ПОСТРОЕНИЕ КОЛОННАДЫ
Колоннадой называют ритмический ряд колонн, поддерживающих один общий антаблемент. Колоннады обычно строятся с использованием неполных ордеров. Для построения колоннады используйте таблицу 7. Все размеры даны в партах.
Для построения колоннад неполных ордеров пользуйтесь рис. 55–62.
Таблица 7
Ордера | Высота антаблемента | Расстояние между осями | Интерколумний | |
Тосканский | ||||
Дорический | ||||
Ионический | ||||
Коринфский | ||||
Рис. 55. Колоннада тосканского ордера из трактата Виньолы (лист IIII)
Рис. 56. Колоннада тосканского ордера
Рис. 57. Колоннада дорического ордера из трактата Виньолы (лист VIIII)
Рис. 58. Колоннада дорического ордера
Рис. 59. Колоннада ионического ордера из трактата Виньолы (лист XV)
Рис. 60. Колоннада неполного ионического ордера
Рис. 61. Колоннада коринфского ордера из трактата Виньолы (лист XXI)
Рис. 62. Колоннада коринфского ордера
ПОСТРОЕНИЕ АРКАДЫ
Аркадой называют ритмический ряд арок, опирающихся на колонны или столбы, с приставленными к ним колоннами. Полукруглая часть арки имеет небольшое профилированное обрамление – архивольт. Архивольт своими нижними частями (основаниями) опирается на одинаковые с ним по ширине горизонтальные пояса, протянутые между арками. Эти пояса называются
Для проверки основных пропорций используйте таблицу 8. Размеры даны в партах. В скобках указаны габариты полного ордера.
Таблица 8
ОРДЕРА | Тосканский | Дорический | Ионический | Коринфский |
Высота антаблемента | ||||
Высота колонны | ||||
Высота пьедестала | ||||
Высота арки | 156 (210) | 168 (240) | 306 (396) | 324 (450) |
Расстояние между осями колонн | 114 (153) | 120 (180) | 207 (270) | 216 (288) |
Диаметр арки | 78 (105) | 84 (120) | 153 (198) | 162 (216) |
Рис. 63. Аркада неполного тосканского ордера из трактата Виньолы (лист V)
Рис. 64. Аркада неполного тосканского ордера
Рис. 65. Аркада полного тосканского ордера из трактата Виньолы (лист VI)
Рис. 66. Аркада неполного дорического ордера из трактата Виньолы (лист X)
Рис. 67. Аркада неполного дорического ордера
Рис. 68. Аркада полного дорического ордера из трактата Виньолы (лист XI)
Рис. 69. Аркада неполного ионического ордера из трактата Виньолы (лист XVI)
Рис. 70. Аркада неполного ионического ордера
Рис. 71. Аркада полного ионического ордера из трактата Виньолы (лист XVII)
Рис. 72. Аркада неполного коринфского ордера из трактата Виньолы (лист XXII)
Рис. 73. Аркада полного ионического ордера
Рис. 74. Аркада полного коринфского ордера из трактата Виньолы (лист XXIII)
Дата добавления: 2016-12-09; просмотров: 5572;
Похожие статьи:
Коринфский ордер — Википедия
Кори́нфский о́рдер — один из трёх греческих архитектурных ордеров. Представляет собой более декоративный вариант ионического ордера. Характерной особенностью коринфского ордера является необычная капитель, воспроизводящая мотив колокола, или корзины — калафа (греч. kalathos – корзинка, чашечка цветка), украшенной стилизованными листьями аканта.
Коринфский ордер самый изысканный и декоративный. Согласно Витрувию, пропорции коринфского ордера совпадают с пропорциями ионического, но в отличие от дорического и ионического — “мужского” и “женского” коринфский ордер создан “в подражание девичьей стройности”. Относительно происхождения коринфской капители существует красивая легенда, сообщенная Витрувием. Древнегреческий мастер Каллимах, прогуливаясь в окрестностях Коринфа, набрел на могильный холм «одной девушки, гражданки Коринфа», который украшала, согласно погребальному обычаю бедных людей, простая ивовая «корзинка с вещицами», накрытая сверху черепицей. Сквозь прутья корзины со временем проросли листья аканта и образовали нечто вроде букета. Каллимах, «восхищенный новизною вида и формы», сделал для коринфян «несколько колонн по этому образцу, определил их соразмерность и установил с этого времени правила для построек коринфского ордера» [1]. Мастер Каллимах действительно работал в Коринфе около 400 г. до н. э. Он является автором золотой лампы, находившейся в святилище Афины в Эрехте́йоне афинского Акрополя. За мастерство бронзового литья Каллимах получил прозвание «плавильщик», а за применение бурава в скульптуре — «искрошитель искусства». Характер рисунка листьев коринфской капители мало подходит для хрупкого мрамора (в сохранившихся капителях листья, как правило, обломаны). Но та же форма технологична при горячей ковке металла. Вероятно, Каллимах сделал подобную капитель из бронзы. Это косвенно подтверждает рассказ Витрувия.
Возможно, что прототипом «этого лиственного ордера являлась египетская капитель с украшением из пальмовых листьев, — писал Огюст Шуази, — формы ее соответствуют скорее приемам работы по металлу… Если же представить себе, что листья, покрывающие эту корзину, сделаны из чеканной бронзы, то ее форма станет вполне понятна» [2]. Известна и смешанная техника изготовления мраморной капители с накладными декоративными листьями из позолоченной бронзы. Теоретик архитектуры А. И. Некрасов, напротив, категорично заявляет, что история о Каллимахе — позднейшая выдумка, а мотив аканта коринфской капители имеет не декоративное, а тектоническое значение [3].
Примирением обеих версий — поэтической и конструктивной — может служить первая из найденных в руинах храма Аполлона в Бассах коринфская капитель, созданная Иктином из мрамора ок. 410 г. до н. э. после его работы над возведением Парфенона. Капитель Иктина утрачена в XIX в., но сохранились сделанные с нее рисунки. Она венчала одинокую колонну торцовой стены в интерьере храма с колоннами ионического ордера (что само по себе показательно). Предполагают, что эта капитель была уцелевшим архаическим обломком, использованным архитектором для украшения нового храма. В таком случае ее возраст много старше легенды о мастере Каллимахе.
По канону Витрувия, пропорции коринфского ордера отличаются от ионического более высокой капителью. Высота равна 20 модулям, диаметр составляет 1/10 часть высоты. Абака имеет вогнутые стороны, поддерживаемые четырьмя большими и четырьмя малыми завитками спиралеобразной формы. По окружности капители в два ряда расположены акантовые листья. Нижний ряд имеет 8 малых листьев, помещённых над астрагалом, верхний состоит из 8 больших листьев, расположенных в промежутках между листьями нижнего ряда под завитками. Кроме того, имеются так называемые лилейки — волютки, цветки, розетки и другие декоративные элементы капители. Классической, хотя и оригинальной, капителью коринфского ордера считается капитель Памятника Лисикрата в Афинах (334 г. до н.э.). Колокол такой капители имеет правильную цилиндрическую форму. Вверху — тонкая профилированная абака, похожая на полочку с вогнутыми сторонами и скошенными углами. Вокруг колокола, или «вазы капители», в два яруса располагаются акантовые листья, по восьми в каждом ряду. Между листьями верхнего ряда виднеются восемь стебельков, называемых кавли́кулами (лат. cauliculus — стебелек), они заканчиваются листьями — ка́ликсами (лат., от греч. calyx — цветочная чашечка), из которых, в свою очередь, выходят четыре сдвоенные волюты, оформляющие верхние углы капители под абакой. Помимо угловых завитков, другие, по два с каждой стороны, обращенные симметрично вовнутрь, друг к другу, несут цветок, или розетку, отмечающую центр бокового фасада капители посередине абаки. Такова, к примеру, капитель из Эпидавра, созданная Поликлетом Младшим около 340 г. до н. э. для толоса (круглого храма) в Эпидавре (Пелопоннес).
Особенный тип — без волют, но с остроконечными пальмовыми листьями над нижним рядом акантовых — представляет собой капитель Башни ветров в Афинах ( ок. 500 г. до н.э.) Две двери башни были оформлены портиками, опирающимися на колонны коринфского ордера (портики не сохранились). В капители Башни ветров усматривают египетское влияние. Коринфский ордер, как наиболее пышный и декоративный, получил наибольшее распространение в относительно позднюю, эллинистическую, а затем и в римскую, эпоху.
- ↑ Витрувий. Десять книг об архитектуре. – М.: КомКнига, 2005. – С. 65-66 (Кн. 4; Гл. 1; 9-11)
- ↑ Шуази О. История архитектуры: В 2 т. – М.: Изд-во Вс. Академии архитектуры, 1935. – Т. 1. – С. 281—282
- ↑ Некрасов А. И. Теория архитектуры. – М.: Стройиздат, 1994. – С. 314—315
- Виньола. Правило пяти ордеров архитектуры. М.: Архитектура-С, 2005.
- Михаловский И. Б. Теория классических архитектурных форм. М.: Изд. В. Шевчук, 2003.
Архитектурный ордер. Часть №4: evan_gcrm — LiveJournal
Архитектурный ордер. Часть №1
Архитектурный ордер. Часть №2
Архитектурный ордер. Часть №3
Коринфский ордер.
Коринфский ордер появился позднее двух предыдущих и во многом напоминал ионический. Коринфский ордер получил развитие с V века до нашей эры и окончательно оформился в конце IV в. до н. э.
Пропорции коринфского ордера подобны ионическим. Его характерной чертой являлась высокая капитель, декорированная рельефными изображениями листьев анакфа – ядовитого растения.
Существует красивая легенда о происхождении коринфской капители, описанная Витрувием: «… одна девушка, гражданка Коринфа, уже достигшая брачного возраста, заболела и умерла. После похорон ее кормилица, собрав несколько вещичек, которыми эта девушка дорожила при жизни, уложила их в корзину, отнесла к гробнице и поставила на могилу, а чтобы они подольше сохранились под открытым небом, покрыла их черепицей. Эта корзинка случайно была поставлена на корень аканфа. С наступлением весны, этот корень, придавленный тяжестью, пустил из своей середины листья и стебельки, которые, разрастаясь по бокам корзинки и прижимаемые в силу тяжести углами черепицы, принуждены были загнуться в виде оконечностей волют.
В это время Каллимах, которого афиняне за изящество и утонченность его мраморных работ называли «искусник», проходя мимо гробницы, обратил внимание на корзину и на нежность обросших ее молодых листьев. Восхищенный новизной и причудливостью формы, он сделал для коринфян несколько колонн по этому образцу, определил их соразмерность и установил с этого времени правила для построек коринфского ордера».
В этой легенде все элементы складываются в логичное символическое кольцо: девушка – смерть – могильное приношение – аканф – весна – возрождение. Для нас пояснение требует только аканф, который свяжет все воедино и раскроет смысл немного грустной и загадочной истории.
Аканф – это обычный сорняк, известный каждому, кто хоть раз занимался прополкой огорода
У аканфа большие свисающие вниз листья, какие и запечатлел в своей капители Каллимах. Как и наш одуванчик, аканф может расти на самой неплодородной и каменистой почве, и поэтому он является символом силы возрождения.
Самое большое изображение аканфа, которое известно в истории и археологии – каменный столп в Дельфах. (Сейчас его нижняя часть и капитель хранятся в Дельфийском музее). Эта колонна высотой девять метров была сложена из пяти барабанов, ее база сделана в виде огромного аканфа, ствол – виде стебля какого-то фантастического растения. Капитель состоит из интересной композиции: три полуобнаженные танцовщицы в венках, повернутые спиной друг к другу, стоящие вокруг толстого ствола аканфа, поддерживающего чашу бронзового треножника, чьи ножки опираются на листья аканфа, на которой стоят эти фигуры.
Каменный столп Диониса из Дельф
Эта колонна изначально стояла на подиуме перед входом в храм Аполлона. Но колонна посвящена не Аполлону, а другому богу – Дионису, который чередуясь с богом солнечного света, правит в Дельфах по временам года.
Дионис – умирающий и воскресающий бог. Танцовщицы на капители – это его жрицы – фиады. Когда Диониса (по разным версиям в образе человека или животного) разорвали на множество частей и похоронили на Парнасе, из его останков на поверхность пробились побеги аканфа. Однажды фиады танцевали на месте погребения и ударами своих ног разбудили Диониса Ликноса (весеннего Диониса, Диониса младенца).
Но греки до поры до времени ассоциировали аканф только со смертью. В погребальных обрядах они на ряду с многими травами неизменно использовали аканф. Он традиционно встречается на белофонных лекифах – небольших стройных сосудах с изящным длинным горлышком, предназначавшихся для окропления могилы и тела покойника маслом в момент погребения.
Так почему же коринфский ордер возник именно на рубеже V и IV вв. до н.э.? Дело в том, что в этот момент религиозные верования греков претерпевали кризис. Упорядоченное космическое представление о божественном пантеоне безотносительное к конкретному живому человеку начало вытесняться аттическим реализмом и стоическим рационализмом. Люди захотели других философских установок, взывающих к их личному внутреннему миру, а также личного спасения. Все это вызвало интерес к архаическим культам, в том числе и культу Диониса.
Использование греками коринфской колонны в единственном числе или же в небольшом количестве и только в интерьере свидетельствует о том, что роль этой колонны еще не свелось к только строительному элементу, и религиозно-символический образ этого ордера было кристально ясным.
Ионический ордер со своей зрелой гармонией обозначает всю сумму идей, связанных с матерью-богиней плодородие, смерть, бессмертие – породил «девичий» ордер. Персефона, дочь Деметры и богиня царства мертвых, была девой греческой религии; таким образом, архитектурный ордер, выражавший идею целомудрия, мог приобрести «девичьи» очертания. Более поздняя популярность коринфского ордера у римлян связана не только с их вкусом к утонченному и изящным формам, но и с их религиозными предпочтениями. Любовь к коринфскому ордеру у христианских строителей могла быть отголосками тех же представлений о чистоте и возрождении.
Стройность и чистота ее подобны телосложению девушки. Юные девушки имеют более нежное телосложение, которое пригоднее и изящнее для нарядов и украшений. Сообщают следующее предание о первоначальном изобретении и происхождении коринфской капители: скончалась некая коринфская девушка, здоровая, совершеннолетняя и возмужалая. Ее друзья собрали в корзину некоторые предметы, с юности наиболее любимые ею, поставили на ее могиле и накрыли камнем, чтобы как можно долее предохранить ее от действия непогоды. Оказалось, между прочим, что корзина поместилась на корнях так называемого аканфа, то-есть растения, носящего название медвежьей лапы. И вот, когда наступила весна и от корней пошли листья, корзина препятствовала им расти вверх, они разрастались в стороны и под корзиной, так что последняя весьма красиво покрылась стеблями листвы. Когда же им уже не стало возможности расти и подниматься вследствие лежавшего там камня, то листья стали свиваться и переплетаться между собой. Искусный художник Каллимах проходил мимо этой могилы, заметил корзину, красиво обросшую листвой, очень восхитился и, сняв с нее изображение, начал по этому образцу украшать и возводить такие колонны в Коринфе; он же вывел соотношения и пропорции капители, которые можно наглядно видеть в коринфской колонне.
Существуют и различные виды и разновидности капителей, увенчивающих колонны; все они, однако, ведут происхождение от коринфской, ионической и дорической колонн, но при всем том не должны нарушать соразмерных пропорций.
Итак, коринфская колонна возникла в Коринфе и по образцу девичьего роста. Подобно тому, как ионическая делится на восемь частей, в соответствии с телосложением женщины, так коринфская, подобно девичьему телу, делится на девять частей.
Все три ордера имеют общие черты, вытекающие из их общей строительной природы — конструкции и материала, и их общих художественных задач. Каждый ордер состоит из колонн и антаблемента. В колонне выражается функция опоры, она несет тяжесть перекрытия. В перекрытии, несомом, тоже выявляются несущие и несомые элементы.
Колонна дорического ордера состоит из ствола (фуста) и капители, в ионическом и коринфском ордерах колонна состоит из ствола, капители и базы. Ствол колонны во всех трех ордерах в разной степени слегка сужается кверху, образуя незначительную кривизну, которая называется энтазис. Это утонение и кривизна выражают напряжение колонны, возникающее под действием силы тяжести антаблемента. Кроме того, ствол колонны обработан каннелюрами — вертикальными углублениями, идущими по всему периметру окружности колонны. Каннелюры подчеркивают вертикальность колонны и ее устремленность вверх. Каждому ордеру свойственна своя капитель. Антаблемент во всех ордерах состоит из трех частей. Нижняя часть называется архитравом, что означает буквально — главная балка, которая перекрывает пролеты между колоннами. Средняя часть — фриз, верхняя — карниз. Карниз в свою очередь имеет три части: выносная плита — основной элемент карниза, поддерживающая часть и венчающая часть карниза. Несмотря на то, что все три ордера имеют общие черты, общую конструктивную систему, одни и те же составные части, все же каждый ордер имеет свое определенное лицо, свою особую художественную выразительность. Различие в художественной характеристике каждого ордера определяется пропорциями и различной трактовкой частей и деталей ордера. Существует определенная, выраженная в пропорциях соразмерность между опорой— колонной и несомой частью— антаблементом. Существует определенная соразмерность в расстановке колонн, то есть большее или меньшее расстояние между колоннами — больший или меньший интерколумнин.
Следует отметить, что в греческих ордерах интерколумний изменялся в очень небольших пределах в силу того, что строительным материалом был камень. Каменной архитравной балкой трудно было перекрыть большие пролеты, но в поздние времена, в эпоху Ренессанса и особенно в нашей русской архитектуре, с применением новых строительных материалов, расстановка колонн, то есть изменение интерколумния, играла большую роль в выявлении художественного характера архитектурных сооружений.
Итак, каждый вид архитектурного ордера обладает определенной соразмерностью между частями и элементами ордера. Другими словами, каждому ордеру свойственны свои пропорции. А каждый элемент в архитектурном ордере получает свою художественную обработку в связи с его художественным характером.
Греки очень умело использовали ордер в архитектурных композициях. Когда нужно было придать архитектурному сооружению характер силы, простоты, мужества, они применяли дорический ордер. Ионический ордер выражал изящность, нежность, грациозность. Величие, торжественность и богатство выражалось коринфским ордером.
Архитектура древней Греции | Деловой квартал
Ордерная система
Дорический ордер
Ордер – определенное художественно осмысленное сочетание несомых и несущих частей в стоечно-балочной системе. Он играл главную роль в поисках греками соразмерности и красоты, а также отличался строго установленным составом, формой и взаиморасположением частей здания. Существовали три ордера: дорический, ионический и коринфский. Дорический появился на землях дорийцев – одного из основных греческих племен – и распространился по материковой Греции и в западных колониях (Южной Италии и Сицилии), известных как Великая Греция. Расцвета достиг в середине V в. до Р. X. Лаконичный, мужественный, монументальный, он был воспринят римской архитектурой.
Дорические колонны не имеют базы, каннелированы, капитель состоит из подушки и квадратной плиты. Их высота с капителью варьировалась от четырех до шести диаметров ствола. Дорический антаблемент состоит из архитрава, фриза и карниза.
Триглифы и метопы
Дорический фриз состоит из триглифов и метоп. Триглифы – это вертикальные прямоугольники установленные над каждой колонной и интерколумнием. Их поверхность оживлялась двумя вертикальными врезами в центре (глифы) и двумя полуглифами. Между триглифами располагались почти квадратные метопы, часто богато украшенные.
Дорическая капитель состоит из округлой подушки, называемой эхин, и лежащей на ней квадратной плиты – абаки. Нижняя часть эхина украшалась врезанными профилированными поясками, а капитель отделялась от ствола горизонтальными врезами – гипотрахелионами.
Антаблемент располагается над колоннами, и состоит из трех частей: архитрава, фриза и карниза. Карниз сильно выступает вперед, а его нижняя плита имеет уклон наружу, предохраняя сооружение от подтеков дождевой воды. На нижней поверхности карниза находятся прямоугольные выступы – мутулы. Под мутулами имелись капли – гутты. Они также располагались под триглифами.
Орнамент, который обычно использовался в дорических храмах, напоминает лабиринт.
Ионический ордер
Ионический ордер, по-видимому, возник одновременно с дорическим, но окончательную свою форму обрел лишь к середине V в. до Р. X. Этот стиль доминировал в ионийских землях, на побережье Малой Азии и на Эгейских островах. Формы ионического ордера были гораздо менее регламентированы, чем дорического. Первоначально дорический и ионический ордера были распространенны в тех районах, откуда они произошли, но со временем оба стиля смешались в одном строении – Пропилеях в Афинах (437- 431 гг. до Р. X.).
Через столетие появился шедевр ионического ордера – храм Афины Полиады в Приене (около 340 г. до Р. X.). Главными чертами ионического ордера были легкость пропорций, утонченность более расчлененных форм, широкое применение декора. Витрувий усматривал в ионическом ордере подражание элегантной женской красоте.
Ионические колонны, в отличие от дорических, всегда устанавливались на базу. Капитель имела подушку с двумя волютами (завитками) и поддерживала антаблемент, значительно более легкий, чем в дорическом ордере.
Другой орнамент, характерный для этого ордера, жемчужник (бусы). Он часто украшал капитель.
Архитрав разделен на три полосы, фасции, нависающие друг над другом. Между архитравом и карнизом располагался пояс зубчиков, или «сухариков» (дентикул). Венчающая часть – сима – богато украшена орнаментом.
Каннелюры
Каннелюры ионических колонн (их обычно было двадцать четыре) глубже, чем дорических. Они отделялись узкими полосками – «дорожками»
Аттическая база
Второй вариант ионического ордера получил свое развитие в Аттике в VI – V вв. до Р. X. Он состоит из двух выпуклых частей и вогнутой – скоции, между ними.
Волюта – завиток, украшающий ионическую капитель. Она напоминает спираль раковины или нераспустившийся папоротник. Волюта появилась еще в эолийских капителях. Круглая центральная ее часть называется глазом.
Ионическая капитель состоит из прямоугольной абаки, расположенной под архитравом, подушки с волютами и эхина. Абака и эхин обычно покрываются орнаментом, состоящим из ов, или иоником.
Коринфский ордер
Третий из греческих ордеров был так же последним по времени создания. Самые ранние примеры его использования встречаются в храме Аполлона Эпикурея в Бассах (около 430 г. до Р. X.) ив памятнике Лисикрата в Афинах (335-334 гг. до Р. X.). Коринфский ордер не был, подобно дорическому и ионическому, конструктивной системой. Он, скорее, – система декора с тщательно разработанной растительной капителью, созданной, по сведениям Витрувия, афинским скульптором Каллимахом. Возможно, первоначально капитель была из бронзы. Все остальные его части заимствованы из ионического ордера. Коринфский ордер получил свое дальнейшее развитие в римской архитектуре и стал ее излюбленным ордером. Витрувий считает, что он имитирует «стройность девушки».
Коринфский ордер проще всего узнать по капители, так как остальные его части заимствованы из ионического: база сходна с аттической, колонны каннелированы, архитрав разделен на фасции, резной фриз и карниз с дентикулами.
Происхождение коринфской капители
Витрувий сообщает, что Каллимах создал коринфскую капитель, увидев корзину, оплетенную листьями аканта, на могиле молодой девушки. Ее няня поставила корзину с любимыми предметами умершей на могилу, а весной пророс акант и обвился вокруг корзины. Черепица, положенная сверху, заставила листья завиться в спирали.
Коринфская капитель состоит из двух рядов из восьми листьев аканта. От верхних поднимаются стебли, заканчивающиеся волютами. Они поддерживают абаку. В центре каждой стороны размещен цветочный орнамент – анфемий.
Главным декоративным элементом коринфской капители является листва аканта – растения с побережья Средиземного моря.
База коринфского ордера повторяет аттическую. Она состоит из двух торусов, разделенных скоцией. Другая – малоазийская база – имела две скоции и торус над ними.
Коринфская капитель впервые появилась в памятнике Лисикрата.
в IV в. до Р. X. Здесь только один ряд листьев аканта, в нижнем ряду расположены более скромные листья. Капитель необычно высокая: она составляет 1.5 диаметра колонны, в то время как принятая позже высота была 11.2 диаметра.
Расцвет дорического ордера
В течение VI-V вв. до Р. X. формы греческой архитектуры постоянно развивались и совершенствовались, причем дорический ордер был доминирующим. Вместо дерева стали использовать камень, но формы, зародившиеся в деревянном строительстве, были повторены в новом материале. Большинство сохранившихся сооружений того периода находится в Великой Греции (Южная Италия и Сицилия). Этот регион не был полностью разрушен во время греко-персидских войн 490-480 гг. до Р. X., так что здесь уцелели наиболее ранние греческие храмы. Сейчас они кажутся суровыми и простыми, но первоначально – как и все греческие постройки – они были богато украшены, с детально разработанным скульптурным декором. Формы греческих храмов и дорический ордер уже окончательно сложились и незначительно изменились с 500 г. до Р. X.
Пестум. Южная Италия (VI-V вв. до Р. X.)
В Пестуме, известном в греческие времена как Посейдония, сохранилась группа храмов.
Самый ранний из них – I храм Геры (так называемая Базилика) был построен в 540 г. до Р. X. Это дорический периптер с необычным числом колонн – девять – и внутренней колоннадой. Шести колонный храм Посейдона (460-440 гг. до Р. X.), также имеет хорошо сохранившуюся двухъярусную внутреннюю колоннаду.
С древнейших времен греки применяли курватуры – сознательно сделанную небольшую кривизну прямолинейных частей для устранения оптических искажений. Так, ствол колонны имел припухлость – энтазас, находившийся на 0,3 общей высоты колонны.
Атланты
Атланты – мужские фигуры, поддерживающие перекрытия. В храме Зевса Олимпийского в Агридженто, они располагались предположительно снаружи и поддерживали сильно выступавший антаблемент. Отсюда произошло и название – «храм Гигантов». Женские фигуры называются кариатиды.
Наложенный ордер
Наложенный или внешний ордер организует наружную стену, разбивая ее на ярусы. В более ранний период применялся один ордер. Позднее, особенно в римское время, ордера в одной постройке следовали ярусами, один за другим в определенной последовательности: дорический, ионический и коринфский.
Один из самых больших дорических храмов был построен в Акраганте (сейчас Агридженто) на Сицилии. Он посвящен Зевсу Олимпийскому (в основном строился после 480 г. до Р. X.). Храм является псевдопериптером. Он был обнесен каменной стеной с пилястрами внутри и огромными полуколоннами снаружи. Колонны имели базу, что нехарактерно для дорического ордера.
Век Перикла
Греческая архитектура достигла своего наивысшего расцвета в середине V в. до Р. X. После удачно завершившихся греко-персидских войн, Афинское государство располагало большими средствами, что позволяло возводить здания, ставшие величайшими памятниками мирового искусства. Это время, которое часто называют веком «Высокой классики», было эпохой расцвета греческой демократии, возглавляемой Периклом, выдающимся государственным деятелем, правившим примерно в 444-429 гг. до Р. X.
В V в. до Р. X. применение ордера достигает значительной свободы: варьируются пропорции, творчески сочетаются достижения дорического и ионического ордеров, в одной постройке используются элементы всех трех ордеров, что позволяло достигнуть большего разнообразия впечатлений.
В этот период конструкция храма остается в основном прежней: святилище, обнесенное колоннадой.
Гекатомпедон
Гекатомпедон, то есть Стофутовый, насчитывал сто аттических футов в длину. Примером может служить Гефестейон в Афинах (ок. 449- 444 гг. до Р. X.).
Акротерий – скульптурное украшение над углами фронтона. Центральным акротерием храма Зевса в Олимпии (ок. 470 г. до Р. X.) служила позолоченная статуя летящей Ники, была сделана из бронзы. Акротерий обычно были вырезаны из камня.
Храм на р. Илисе близ Афин (449 г. до Р. X.)
Четырехколонный амфипростильный храм, выполненный в ионическом ордере, отличающийся особой легкостью и изяществом. Видимо, послужил прообразом храма Ники Аптерос на Акрополе.
Храм Аполлона Эпикурия в Бассах (429-490 гг. до Р. X.)
Храма ориентирован с юга на север, кроме главного входа был еще и боковой, в восточной стене. Статуя Аполлона помещалась, вероятно, в адитоне, отделенном от целлы колонной с коринфской капителью.
В архитектуре V в. до Р. X. ордер уже использовался более свободно, например в храме Аполлона Эпикурея в Бассах в Аркадии, построенном Иктином, архитектором Парфенона, в котором соединены три ордера.
По внешнему облику это традиционный дорический периптер, но интерьер решен в ионическом ордере, а в центре храма стояла коринфская колонна.
Акрополь
Ансамбль Акрополя должен был увековечить победу греческих государств над персами, а также зримо воплотить идею могущества Афин – политического и культурного центра всей Греции. Недостроенный Парфенон, так же как и другие сооружения Акрополя, был разорен во время нашествия персов в 480 году.
Строительство Акрополя связано с именем Перикла. Он решился осуществить грандиозный архитектурный проект. При нем были построены все важнейшие памятники Акрополя. Лучшие греческие архитекторы и скульпторы того времени участвовали в создании Акрополя: Иктин и Калликрат сооружали главный храм – Парфенон, посвященный покровительнице города богине Афине Палладе, а Фидий был приглашен как главный скульптор. Парфенон и Пропилеи представляют расцвет дорического ордера, достигшего совершенства.
В целле Парфенона стояла статуя Афины, изваянная Фидием; массивная деревянная статуя, покрытая слоновой костью и золото. Такая техника называется хризоэлефантинная.
Слово «акрополь» (над городом) обозначает цитадель. Большинство греческих городов было построено на холмах, и акрополи на вершинах были центрами религиозной и политической жизни.
Панафинейские торжества
Весь ансамбль Акрополя тесно связан с Панафинейскими торжествами и шествием, которые были важнейшим обрядом культа Афины, покровительницы города.
В последний день Панафиней праздничная процессия подносила Афине священное покрывало – пеплос.
Все здания на Акрополе были построены из белого мрамора, но скульптура на фронтонах, капители и метопы раскрашены.
Парфенон пыл богато украшен скульптурой. Два детально проработанных фронтона изваяны в 438-432 гг. до Р. X. Западный фронтон, показанный здесь, рассказывает о противостоянии Афины и Посейдона.
Пропилеи (437-432 гг. до Р. X.)
Монументальные входные ворота. Пропилеи, сооружались в святилищах Греции. Торжественная дорическая колоннада афинских Пропилей возвышалась над крутым подъемом на Акрополь между двумя боковыми крыльями. Здание имело два портика, но только одно из крыльев было завершено. Фасады Пропилей представляли собой дорические портики. Центральный вход шире остальных, так как использовался для проезда верхом и провода жертвенных животных, и был украшен ионическими колоннами. Пропилеи построены в разных уровнях.
Почти все памятники на Акрополе были возведены при Перикле, но воплощение его амбициозных планов было неожиданно приостановлено в 431 г. до Р. X., когда спартанцы бросили вызов афинянам, власть и престиж которых все больше и больше возрастали. Началась Пелопоннесская война, которая длились с небольшими перерывами до 404 г. до Р. X. Однако ансамбль Акрополя был завершен: построен маленький храм Ники Аптерос на высокой скале перед Пропилеями (ок. 421 г. до Р. X.) и Эрехтейон (421-406 гг. до Р. X.) Архитектором первого был Калликрат, работавший над Парфеноном, а авторство Эрехтейона приписывается Мнесиклу, строителю Пропилей. Оба храма – ионического ордера. Дорический стиль никогда больше не достигал того совершенства, которое было воплощено в Парфеноне. Священная территория Акрополя была обнесена стенами.
Кариатиды
Кариатиды – это изваянные величественные женские фигуры, которые использовались вместо колонны и несли антаблемент. Они стояли на базе, такой же, как у колонны и поддерживали капители.
В знаменитом портике Кор колонны заменены шестью мраморными фигурами девушек-кариатид (Эрехтейон). Они расположены на высоком цоколе и несут антаблемент.
Эрехтейон (421-406 гг. до Р. X.)
Эрехтейон был посвящен Афине и Посейдону. Храм построен на месте древнего Гекатомпедона. Его особенностью является асимметричный план и три портика, расположенных на разных уровнях.
Эрехтейон представляет самый разработанный вариант ионического ордера. В этой детали антаблемента здания могут быть видны классические ионические мотивы – ионики, овы и цветочный орнамент анфемий (жимолость). Фриз был сделан из черного известняка со скульптурами из белого мрамора.
Храм Ники Аптерос (421 г. до Р. X.)
Этот маленький ионический храм, спроектированный ок. 449 г. до Р. X., был построен ок. 421 г. до Р. X. на высокой скале перед Парфеноном. В плане это четырехколонный амфипростиль (поскольку, он имел 2 портика – западный и восточный, каждый из которых включал в себя четыре колонны). Как и Эрехтейон, храм Ники Аптерос (победы, не имеющей крыльев) представляет лучшее, что было сделано в ионическом ордере. Непрерывный фриз, который изображает батальные сцены, Афину и других богов, особенно характерен.
Начало упадка
Расцвет Афин был плодотворным, но недолгим. В 404 г. до Р. X. после Пелопоннесской войны архитектура в крупных городах приходит в упадок, но наблюдается ее подъем в менее развитых – Спарте, Фивах и в Македонии. В этот период, часто называемый «Поздней классикой», продолжительные войны мешали возникновению и осуществлению больших архитектурных проектов. Первенство в архитектуре от Аттики перешло к Пелопоннесу и Малой Азии. Три ордера все чаще соединялись в одном здании. Ионический стиль достиг своего расцвета в Малой Азии благодаря поощрению Александра Македонского, покоившего Малую Азию в 334-333 гг. до Р. X.
Памятник Лисикрата. Афины (335-334 гг. до Р. X.)
Памятник сооружен богатым афинским гражданином в честь победы на дионисийских празднествах хора мальчиков, подготовленного на его средства. Такого рода хорагические монументы украшали в свое время в Афинах целую улицу. Памятник состоит из квадратного в плане цоколя и полого внутри цилиндра, украшенного шестью коринфскими полуколоннами. По существу – это постамент для треножника, полученного в виде приза. Треножник стоял на акротерии крыши.
Антаблемент памятника – трехчастный, со скульптурным фризом с зубчиками -дентикулами под карнизной плитой. Ионический карниз с зубчиками был разработан в Малой Азии, но использовался здесь в коринфском ордере, а фриз в ионическом ордере в Малой Азии обычно отсутствовал.
Храм Артемиды. Эфес
Храм Артемиды Эфесской считался одним из семи чудес света. Архаический храм, но преданию был сожжен Геростратом в 356 I’. до Р. X. На его месте в эллинистическую эпоху был позведен новый храм. Он был окружен двумя рядами ионических колонн. Передние ряды колонн имели базы на высоких барабанах, украшенных рельефами.
Артемида (Диана в римской традиции) – богиня целомудрия, Луны и охоты. В храме в Эфесе хранилась ее статуя, изображающая богиню с множеством грудей как дарительницу плодородия.
Эллинистический период
Смерть Александра Македонского в 323 г. до Р. X. считается концом эллинского периода (который начался ок. 650 г. до Р. X.) и началом эллинистического. Завоевания Александра расширили греческое государство до Индии и Нубии, но с его смертью эта обширная территория распалась на несколько независимых государств, получивших название эллинистических. В архитектуре поражает размах строительства с точки зрения как размеров, так и количества сооружений. Предпочтение отдавалось ионическому и коринфскому ордерам, дорический почти вышел из обихода. Эллинистическая архитектура имела существенное воздействие на римлян, завоевавших Грецию в 30 г. до Р. X.
Башня Ветров. Афины (середина I в. до Р. X.)
Башня Ветров предназначалась для водяных часов. Это монументальное восьмигранное здание. Снаружи на верхних частях граней были устроены солнечные часы. Каждая из граней завершалась фризом с символическим, изображением летящего ветра. На крыше располагался флюгер.
В эллинистический период архитектура сделалась более свободной от строгих канонов ордера. В Башне ветров, к примеру, коринфская капитель имеет один ряд листьев аканта, обрамляющих ряд остроконечных пальмовых листьев, ствол колонны без базы, как это свойственно дорическому ордеру.
Храмы, окруженные двумя рядами колонн, – диптеры, стали популярны в IV в. до Р. X. Они были очень величественны, например храм Зевса Олимпийского в Афинах (начат в IV в. до Р. X. и закончен во II в, до Р. X.), Здесь впервые коринфский ордер формирует колоссальный периптеральный объем.
Коринфский ордер (храм Зевса Олимпийского)
Греки редко строили коринфские храмы. Этот ордер чаще использовался римлянами. Тем не менее храм Зевса Олимпийского (Олимпейон) благодаря применению коринфского ордера получил особое великолепие и пластическое богатство.
Ионический ордер. Храм Диониса в Теосе (середина II в. до Р. X.)
Храм Диониса, возможно, построен Гермогеном – крупнейшим архитектором и теоретиком эпохи эллинизма. Форма капителей характеризуется подтянутостью волют к стволу, так называемая «гермогеновская капитель».
Надгробия
Самым распространенным памятником, который ставили над местом погребения, была надгробная стела.
Тем не менее в эллинистическое время создавались и большие надгробные памятники, особенно в Малой Азии, для создания которых приглашали греческих мастеров. Такие надгробия часто имитировали храмы. Одним из семи чудес света был галикарнасский Мавзолей, строительство которого было начато в 353 г. до Р. X. царем Мавсолом и его сестрой Артемисией.
Мавзолей. Галикарнас (ок. 353 г. до Р. X.)
Слово «мавзолей» происхоит от надгробия царя Мавсола в Галикарнасе, построенного Пифием и Сатиром. Поскольку Мавзолей был разрушен в XVI в., то его форма и украшения являются источником постоянных дебатов. Здесь на реконструкции подий надгробия чрезвычайно высок.
Существует несколько реконструкций Мавзолей. По сведениям Плиния, это был прямоугольный в плане перистиль с 36 ионическими колоннами, возможно, огораживающими место захоронения, над которым возвышалась огромная ступенчатая пирамида, Высота здания в целом была колоссальной – 140 футов (41 м), включая подий.
Театры и одеоны
Театры, как считается, появились в VI – V вв. до Р. X. и предназначались для дионисийских торжеств. Позднее, они использовались для представлений трагедий и комедий, двух типов греческой драмы, которая достигла своего расцвета во времена Перикла. Театры обычно располагались на холме, и ряды сидений – вначале деревянных, потом каменных – сооружались на склоне, в то время как действие разворачивалось внизу. Все театры были на открытом воздухе. Театр Диониса в Афинах (начат ок. 500 г. до Р. X.) и театр в Эпидавре (ок. 350 г. до Р. X.) – самые известные из них. Часто в ближайшем соседстве располагались одеоны, или музыкальные залы. Они были меньше театров и возникли позже. Самым ранним известным примером был одеон Перикла в Афинах, построенный ок. 435 г. до Р.Х.
В эпоху эллинизма преобладающим сценическим жанром стала комедия, хор утратил свое значение, и действие было перенесено с орхестры на крышу проскениума. В связи с дальнейшей эволюцией драмы, развитием постановочной техники, скена театра претерпевает во II в. до Р. X. множество изменений
Орхестра – ровная круглая площадка, по которой двигался хор. Это место, где выступающие танцевали и пели, и где, видимо, первоначально располагался алтарь Диониса.
Градостроительство
В эпоху эллинизма развивается градостроительство. В отличие от классического города с акрополем или храмовым ансамблем, центром эллинистического города становится комплекс городских площадей – агора – с сооружениями общественного, культурного и торгового назначения: рынки, здания для собрания городского самоуправления, учебные заведения, спортивные сооружения. Вне агоры были только жилые постройки, хотя дома, в целом, оставались скромными – люди проводили большую часть своего времени за их пределами, в местах народных собраний. Особенно важны были спортивные сооружения. Атлетические соревнования часто были частью религиозных торжеств. Олимпийские, Пифийские, Истмийские и Немейские игры известные как олимпиады, проводились раз в четыре года. Женщины не допускались до участия в них, и даже актеры были только мужчины.
Стоя – двухъярусная колоннада, покрытая крышей, в которой можно было укрыться от ветра и дождя. Стой выглядели величественно и монументально, часто украшались накладным ордером. В стое Аттала II в Афинах (ок. 150 г. до Р. X.), нижние колоннады были дорические, а верхние – ионические.
Крыша стой была обычно остроконечная и опиралась на ряд ионических колонн, расположенных по центру здания.
Смотрите также:
2. Тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный ордер. |
А вот самое элементарное сравнение. |
3. Итало-коринфский и римско-коринфский ордер. |
4. Детали итало-коринфского ордера. |
5. Храмы коринфского ордера. |
6. Римско-коринфский ордер. |
8. Три пилона, расположенных по кругу, и коринфские колонны поддерживают широкий карниз и купол беседки в усадьбе Быково. |
12. Дом “Ростовых” на Поварской улице, главный портик коринфского ордера. |
13. Боковые притворы с портиками коринфского ордера Воскресенской церкви усадьбы Троицкое-Кайнарджи. |
20. Капители в усадьбе Узкое больше похоже на композитный ордер, чем на коринфский. |
23. Усадьба Полотняный Завод Щепкиных в Калужской области. |
25. Усадьба Ивановское в Подольске. |
26. Усадьба Ивановское в Подольске. |
Архитектурный ордер. Часть №4: sandra_rimskaya — LiveJournal
Архитектурный ордер. Часть №1
Архитектурный ордер. Часть №2
Архитектурный ордер. Часть №3
Коринфский ордер.
Коринфский ордер появился позднее двух предыдущих и во многом напоминал ионический. Коринфский ордер получил развитие с V века до нашей эры и окончательно оформился в конце IV в. до н. э.
Пропорции коринфского ордера подобны ионическим. Его характерной чертой являлась высокая капитель, декорированная рельефными изображениями листьев анакфа – ядовитого растения.
Существует красивая легенда о происхождении коринфской капители, описанная Витрувием: «… одна девушка, гражданка Коринфа, уже достигшая брачного возраста, заболела и умерла. После похорон ее кормилица, собрав несколько вещичек, которыми эта девушка дорожила при жизни, уложила их в корзину, отнесла к гробнице и поставила на могилу, а чтобы они подольше сохранились под открытым небом, покрыла их черепицей. Эта корзинка случайно была поставлена на корень аканфа. С наступлением весны, этот корень, придавленный тяжестью, пустил из своей середины листья и стебельки, которые, разрастаясь по бокам корзинки и прижимаемые в силу тяжести углами черепицы, принуждены были загнуться в виде оконечностей волют.
В это время Каллимах, которого афиняне за изящество и утонченность его мраморных работ называли «искусник», проходя мимо гробницы, обратил внимание на корзину и на нежность обросших ее молодых листьев. Восхищенный новизной и причудливостью формы, он сделал для коринфян несколько колонн по этому образцу, определил их соразмерность и установил с этого времени правила для построек коринфского ордера».
В этой легенде все элементы складываются в логичное символическое кольцо: девушка – смерть – могильное приношение – аканф – весна – возрождение. Для нас пояснение требует только аканф, который свяжет все воедино и раскроет смысл немного грустной и загадочной истории.
Аканф – это обычный сорняк, известный каждому, кто хоть раз занимался прополкой огорода
У аканфа большие свисающие вниз листья, какие и запечатлел в своей капители Каллимах. Как и наш одуванчик, аканф может расти на самой неплодородной и каменистой почве, и поэтому он является символом силы возрождения.
Самое большое изображение аканфа, которое известно в истории и археологии – каменный столп в Дельфах. (Сейчас его нижняя часть и капитель хранятся в Дельфийском музее). Эта колонна высотой девять метров была сложена из пяти барабанов, ее база сделана в виде огромного аканфа, ствол – виде стебля какого-то фантастического растения. Капитель состоит из интересной композиции: три полуобнаженные танцовщицы в венках, повернутые спиной друг к другу, стоящие вокруг толстого ствола аканфа, поддерживающего чашу бронзового треножника, чьи ножки опираются на листья аканфа, на которой стоят эти фигуры.
Каменный столп Диониса из Дельф
Эта колонна изначально стояла на подиуме перед входом в храм Аполлона. Но колонна посвящена не Аполлону, а другому богу – Дионису, который чередуясь с богом солнечного света, правит в Дельфах по временам года.
Дионис – умирающий и воскресающий бог. Танцовщицы на капители – это его жрицы – фиады. Когда Диониса (по разным версиям в образе человека или животного) разорвали на множество частей и похоронили на Парнасе, из его останков на поверхность пробились побеги аканфа. Однажды фиады танцевали на месте погребения и ударами своих ног разбудили Диониса Ликноса (весеннего Диониса, Диониса младенца).
Но греки до поры до времени ассоциировали аканф только со смертью. В погребальных обрядах они на ряду с многими травами неизменно использовали аканф. Он традиционно встречается на белофонных лекифах – небольших стройных сосудах с изящным длинным горлышком, предназначавшихся для окропления могилы и тела покойника маслом в момент погребения.
Так почему же коринфский ордер возник именно на рубеже V и IV вв. до н.э.? Дело в том, что в этот момент религиозные верования греков претерпевали кризис. Упорядоченное космическое представление о божественном пантеоне безотносительное к конкретному живому человеку начало вытесняться аттическим реализмом и стоическим рационализмом. Люди захотели других философских установок, взывающих к их личному внутреннему миру, а также личного спасения. Все это вызвало интерес к архаическим культам, в том числе и культу Диониса.
Использование греками коринфской колонны в единственном числе или же в небольшом количестве и только в интерьере свидетельствует о том, что роль этой колонны еще не свелось к только строительному элементу, и религиозно-символический образ этого ордера было кристально ясным.
Ионический ордер со своей зрелой гармонией обозначает всю сумму идей, связанных с матерью-богиней плодородие, смерть, бессмертие – породил «девичий» ордер. Персефона, дочь Деметры и богиня царства мертвых, была девой греческой религии; таким образом, архитектурный ордер, выражавший идею целомудрия, мог приобрести «девичьи» очертания. Более поздняя популярность коринфского ордера у римлян связана не только с их вкусом к утонченному и изящным формам, но и с их религиозными предпочтениями. Любовь к коринфскому ордеру у христианских строителей могла быть отголосками тех же представлений о чистоте и возрождении.
Стройность и чистота ее подобны телосложению девушки. Юные девушки имеют более нежное телосложение, которое пригоднее и изящнее для нарядов и украшений. Сообщают следующее предание о первоначальном изобретении и происхождении коринфской капители: скончалась некая коринфская девушка, здоровая, совершеннолетняя и возмужалая. Ее друзья собрали в корзину некоторые предметы, с юности наиболее любимые ею, поставили на ее могиле и накрыли камнем, чтобы как можно долее предохранить ее от действия непогоды. Оказалось, между прочим, что корзина поместилась на корнях так называемого аканфа, то-есть растения, носящего название медвежьей лапы. И вот, когда наступила весна и от корней пошли листья, корзина препятствовала им расти вверх, они разрастались в стороны и под корзиной, так что последняя весьма красиво покрылась стеблями листвы. Когда же им уже не стало возможности расти и подниматься вследствие лежавшего там камня, то листья стали свиваться и переплетаться между собой. Искусный художник Каллимах проходил мимо этой могилы, заметил корзину, красиво обросшую листвой, очень восхитился и, сняв с нее изображение, начал по этому образцу украшать и возводить такие колонны в Коринфе; он же вывел соотношения и пропорции капители, которые можно наглядно видеть в коринфской колонне.
Существуют и различные виды и разновидности капителей, увенчивающих колонны; все они, однако, ведут происхождение от коринфской, ионической и дорической колонн, но при всем том не должны нарушать соразмерных пропорций.
Итак, коринфская колонна возникла в Коринфе и по образцу девичьего роста. Подобно тому, как ионическая делится на восемь частей, в соответствии с телосложением женщины, так коринфская, подобно девичьему телу, делится на девять частей.
Все три ордера имеют общие черты, вытекающие из их общей строительной природы — конструкции и материала, и их общих художественных задач. Каждый ордер состоит из колонн и антаблемента. В колонне выражается функция опоры, она несет тяжесть перекрытия. В перекрытии, несомом, тоже выявляются несущие и несомые элементы.
Колонна дорического ордера состоит из ствола (фуста) и капители, в ионическом и коринфском ордерах колонна состоит из ствола, капители и базы. Ствол колонны во всех трех ордерах в разной степени слегка сужается кверху, образуя незначительную кривизну, которая называется энтазис. Это утонение и кривизна выражают напряжение колонны, возникающее под действием силы тяжести антаблемента. Кроме того, ствол колонны обработан каннелюрами — вертикальными углублениями, идущими по всему периметру окружности колонны. Каннелюры подчеркивают вертикальность колонны и ее устремленность вверх. Каждому ордеру свойственна своя капитель. Антаблемент во всех ордерах состоит из трех частей. Нижняя часть называется архитравом, что означает буквально — главная балка, которая перекрывает пролеты между колоннами. Средняя часть — фриз, верхняя — карниз. Карниз в свою очередь имеет три части: выносная плита — основной элемент карниза, поддерживающая часть и венчающая часть карниза. Несмотря на то, что все три ордера имеют общие черты, общую конструктивную систему, одни и те же составные части, все же каждый ордер имеет свое определенное лицо, свою особую художественную выразительность. Различие в художественной характеристике каждого ордера определяется пропорциями и различной трактовкой частей и деталей ордера. Существует определенная, выраженная в пропорциях соразмерность между опорой— колонной и несомой частью— антаблементом. Существует определенная соразмерность в расстановке колонн, то есть большее или меньшее расстояние между колоннами — больший или меньший интерколумнин.
Следует отметить, что в греческих ордерах интерколумний изменялся в очень небольших пределах в силу того, что строительным материалом был камень. Каменной архитравной балкой трудно было перекрыть большие пролеты, но в поздние времена, в эпоху Ренессанса и особенно в нашей русской архитектуре, с применением новых строительных материалов, расстановка колонн, то есть изменение интерколумния, играла большую роль в выявлении художественного характера архитектурных сооружений.
Итак, каждый вид архитектурного ордера обладает определенной соразмерностью между частями и элементами ордера. Другими словами, каждому ордеру свойственны свои пропорции. А каждый элемент в архитектурном ордере получает свою художественную обработку в связи с его художественным характером.
Греки очень умело использовали ордер в архитектурных композициях. Когда нужно было придать архитектурному сооружению характер силы, простоты, мужества, они применяли дорический ордер. Ионический ордер выражал изящность, нежность, грациозность. Величие, торжественность и богатство выражалось коринфским ордером.
Построение энтазиса колонны сложного (ионического, коринфского) ордера
При построении энтазиса колонны сложного ордера следует воспользоваться рисунками 76 и 77 (правая часть).
Примем те же обозначения радиусов колонны, что и в предыдущем случае: МА = 18 парт, ОВ = 19,33 парты, NC = 15 парт.
Взяв циркулем размер радиуса ОВ, сделаем этим радиусом из точки С засечку на оси МN в точке К и продолжим прямую СК до встречи с продолжением прямой ВО (точка Р, которая на рисунке 20 не видна).
Проведем из точки Р в пределах угла СРA произвольные лучи, пересекающие ось колонны в точках 1, 2, 3, 4… и продолжающиеся далее. Из точек 1, 2, 3, 4… отложим вправо от оси колонны на продолжениях лучей одну и ту же величину, равную КС = ОВ = 19,33 парты. В итоге получим точки I, II, III и пр., которые вместе с точками А, В и С лежат на искомой кривой энтазиса. Эта кривая также строится по лекалу или при помощи плавного изгиба линейки, поставленной на ребро.
Рис. 76. Построение энтазиса колонны в простом и сложном ордерах (трактат Виньолы, лист XXXI)
Рис. 77. Построение энтазиса простого и сложного ордеров
СЛОВАРЬ
Абака(лат. Abakus – доска) – верхняя плита капители, квадратная или прямоугольная; происходит от прокладки между опорой (столбом, колонной) и перекрывающей её балкой; в коринфском ордере она обычно имеет вогнутую в плане форму и срезанные углы.
Акант, аканф(лат. Acanthus – травянистое растение средиземноморского побережья) – скульптурное изображение стилизованных стеблей и листьев одноименного южного растения на капителях коринфского и сложного (композитного) ордеров.
Род травянистых растений из семейства акантовых, произрастающих в тропическом и субтропическом поясах Азии, Средиземноморья. Прототипом стал один из видов – A. Mollis («медвежья лапа»).
Антаблемент (фр. Entablement) – конструктивный элемент здания, венчающий стену или колоннаду. Верхняя горизонтальная, поддерживаемая колоннами, часть архитектурного ордера, включающая карниз, фриз и архитрав.
Аркада(фр. Arcade)– ряд одинаковых по величине и очертанию арок, опирающихся на столбы или колонны. Впервые была апробирована в древнеримском зодчестве при устройстве галерей вдоль стен зданий или лоджий. Нередко применялась в качестве накладного орнамента, примыкавшего непосредственно к фасаду стены («глухая аркада»).
Архивольт (гр. Archi – главный, лат. Voluta – завиток, обрамляющая дуга) – лицевое резное или лепное обрамление арочной кладки, её профилировка (наличник). Оно выделяет лицевой профиль арки из плоскости фасада. Своими основаниями архивольт упирается в горизонтальные карнизики – импосты.
Архитрав(гр. Archi – главный, лат. Trabs – балка) – несущая балка или полоса, окаймляющая всё здание; нижняя из трех частей антаблемента, лежащая на капителях колонн. В тосканском и дорическом ордерах архитравная балка гладкая, в ионическом и коринфском – украшена горизонтальными уступами (фасциями). Это различие связывают с происхождением дорического архитрава из крупного строевого леса, а ионического – из мелкого.
Астрагал (гр. Astragalos – позвонок, бабка, таранная кость) – архитектурный профиль, сочетающий валик с полочкой. Валик иногда украшается ниткой овальных бус. Астрагалом называют также место сочленения ствола колонны с базой или капителью.
База (гр. стопа) – подножие, опорная часть колонны, пилястры, пьедестала, пилона. Тосканский ордер в качестве базы имеет высокую плиту и большой вал. В дорическом ордере база отсутствует. База ионической колонны состоит из нижнего вала и верхней выкружки. Коринфская база имеет два вала.
Букраний, букранион (гр. Bukranion – бычий череп) – античный орнамент в виде бычьего черепа. Использовался в греко-римском искусстве в качестве декоративного элемента (у Виньолы – украшение метоп дорического модульонного ордера). Начиная с III века, нередко дополнялся гирляндами. Излюбленный архитектурный мотив в эпоху Ренессанса.
Бусы, жемчужный шнур – мелкие украшения в виде шариков, цилиндриков, тарелочек, чечевиц и т.п. Чаще всего располагаются ниже иоников. Использовались для украшения архитектурных профилей.
Вал, валик, торус – архитектурный профиль, имеющий в сечении форму выпуклой кривой. Профиль в четверть окружности называется четвертным валом, профиль в полуокружность – полувалом.
Волюта (лат. Voluta – крутить, завиток) – декоративная деталь в форме спиралевидного завитка с «глазком» в центре. Встречается в капителях ионического, коринфского и композитного ордеров. Возможными прототипами могли послужить завитые листья, усики, раковины моллюсков, женские локоны и т.п. Боковая грань волюты имеет форму свертка, перетянутого посередине ремешком. Этот элемент называется балюстрой.
Выкружка, трохилус – архитектурный профиль, имеющий очертания вогнутой четверти окружности. Выкружка называется прямой, если её профиль расширяется кверху (1), и обратной, если профиль расширяется книзу (2).
Гусёк, сима –архитектурный профиль, сечение которого состоит из выкружки (наверху) и четвертного вала (внизу), которые непосредственно примыкают друг к другу. Гусёк, расширяющийся кверху, называют прямым (1), книзу – обратным (2). Традиционный тип венчающего профиля.
Дентикулы, зубчики, сухарики(лат. Denticulus – зубок) – ряд небольших призматических «коробочек», украшающих карнизы зубчатого дорического, ионического и коринфского ордеров.
Дорожки – полоски на поверхности ствола (фуста) колонны, расположенные между каннелюрами. Встречаются в ионическом и коринфском ордерах. Ширина дорожки равняется одной парте.
Жемчуг (горох)– круглые шарики, применяемые в качестве декорации (например, в архитраве коринфского ордера)
Замок, замковый камень– клинчатый камень в шелыге (вершине) арки или свода; в ряде случаев имеет декоративные украшения.
Зоофор (зофор)(гр. Zoon – животные, Phore – носить) – фрагмент декора в виде полосы с живописным или лепным изображением фантастических животных и растений. Нашел применение во фризах ионического и коринфского ордеров.
Импост, пульвины(лат. Impono – ставить, накладывать, итал. Imposta) – верхний камень (плита) столба или стены, служащий опорой для арки или балки. Декоративное завершение столба или стены под аркой или балкой. Выступает в виде простой полочки или профилирован в виде карниза.
Ионики, овы, овоиды(лат. Ovum – яйцо) – античный орнаментальный мотив из ряда яйцеобразных выпуклостей, чередующихся со стрельчатыми листьями, обращенными острием вниз. Встречается на четвертном вале карниза, капителях ионического и коринфского ордеров.
Каблучок– профиль (облом) какого-либо архитектурного элемента (карниза, обрамления окна, портала и т.п.), вычерченный из двух центров. Сходен с гуськом, но имеет обратный порядок – полувал наверху и выкружка внизу. Каблучок бывает прямым (расширяющимся кверху) и обратным (расширяющимся книзу).
Каннелюры(фр. Cannelure – выемка, желобок) – вертикальные желобки на стержне колонн или пилястр, расположенные по всему периметру и идущие на всю высоту ствола колонны.
Каннелюры примыкают друг к другу острыми кромками (дорический ордер) или через плоскую перемычку (дорожку) – в сложных ордерах.
Каннелюры способствовали соразмерному распределению освещенных и теневых полос на поверхности колонны. Благодаря этому колонна кажется более стройной и невесомой. В дорической колонне 20 каннелюр, в ионической и коринфской – по 24.
Капитель(нем. Сaput – голова, лат. головка) – венчающая часть колонны, пилястры или столба, расположенная между стволом опоры и горизонтальным перекрытием (антаблементом).
Капли, гутты(лат. Gutta – капля) – украшения в виде ряда маленьких усеченных конусов, цилиндров и т.п. на нижней поверхности мутул и полочек дорического антаблемента. Под каждой полочкой триглифа (регулой) расположено по шесть «капель», оси которых совпадают с ребрами врезов триглифа. Нижняя поверхность модульонов также обрабатывается гуттами. Некоторые исследователи полагают, что в антаблементе дорического ордера повторяются в камне ранее существовавшие конструкции из дерева. Гутты, в частности, воспроизводят деревянные гвозди (нагели), крепившие рейки (тении) и планочки (регулы).
Карниз(нем. конец, завершение, гр. Koronis – кривой) – выступающее профилированное венчание стены или более мелкой части здания. Верхнее из трех главных членений классического антаблемента. Предназначался для защиты поверхности стены или фриза от осадков. Во всех ордерах имеет трехчастное деление на поддерживающую, свешивающуюся и венчающую части.
Кима, киматий(гр. Kyma – курносый) – любой криволинейный профиль; нижний криволинейный профиль карниза, пьедестала и т.п. Профилированный поясок, украшающий балку, капитель и пр. Бывает плоский и вогнутый (дорический ордер). В ионическом ордере имеет украшения в виде иоников (ионический киматий) или сердечек (лесбийский киматий). Изначально связанные с различными типами зданий различные виды киматия уже в римскую эпоху смешались и приобрели более сложный декор.
Колонна(фр. Colonne, лат. Columna – столб) – архитектурно обработанный, обычно круглый в сечении столб, основными частями которого являются база, ствол и капитель.
В зодчестве Древней Греции колонны обычно входили в состав колоннад, портиков, пропилей, перистилей, аркад и т.п. Зодчие Древнего Рима и эпохи Возрождения включили колонну в архитектурную композицию стены, лишив ее исходного конструктивного характера и превратив в декоративно-пластический элемент. Примером могут служить полуколонны, трёхчетвертные колонны, колонны, прислоненные к стене, спаренные колонны и т.п. Их общее назначение – вертикальное членение стены.
Колоннада (фр. Colonnade) – ряд колонн, расположенных по прямой или кривой линии и поддерживающих единое горизонтальное перекрытие на архитравных балках.
Колоннада может составлять часть объема здания, образуя крытое пространство перед входом (портик), вдоль наружных или внутренних стен (периптер, перистиль). Она может примыкать к зданию в виде галереи из двух или нескольких рядов колонн или соединять отдельные части монументального здания. Изредка колоннада является отдельным сооружением – полуротондой, пропилеями (парадным входом), фонтаном. В интерьерах дворцовых и других сооружений колоннады из одного-двух рядов колонн обрамляли или членили парадные залы.
Консоль (фр. Console), кронштейн(нем.Kragestein) – выпущенный из стены или из столба камень, конец балки и т.п. Предназначен для поддержания карниза, балкона, эркера, колонны, статуи, вазы и т.п. Обычно имеет профилированные украшения – например, спиралевидные завитки. Cнизу консоль обычно декорируют волютами, листьями аканта. Кронштейн нередко является облегченной, чисто декоративной имитацией консоли. Он может не входить в конструкцию стены, а крепится к ней снаружи.
Метопа(гр. Metopon – пространство между глазами, переносица) – прямоугольная деревянная, каменная или керамическая плита, заполняющая промежуток между двумя триглифами и декорируемая рельефами или росписью.
Применялась в дорическом ордере для украшения фриза. Нередко покрывалась росписью или рельефами (изображениями подвигов античных героев, щитами, картушами, букраниями и т.п.). Первоначально метопами назывались промежутки между торцами потолочных балок, выходивших на фасад деревянного здания (жилого дома, храма и пр.).
Модуль(лат. Modulus – мера) – исходная единица измерения в архитектуре и строительстве (обычно размер одного из элементов сооружения). Выражает кратные соотношения его элементов. Используется для координации размеров отдельных частей этого сооружения и для приведения в гармоническое соответствие размеров целого и его частей. В древнегреческой архитектуре модулем был нижний диаметр колонны, в древнеримской – нижний радиус или ширина триглифа. Для измерения более мелких членений (например, элементов профилей) служили части модуля – парты.
Модульон(лат. Modulus – мера)– конструктивная деталь дорического ордера модульонного типа; выпуск, поддерживающий слезниковую плиту.
Назван так, вероятно, потому, что имеет ширину по фасаду, равную одному модулю. Нижняя поверхность модульона нередко обрабатывается каплями (гуттами). В других ордерах модульон выполняется в виде консоли, украшенной волютами.
Мутулы(лат. Mutulus – консоль) – плоские наклонные выступы над выносной плитой дорического карниза, напоминающие концы выпущенных наружу стропильных ног или обрешетин. Плоский выступ над триглифом, изображающий конец стропильной ноги со шляпками бронзовых гвоздей под ними.
Прототипом мутулов считаются стропила двускатной крыши в древнегреческой архитектуре (версия Б.П. Михайлова).
Обломы, архитектурные профили (мулюры) (фр. Moulure –резьба, рельефный орнамент)– архитектурно-пластические детали определенного поперечного сечения. Различают прямолинейные О. (пояс, полочка, плинт) и криволинейные О. простого (вал, валик, прямой и обратный четвертной вал, прямая и обратная выкружка) и сложного профиля (прямые и обратные гусёк и каблучок, скоция). Встречаются и слитые воедино элементы различных профилей. Например, астрагал, представляющий собой сочетание валика с полочкой, а также обратные профили.
Профили различаются по функциям. Существуют, например, несущие и венчающие профили. Так, профили каблучка и четвертного вала применяются для поддержания вышележащих частей (например, слезниковой плиты). Выкружка обычно служила переходом от одной плоскости к другой. Гусек же представлял собой традиционный тип венчающего профиля. В расположении профилей существуют определенные закономерности. Например, крупные профили обычно чередуются с мелкими, прямолинейные сменяются криволинейными.
Ордер архитектурный(лат. строй, порядок, гр. правило, франц. Ordre – система, порядок) – художественно осмысленная система размещения в строгой пропорциональной взаимосвязи несущих и несомых элементов стоечно-балочной конструкции. Один из видов архитектурной композиции, состоящей из вертикальных несущих элементов (пьедестал, колонна) и горизонтальных несомых (антаблемента).
«Строго определенная система расположения архитектурных частей, которая строится на основе постепенно сложившихся и, с известного времени, точно сформулированных правил чередования круглых опор-колонн и лежащих на колоннах горизонтальных частей, которые все вместе называются, в противоположность колоннам, антаблементом…» (Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры, в 3 т., Т. 2. Греция – Рим – Византия – М.,Л: Academia, 1935. – С. 11).
Пальметта(фр. Palmette, лат. Palma – пальма) – живописный или скульптурный орнамент с нечетным числом симметрично расположенных листьев или цветочных чашечек с веерно расположенными лепестками. Составной элемент более сложного орнамента. Пальметта была широко распространена в архитектуре ближневосточных государств и Древней Греции. Оттуда она перешла в римскую и европейскую архитектуру более позднего периода. Нередко пальметты образуют гирлянды, где они соединяются друг с другом тонкими «усиками». Служат украшением фриза, полок, карнизов.
Парта(от лат. Particus – частичный, часть) – составная часть модуля. В простых (тосканском, дорическом) ордерах модуль включает 12 парт, в сложных (ионическом, коринфском) – 18 парт.
Плетёнка– плетеный рельефный орнамент, применявшийся для украшения вала, базы, цоколя (сложные ордера).
Плинт (гр. Plinthos – плита, плитка) – нижняя часть базы колонны, столба или пьедестала. Обычно имеет форму массивной квадратной плиты.
Полка, полочка– архитектурный профиль в виде узкого прямоугольного выступа, служащий для отделения архитектурных элементов друг от друга или для окаймления более крупных профилей.
Поясок, тяга– горизонтальное членение объема здания, представляющее собою подобие карниза, полки или горизонтального выпуска с небольшим выносом. Полка выполнялась гладкой или украшенной орнаментом типа «меандр» или «бегущая волна».
Пьедестал(итал. Piedistallo; piede – нога, Stallo – место; франц. опора, постамент) – в классической архитектуре подножие колонны, cкульптуры, вазы или обелиска, состоящее из трех частей – цоколя, стула и карниза.
В римской архитектуре представляет собой квадратный в плане столб, имеющий небольшое расширение внизу и наверху. Нижнее расширение носит название «База пьедестала» (на иллюстрации), верхнее – «Карниз пьедестала». Средняя, основная часть называется «Тело пьедестала» или «Стул».
Регула, регола(лат. Regula – брусок) – короткая полочка, расположенная под триглифом; к ней снизу крепятся капли (гутты).
Нашла применение в дорическом ордере, соответствует мутулу. Оба этих элемента представляют собой условное отображение форм деревянной архитектуры, в которой прототипом гутт были шляпки деревянных гвоздей.
Сима(гр. Simos – выгнутый) – в античной архитектуре терракотовый или мраморный водосборный желоб над каменной выносной плитой карниз. У нижних углов фронтона завершались водометами в форме розеток, или маскаронов (например, львиных голов). Из открытых пастей животных во время дождя струей била вода.
В римской архитектуре этим термином стали обозначать венчающий профиль. В сечении сима имеет разнообразную форму: эхин – в дорическом ордере, гусек – в ионическом.
Скоция(гр. Skotia – темнота, в связи с тенью в углублении) – архитектурный профиль вогнутого сечения, очертания которого составляют две четверти окружностей разных диаметров. Скоции обычно употребляются в базах колонн.
Слезник, гейсон(гр. ястребиный клюв) – в античной архитектуре каменная плита, свешивающаяся часть карниза. Этот свес позволял защитить поверхность стены от намокания.
Профилированное углубление по всей нижней плоскости выносной плиты карниза, служащее для перехвата и сброса стекающей влаги. Вода, стекающая по детали и смачивающая ее нижнюю поверхность, при встрече со слезником отрывается в виде капли (слезы) и не попадает на защищаемую конструкцию.
Софит(итал. Soffitto – потолок) – нижняя поверхность арки, архитрава, потолочной балки, слезниковой плиты и т.п., имеющая декоративную отделку (лепную работу, роспись).
Стул– средняя часть, «тело» пьедестала во всех ордерах. Обычно лишена декоративных украшений.
Тения(гр. Tenia – лента, пояс, от Tieno – тянуть) – в ордерной системе горизонтальная тяга или венчающая полочка, завершающая архитрав в дорическом ордере. Над ней расположен фриз.
Триглиф(гр. Triglyphos – три реза) – деталь фриза дорического ордера в виде вертикально стоящей прямоугольной каменной плиты с продольными бороздками треугольного сечения. Триглифы чередуются с метопами и считаются несущими элементами ордера. Обычно размещаются по осям колонн, на одной оси с модульонами. Имеют ширину 1 модуль и высоту 1,5 модуля. Опираются на тению архитрава и сходятся на углах здания. Каждому триглифу соответствует маленькая полочка (регула). Под ней расположены шесть капель, оси которых совпадают с ребрами триглифа.
Фасции(лат. Fascia – повязка, полоса) – cпособ пластической обработки архитрава ионического ордера. Включает три гладкие, слегка выступающие одна над другой полосы, на которые членится внешняя поверхность архитрава в сложных ордерах.
Если ордерные системы восходят к деревянному зодчеству, то фасции – это, по-видимому, швы между тремя деревянными балками, положенными одна на другую. Название происходит от древнеримского символа консульской власти – топорика, стянутого ремнем пучка прутьев (фасций).
Фриз(фр. Frise, лат. Fregio – украшение) – в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, расположенная между архитравом и карнизом. Ленточная скульптурная или живописная композиция, декорирующая стену. В дорическом ордере фриз расчленяется на триглифы и метопы, в ионическом и коринфском ордерах заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется пустым.
Фуст(итал. Fusto – стержень) – ствол колонны, имеющий энтазис и иногда обработанный каннелюрами.
Четвертной вал– архитектурный профиль в виде четверти окружности. Бывает прямым (1) и обратным (2).
Шейка–часть дорической колонны, образующая переход от ствола к капители и заключенная между кольцеобразными врезами гипотрахелия и ремешками (древнегреческий вариант).
Шишки– особый вид цветков или закрытых соцветий, плод хвойных растений круглой или овальной формы. Обычно имеют «натуральный» или усложненный декоративный орнамент. Встречаются на угловых зубчиках всех ордеров, кроме тосканского.
Энтазис(гр. Entasis – напряжение) – небольшое утолщение, «припухлость» в стволе колонны, её сужение кверху по плавной кривой. В архитектуре Древней Греции максимум утолщения приходился на нижнюю треть ствола. Целью применения энтазиса было устранение оптического искажения формы круглой и высокой колонны, рассматриваемой в различных ракурсах. Одновременно достигалось впечатление напряженного состояния опоры, вызываемого тяжестью антаблемента. В Парфеноне энтазис колонн равнялся 1,75 см.
Эхин(гр. Echinos – морской ёж, тарелка) – средняя часть дорической капители, круглая в плане, имеющая выпуклый криволинейный профиль. Нередко украшалась поясом ов (иоников), что соответствовало лиственному венцу эолийской капители.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виньола Джакомо Бароццио. Правило пяти ордеров архитектуры: Пер. с лат. – М.: Изд. Всесоюзной академии архитектуры, 1939. – 168 с.
2. Виньола Джакомо Бароццио. Правило пяти ордеров архитектуры. – Издание стереотипное. – М.: Архитектура-С, 2005. – 168 с.
3. Витрувий. Десять книг об архитектуре: Пер. с лат. – Л.: ОГИЗ, 1936. – 342 с.
4. Витрувий. Десять книг об архитектуре: Пер. Ф.А. Петровского. – Репринтное издание / Под общ. ред. А.Г. Габричевского – М.: Архитектура-С, 2006. – 328 с
5. Гарнери А. Ордера гражданской архитектуры: Пер. с итал. – Киев: ОНТИ НКТП, 1937. – 130 с.
6. Залесов В.Г. Архитектурные ордера по Виньоле: Методические указания – Томск: Изд. ТГАСА, 1994. – 46 с.
7. Поляков Е.Н., Залесов В.Г. Архитектурные ордера по Виньоле: Методические указания, в 2-х ч., Ч.1. Тосканский и коринфский ордера. – Томск: ТГАСУ, 2003 – 54 с., ил. 20, табл. 5, библ. 11.
8. Поляков Е.Н., Залесов В.Г. Архитектурные ордера по Виньоле: Методические указания, в 2-х ч., Ч.2. Дорический и ионический ордера. – Томск: ТГАСУ, 2003 – 67 с., ил. 28, табл. 6, библ. 11.
9. Лукьянова Е.Н., Добрецова Т.И. Архитектурные ордера: Методические указания – Л.: Изд. ЛИСИ, 1976. – 38 с.
10. Михаловский И.Б. Теория классических архитектурных форм. – Изд. 2-е – М.: Изд. Академии архитектуры, 1940. – 270 с.
11. Михаловский И.Б. Архитектурные формы античности – Изд. 4-е – М.: Изд. Академии архитектуры, 1949. – 247 с.
12. Мусатов А.А. Архитектура античной Греции и античного Рима / Мусатов А.А.: Учебное пособие. – М.: «Архитектура-С», 2006. – 144 с., ил.
13. Филиппова Н.Н. Архитектурные ордера: Методические указания – Новосибирск: Изд. НИСИ, 1988. – 18 с.
14. Шепелев А.М. Лепка в доме и квартире: Справочное пособие – М.: Стройиздат, 1992. – 408 с.
14. Юсупов Э.С. Словарь терминов архитектуры – СПб.: Фонд «Ленинградская галерея», 1994. – 432 с.
Учебное издание
Евгений Николаевич Поляков