Архитектурное освещение: объекты и способы
Главная > Информационный раздел > Архитектурное освещение > Архитектурное освещение: объекты и способы
Архитектурное освещение – одно из наиболее востребованных в настоящее время направлений в уличном освещении и световом дизайне. Сказанное определяется двоякой природой его применения. С одной стороны – это эстетика, создание обозримой красоты зданий, сооружений и других объектов, преображение обычных городских улиц в живописные картины, создание неповторимых визуальных ощущений и впечатлений. В то же время, архитектурное освещение – это и функциональность, связанная с его применением в коммерческой деятельности. |
Здание предприятия, магазин, офис, ресторан, отель и многие другие коммерческие объекты смотрятся гораздо выгоднее при правильно выстроенном фасадном освещении. Они выделяются среди других зданий, запоминаются, заранее создают приятные впечатления, предвосхищают успешное сотрудничество.
Традиционно выделяют следующие группы объектов архитектурной подсветки:
- Городские здания – административные, коммерческие; жилые, исторические, художественные и др.;
- Загородные дома, коттеджи, небольшие гостиницы;
- Памятники истории и искусства;
- Мосты и другие сооружения.
Естественно, каждый объект имеет свою специфику, определяющуюся формой, фактурой, цветом и другими характеристиками, располагается в разных условиях и обстановке, имеет разные цели задачи освещения. Кроме того, освещение объекта должно гармонично вписываться в облик места его расположения, что определяется не только мнением дизайнеров и архитекторов, но и зачастую разрешением компетентных государственных органов (Росохранкультуры, Госстрой и др.)
Общее заливающее освещение.![]() |
Локальное освещение. ![]() |
Световые фасады. Новые архитектурные формы, широкое применение стекла, приоритет использования естественного освещения в дневное время определили тенденцию к строительству современных зданий со сплошных остеклением фасадов. Добиться идеальной подсветки таких фасадов традиционными методами невозможно, в силу пропускных свойств стекла, затруднений при монтаже осветительного оборудования и ряде других факторов. В таких случаях целесообразно устанавливать световые приборы внутри помещения (на потолках) и направлять световой поток на стекло под определенным углом. Таким образом достигается необходимый осветительный эффект.![]() |
Фоновая заливка. Такой способ освещения позволяет за счет светового выделения фона (заднего плана и бокового окружения) проявить силуэт, формы и очертания самого объекта. Данный прием целесообразен при освещении зданий с колоннами. Достигается эффект величия, строгости, массивности сооружения. К тому же, в этом случае из основного поля зрения полностью исключаются конструкции самих светильников, а их установка не наносит вреда материалам и структуре объекта, в большинстве случаев, представляющего большую историческую и культурную ценность. |
Контурное освещение. Уже из названия видно, что данный вид освещения предполагает световое выделение контуров здания. Это может быть как одна грань постройки (крыша), периметр (с одной стороны, например, фасад) или же все контурные границы строения. |
Динамическое освещение. Достигается за счет амплитудных изменений цвета, яркости, смешения оттенков при помощи линейных светодиодных прожекторов, светодиодных трубок и другого соответствующего оборудования. Сочетание различных приемов (заливка, акценты, контуры) динамического освещения «вносит жизнь» в стационарные объекты, привлекает внимание, удивляет, радует. Современное оборудование позволяет получать практически любые динамические эффекты на архитектурных и рекламных фасадах – от цветомузыки до трансляции практически любого видеоряда. |
Развитие архитектурного освещения неизбежно требует дальнейшей эволюции знаний в области проектирования и дизайна, а также использования современных световых технологий, среди которых приоритетным решением становится использование светодиодной продукции.
Архитектурное освещение фасадов зданий: стоимость, назначение и виды
Назначение архитектурного освещения
Освещение фасадов имеет главную цель – привлечение внимания, создание собственного узнаваемого стиля здания. Также наружная подсветка сооружений – это прекрасная реклама, с помощью которой можно издалека презентовать целевой аудитории назначение и статус объекта. Подготовленный профессионалами проект позволяет создать небанальное, визуально притягательное освещение зданий, гармонирующее с городским пейзажем.
Не стоит забывать еще об одной важной функции архитектурного освещения – облагораживании образа ночного города.
Для создания нужного визуального эффекта применяются разные варианты архитектурного освещения. Заливающая подсветка полностью освещает фасад дома с помощью прожекторов, установленных в грунте, на стойках или на соседних объектах. Для локальной подсветки, помогающей расставить нужные акценты, светотехника монтируется на фасаде. Контурная подсветка привлекает внимание к очертаниям здания, выделяет важные архитектурные элементы. Фоновая подсветка с помощью источников рассеянного света создает величавый, возвышенный образ здания в ночное время.
Реализованные проекты:
Виды архитектурной подсветки
Контурное
архитектурное освещение
Лучше всего подходит к простым формам и стилям. Часто используется для освещения зданий-«коробок». Доступно создание проекта со светодинамическим управлением и без него
Архитектурное освещение – динамично развивающееся направление обустройства городской среды. В настоящее время заказчикам доступен широкий выбор разновидностей подсветки, подходящих для разных целей и различных типов строений.
Локальное (акцентное) архитектурное освещение
Свет концентрируется локально на отдельных элементах фасада
Светодинамическое архитектурное освещение
Основная особенность этого вида – возможность управления световыми приборами (смена цветов, очередность включения).
Заливающее архитектурное освещение
Лучшее решение для высоких зданий с малым количеством окон либо вообще без окон.
Медиафасад
Это светопропускающая рекламная конструкция, позволяющая демонстрировать информационные материалы. Медиафасад можно установить на поверхности стен зданий или на металлокаркасе, повторяющем пластику стены. Использование металлического каркаса позволяет создавать медиафасады на существующем остеклении. Размер информационного поля медиафасада определяется размером демонстрируемого изображения.
Комбинированное архитектурное освещение
Наиболее часто встречающийся тип подсветки зданий, который сочетает в себе сразу несколько видов архитектурного освещения.
Праздничное архитектурное освещение
Тематическое освещение в преддверии городских торжеств (особенно востребовано в новогодние праздники)
Используемое оборудование
К светильникам для архитектурного освещения предъявляются особые требования. Это связано с необходимостью обеспечения безопасной работы и долгого срока службы оборудования. Применяется только техника с уровнем защиты от воды и пыли не менее IP65. Чтобы минимизировать потребность в ремонте или замене элементов архитектурного освещения, используется аппаратура с корпусами из:
- стали;
- алюминия;
- высокопрочной пластмассы.
В светильниках применяются высококачественные светодиоды от надежных производителей. Они светят одинаково ярко в течение всего эксплуатационного срока. Драйверы имеют широкий диапазон рабочего напряжения и собраны из качественных деталей. Это позволяет аппаратуре работать без сбоев при колебаниях напряжения в электросети.
Для создания архитектурного освещения применяются разные типы осветительной аппаратуры. В первую очередь это прожекторы. Аппаратура с направленным сильным световым лучом – это главный источник света. Прочная конструкция из металла позволяет направить и зафиксировать луч в нужной плоскости.
Прожекторы используются:
- для зонирования и локального освещения;
- для создания заливающего света.
Прожекторы могут создавать как белые лучи одинаковой интенсивности, так и динамичную цветную подсветку. Чтобы создать подсветку снизу, задействуют аппараты с углом раскрытия луча в пределах 15–30 градусов. Приборы с большим углом раскрытия «заливают» объект светом. Как правило, они применяются для оформления верхней части строения. Чтобы подчеркнуть красоту отдельных элементов здания, к примеру барельефов или колонн, применяются двунаправленные прожекторы с вертикальным направлением световых лучей.
Для создания акцентов на элементах здания можно использовать точечные светильники с меньшей, чем у прожекторов, мощностью. Для освещения фасадов и лестниц применяются также встраиваемые светильники. Модели с разными углами раскрытия позволяют добиваться разных визуальных эффектов.
Контурное освещение создается с помощью трубчатых светодиодных светильников. Угол раскрытия у них составляет 360 градусов, что позволяет получить равномерное свечение во всех направлениях.
При необходимости используются и другие разновидности светильников: маркерные, специальные, встраиваемые в грунт, кластерные.
Система управления в архитектурной подсветке
Широкое внедрение светодиодных светильников дало мощный толчок развитию систем управления архитектурным освещением. В настоящее время система управления – важнейшая и неотъемлемая составляющая архитектурного освещения. Оператор полностью контролирует подсветку, причем имеет возможность управлять не только включением и отключением. С помощью компьютеризированной системы управления можно изменять:
- цветовую температуру;
- силу света;
- интенсивность свечения отдельных элементов;
- интенсивность и скорость смены цветов, яркость.
Чтобы разнообразить цветовую палитру и создать динамический свет, не обязательно управлять освещением вручную. Достаточно разработать несколько сценариев для разных ситуаций и реализовывать их с помощью системы управления архитектурной подсветкой. Это поможет сделать освещение здания экономичным и при этом удивлять зрителей разными визуальными эффектами.
Вечерний сценарий включается с наступлением темноты, показывая все великолепие созданной подсветки. Он работает только во время «прайм-тайма», когда здание видят особенно много людей.
С наступлением ночи включается более экономичный сценарий архитектурного освещения – дежурный. Он сохраняет основные черты вечернего, но при этом позволяет снизить потребление электроэнергии за счет отключения части подсветки. Когда на улице становится светло, наружное освещение отключается.
Возможна разработка дополнительных сценариев управления архитектурным освещением со сменой промежуточных параметров. Благодаря этому здание с архитектурной подсветкой может каждый день выглядеть по-новому, удивляя наблюдателей новыми сочетаниями цветов и световыми эффектами.
Праздничные сценарии разрабатываются для особых случаев. Они могут включать в себя динамическое освещение и требовать применения дополнительного оборудования – например, для создания светомузыки.
Этапы работы над проектом
Создание архитектурного освещения – сложный проект, ведь подсветка должна эстетично выглядеть и гармонично вписываться в общественное пространство, отвечать вкусам заказчика и при этом быть как можно более экономичной. Проектирование архитектурного освещения требует тщательной работы, разделенной на несколько этапов.
Беседа с заказчиком. На этом этапе клиент делится своими пожеланиями, передает необходимые для разработки проекта данные: чертежи здания и план прилегающей к нему территории. Если документации на объект нет, проводится фасадная съемка. Также заказчик может предоставить фото или видео понравившихся примеров фасадного освещения. Определяются цели проекта и стиль, в котором должна быть создана подсветка. В конечном итоге формируется техническое задание, в соответствии с которым выполняются дальнейшие проектные работы.
Разработка макета и выбор оборудования. После получения информации от заказчика создается проект архитектурного освещения для конкретного здания. Макет разрабатывается с учетом пожеланий клиента, существующих нормативов, назначения и особенностей конфигурации здания, расположения придомовой территории и соседних объектов. Проектировщики выбирают мощность и типы светильников, находят для них идеальные локации. С учетом поставленных задач и конфигурации объекта выполняется модельный расчет. При необходимости в проект вносятся корректировки до тех пор, пока модель не будет полностью отвечать выдвинутым требованиям.
Сотрудники компании рассчитывают необходимое количество проводки, создают схему прокладки кабельной системы в соответствии с ПУЭ и ГОСТами. Правильные расчеты и опыт проектировщиков помогают сэкономить средства при закупке расходных материалов и монтаже.
Создание 3D-модели. Этот этап не является обязательным и выполняется по желанию заказчика. Визуализация дает возможность максимально точно и образно представить вид будущего архитектурного освещения. Это помогает более предметно обсудить детали проекта и достичь полного взаимопонимания между проектировщиками и заказчиком.
После согласования всех деталей заказчик получает полностью готовый проект архитектурной подсветки со сметами, схемами монтажа, спецификациями, расчетами энергопотребления.
Финальные работы, сдача проекта
Установку и отладку архитектурного освещения крайне желательно поручать проверенным бригадам с обширным опытом аналогичной работы. К специалистам, которые устанавливают на дома светотехническое оборудование, предъявляются особые требования. В частности, необходимы допуск к проведению высотных работ и наличие соответствующего оборудования.
Желательно, чтобы монтаж архитектурного освещения проводился не просто по заданным схемам, но и под контролем проектировщика. Лучший вариант – обратиться в организацию, в которой есть и проектировщики, и бригада для установки и отладки светотехнической конструкции. Это гарантирует, что в точности в соответствии с проектом будут установлены все элементы системы, в том числе:
- вспомогательные конструкции;
- проводка;
- прожекторы и другие типы светильников;
- элементы питания.
При этом бригада монтажа должна учитывать, что необходимо обязательно оставлять доступ к источникам питания и проводам. Если проектировщик и монтажная бригада – представители одной организации, контроль за соблюдением требований безопасности существенно упрощается.
После установки архитектурного освещения выполняются пусконаладочные работы. На этом этапе проверяются соответствие системы проектным требованиям, корректность функционирования подсветки в разных режимах, бесперебойная работа всех элементов. После завершения пусконаладочных работ происходит сдача проекта. Заказчик проверяет работу готовой системы архитектурной подсветки и ее соответствие проекту и при отсутствии замечаний подписывает акт приема выполненных работ.
При желании клиент может заказать техническое обслуживание системы архитектурного освещения. В этом случае специалисты компании регулярно проводят осмотр подсветки, при необходимости ремонтируют или заменяют отдельные элементы. Грамотное техническое обслуживание обеспечивает длительную работу архитектурной подсветки и ее полное соответствие изначальному проекту на протяжении всего срока службы.
История формирования рынка архитектурного освещения
Современный город – это сложный, растущий и постоянно развивающийся организм, который живет по определенным правилам и следует намеченным тенденциям. Тренды и тенденции в изменении городского облика, несомненно, задают мегаполисы развитых стран. Именно они диктуют моду в архитектуре и технологиях, дизайне строительства и развитии городской среды.
В Россию мода на освещение фасадов пришла из Европы и США в послевоенные годы. Первое применение архитектурная подсветка получила в Москве как элемент декоративного, праздничного освещения.
Из Москвы тенденция освещения архитектурных сооружений перешла в Ленинград (ныне Санкт-Петербург). Со временем культура архитектурного освещения распространилась по всей территории страны: от городов-мегаполисов до периферии. Так сформировалось новое направление в светотехнической отрасли, которую в теперь называют архитектурным освещением.Тенденции и направления на рынке АХО
Географическое положение России делит ее на европейскую и азиатскую части. Так как законодательницей моды и тенденций светотехники Россия, к сожалению, не является, ей остается следить за модными тенденциями в проектировании архитектурного освещения в мире. В европейской части России преобладают европейские тенденции архитектурного освещения. А в регионах, расположенных ближе к Азии, соответственно, азиатские.
Сегодня в России все-таки чаще прослеживаются именно европейские традиции освещения. Однако рынок архитектурного освещения в нашей стране еще очень молод, он неуклонно растет и развивается, поэтому вектор стиля и моды на нем может меняться. Сейчас уже заметен переход от выдержанного европейского стиля к азиатскому – пестрому, яркому и праздничному.
Требования, предъявляемые к архитектурному освещению
При разработке проектов освещения студия SIT руководствуется законодательными нормами РФ, ориентиром всегда служит ГОСТ. Для нас важно, чтобы архитектурное освещение не только создавало привлекательный образ здания, но и обеспечивало безопасность людей и сохранность строения.
Основой гарантии безопасности служит соблюдение приказа Минрегиона России от 27.12.2011 г. № 613 (редакция от 17. 03.2014 г.), который носит рекомендательный характер и содержит следующую информацию:
• 2.8.4. Архитектурное освещение (АО) рекомендуется применять для формирования художественно выразительной визуальной среды в вечернем городе, выявления из темноты и образной интерпретации памятников архитектуры, истории и культуры, инженерного и монументального искусства, МАФ, доминантных и достопримечательных объектов, ландшафтных композиций, создания световых ансамблей. Оно обычно осуществляется стационарными или временными установками освещения объектов, главным образом, наружного освещения их фасадных поверхностей.
• 2.8.4.1. К временным установкам АО относится праздничная иллюминация: световые гирлянды, сетки, контурные обтяжки, светографические элементы, панно и объемные композиции из ламп накаливания, разрядных, светодиодов, световодов, световые проекции, лазерные рисунки и т. п.
• 2.8.5. В целях архитектурного освещения могут использоваться также установки ФО – для монтажа прожекторов, нацеливаемых на фасады зданий, сооружений, зеленых насаждений, для иллюминации, световой информации и рекламы, элементы которых могут крепиться на опорах уличных светильников.
При разработке проектной документации и фактической реализации проектов сотрудники SIT руководствуются следующим сводом правил – СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение».
Лучшее архитектурное освещение: 10 проектов получили награду Lumen Awards
Достойные архитекторы и дизайнеры признают, что световой дизайн — при продуманном исполнении — может значительно улучшить их проекты, от центральных внутренних стен и временных установок до массивных конструкций и фасадов. Возможно, именно поэтому ежегодная премия Lumen Awards, учрежденная нью-йоркским отделением Общества инженеров-светотехников (IESNYC), чтобы отмечать выдающиеся достижения в области светодизайна, становится все более значимой программой награждения в нашей отрасли. Фактически, рекордное количество специалистов по освещению и дизайну (почти 900) посетили 49-й ежегодный гала-концерт Lumen в Манхэттене в прошлом месяце, чтобы отметить 10 проектов на трех уровнях. Это:
НАГРАДА ЗА ОТЛИЧИЕ
Фотография Магды Бирнат, OTTO
Академия ВВС США – Центр развития характера и лидерства (Колорадо-Спрингс)
Художник по свету: Brandston Partnership 900 13 Архитектор: SOM
A своего рода наклонный атриум высотой 105 футов — на самом деле застекленная конструкция с окулусом — возвышается над местом сбора в центре, чтобы указать направление к навигационному маяку, известному как Полярная звезда. Центральное место в его конструкции занимает решетчатая система из горизонтальных пластин, которые действуют как затеняющие и отражающие элементы. Светодиодные прожекторы, окружающие основание этой конструкции, освещают ее ночью, а также отражают свет от массива зеркал, освещая пространство внизу.
Комментарий жюри: «Свет в этом проекте так красиво трансформируется, что вы действительно чувствуете силу архитектуры и символизма каждого пространства внутри. Окулус внутри Зала доски почета так же вдохновляет, как и окулус Пантеона».
НАГРАДЫ ЗА ЗАСЛУГИ
Фотография Halkin Mason Photography
Кампус SteelStacks (Вифлеем, Пенсильвания)
Художник по свету: L’Observatoire International
Пейзаж архитектор: WRT
На этом месте, перестроенном в кампус искусства и культуры площадью 10 акров, теперь расположены концертные площадки, парки и площади. Но, пожалуй, самым ярким его обитателем является бывший завод Bethlehem Steel, комплекс заводских и печных сооружений, настолько поразительный, что потребовал столь же драматической программы освещения. L’Observatoire разработал умную и художественную схему освещения насыщенных цветов, чтобы подчеркнуть функции старой фабрики: на закате свет красный; на второй фазе свет переходит в более глубокий красный цвет; и продолжая дальше, последовательность в конечном итоге приводит к синему цвету, указывающему на то, что печи зажигаются, нагреваются и постепенно остывают. В конце часового светового «шоу», которое распространяется от одного конца комплекса к другому, светодиоды мерцают, создавая эффект искры.
Комментарий жюри: «Художник по свету выполнил очень сложную задачу: осветить существующие беспорядочные формы таким образом, чтобы подчеркнуть силу и огонь ушедшей эпохи. Тщательный подбор теплого фона визуально подчеркивает путь прохладной циркуляции и привносит тепло и жизнь в безжизненный холодный стальной пейзаж».
Фотография Магды Бирнат, OTTO
Глобальная штаб-квартира Squarespace (Нью-Йорк)
Художник по свету: Lighting Workshop
Архитектор: A+I
Для этой популярной дизайнерской веб-компании черно-белый фон определяет области для двух основных режимов работы: черный цвет часто указывает на совместное или общее пространство, а белый сигнализирует об одиночной работе. Чтобы соответствовать этой современной эстетике лофта, дизайнер по свету реализовал сетку фарфоровых розеток с голыми лампами, которые в белых областях остаются открытыми, а в черных зонах утоплены. В течение дня вся система затемняется, чтобы согреться, чтобы имитировать естественный солнечный свет. Наконец, тысячи отверстий в черном скульптурном потолке над общей зоной открывают освещенный белый потолок, напоминающий звездное ночное небо.
Комментарий жюри: «Световой дизайн столь же прочен, как и архитектурный проект. Мне понравилось, как типичная сетка светильников красиво разбивается линейными непрямыми источниками и декоративными подвесками. Совокупность свежего, просто сложного светового дизайна очень хорошо продумана и постоянно используется в различных формах с повторяющимися темами, которые прекрасно сочетаются и контрастируют с архитектурой и дизайном интерьера».
Фотография Джейсона Шмидта
Saks Fifth Avenue at Brookfield Place (Нью-Йорк)
Художник по свету: Lighting Workshop
Архитекторы: Found Associates, Sargenti Architects
Это двухэтажное торговое помещение может похвастаться чистой, утонченной и воздушной эстетикой, усиленной мягким освещением. архитектурные формы и поверхности, подчеркивая коллекции предметов роскоши. Центральным элементом проекта является драматическая ротонда, очерченная бухтовым освещением и завесой из латунных плавников, создающих теплое свечение. А над обувным салоном зеркальный потолок отражает почти бесконечный рисунок сфер от двух полусферических люстр диаметром 14 футов, подвешенных под ним.
Комментарий жюри: «Есть что-то утонченное и элегантное в минималистичной схеме освещения, органично сочетающейся с архитектурными элементами. В то время как большие парящие утопленные кривые архитектурного освещения придавали витринам розничной торговли смелое выражение, игривые декоративные подвески поддерживали тему, не создавая ощущения разрозненности».
Фотография Nacasa & Partners
Конференц-зал Hyundai Capital (Сеул)
Художник по свету: KGM Architectural Lighting
Архитектор: Gensler
Многофункциональное пространство, предназначенное для обучения, видео, мероприятий и презентаций, требует гибкого освещения. Поэтому KGM решила эту проблему, придумав «оболочку», которая скрывает различные виды освещения: регулируемые потолочные светильники, сценические светильники, окружающее освещение в бухте и линейные настенные светильники, которыми можно индивидуально управлять для различных ситуаций. Также в рамках этого проекта соседний кинозал был разработан в виде черного ящика с акцентным освещением в стойках скамеек и минимальным количеством светильников вниз.
Комментарий жюри: «Прекрасный пример фантастического баланса между материалами интерьера, архитектурой пространства и упрощенным эффектным освещением для создания увлекательной осязаемой и нематериальной графики, форм, отражений и объемов в физическом окружении. Футуристическое освещение и архитектурный дизайн сделали пространство похожим на инсталляцию [Джеймса] Таррелла».
CITATION AWARDS
Фотография Альберта Весерки/ESTO
Manus x Machina: Мода в эпоху технологий в Метрополитен -музее искусств (Нью -Йорк)
Дизайнер освещения: Dot Dash
Архитектор: OMA
Фотография от Питера Аарона
Met Breuer (новый York City)
Художник по свету: SBLD Studio
Архитектор: Beyer Blinder Belle
Фотография Джеймса Юинга, OTTO
Архитекторы: Herzog & de Meuron, PBDW. 003
Фотография Брайана Стейси
1.8 Джанет Эчелман в галерее Renwick, Смитсоновский музей американского искусства (Вашингтон, округ Колумбия)
Художник по свету: Arup
Художник: Studio Echelman
7 культовых архитектурных фирм, использующих силу света — внутри и снаружи
Архитекторы: продемонстрируйте свой следующий проект по номеру Architizer и подпишитесь на нашу вдохновляющую рассылку .
Мы взаимодействуем со светом каждый день. Мы используем его, чтобы расти, общаться, ориентироваться и учиться. Он принимает форму радиоволн, микроволн, инфракрасного, ультрафиолетового, рентгеновского и гамма-излучения. Он влияет на наши естественные ритмы и обеспечивает нас витаминами, необходимыми для функционирования, а в мире, который становится все более застроенным, свет является важным элементом, позволяющим нам воспринимать архитектуру, а также жить и работать в зданиях.
На протяжении многих веков архитекторы размышляли о возможностях, проблемах и границах света. Они довели искусственное освещение до новых пределов и использовали естественный свет ранее невообразимыми способами. Великие архитекторы с годами пришли к пониманию того, что, хотя свет не строится, его можно спроектировать, как эфирный материал сам по себе. В этой коллекции, созданной под влиянием таких художников, как Луис Кан и Алвар Аалто, представлены некоторые из крупнейших современных имен в архитектуре, демонстрирующие, как они исследовали, использовали и расширяли силу света в современных проектах.
Лувр Абу-Даби by Ateliers Jean Nouvel, Абу-Даби, Объединенные Арабские Эмираты
Вдохновленный богатыми архитектурными традициями региона и уникальным расположением музея в точке, где арабское небо встречается с песками острова Саадият и водами Персидского залива Жан Нувель хотел, чтобы Лувр Абу-Даби был наполнен дождем света. Геометрический купол был вдохновлен куполом, отличительной чертой арабской архитектуры. Плетеные металлические конструкции и сочетание поверхностей создают завораживающее впечатление, когда вы исследуете различные здания, окруженные водой.
Отфильтрованный естественный свет присутствует во всех галереях, из боковых окон или через «зенитальное» освещение, в котором используются стеклянные зеркала для захвата и направления солнечного света в помещения, а также рассеивание лучей для уменьшения бликов. Подвиг строительства и зрелище, Лувр Абу-Даби — это шедевр архитектуры, рожденный из света.
Центр Гейдара Алиева Захи Хадид, Баку, Азербайджан
Имя покойной Захи Хадид, несомненно, одного из самых плодовитых архитекторов нашего времени, является синонимом света. Ее талант к скрытой интеграции и ее исследование функции света были увековечены в огромном количестве проектов, к которым она приложила руку и вложила свой взгляд.
Из всех проектов, в которых она и ее команда участвовали, выделяется Heydar Alive Center в Баку. Освещение, словно слившееся с самой тканью здания, представляет собой настоящий мастер-класс по освещению. Этот проект, начатый в 2007 году и завершенный в 2012 году, стал огромным шагом вперед для технологий освещения, и многие идеи и системы, впервые использованные здесь, сегодня стали обычной практикой.
Apple Fifth Avenue by Foster + Partners, Манхэттен, Нью-Йорк, США
С момента открытия первого магазина Apple Store в 2001 году было 5 итераций дизайна освещения Apple, каждая из которых была частью бесконечного поиска идеального неба в помещении. От белых светящихся потолочных панелей, напоминающих облачное небо, до прозрачных павильонов с деревянными потолками — Foster + Partners и собственные инженеры Apple в своих поисках узнали о свете все, что стоит знать.
Apple Пятая авеню может похвастаться большим залом под шумной площадью. В 2019 году был проведен капитальный ремонт потолка, который теперь состоит из трехмерной изогнутой ткани с подсветкой, искусно сочетающей искусственный и естественный свет, чтобы соответствовать меняющимся тонам дневного света в течение дня.
TikTok. Генслер возглавил список фирм, претендующих на получение комиссии по проектированию новой американской штаб-квартиры TikTok. Расположенный в Лос-Анджелесе центр площадью 120 000 квадратных футов использует технологии освещения для создания пространства, которое не только функционально, но и весело.
Светодиодные стены длиной 100 футов с постоянно меняющимися изображениями становятся кинетическими фонами, а неоновые огни переплетаются, чтобы воспроизвести дорожные карты его дома в Лос-Анджелесе. Всплески цвета и интенсивные неоновые сообщения интегрированы повсюду, помогая создать яркое и энергичное рабочее место.
56 Leonard Street Herzog & de Meuron, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США
Свет адаптируется, гибок и постоянно меняется, что делает его невероятно непредсказуемым. Именно эта непредсказуемость вдохновляет Herzog & de Meuron. Их использование металла и стекла создает отражающие фасады, которые достигают горизонта городов, в которых они присутствуют. Леонард-стрит, 56 — классический пример: она постоянно отражает текущую погоду, кажется светящейся, когда светит солнце, зловещей, когда надвигаются тучи, огненной на рассвете или чернильной и сверкающей ночью.
Региональная больница Большой Аккры by Perkins and Will, Ridge, Ghana
Будучи лидером в своей области, Perkins and Will вложили миллионы долларов в свой исследовательский отдел. Их работа в области здравоохранения и влияние освещения на самочувствие не имеют себе равных, и этот факт проявляется во многих их проектах. Тем не менее, именно в проекте региональной больницы Большой Аккры в Ридже в Гане они использовали действительно революционные технологические достижения.
В районе с перебоями в подаче электроэнергии, отсутствием водопровода и социально-экономическими проблемами свет используется для нагрева воды и сбора дневного света, обеспечения пассивного охлаждения, работы систем естественной вентиляции и сбора дождевой воды. Все эти световые технологии были разработаны и внедрены для создания современного медицинского учреждения.
Cifi Beijing by Steven Holl Architects, Пекин, Китай
Дневной свет давно стал любимым инструментом Стивена Холла.