Архитектура и скульптура готики Искусство 12 – 15 веков
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Готическое искусство представляет следующую после романского ступень развития
средневекового искусства. Название это условно. Оно было синонимом варварства в
представлении историков Возрождения, которые впервые применили этот термин, характеризуя искусство средних веков в целом, не видя в нем его ценных сторон.
Готика – более зрелый стиль искусства средневековья, чем романский. Он поражает
единством и целостностью художественных проявлений во всех видах искусства. Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно включило и свой круг всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых
представлений и переживаний. В мечтательности и взволнованности образов готики, в патетическом взлете духовных порывов, в неутомимых
исканиях ее мастеров ощущаются новые веяния – пробуждение разума и чувств, страстные
стремления к прекрасному.
Франция. Классическое выражение готический стиль получил во Франции – родине
готических соборов. В 12–14 веках происходит объединение французских земель, формируется
государство, закладывается основа национальной культуры. Первые памятники французской
готики возникли в провинции Иль-де-Франс (церковь Сен-Дени аббата Сугерия), центре
королевских владений. В этих храмах сохранились некоторые черты романской архитектуры:
массивность гладких стен, скульптурная лепка объемов, грузность башен фасада, четкость
композиции, спокойные горизонтальные членения на четыре яруса, монументальная простота массивных форм, скупость декора.
Величайшее сооружение рапной готики – собор Парижской богоматери (Нотр-Дам де Пари, заложен в 1163 году;
достраивался до середины 13 века: венец капелл – в начале 14 века), отличающийся, несмотря на многочисленные достройки, целостностью внешнего вида.

Собор Нотр-Дам в Париже, зодчие Жак из Шеля, Пьер из Монтрейля, Пьер из Шеля, Рави Жан, 1163 год – начало XIV века
Собор Нотр-Дам в Реймсе, зодчие Жан из Орбе, Жан де Лу 1211 год – достр. в XV веке, Франция, РеймсСобор Нотр-Дам в Амьене, XII-XIV века, Франция, Амьен
Каждый готический собор имел свое индивидуальное лицо, нес отпечаток искреннего
вдохновения строителей. Наиболее верное представление о первоначальном облике французских готических храмов даст Шартрский собор, созданный в преддверии расцвета
классической французской готики. Он захватывает зрителя ощущением стихийной мощи. Его строгие монументальные формы, своды,
пронизанные могучей силой, несут печать бурной, жестокой и героической эпохи первой
половины 13 столетия. Это замечательный пример слияния могучих архитектурных масс и линий, скульптуры и
огромных, то сверкающих, то мерцающих витражей сдвоенных окоп, увенчанных розой. Они сохранились почти полностью в
первоначальном виде и создают особую светоцветовую атмосферу, постоянно меняющуюся в зависимости от состояния природы.
Период зрелой готики отмечен дальнейшим совершенствованием каркасной конструкции, нарастанием вертикализма линий и динамичной устремленности ввысь. Обилие скульптуры и витражей усугубляет изобразительно-зрелищный характер соборов.
Собор Нотр-Дам в Реймсе, центральный вид
Собор Нотр-Дам в Амьене, центральный вход
Собор Нотр-Дам в Париже, внутренний вид
Реймсский собор (заложен в 1211 году, закончен в 15 веке) – место коронования французских королей – воплотил национальный творческий гений Франции. Он воспринимался народом как символ национального объединения. Гигантский храм стопятидесятиметровой длины с
высокими восьмидесятиметровыми башнями – одно из самых цельных созданий готики, замечательное воплощение синтеза архитектуры и скульптуры.
По сравнению с собором Парижской богоматери все формы западного фасада Реймсского собора стройнее; пропорции фиалов, порталов удлинены, стрельчатые арки заострены. Неудержимый поток линий и масс,
устремленных вверх, лишь слегка задерживается горизонтальными членениями. Основная тема выражена в энергии нарастающего ввысь движения
гигантских стрельчатых порталов и примыкающих к ним контрфорсов. Порталы перекрыты пятью остроконечными вимпергами, украшенными резьбой. Средний портал выше и шире, острие его вимперга, нарушая горизонталь карниза, направляет взор ввысь. Бесчисленные детали конструкции, движение вертикальных тяг,
аркбутанов, пинаклей (островерхие башенки), стрельчатых арок, колонок, контрфорсов, шпилей повторяют в следующих ярусах в разных вариациях и ритмах основную тему, как бы уподобляясь многоголосому хору.

Монастырь и собор Мон Сен Мишель, XIII век,Франция остров Сен Мишель
Собор Святого Витта, зодчие Матье из Арраса, Парлержи, 1344-1420 Прага, Чехия
Замок Карлштейн, основан Карлом IV с 1248 года по XIII век, Чехия, Млада-Болеслав
В Амьенском соборе наиболее полно выразился расцвет готической архитектуры Франции. В то время как Реймсский собор впечатляет внешним обликом, в котором ведущее значение приобрела скульптура, Амьенский собор восхищает своим интерьером – легким, огромным, свободным внутренним пространством.
Освещенный витражами, он был теплым и лучезарным. Центральный неф собора отличается большой высотой (40 м) и протяженностью (145 м). Нефы, широкий трансепт, хор и капеллы стали менее самостоятельными частями, сливаясь с широким пространством всего интерьера. Фасад отличается чрезвычайно богатым убранством и полным слиянием архитектуры и пластики. В Амьенском храме, однако, пет полной
гармонии между его внутренним и внешним обликом. Чеканная богатая отделка фасада с тремя
углубленными порталами воспринимается лишь как оболочка огромного внутреннего пространства, окаймленного витражами, опоясывающими
стены скульптурными лиственными гирляндами. В Амьенском соборе появляются и черты готики типа, переходного к ее позднему этапу – пламенеющей готике.
Классическое равновесие пропорций нарушается, утрачивается соразмерность частей.
Во второй половине 13-го и в 14 веке еще продолжают достраивать начатые соборы, но типичным становится строительство небольших капелл по заказу гильдий или частных лиц. Чудесное создание развитой французской готики – двухэтажная королевская Святая капелла (Сент-Шапель, 1243–1248), выстроенная на острове Сите в Париже при Людовике IX. Она отличается безукоризненным изяществом общей композиции и совершенством всех пропорций, устойчивостью и пластичностью внешнего облика. В ее верхней церкви стены полностью заменены высокими (15 м) окнами, заполняющими простенки между тонкими опорами сводов. Изумительный эффект в этом хрупком здании создают многоцветные пурпурово-алые витражи, сияющие чистыми звучными красками. Западный фасад украшен прорезывающей его во всю ширину розой, исполненной в 15 веке. К выдающимся памятникам 13 века относится аббатство Мон Сен-Мишель.
Колодец пророков
Пророк Даниил
Пророк Иеремия
Пророк Захария
Пророк Моисей
Пророк Давид
Германия. Готический стиль в Германии развивался па основе художественного опыта
французов, ярко выраженного в синтетическом типе северных французских соборов. Однако
немецкое искусство не обладало цельностью и единством французской готики. В немецких соборах нет изящества, ажурности и чувства меры,
присущих французским. Драматизм, экспрессивность, отличавшие немецкую готику, сочетались в архитектуре с сохранявшимися романскими традициями. Планы соборов просты, большей частью в них отсутствуют обходной хор и венец капелл. Во внешнем облике здания присущая готике устремленность вверх получила
предельное выражение. Часто встречался тип однобашенного собора, напоминающего гигантский кристалл, шпиль которого гордо врезается в небо. Наружные формы строги, свободны от резного и скульптурного декора. Во Фрейбургском соборе (около 1200 года – конец 15 века) с мощной башней фасада, завершающейся ажурным шатром из каменных брусьев,
интерьер с невысоким средним и широкими боковыми нефами производит мрачное впечатление.
Грандиозный пятинефный Кельнский собор (1248– 1880) построен по типу Амьенского. Легкие башни с остроконечными крышами па западном фасаде, необычайно высокий средний неф и изящный архитектурный декор всех деталей конструкции характеризуют его внешний облик. Замена розы стрельчатым окном усиливает стремительность движения. Кельнский собор отличается сухостью форм. Западная часть его была закончена лишь в 19 веке.
В эпоху готики в искусстве возросло значение светской архитектуры, частной, дворцовой и общественной. Развитая политическая жизнь и растущее самосознание горожан получили отражение в строительстве монументальных ратуш.
Миланский собор, зодчие Симон де Орсениго, Органи, Амадео, Солари, Тибальди, 1386 – XV век, достр. в XIX веке
Сиенский собор, зодчие Пизано, Джованни ди Чекко 1220-1377, Сиена
Башня дворца Дожей зодчие Далле Массенье, Бон Джованни, с 1309 года по XVI век, Венеция
Санта Репарата Музей дель Дуомо, Флоренция
Надежда, 1330 Баптистерий, Флоренция
Кампанила собора Санта Мария дель Фьоре, 1337-1343
Италия. Особенно богата памятниками светской архитектуры Италия. Своеобразный облик центральной площади Святого Марка в
Венеции во многом определяет архитектура обширного по размерам дворца Дожей (правителей республики; 14–15 века), поражающего великолепием. Это яркий образец венецианской готики, воспринявшей не конструктивные принципы, а декоративность этого стиля. Фасад его необычен по композиции: нижний ярус дворца опоясывает беломраморная колоннада с переплетающимися стрельчатыми арками.
Огромное монументальное здание точно вдавливает приземистые колонны в землю. Сплошная открытая лоджия с килевидными арками, с
тонкими, часто расположенными колоннами образует второй этаж, отличающийся изяществом и легкостью. Над мраморным кружевом резьбы возвышается мерцающая и вибрирующая на солнце розовая стена третьего этажа с редко расположенными окнами. Вся плоскость этой части стены покрыта геометрическим белым
орнаментом. Розово-жемчужный издали, дворец вблизи восхищает звучностью декоративного решения, облегчающего формы.
Архитектура Венеции сочетает строгую пышность Византии с восточной и готической декоративностью, со светской жизнерадостностью.
Черты крепостной романской архитектуры сохраняет грандиозный палаццо делла Синьо¬рия (палаццо Веккьо, 1298–1314) во
Флоренции. Скупо расчлененное небольшими окопными проемами трехэтажное здание, облицованное грубо обтесанными квадрами камня,
воспринимается как цельный монолит. Его суровый облик, его пластическую мощь подчеркивают
смело выступающий вперед ярус машикул и крепостных зубцов и горделиво устремленная вверх грозная сторожевая башня. Сооруженное на месте разрушенного феодального замка,
палаццо Веккьо служило олицетворением могущества свободного города. В палаццо Веккьо намечаются черты, получившие развитие в
архитектуре жилого дома, дворца эпохи Возрождения.
Собор Святого Витта, внутренний вид
Миланский собор, вид сверху
Андреа Пизано, Посещение, 1330, Баптистерий, Флоренция
Собор Парижской Богоматери. Доподлинно известно, что Париж возник прямо посреди Сены на крошечном островке Сите. Здесь местное
галльское племя паризиев (от его названия и произошло имя французской столицы) на месте неприметного рыбацкого селения Лютеция заложило первые кварталы будущего города. Похожий на корабль остров посреди Сены завоевывали римляне, на него
обрушивались полчища гуннов, грабили его норманны и другие пришельцы. Но вопреки превратностям судьбы он продолжал
плавание по векам истории. Недаром герб Парижа – корабль, плывущий по волнам, а девиз – «Его качает, но он не тонет». Многие гости Парижа начинают знакомство с городом с Сите. Ведь
именно здесь находятся и ажурная часовня Сент-Шапель, и мрачный замок – бывшая тюрьма Консьержери, и знаменитый Собор Парижской Богоматери…
Описать Нотр-Дам де Пари лучше, чем это сделал Виктор Гюго в своем романе «Собор Парижской Богоматери», – невозможно.
Огромное здание собора стоит на площади рядом со старинными домами и угрюмым, словно изборожденным морщинами
парижским госпиталем.
На этой площади танцевала цыганка Эсмеральда с козочкой; отсюда, с паперти собора, следил за нею брат Фролло; по химерам собора карабкался Квазимодо. По соборной
площади шествовали когда-то короли и королевы Франции, по ней чеканил шаг Наполеон, чтобы под готическими сводами Нотр-Дам де Пари быть провозглашенным императором.
Здание собора воздвигнуто на месте храма Юпитера, стоявшего здесь при римлянах. Это место с древности считалось
священным, и позже на нем стали строить церкви нового христианского Бога.
Ханс Мульчер Святая Троица, 1430, Собор в Ульме, Германия
Мишель Коломб, Святой Георгий, поражающий дракона, замок Гайон, Франция
Мишель Коломб Надгробная плита Маргриты де Фой, 1502, собор, Нант, Франция
В XII веке Морис де Сюлли распланировал огромный Собор Парижской Богоматери, а в 1163 году в восточной части города
королем Людовиком VII и специально приехавшим в Париж на церемонию папой Александром III был заложен первый камень
фундамента. Строительство шло постепенно с востока на запад и длилось более ста лет. Собор должен был вмещать в себя всех
жителей города – 10 000 человек. Но пока его строили, прошло более полутораста лет, и население Парижа выросло во много раз.
Собор в средневековом городе являлся центром общественной жизни. Он весь облеплен какими-то лавками и ларьками, в
которых продавали всякую всячину. У входа приезжие купцы раскладывали свой товар и заключали сделки. Сюда городские модницы приходили похвастать своими нарядами, а сплетницы – послушать новости. Здесь устраивались танцы и шествия ряженых, иногда даже играли в мяч. Во время опасности в соборе укрывались
жители окрестных деревень не только со своим скарбом, но даже и со скотом. Профессора читали лекции
студентам, прерываясь во время богослужений.
Андреа Пизано, Рождение Спасителя, 1330 год, Баптистерий, Флоренция
Ханс Мульчер, Ангел, 1456-1459, Фердинандиум, Тироль, Астрия
Ханс Мульчер, Мадонна с младенцем, 1440 год, Ландсберг, Германия
Внутреннее пространство собора – это царство вертикальных линий, стройных каменных столбов каркаса, соединенных
стрельчатыми арками. Здесь все подчинено бурному взлету вверх, к небу. В рамы витражей со сложными линиями свинцовых переплетов вставлены цветные стекла. Рассеянный свет, проникающий через витражи, льется на статуи мужчин, женщин, детей, королей,
епископов, воинов, стоящие во весь рост, коленопреклоненные, конные, из мрамора, серебра и даже восковые…
Стен нет вообще, их заменяет каркас из соединенных арками столбов. Заполняют этот каркас огромные стрельчатые окна, даже не окна – а многоцветные картины с десятками фигур.
Солнечный свет заставляет играть стекла всеми цветами радуги и делает витражи похожими на огромные самоцветы. Мерцающий
мистический свет опьяняюще действует на человека, приводя его в благочестивое религиозное состояние.
Собор Парижской Богоматери разделен на пять нефов, средний выше и шире остальных. Высота его – 35 метров. Под такими
сводами мог бы уместиться дом в 12 этажей. Посередине главный неф пересечен другим нефом такой же высоты, два нефа (продольный и поперечный) образуют крест. Это сделано специально, чтобы
собор напоминал крест, на котором был распят Иисус Христос.
Сооружения, подобные Колизею или термам Каракаллы, нужно было строить быстро и возводить все здание сразу, целиком. Длительная приостановка работ или медленное возведение
отдельных частей таких сооружений грозили тем, что разные помещения имели бы различную прочность. Для строительства нужны были гигантские средства, требовались армии рабов. Ничего этого у парижан не было. Готический собор строился, как правило,
десятилетиями, а то и веками. Горожане не спеша собирали деньги, и здание собора росло медленно.
К середине XIX века Собор Парижской Богоматери значительно отличался от того, каким его видели парижане в XIII веке.
Исчезли, поглощенные почвой Сите, все одиннадцать ступеней лестницы. Не стало нижнего ряда статуй в нишах трех порталов. Не
стало и верхнего ряда статуй, украшавших когда-то галерею.
Внутри собор тоже сильно пострадал. Исчезли великолепные статуи и цветные витражи, заменен готический алтарь. Вместо них появились толпы амуров, бронзовые облака, мраморные и
металлические медальоны. Собор был испорчен. Более того, ему угрожало полное разрушение. В 1841 году для спасения Нотр-Дам де Пари было принято специальное правительственное решение, а в 1845 году началась
капитальная реставрация собора под руководством известного архитектора Э.Э. Виолле-ле-Дюка. В своем первозданном виде до
наших дней сохранились лишь частично витражи западного, южного и северного фасадов, скульптуры на фасадах и в хоре.
В заключение нельзя не отметить количество и качество ручного труда, затрачиваемого на сооружение готических соборов. С одинаковой тщательностью выполнялись как самые важные фрагменты храма, так и мельчайшие детали. Соборы строились не для людей, а для Бога, которому видно всё. Общий порыв объединял каменщиков и скульпторов, плотников и стеклодувов, мастеров бронзового литья и кровельщиков – ремесленников с большой буквы, по духу своему – настоящих художников, вложивших в свои произведения и душу, и талант, и мастерство. Возникнув в монастырской среде, готика стала стилем городских соборов, которые возводили жители города на свои средства, демонстрируя таким образом свою независимость.
Поэтому строительство готических соборов часто растягивалось на несколько веков, правда, первоначальный замысел при этом не искажался. Самыми яркими примерами такого “долгостроя” являются Кёльнский и Миланский соборы, первый из которых строился 312 лет, а второй – 470. К моменту их завершения во многих европейских странах, в частности, в Англии и в Австрии, получило распространение течение, названное неоготикой и развившееся на почве национального романтизма.
Восторг, восхищение перед умением готических мастеров “оживить” косную массу камня, заставить ее жить по законам органической материи, вдохновляли таких мастеров архитектуры рубежа 19-20 веков, как Антонио Гауди, даже в сроках строительства своего знаменитого собора Саграда Фамилья в Барселоне (до сих пор не завершенного),
повторившего опыт готических мастеров.
Междуречье Египет Крит |
Этрурия Эллада Рим |
Византия Каролинги Древняя Русь |
Романское искусство Готика |
Ислам Буддизм Мезоамерика |
Ренессанс Барокко Рококо |
Классицизм Историзм Ампир |
Модерн Органика Конструктивизм |
Модернизм Постмодернизм Деконструктивизм |
Цельность образного строя готики / Французская готическая архитектура / История архитектуры / www.Arhitekto.ru
В осознанной направленности возможностей воздействия всех видов искусств — архитектуры, скульптуры, живописи
(витраж), музыки, наконец, самого литургического действа — на создание определенного художественного образа и
атмосферы особой эмоциональной возвышенности состоит сущность готического синтеза искусства. Как голоса в
средневековой полифонии, обладая каждый своей ритмической и мелодической самостоятельностью, сливали свои
«звукокрасочные переливы» в стройное созвучие, так в готическом соборе все виды искусства соединялись в
сложном и многоголосом звучании художественного ансамбля.
Образное единство готического храма, возводившегося многими поколениями мастеров на протяжении десятков лет, неизмеримо сложнее закономерного единства художественного произведения, являющегося плодом индивидуальной художественной воли и замысла. Оно целиком и полностью обязано тому обстоятельству, что процесс создания храма проходил в атмосфере развития единого мировоззрения и отношения к миру, вызвавшего к жизни и питавшего этот процесс на всем его протяжении.
Естественные изменения, происходившие в мировосприятии эпохи и ее художественном мышлении, в последовательности отразились в искусстве готических соборов, не нарушив того замечательного единства его образного строя, которое готический стиль сохранял в продолжение своего существования.
Единство образного строя готического храма, то «заполняющее душу… большое цельное впечатление», то ощущение
«единого живого целого», поразившее когда-то Гете, многим обязано неизменной в средневековом строительстве
естественной логике самого производительного процесса, соблюдаемой каждым мастером, сроднившимся со своим
ремеслом в силу его близости к ремеслу, в чутком, интуитивном понимании внутренних требований, законов и
потенциальных возможностей материала, в том безошибочном чувстве материала, которое могут дать одаренному
мастеру только длительная ремесленная практика и любовь к своему делу.
Умение проникнуть в жизнь камня, позволило мастеру-строителю и скульптору решать стоящие перед ним задачи наиболее естественно и целесообразно. Недаром Роден, сам будучи превосходным и опытнейшим мастером-практиком, так оценил в средневековой скульптуре всегда сохраняющуюся «душу камня, к которой прикоснулся художник»: «Я хочу прославить эти камни, так нежно превращенные в шедевры смиренными и искусными ремесленниками», — писал он.
Ведущееся по заранее существующему и заранее апробированному плану, но в то же время решающееся в отдельных
своих частях непосредственно в ходе работ возведение собора, являющегося созданием не одного лица, но детищем
целого коллектива мастеров нескольких поколений, не исключало возможности творческого участия каждого
квалифицированного мастера, работавшего на постройке, разумеется, в тех границах, которые отводила применению
творческих способностей ремесленника готическая эпоха и внешними проявлениями которых выступали канон,
традиция и регламент.
Редкостная цельность образного строя готики и последовательность ее эволюции обусловлены общностью используемых конструктивных и технических художественных приемов и их эмоционального осмысления, тождественностью и направленностью средств художественного выражения и в конечном счете единством формы видения, мировосприятия и мирооценки, отвечающим общей форме исторических, политических, социальных и экономических условий. Важнейшим реальным залогом единства готического стиля является единство творческого метода, лежащего в основе архитектурно-художественного воплощения готической эпохи.
Читайте также:
- Архитектурно-художественная композиция собора
- Пропорции и профилирование готической архитектуры
- Пространственное решение готического храма
- Ритмическая организация готического интерьера
- Световая среда готического собора
- Единство скульптурного ансабля и живописного оформления соборов
Источники
Что такое «Готика»? Это сложнее, чем вы думаете.

Тауэрский мост в Лондоне, Англия, является одним из самых известных сооружений в стиле неоготики. Его шпили перекликаются с минаретами исламской архитектуры, указывая на древний обмен культурными идеями между Западом и Ближним Востоком.
Фотография Дэниела Лила, AFP/Getty Images
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Когда пожар опустошил собор Парижской Богоматери в апреле 2019 годаИсторик архитектуры Диана Дарк отметила в своем посте в Твиттере, что, конечно же, все знали, что знаменитая башня-близнец и окно-розетка лучшего готического собора Франции были скопированы с сирийской церкви в Калб-Лозе, построенной в пятом веке. Пост стал вирусным: его усиливали или опровергали, торжествовали или отбрасывали.
Дарк был удивлен реакцией на то, что историки установили как хорошо известный путь влияния: торговля архитектурными идеями между Востоком и Западом. Много веков назад утверждалось, что ключевые определяющие элементы готического стиля были заимствованы из исламской архитектуры Ближнего Востока. Вздымающиеся вершины Вестминстерского дворца в Лондоне, стрельчатые арки базилики Святого Марка в Венеции и окна-розетки Нотр-Дама указывают на влияние исламского дизайна.
Историк архитектуры Диана Дарк и другие эксперты отметили, что башни-близнецы и окна-розетки собора Нотр-Дам в Париже, Франция, были скопированы с сирийской церкви, построенной в пятом веке.
Фотография Hugo Passarello Luna, Hans Lucas/Redux
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
( Через три года после разрушительного пожара Нотр-Дам снова возрождается .)
Но с начала 19-го века эти вклады были забыты, и готика стала прославляться как типично североевропейский стиль. В Британии только после возрождения этого средневекового архитектурного стиля его стали называть «готическим». Возрожденцы больше не отвергали готику как грубую или варварскую форму, а вместо этого переделали ее в национальный, патриотический стиль.
Зная эту более глубокую историю некоторых из самых знаковых зданий Европы, путешественники могут по-новому взглянуть на эти известные достопримечательности и понять, что «разрыв между Востоком и Западом» не так глубок, как нам часто кажется.
Возрождение готики в Англии
Возрождение элементов величайших средневековых соборов Европы, таких как лондонское Вестминстерское аббатство и парижский Нотр-Дам, архитектура эпохи Возрождения готики определила имперскую мощь викторианской Англии.
( Это одни из самых необычных соборов Европы .)
Города, упомянутые в статье, с готической архитектурой и архитектурой в стиле готического возрождения чтобы вспомнить любимого супруга королевы, к показной многослойности арок на широком фасаде отеля St. Pancras Renaissance Hotel London (ранее Midland Grand Hotel) 1873 года на вокзале Сент-Панкрас.
Главный поборник готического возрождения в Англии Август Пугин утверждал, что именно христианская архитектура смела языческую приверженность греческой или римской симметрии. Влиятельный законодатель вкусов Джон Раскин утверждал в 1851 году, что это было выражением североевропейской чувствительности, признаком мужественных и беспокойных племен, таких как готы. Стиль готического возрождения должен был символизировать порядок, традиции и преемственность в изменчивом современном мире.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Слева : Август Пугин, главный сторонник стиля неоготики, нарисовал этот эскиз Вестминстерского аббатства примерно в 1809 году.
Иллюстрация Августа Чарльза Пугина, Heritage Art/Getty Images
Справа : Вестминстерское аббатство, построенное в 1245 году, является одним из самых известных готических зданий в мире. Архитектура готического возрождения викторианской эпохи возродила элементы этого средневекового стиля.
Фотография Анджело Хорнака, Corbis/Getty Images
Архитектор девятнадцатого века Джон Картер считал слово «готика» «варварским наименованием» и утверждал, что его следует называть просто «английским». В разгар долгой войны с революционной Францией Картер объявил готику «нашей национальной архитектурой», уходящей корнями в многовековые традиции. После того, как пожар уничтожил Вестминстерский дворец в 1834 году, он неизбежно был перестроен в готическом стиле.
Однако в других местах, даже в разгар возрождения викторианской готики, многим было ясно, что готика пришла с Востока.
Исламское влияние на готику
Когда в 1673 году архитектор Кристофер Рен официально выиграл заказ на восстановление самого культового здания Лондона, Собора Святого Павла, после того, как средневековая готическая церковь была разрушена во время Великого пожара 1666 года, он решил спроектировать ее в неоклассический стиль. Портик западного парадного входа состоял из 12 греческих колонн внизу и восьми вверху, обрамленных симметричными башнями. Это рационально и упорядочено, математическое чудо. Рен явно отверг иррациональную, асимметричную «готику», которую, по его мнению, лучше было бы назвать «сарацинской».
Купол Скалы в Иерусалиме увенчан золотым куполом — обычным элементом дизайна мечетей Ближнего Востока.
Фотография Нафтали Хильгера, laif/Redux
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Термин «сарацины» использовался в средневековой Европе для обозначения арабов-мусульман. Рен предположил, что именно во время крестовых походов (с 1096 по 1291 год) западноевропейцы, сражавшиеся против экспансии исламских государств на Ближнем Востоке, впервые увидели стрельчатые арки, ребристые крыши, купола, окна-розетки и башни-минареты, типичные для религиозного культа. здания и дворцовые комплексы на обширных территориях исламского Востока. Когда крестоносцы вернулись домой, то, что Рен назвал «аркой с острыми каблуками», начало появляться над дверными проемами новых церквей, а минареты стали моделями для колокольни и шпилей соборов.
( Этот историк использует лазеры, чтобы раскрыть тайны готических соборов .)
Несмотря на то, что Рен отклонил устройство остроконечной арки, как оно появилось в готике, из-за отсутствия «пропорциональности, использования или красоты», он все еще полагался на востоке самый яркий элемент собора Святого Павла — его величественный купол. Древние мечети по всему Ближнему Востоку используют купола, чтобы увенчать свои священные места (например, Купол Скалы в Иерусалиме, построенный в 691 году).
Собор Святого Павла в Лондоне, Англия, имеет потрясающий купол, который архитектор Кристофер Рен использовал в исламской архитектуре.
Фотография Барри Льюиса, In Pictures/Getty Images
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Готические возрожденцы упорно трудились, чтобы опровергнуть аргумент Рена. Говорили, что греческий или римский неоклассицизм был подозрительным иностранным импортом. Однако Рен был исторически прав.
Исламское влияние проявилось и в других элементах дизайна. Интерьер лондонского Хрустального дворца, построенного для Великой выставки 1851 года в ознаменование глобального охвата Британской империи, на самом деле был окрашен в смелые цвета, которые дизайнер Оуэн Джонс взял из Альгамбры в Гранаде, Испания. Он считал исламский дворец лучшей формой архитектурного самовыражения в мире. Выбор Джонса изначально был спорным, но его прославление мавританских стилей и полихромных зданий Востока означало, что они полностью вошли в английскую архитектуру.
( Прочтите, почему этот древний город султанов стал чудом 21-го века . )
Достаточно скоро воздействие распространилось из священных и общественных пространств на миры торговли. Английский универмаг, столь важный для роскошного викторианского шоппинга, также был заимствован с крытых рынков и базаров Ближнего Востока.
Продолжающееся взаимодействие Востока и Запада
Творческий диалог Востока и Запада продолжается и по сей день. В шорт-лист премии Стерлинга 2021 года, одной из самых престижных архитектурных наград Соединенного Королевства, вошла красивая Центральная мечеть в Кембридже, спроектированная Marks Barfield Architects.
Деревянные балки крыши над главным молельным залом раскинулись вверх и в стороны, как замысловатые ветви деревьев. Возможно, это отголосок прекрасной теории, предложенной епископом Уильямом Уорбертоном в 1760 году, согласно которой ребристые потолки готических церквей произошли от того, что «северные люди привыкли во времена мрака язычества поклоняться божеству в рощах». Это было чисто предположение, так как ребра крыши пришли из восточных строительных решений.
Этот современный дизайн мечети, как и церковь в стиле готического возрождения, указывает на лежащую в основе истину, что многие архитектурные формы являются продуктом сложного взаимодействия различных культур. Эти закономерности взаимного влияния производят искусные слияния и гибриды. Идеологи поставили бы Восток и Запад в непримиримую оппозицию. Но так много мест, которые мы пересекаем каждый день, раскрывают совсем другую и гораздо более оптимистичную историю.
Роджер Лакхерст — профессор кафедры английского языка Биркбек-колледжа Лондонского университета, где он специализируется на готике. Его книга Gothic: An Illustrated History была опубликована издательством Princeton University Press в 2021 году.
В предыдущей версии этой статьи фотография Вестминстерского аббатства была неправильно подписана как уничтоженная пожаром в 1834 году.
Читать дальше
Это персидское чудо был потерян на тысячелетия
- Журнал истории
Это персидское чудо было утеряно на тысячелетия
Только в одном древнем повествовании упоминается существование канала Ксеркса, который долгое время считался выдумкой. Но археология подтверждает, что инженерный триумф Персии был реальным.
Почему люди научились моргать?
- Наука
Почему люди научились моргать?
Чтобы подойти к вопросу, который формировался 400 миллионов лет назад, исследователи обратились к илистым прыгунам, моргающим рыбам, частично живущим вне воды.
Как путешествия меняются, когда вы трезвы
- Путешествия
Как путешествия меняются, когда вы трезвы
Безалкогольные бары, круизы без алкоголя и другие инструменты помогут вам насладиться путешествием без похмелья.
Эксклюзивный контент для подписчиков
Почему люди так одержимы Марсом?
Как вирусы формируют наш мир
Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу
Посмотрите, как люди представляли жизнь на Марсе на протяжении всей истории
Посмотрите, как новый марсоход НАСА будет исследовать красную планету
Почему люди так одержимы Марсом?
Как вирусы формируют наш мир
Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу
Узнайте, как люди представляли себе жизнь на Марсе на протяжении всей истории
9 0002Посмотрите, как новый марсоход НАСА будет исследовать красную планету
Почему люди так одержимы Марсом?
Как вирусы формируют наш мир
Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу
Узнайте, как люди представляли себе жизнь на Марсе на протяжении всей истории
9 0002Посмотрите, как новый марсоход НАСА будет исследовать красную планету
Подробнее
Развитие и характеристики готической архитектуры
Автор: Rachel Brown | Опубликовано
Купить сейчас
Архитектура готического возрождения возникла в середине 18 века в Англии и распространилась по всему миру. Архитектура готического возрождения, также известная как неоготика, была основана на стилях средневековья и ренессанса.
Неоготический стиль утратил популярность в начале 1890-х годов с подъемом движений искусств и ремесел и раннего модернизма.
Вдохновение для готической архитектуры Готическое возрождение Синт-Петрус-ан-Паулюскерк – Остенде, БельгияИнтерес к стилю готического возрождения возник в результате религиозного и социального давления в Англии в середине 18 века. Преобладал страх перед новой техникой и нонконформистскими религиозными движениями. Эти страхи помогли разработать стиль готического возрождения, который был одой прошлому.
Ранним вдохновением для готического возрождения был интерес к романтическим идеалам Средневековья и Ренессанса. Эти идеалы относились к рыцарству и преданности долгу.
Ключевые архитектурные особенности готического возрождения включают оконный узор, витражи, стрельчатые окна, отделочные детали, декоративные изделия из дерева, формы капота, религиозные образы и проекции башен.
Развитие готической архитектуры
Популярными примерами готической архитектуры являются замки и соборы середины и конца 1700-х годов. Эти элементы стали более определенными с публикацией статьи Томаса Рикмана в 1817 году под названием «Попытка различать стили английской архитектуры ».
К 1881 году статья все еще публиковалась, переиздавалась и читалась. Она способствовала популяризации архитектурного стиля неоготики в коммерческих и жилых зданиях.
К 1820 году архитекторы включили элементы готики в большие здания и поместья для богатых.
Одним из первых идеалистов готического стиля был Гораций Уолпол. Он превратил свой коттедж в особняк под названием Strawberry Hill — один из первых примеров архитектуры неоготики.
Другими яркими примерами неоготической архитектуры в Англии были здания парламента и кампусы Оксфордского и Кембриджского университетов. Стиль также называли готической викторианской архитектурой, одним из популярных архитектурных типов викторианской эпохи.
Архитектура готического возрождения в Соединенных Штатах
Первым жилым домом в стиле готического возрождения в Соединенных Штатах был дом, спроектированный в 1832 году Александром Джексоном Дэвисом. Звали его Глен Эллен. Дэвис был выдающимся архитектором и публиковал книги, пропагандирующие стиль готического возрождения. Его идеи и проекты получили популярность в Соединенных Штатах для церквей и домов.
Многие из первых образцов готической архитектуры эпохи Возрождения в США использовали камень. Архитекторы сделали ставку на камень, потому что он перекликается с видом средневековых европейских замков.
Позже, когда неоготический стиль стал более популярным, строители начали использовать такие материалы, как кирпич и дерево.
Все больше людей перенимали дизайн своих домов в стиле готического возрождения, но многие из этих примеров деревенские и простые в исполнении. Специалисты называют новый жанр Carpenter Gothic или Rural Gothic, популярный в 1840-1860-х годах, просуществовавший на Западе до 1890-х годов.
Архитекторы продолжали использовать готические проекты Карпентера для церковных зданий до 1940-х годов
Даже после того, как идеи неоготической архитектуры вышли из моды, этот стиль оставался популярным в школах, колледжах и университетах по всей территории Соединенных Штатов. Этот стиль был попыткой создать образ эпохи и истории. Он также известен как «студенческая готика» и широко используется в таких университетах, как Брин-Мор, Принстон и Чикагский университет.
Архитектурные элементы готического возрождения
Архитектура готического возрождения выглядит по-разному в зависимости от типа здания.
Для величественных зданий, таких как замки и соборы, характерно наличие всех элементов высокой готики. Эти постройки отличаются от деревянных построек, таких как загородные церкви и дома с измененным неоготическим видом.
- Кирпичная или каменная конструкция
- Использование узоров в кирпичной кладке и/или разноцветных камнях
- Акцент четких вертикальных линий, привлекающих внимание вверх
- Высокая линия крыши со сводчатыми потолками
- Использование башен
- Резьба по камню с изображением птиц и цветов
- Сгруппированные дымоходы
- Использование стрельчатых арочных окон и дверей
- Использование готических мотивов, таких как арки, четырехлистник и трилистник
- Освинцованные, ромбовидные и витражные окна
- Изящный узор на окнах и потолках
- Насыщенный цвет и средневековые мотивы в интерьере
- Высокая линия крыши с фронтонами 90 117 Использование остроконечных арочных окон и/или дверей
- Навесные доски из пиломатериалов на карнизах с декоративными завитками
- Резные или точеные стойки крыльца
- Доски и вагонка
Архитекторы основывали архитектуру неоготического возрождения на более ранней готической форме, которая процветала в 12-16 веках.