытием» мрамора они превзошли египтян, которые построили свои колонны из известняка.
Колонна, как бы она ни была усовершенствована, остается основным инструментом для выражения абсолютной власти![1]
В основном колонна представляет собой вертикальный опорный элемент, состоящий из трех частей:
Основание
Корпус
Капитель
Существует 5 основных классических архитектурных порядков, три из которых зародились в древнегреческой цивилизации. Ордер — это особый строительный стиль в классической архитектуре, отличающийся от цоколя, капительных колонн и антаблементов.
ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕН Простейшая классическая колонна, дорический ордер, возникла в седьмом веке до нашей эры, от которой произошли другие ордера.
Эта колонна, названная в честь племен Доре, не имеет основания и опирается на стилобат (непрерывное основание, поддерживающее ряд колонн в классической греческой архитектуре). ДО Н.Э.
Вы можете найти дорический орден по адресу Храм Партенон в Афинах.
https://en.wikipedia.org/wiki/Parthenon
Обладая рудиментарными линиями и эстетикой, основанной на пропорциях мужского тела и его прочном архетипе, он использовался в греческих зданиях в честь мужских божеств. По словам Витрувия, дорический образ олицетворяет «пропорциональность, силу и изящество мужского тела», обозначая баланс, и для него он должен использоваться в «церквях, посвященных самым экстравертным святым (Святой Павел, Святой Петр или Святой . Джордж)».
В греческой архитектуре конструкция капителей также устроена в зависимости от распределения нагрузок на колонну, поэтому благодаря своей упрощенной конструкции дорический ордер подходит для более низких зданий, поскольку его высота в 8 раз больше ширины. [2] ]
ТОСКАНСКИЙ ОРДЕН Этот ордер, задуманный римлянами, является новой интерпретацией дорического ордера. При высоте семи колонн по ширине – на одну ширину меньше, чем у дорической колонны – она представляет собой формальную простоту и, следовательно, также структурную простоту. Для Витрувия он «пригоден для укреплений и тюрем». [2]
В отличие от трех моделей греческого происхождения, где стержень рифленый, в этом порядке стержень гладкий, с целью упрощения.
Этот орден отличается капителями с завитками (спиральный орнамент или витая форма по углам капители)
Ионический ордер возник в Малой Азии в середине ХХ века. С легкими, плавными органическими линиями этот порядок намекает на линии женского тела, характеризующиеся «женской стройностью», согласно Витрувию 9. 0003
В дизайне столицы прослеживаются восточные мотивы, такие как резьба по пальмовым листьям, папирусу и растительным листьям, возможно, вдохновленная египетской архитектурой. Колонны примерно в девять раз больше в высоту, чем в ширину — в ширину больше, чем дорический ордер. По мнению Витрувия, их следует использовать в храмах, посвященных «тихим святым — ни слишком сильным, ни слишком мягким — и людям со знанием дела». [7] По составу этот ордер представляет собой более широкую базу, позволяющую получить большую нагрузку; тонкий стержень , который слегка расширяется по мере достижения основания; и капители со свитками (волютами). Стоит отметить, что в некоторых работах капители этого ордера заменены кариатидами — женскими фигурами, высеченными в камне, поддерживающими антаблемент.
КОРИНФЯНСКИЙ ОРДЕРБудучи наиболее утонченным стилем из трех моделей, основанным на греческом стиле, этот орден представляет собой ряд деталей и рисунков, тщательно продуманных и разработанных для имитации «тонкой фигуры девушки», как объясняет Витрувий это. Ростки и листья аканта характеризуют трехмерный рисунок скульптурного камня. Она в десять раз больше в высоту, чем в ширину, и является самой тонкой из трех колонн.[2]
«Третий ордер, называемый коринфским, представляет собой подражание стройности девы; ибо очертания и телосложение девушек, будучи более стройными из-за их нежных лет, допускают более красивые эффекты в виде украшений. ”
СЛОЖНЫЙ ОРДЕН
Разработанный на основе союза классических ионического и коринфского ордеров, этот ордер является наиболее сложным из пяти архитектурных ордеров.
Основная форма составной капители состоит из нижней части коринфской капители (два ряда листьев аканта), увенчанной ионической капителью с угловыми, а не параллельными завитками. высота.
Специалисты по античной классической архитектуре в целом согласны с тем, что самый ранний сохранившийся образец композитного ордера существует на Арке Тита, датируемой 81 г. н.э.
Арка Тита
Это один из основных элементов классической архитектуры, поэтому их легко отличить в классических зданиях!
Вот здание, которым вы можете полюбоваться, найдите три из 5 основных ордеров классической архитектуры:
Колизей был задуман как свидетельство могущества Рима. На момент завершения строительства это было самое сложное рукотворное сооружение в мире и одно из самых больших.
Были представлены все три основных архитектурных ордера того времени:
Колонны первого этажа выполнены в тосканском стиле, римском варианте строгого греческого дорического ордера.
Второй этаж был украшен немного более сложным ионическим ордером.
На третьем этаже использовался более сложный и украшенный коринфский ордер.
Ордена, используемые в Колизее0003 [1] Domus Reflection /делает архитектуру /сила колонны» 042 Ник RYS.
[2] https://www.archdaily.com/892595/capitals-of-classical-antiquity-understand- разница-между-5-порядками
[3] https://www.classicist.org/articles/classical-comments-the-composite-order-an-overview/#_edn2
[4] Fjalori Терминологический термин по истории и архитектуре доктора Веры Бушати
Фрактальная природа архитектурных ордеров
Перейти к основному содержаниюФрактальная природа архитектурных ордеров
Скачать PDF
Скачать PDF
- Исследовательские статьи
- Опубликовано:
- Даниэле Капо 1
Сетевой журнал Nexus том 6 , страницы 30–40 (2004 г.)Процитировать эту статью
1162 доступа
19 цитирований
-
Детали показателей