ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР – Древо
- Статья
- Новости
- Обсуждение
- Предложения
- Версии
Изменить
Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru
Дорический ордер |
Сложился в дорийских областях Древней Греции и дорийских колониях при переходе к строительству храмов и других общественных сооружений из камня между 600 и 580 годами до н. э. [храмы Геры в Олимпии, Аполлона в Сиракузах, Геры I (т. н. Базилика) в Пестуме, храмы «С» в Селинунте и Аполлона в Коринфе и др.].
Строгий и торжественно-монументальный дорический ордер состоит из трёхступенчатого основания – стереобата, каннелированной колонны (обычно с энтазисом), увенчанной капителью (из квадратного абака и выпуклого полукруглого эхина), и антаблемента. Переход от ствола к капители осуществляется с помощью ремешков и шейки (гипотрахелиона).
Дорический ордер, наиболее лаконичный и мужественный из архитектурных ордеров, стал главным средством художественной выразительности зодчества поздней архаики и классики. В архитектуре Древнего Рима был разработан римско-дорический ордер как вариант дорического ордера, характеризующийся наличием базы, отсутствием каннелюр, более стройными пропорциями и меньшей высотой антаблемента, на выносной плите которого часто не было мутулов. В архитектурно-теоретических трактатах со времён Витрувия (вторая половина I в. до н. э.) дорическую колонну было принято интерпретировать как образ обнажённого мужчины-героя, а сам ордер – как выражение его духовной и физической силы.
- Дорический ордер // Большая российская энциклопедия. Том 9. Москва, 2007, стр. 283
- https://bigenc.ru/fine_art/text/1966172
- Дорический ордер // Проект Храмы России по книге: Плужников В. И. Термины Российского архитектурного наследия. Словарь-глоссарий. М., 1995
- http://temples.ru/dictionary.php?TerminID=303
Редакция текста от: 12.12.2020 20:19:25
Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, – помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.
“ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР” еще можно поискать:
полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс – Googleв других энциклопедиях: Яндекс – Википедия – Mail.ru –
в поисковых системах: Искомое. ru – Яндекс – Google
Декоративное изделие АрхиКамень Антаблемент AN500KR бежевый
- Описание
- Характеристики
- Видео
- Эксперты
- Отзывы
Для увеличения картинки нажмите на изображение
Артикул:
Цена за: шт 4 438.80 ₽В наличии
Итоговая сумма:–> 4 438. 80 ₽
Порядок оплатыСравнитьВ сравнении В закладкиВ закладках Подписаться Купить в 1 клик В корзину В корзине
-
Ключевые особенности товара
-
Оцените свойства товара до покупки
-
Обзор продукта
-
Задайте вопросы профессионалам
-
Что говорят наши клиенты о товаре
Антаблемент АрхиКамень представляет собой декоративное изделие из бетона и идеально подходит для украшения всего фасада или его отдельных частей. Его длина — 1130мм, ширина — 500мм, а толщина — 270мм. При этом вес составляет 63кг. За счет своего однотонный бежевый это декоративное изделие будет органично сочетаться с фасадом в любой цветовой гамме, дополняя и украшая его. антаблемент изготовлен в России и имеет соответствующие сертификаты. Декоративные изделия АрхиКамень устойчивы к перепадам температуры, воздействию влаги и других неблагоприятных факторов.
Общие характеристики ?
Код 1С ? :00-00301293Статус товара ? :Цена по запросуТип ? :Декоративное изделие из бетонаАртикул ? :AN500KRБренд ? :АрхиКаменьКоллекция ? :АнтаблементСтрана-производитель ? :РоссияМатериал производства ? :бетон
Внешний вид ?
Вид элемента ? :антаблементВид цвета ? :однотонныйЦвет ? :бежевый
Размеры и вес ?
Длина, мм ? :1130Ширина, мм ? :500Толщина, мм ? :270Вес шт, кг :63
Дорический ордер – Архитектурная теория
Последнее обновление: понедельник, 03 апреля 2023 г. | Архитектурная теория
Согласно Витрувию, ордера сначала формулировались в дереве, а затем воплощались в камне. Каждая из составных частей считается структурным элементом. В деревянном прототипе (рис. 5-1) дорического ордера колонны представляют собой столбы, предположительно вбитые в платформу. Колонны увенчаны элементами, обеспечивающими переход к надстройке. Эта верхняя конструкция состоит в первую очередь из горизонтального наличника, соединяющего стойки. Над ним триглифы фриза взяты за концы балок, соединяющих колоннаду одной длинной стороны здания с колоннадой другой. Гутты под триглифами соединяют фриз с архитравом. Промежутки между триглифами заполнены неструктурными блоками, или метопами. Над этим фризом из триглифов и метоп му-тулы выступают с наклоном вниз, предположительно представляя собой концы стропил. А сразу над мутулами — лепной карниз. Следовательно, дорический ордер якобы представляет собой рационально составленную структурную систему.
В этом объяснении не учтено несколько неудобных противоречий. Для начала, триглифы, изображающие концы балок, должны быть видны со всех четырех сторон здания (рис. 4-1, 5-2), несмотря на то, что балки должны были быть установлены над узким пролетом, а не над более длинным. . Столь же противоречивым является расположение триглифа на обеих сторонах каждого угла, означающего, что лучи, идущие с двух разных направлений, занимают одно и то же пространство. Также неучтенным является тот факт, что весь антаблемент, поскольку он опирается на периптеральные колонны, обязательно находится ниже вершины стен целлы, на которых фактически лежали бы любые структурные балки. Таким образом, формулировка дорического ордера, увиденная в камне, в лучшем случае является аналогом структуры, а не буквальным представлением. Но как аналог это исключительно эффективное выражение структуры.
Эстетическая выразительность дорического ордера, построенного греками (рис. 5-3, 5-4), необыкновенна во всей архитектуре своей иллюзорностью органической жизненности. Иллюзия начинается с того, как колонны стоят на ступенчатой платформе без плинтуса или плинтуса, как если бы это был воображаемый деревянный прототип дорического ордера сэра Уильяма Чемберса, который развивался в два этапа (Chambers, Трактат о декоративном фарте гражданской архитектуры, Лондон, 179.
Рисунок 5-1
Воображаемый сэром Уильямом Чемберсом деревянный прототип дорического ордера, показанный в двух стадиях развития (Чемберс, Трактат о декоративном фарте гражданской архитектуры, Лондон, 1791 г.; переиздание, Нью-Йорк, 1965 г.).
растет прямо на поверхности платформы. Это продолжается тем, как модулируется вал колонны. Сужение к вершине предполагает восходящую траекторию в колонке и вместе с этим определенное динамическое качество. Набухание энтазиса вала представляет собой напряжение колонны под большим весом антаблемента и крыши, придающее колоннаде качество мускульного напряжения. Вертикальные каналы или
Рис. 5-2
Дорический антаблемент, показывающий «проблему угла»: Парфенон, Афины (FH).
Рис. 5-2
Дорический антаблемент, показывающий «проблему угла»: Парфенон, Афины (FH).
каннелюры, выдолбленные в поверхности вала, маскируют разрывы между барабанами и визуально объединяют камни, как будто они составляют единое целое. Флейты также отбрасывают тени по вертикальным краям колонны, тем самым подчеркивая ее округлость, контрастируя с бликами в середине. Вырезанные в виде неглубоких каналов, сходящихся на каждой границе в острую кромку, каннелюры оживляют инертность несочлененного стержня. В столице высота, ширина и степень кривизны эхина выражают взаимообмен веса и поддержки, придавая зданию в целом органический характер, параллельный набухшей мускулатуре греческой фигурной скульптуры. Плоские квадратные счеты закрывают эту последовательность выражений и обеспечивают переход к более абстрактному качеству архитрава, смежного элемента антаблемента.
Над архитравом дорический фриз обращается к колоннаде через свой ритм триглифов с целью разместить один над каждой колонной, а другой над каждой
Рисунок 5-3
Схема дорического ордера (Стюарт и Реветт, Древности Афины, Лондон, 1858 г.).
Рисунок 5-3
Схема дорического ордера (Стюарт и Реветт, Афинские древности, Лондон, 1858 г. ).
Рис. 5-4
Поздняя архаическая версия дорического ордера: Храм Афины, Пестум (FH).
Рисунок 5-4
Поздняя архаическая версия дорического ордера: Храм Афины, Пестум (FH).
межколонный (рис. 5-2). Возникает дилемма из-за того, что греки настаивали на размещении триглифа в каждом углу антаблемента, стремясь в то же время расположить его над осью каждой колонны. Поскольку каменные колонны по углам слишком толсты, чтобы достичь обеих целей, приходится жертвовать тем или иным желанием. Предпочтение отдается угловому размещению, в результате чего между угловым триглифом и следующим, который должен располагаться в центре межколонного пространства, образуется неудобный широкий интервал. Этот более широкий интервал, или метоп, резко контрастирует с интервалом по другую сторону межколоночного триглифа, что требует некоторой корректировки. Если триглиф над межколонником передвинуть ближе к углу, то ни он, ни угловой триглиф не будут стоять соответственно над осью межколонника или осью колонны. В то же время, хотя теперь эти метопы, граничащие с предпоследним триглифом, будут почти равными, они все же будут заметно шире, чем те, что находятся во внутренней части фриза. Это искажение можно частично уменьшить, если сузить угловое межколоночное пространство, что позволит двум концевым метопам стать равными всем остальным. Но эта компенсация потенциально могла исказить ритм колоннады. Таким образом, «угловая проблема» связана с противоречиями, которые нельзя разрешить прямым путем.
Разрешению этой дилеммы может помочь небольшая корректировка межколонных перемычек колоннады на узком, или входном, конце периферийного храма (рис. 5-2). Поскольку угловая межколонная перегородка видна на открытом пространстве, а не на целле, ее ширина кажется несколько большей, чем ширина между колоннами, которые видны на фоне структуры. По этой причине целесообразно сделать концевой межколонник несколько уже остальных. Между тем, расположение входа в целлу храма, которое показывает изображение бога, предположительно обитающего там, определяет, что межколонный столбик в середине должен быть немного шире, чем другие интервалы. Следовательно, в шестиколонном (шестиколонном) фасаде только межколонные промежутки между центральной и угловой должны быть «нормальной» ширины. Такие вариации интервалов либо мешают нормальному расположению триглифов над колоннами и межколонками, либо делают ширину метоп неравной. Решение этой кажущейся головоломки состоит в том, чтобы разместить триглифы немного в стороне от осей как колонн, так и межколонных пространств, чтобы метопы могли быть практически равными. После того, как проблема фриза решена, можно определить остальную часть антаблемента. Ритм фриза распространяется как на архитрав внизу, так и на корону вверху за счет координации триглифов с гуттами и мутулами соответственно. В результате три зоны антаблемента объединяются. В целом эффект скромного осевого смещения заключается в небольшом визуальном напряжении между антаблементом и колоннадой. В сочетании с конусностью и энтазисом колонн это напряжение передает эффект мышечного напряжения. В целом, эти корректировки настолько незначительны, а их эффект настолько неуловим, что их можно воспринимать только подсознательно, но они наполняют все возвышение иллюзорным качеством внутренней жизненной силы.
Эта сложная и тонкая система регулировок была разработана лишь на протяжении столетий. По мере его развития все приемы, выражающие органическое качество, совершенствовались, превращая то, что было напористой формулировкой (рис. 5-4), в композицию безмятежно сбалансированную (рис. 5-5), а затем изящную (рис. 5-6). ), и, наконец, деликатный. В конце концов толщина колонн и тяжесть антаблемента были уменьшены до такой степени, что мужественная выразительность ордера была практически нейтрализована. В то же время конусность и энтазис колонн постепенно уменьшались до тех пор, пока казалось, что валы больше не напрягаются под тяжестью антаблемента. Точно так же ширина и кривизна эхина, а также ширина и толщина абака были настолько уменьшены, что капитель почти не реагировала на его нагрузку. Действительно, греческий вариант дорического ордера в конце концов стал изящным и хрупким, хотя никогда не терял своей возвышенной согласованности.
То, что Витрувий определил для дорического ордера, изменило саму его природу (рис. 5-7). Указав на то, что его сложно использовать, он высказал мнение, что это может не стоить тех хлопот, которые оно влечет за собой. Для него ключевой вопрос заключался в той части ордера, которая возвышается над колоннадой. Действительно, он настолько сосредоточился на этом аспекте композиции, что забыл заняться соединением платформы и колонны. Это
Рисунок 5-5
Классический вариант дорического ордера: Храм Геры II, Пестум (FH).
Рисунок 5-5
Классический вариант дорического ордера: Храм Геры II, Пестум (FH).
Рисунок 5-6
Позднеклассическая версия дорического ордера: Парфенон, Афины (FH).
Рисунок 5-6
Позднеклассическая версия дорического ордера: Парфенон, Афины (FH).
Рисунок 5-7
Вариант римского дорического ордера Витрувия, как задумал Серлио.
Рисунок 5-7
Вариант римского дорического ордера Витрувия, как задумал Серлио. 9Пропуск 0003
обычно интерпретируется как указание на то, что его дорический ордер, как и греческий, не должен был иметь оснований колонн. Фактическое использование римлянами дорического ордера было настолько редким, что этот вопрос так и не был окончательно решен, но теоретики эпохи Возрождения, оглядываясь назад на древний Рим, предполагали нормальность формованной основы. Однако бесспорные витрувианские черты делают римский порядок совершенно иным. Они включают в себя более тонкие стержни, расположенные более широко, чем в любой греческой норме, с отношением толщины стержня к высоте колонны 1: 7 по сравнению с классической греческой нормой примерно 1: 4,5. Еще более поразительным является его изменение фриза, в котором два или более триглифа вкраплены в каждую межколонную колонну, делая легким и воздушным ранее тяжелый и тяжеловесный порядок. Хотя теоретически конусность и энтазис были сохранены в стволах колонн, Витрувий заменил формованную капитель, отделенную от ствола, астрагалом. Такая капитель, как и его стройный стержень, уже не выражала напряжения, поддерживающего антаблемент.
Столь же радикальным было устранение им вековой проблемы с углами путем простого перемещения углового триглифа внутрь к оси столбца, низводя до самого угла часть метопа. Это изменение очистило антаблемент от внутреннего напряжения, обычно возникающего из-за его конфликта с опорной колоннадой. Теоретическое значение этих модификаций состоит в том, что Витрувий фактически стер ключевые элементы органического выражения. В процессе он преобразовал структурную систему, заряженную иллюзией внутренней жизни, в архитектурный мотив, инертный в выражении и лишенный жизненной силы, сведя к декоративной формуле одно из самых возвышенных человеческих творений. Однако трансформация не была полной потерей, потому что почти непреодолимая строгая система греческого дорического ордера, таким образом, была открыта для очень гибкого и творческого применения. Витрувий и даже более поздние римляне мало что выиграют от модификации, потому что они никогда не одобряли принятие дорического ордера, но последующие теоретики рассматривали римскую версию этого ордера как сокровище.
Поскольку незаписанная теория, стоящая за изменяющимися версиями греческого ордена, обязательно подвергалась постоянному пересмотру, ни одна каноническая формула для орденов не могла применяться ко всей их истории. Таким образом, исторический парадокс заключается в том, что рассказ Витрувия о том, что на самом деле было эфемерным моментом в развитии орденов, в конце концов стал казаться фиксированным сводом правил. Читатели после его жизни, для которых классическая традиция все еще была жива, его рассказ, вероятно, сочли бы старомодным, к которому следует относиться с долей скептицизма. Но для тех, кто следовал его трактату после того, как эта традиция умерла, для читателей, не имевших под рукой развивающегося в настоящее время эталона сравнения, его недвусмысленные определения едва ли могли считаться чем-то иным, кроме как неизменными. Соответственно, ренессансные интерпретации Витрувия в конечном итоге сделали дорический порядок чем-то более фиксированным и более широко применимым, чем это было на протяжении большей части античности, тем самым обеспечив его сохранение в качестве условности.
Теоретики эпохи Возрождения, изучая римскую архитектуру для себя, остро осознавали несоответствия между витрувианскими спецификациями и фактическим римским использованием. Каково бы ни было их отношение к Витрувию в отношении этих различий, они стремились перенимать методы, которыми восхищались. Поэтому они предпочитали использовать аттический базис в своем дорическом ордере (рис. 5–7), хотя Палладио признавал в своем трактате буквальную витрувианскую версию без баз (рис. 5–8). Более того, в пояснениях к ордерам они добросовестно показывали каннелюры на древках, но в приложениях, разработанных ими самими, дорический ордер обычно предполагает монолитное древко без канавок. Они же украсили и промежуток на капители между ас-
Рисунок 5-8
Ренессансная версия римско-дорического ордера: Палладио.
Рисунок 5-8
Ренессансная версия римско-дорического ордера: Палладио.
трагал и лепной эхин с равномерно расположенными розетками, подчеркивающими тем самым декоративный, конструктивно невыразительный характер капители. В антаблементе архитрав обычно изображается с двумя фасциями, заимствованными из ионического ордера, а фриз почти всегда имеет метопы, украшенные чередующимися медальонами и бычьими черепами. Корона обычно заменяет мутулы элементами из ионической короны. С другой стороны, теоретики, кажется, серьезно восприняли витрувианскую ассоциацию дорического ордера с мужским полом и по этой причине применяли ее в гораздо большем количестве случаев и обстоятельств, чем когда-либо делали римляне.
Продолжить чтение здесь: Ионический Орден
Была ли эта статья полезной?
Классический ордер, антаблементы | Design Matters
Карнизная деталь Уильяма Эванса, фото Lie-Niesen Toolworks
Я не часто ищу прямую связь между классическими ордерами и дизайном мебели, но если вы понимаете источник, который питает западный дизайн, это может быть очень полезно . Частично это на самом деле изучение номенклатуры, которая знакомит вас с языком этого традиционного мира и позволяет вам иногда сходить на рыбный рынок и, по крайней мере, наткнуться на разговор, чтобы купить ужин. Это также может дать вам некоторые идеи о том, как применить некоторые простые пропорции для решения некоторых распространенных проблем дизайна.
Классические ордера были разработаны, когда в основном применялся примитивный дизайн. Трабетонная конструкция состоит из стоек или колонн, поддерживающих горизонтальные балки или перемычки. Считается, что каменная конструкция, которую мы ассоциируем с греческими и римскими постройками, представляет собой стилизованную версию более ранних деревянных построек.
Изображение примитивной деревянной конструкции, которая считается основой для классических ордеров.
Я упоминал ранее, что классический ордер состоит из пьедестала (начало), колонны (середина) и антаблемента (конец). Верхняя часть или перемычка, поддерживающая крышу, является антаблементом. Хотя каждый из различных орденов имеет свой собственный характер с различными антаблементами, все они состоят из трех подразделений или трех горизонтальных полос. Нижняя полоса, опирающаяся на капители, называется архитравом. Думайте об этом как о тяжелой балке, которая на самом деле несет нагрузку на крышу и передает эту нагрузку на колонны. Над ним фриз. Это широкая полоса прямо над архитравом. В дорическом ордере можно увидеть изображения строения, покоящегося на архитраве, в ионическом и коринфском фриз представляет собой широкое панно (скрывающее нижележащую конструкцию), часто украшенное росписью или резьбой.
Основные части антаблемента классического дорического ордера, Рисунок автора.
Наконец, венчает все и завершает форму карниз. Он выступает из здания, чтобы помочь пролить дождь и элементы из здания ниже. Окончательный молдинг наверху на самом деле содержит водосточный желоб.
Существует множество вариантов пропорций этих частей по отношению друг к другу, но есть несколько простых концепций, которые могут оказаться полезными при проектировании мебели. Во-первых, мебель часто может иметь те же требования к дизайну, что и здание. Мы можем использовать ножки вместо колонн и столешницы вместо крыш, но многие формы мебели предполагают поддержку какой-то перемычки поверх какой-либо вертикальной конструкции. В период строительства ремесленники адаптировали проекты непосредственно из заказов, таких как этот камин. Вы можете не хотеть быть таким явным или механическим, но если у вас есть широкая горизонтальная полоса, скажем, в верхней части груди, вы можете посмотреть, как разбит антаблемент. Во-первых, обратите внимание, что лента (антаблемент) разбита на три части. Далее обратите внимание, что части не все равны. Всегда есть мажор и минор. Часто пропорции очень просты. В случае с этим дориком всю высоту разделить на четыре, нижнюю четверть отдать на архитрав, а остаток разделить пополам на фриз и карниз. Ионическую и коринфскую часто делят на пять частей, верхние 2/5 отдают карнизу, а остальные делят пополам для фриза и архитрава внизу. Иногда архитрав состоит из пяти частей, фриз из шести частей и карниз из семи частей.
Облицовка старинного камина, вы видите основные части антаблемента? Фото Lie-Nielsen Toolworks.
Если вы внимательно посмотрите на старинные работы, то увидите, что ремесленники очень игриво расставляли их.