Как называется выступ на фасаде здания: Как называется выступ на фасаде здания?

ЧЛЕНЕНИЕ ОБЪЕМОВ И ПЛОСКОСТЕЙ — Мегаобучалка

 

Объемные членения. Подавляющее большинство архитектурных сооружений внешне представляет собой элементарные геометрические объемы. В основном это параллелепипеды, кубы, цилиндры, полуцилиндры, полусферы, применяемые отдельно или в различном сочетании (рис.66). Основой объемной формы многих архитектурных сооружений является прямоугольный параллелепипед*. Эта исходная форма путем пластической разработки, изменения пропорциональных отношений членения объема может давать большое разнообразие конкретных решений.

Один из наиболее распространенных способов расчленения единого объема – это выделение отдельных его элементов, образующих более или менее значительные выступы по всей высоте здания. Такие выступы на фасаде называются ризалитами.

Расчленение здания ризалитами распространено в архитектурных композициях разного стилевого характера. Ризалиты могут быть образованы путем выдвижения части объема или посредством незначительного выступа на стене.

Однако и в том и в другом случае ризалит отражает внутреннюю планировочную организацию здания.

К числу объемных элементов здания относятся выступы во всю высоту или только в нижней части, полуцилиндрические или многогранные, называемые апсидами (рис. 67). Изнутри здания апсиде соответствует большой запад, или ниша, носящая то же наименование.

Рис. 66. Объемные построения архитектурных сооружений на основе простых геометрических тел

 

Апсиды появились в архитектуре Древнего Рима, но особое распространение они получили в церковных зданиях, став специфической формой культовых сооружений.

Своеобразным объемным элементом здания является эркер. Эркером называется часть внутреннего помещения, выступающая из плоскости стены, огражденная стенками с окнами по периметру. Снаружи эркер представляет собой выступающий из стены объем в виде призмы или полуцилиндра (рис. 68).

 

* Исключение составляют некоторые сооружения с иррегулярными формами, образующими «пещерные пространства». Целью использования подобного приема является обострение образного решения. Примером могут служить астрофизическая лаборатория (башня Эйнштейна) в Потсдаме, капелла в Рон-Шамп (Франция), здание аэровокзала в аэропорту им. Кеннеди в Нью-Йорке (см. рисунок на обложке).

С появлением вантовых конструкций связано возникновение сооружений с усложненной геометрической формой, покрытий двоякой кривизны, коноидов, гиперболических параболоидов и др., например крытая арена в Роли (Северная Каролина, США), или стадион Польского университета, комплекс спортивных сооружений в Токио и др.

По высоте эркеры располагаются на фасаде здания различным образом: охватывают один, два или несколько этажей или следуют по всей его высоте. Они могут быть связаны с горизонтальными членениями фасада или размещаться свободно на плоскости стены. Эркеры могут быть и угловыми. В плане они также бывают разной формы — в виде полукруга, квадрата, трапеции, треугольника, половины восьмиугольника.

Обычно эркеры максимально раскрыты световыми проемами или даже имеют сплошное остекление, почему их иногда называют «фонариками». Этот элемент здания применяют преимущественно в жилых домах. Эркеры имеют определенное практическое значение: увеличивают полезную площадь помещений, улучшают их инсоляцию*, расширяют обзор изнутри, обеспечивают большую связь интерьера с наружным пространством. Все это делает эркеры ценным композиционным элементом жилых зданий, особенно в условиях умеренного климата. Эркеры не только улучшают интерьер и внешний вид здания, придавая большую пластичность фасаду, но и способствуют выявлению образа жилого дома (рис. 69).

Рис. 67. Церковь Спаса Преображения в Новгороде

Выразительным элементом, используемым при пространственном членении здания, являются лоджии. В наиболее распространенной форме лоджия представляет собой запад, образовавшийся благодаря заглублению части наружной стены внутрь здания. Таким образом ‘получается помещение, включенное в объем здания, в котором отсутствует наружная стена. Помещение лоджии может быть отграничено от внешнего пространства колоннами, аркадой, балюстрадой, перилами (рис. 70). Лоджии бывают открытыми и с двух сторон, если они расположены на углу здания. Они могут быть и небольшими по площади и очень обширными, представляя собой целый открытый зал. Применение лоджий было широко распространено в итальянской архитектуре Возрождения, причем это наименование применяется и к самостоятельным сооружениям в виде крытых террас, портиков или аркад, открытых с трех сторон (например, известная Лоджия деи Ланци во Флоренции).

Лоджия как пространственный элемент значительно обогащает пластику здания и служит связующим звеном между интерьером и внешним пространством. Большие лоджии характерны для местностей с теплым климатом, где они используются большую часть года в качестве рабочего или жилого помещения. В холодном климате лоджии могут быть использованы как открытый вестибюль общественных или зрелищных сооружений, для защиты от непогоды, а также в качестве разгрузочной площадки, особенно если входы в здание выходят непосредственно на тротуар (рис. 71).

В современной архитектуре лоджии широко применяются при строительстве жилых домов, гостиниц, домов отдыха и санаториев как защищенные от ветра и атмосферных осадков изолированные наружные помещения (рис. 72).

Вертикальные членения. Расчленения объема по вертикали можно достичь, создавая небольшой выступ, который в кирпичных или каменных зданиях образуется обычно утолщением стены. Такой выступ, проходящий по всей высоте здания, называется раскреповкой (см. рис. 68). Часто говорят: «фасад раскрепован» или «фасад расчленен раскреповками». Раскреповка более органична, если она обусловлена планом, иначе ее применение становится формальным. Такое членение объемов широко применялось в архитектуре разных эпох, так как оно позволяло очень простыми средствами расчленить поверхности по вертикали, достигнув желательных соотношений отдельных частей здания. Обычно раскреповка, проходя по всей высоте здания, членит все элементы, которые она пересекает: карнизы, тяги и т. п.

* Инсоляция — освещенность солнечными лучами.

Рис. 68. Формы ниш (а) и эркеров (б) в плане. Креповки стены в плане (в)

 

Рис.
69. Эркеры на жилом доме

Крепование применяется не только для членения плоскости стены, креповаться могут и отдельные элементы, как карниз или антаблемент (см. рис. 35,80). Раскреповки особенно часто применялись в архитектуре барокко как характерное для этого стиля средство пластической выразительности.

К элементам вертикального членения фасада нужно отнести также ордер, колонны или пилястры которого представляют собой сильные и пластически выразительные вертикали, позволяющие самым различным образом расчленять или объединять объемы здания.

Элементом вертикального членения плоскости является также лопатка — вертикальный выступ на стене, подобный пилястре, но лишенный таких ее элементов, как база и капитель, и не связанный правилами ордерной пропорциональности. Лопатки часто применялись в архитектуре XVIII в., особенно в зданиях утилитарного назначения. Примером такой «лопаточной» архитектуры может служить здание Кадетского корпуса в Ленинграде. Иногда лопатки имеют внизу профиль, играющий роль базы, и завершение из профилей, придающее лопатке подобие пилястры; такой тип лопаток применен на фасадах здания Ленинградского университета.

В современной архитектуре ясно читаемыми вертикальными элементами являются стойки каркаса, когда они выявлены на фасаде здания (см. рис. 31).

Горизонтальные членения. В архитектуре классицизма было распространено применение выступов, расчленяющих объем здания по вертикали. Такой выступ создавался обычно путем утолщения стены нижележащего этажа и служил для размещения на нем трехчетвертных или приставных колонн (см. рис. 4,12, 34).

Обычно горизонтальные членения образуются поясками, или тягами, представляющими собой подобие карнизов, полок или горизонтальных выпусков с небольшим выносом, к ним относятся междуэтажные и подоконные тяги. Как явствует из их названия, первые выражают на фасаде плоскость междуэтажных перекрытий, вторые проходят под оконными проемами (см. рис. 53, 76).

 

Рис. 70. Лоджия на здании Ассигнационного банка в Ленинграде
Рис. 71. Лоджий на здании кинотеатра «Родина» в, Ленинграде

В классической архитектуре первый этаж часто завершался междуэтажной тягой в виде широкой полки, поддерживаемой небольшим профилем. Эта полка делалась гладкой, или разрабатывалась орнаментом меандр или бегущая волна. Такого рода горизонтальные тяги обобщенного профиля с сильным рельефом носят название кордона. Пример такого кордона — горизонтальная тяга в виде вала с полочкой, опоясывающая гранитные набережные Невы.

Система вертикальных и горизонтальных членений дает возможность сопоставить отдельные части здания в самых разных отношениях, помогая выявлению композиционного замысла, подчеркивая главные и подчиненные элементы композиции и их соотношение. Членение архитектурной формы является тем приемом пластической проработки, с помощью которого формируются и получают конкретное выражение такие средства архитектурной композиции, как пропорции, масштабность, ритм.

Однако расчленение поверхностей здания нельзя рассматривать только как способ решения пластических задач. Происхождение тех или иных членений обычно бывает связано с архитектоникой сооружения, конструктивными или строительными приемами. Так, отдельные подоконные доски, имеющие в каменной архитектуре практическое назначение, сливаясь, образуют подоконную тягу. Вертикальные членения на фасаде во многих случаях являются конструктивными частями сооружения. Это стойки каркаса, выступы, служащие для укрепления стены, которые играют роль контрфорсов, или ребер жесткости; ризалиты соответствуют внутреннему строению здания.

Характер и стиль архитектуры подчеркивают те или иные элементы членения, которые определяют структуру данного сооружения, выявляют его композиционное построение. Так, классической архитектуре свойственна известная уравновешенность горизонтальных и вертикальных членений. Даже в зданиях с четко выраженным строем вертикальных элементов, например в античных храмах, вертикали колонн, окружающих целлу, уравновешиваются сильной горизонталью антаблемента. В архитектуре флорентийских дворцов раннего Возрождения преобладают подчеркнутые горизонтальные членения, и наоборот, в средневековой готической архитектуре господствуют вертикальные членения (см. рис. 20, 76). Но и в пределах одного архитектурного стиля или направления сооружения различаются системой членений, отражающей разновидности стиля, местные особенности, характер сооружений.

Рис. 72. Система лоджий на фасаде Хилтон-отеля в Стамбуле
Рис. 73. Административное здание в Братиславе

В современной архитектуре наряду с таким членением фасадов как тяги, пояса, гурты, раскреповки и другие (с соответствующим рисунком и характером форм), широко используются приемы, диктуемые тектоникой современного здания. Так, распространенная в современной архитектуре система сплошных горизонтальных ленточных окон подчеркивает горизонтальные членения фасада (рис. 73). Еще более сильный пластический эффект создают ряды сплошных балконов. Наружные элементы конструкции используются как вертикальные членения (см.рис.31). В решении фасадов современных зданий используются различные композиционные приемы расчленения – построенные на пре обладании горизонтальных или вертикальных членений, на известной равновесии тех и других элементов или на основе равнозначности послед них, что создает своеобразную сетчатую или ячеистую структуру фасад (см. рис. 45, 72).

СТЕНЫ

Основу стеновой тектонической системы составляют несущие, конструктивные, стены, на которых покоятся перекрытия, своды, лестницы и другие несомые элементы. Тектоника стены тем выразительнее, чем четче выявлены ее сущность и структура – для каменной стены система кладки, для деревянной — бревенчатая поверхность и т.д. (см. ряс. 76 – 78).

Стена может быть глухой, лишенной отверстий, как в крепостные стенах, или раскрытой проемами, форма, размеры, число и расположение которых создают ту или иную характеристику стены. Увеличение размеров и числа проемов имеет предел, за которым наступает дематериализация образа стены, переход ее в другую тектоническую категорию — каркасную или стоечную. Можно полагать, что это происходит в том случае, когда площадь проемов превышает

Рис. 74. Кладка каменной стены. Виды рустов: а – кладка с правильной перевязью; б – ленточки, протесанные на постелях и боковых гранях; в – естественный руст, или «скала»: лицевая сторона камня не обработана; г – декоративный руст со сложным профилем; д – и – виды рустов.

50% площади стены. Во многих современных сооружениях (в том числе и в массовом жилищном строительстве) стена утратила конструктивное значение, превратившись в несомую, ограждающую, оболочку иногда в виде сплошной стеклянной поверхности *.

Рассмотрим структуру каменной стены, сложенной из отдельных правильных блоков тесаного камня, представляющих собой прямоугольные параллелепипеды **. Блоки укладываются так, что их боковые плоскости соприкасаются с такими же гранями соседних камней, а нижняя грань, называемая нижней постелью, укладывается на верхнюю постель нижележащего камня (рис. 74). Боковые грани и постели должны быть отесаны в виде правильных гладких плоскостей, чтобы плотно примыкать к соседним камням ***.

Задняя грань — хвост, обращенная внутрь стены, не обрабатывается. Передняя, лицевая, грань, или лицо, может обрабатываться по-разному. Но во всех случаях обязательно выполнение основного правила всякой кладки – соблюдение перевязи швов, т. е. расположение вертикальных швов вразбежку. В результате естественным образом создается структура лицевой поверхности тесаной каменной стены с рисунком из сетки горизонтальных и вертикальных швов.

Расшивка на швы может иметь различный характер (рис. 75): правильная перевязь, когда вертикальные швы находятся на одинаковом расстоянии друг от друга или равномерно повторяются и совпадают по вертикали через ряд; неправильная перевязь, когда блоки имеют разную длину, и поэтому вертикальные швы находятся на разном расстоянии и не обязательно совпадают по вертикали через ряд. Естественно, что последний вид кладки экономичнее, так как в этом случае в дело идут камни любой длины. Еще более экономична кладка с неодинаковой высотой рядов – «не под одну скобу». При этом виде кладки на блоки идут камни любой длины и высоты.

Помимо кладки с непрерывными горизонтальными рядами встречается кладка с перебивкой горизонтальных швов. Этот прием особенно характерен для кладки из необработанных плитообразных известняков с естественными поверхностями постелей и разной толщиной плит ****. Такая кладка выполняется иногда и из тесаного камня.

 

 

* Г. Гегель в «Эстетике» отмечает: «Стена не имеет своим единственным принципом поддерживание как таковое, а по существу служит для ограждения пространства». Эта мысль интересна тем, что она была высказана в то время, когда стены являлись основными конструктивными элементами (Гегель Г.Соч., т.XIII, Лекции по эстетике. Кн. II, М., 1940, с. 221).

** В данном случае стена может быть не целиком из каменной кладки, а облицована камнем, что, с точки зрения ее внешнего вида, безразлично. На практике таким приемом пользуются гораздо чаще.

*** Плоскости примыкания камней прочных пород обычно не отесывались целиком. Чисто стесывалась только полоска — ленточка по контуру, а средняя часть углублялась — «вынималась», чтобы не обрабатывать лишнюю поверхность. Запас прочности камня обычно настолько велик, что оставшаяся площадь поверхности ленточек достаточна для сопротивления нагрузкам.

**** Такие камни называются постелистыми. К ним относятся известняки, добываемые в окрестностях Ленинграда (пудожский, волховский, гатчинский и др.) имеющие горизонтальную слоистую структуру. При выломке получаются плитообразные блоки с естественными постелями.

Рис. 75. Виды каменной кладки: а, б – из тесаных камней с правильной разбивкой швов; в – с неправильной разбивкой швов; г – с разной высотой рядов; д – с перебивкой горизонтальных швов; е – из нетесаных постелистых камней. Рис. 76. Палаццо Строцци во Флоренции

При чистой теске лица камней поверхность стены получается гладкой, с рисунком из тонких швов. Между тем если боковые грани и постели должны быть чистотесаными (чтобы плотнее примыкать друг к другу), то лицевая поверхность может практически оставаться необработанной (см. рис. 74). Этот способ применялся еще в античной архитектуре, особенно в римской, при строительстве инженерных и оборонительных сооружений из соображений экономии – для уменьшения количества тески. У древних римских строителей такая кладка называлась opus rusticum, т. е. деревенская работа. Отсюда термины руст, рустичная кладка, рустованная стена, характеризующие кладку из камня с необработанной лицевой поверхностью. В дальнейшем этот термин приобрел более широкий смысл: так стали называть кладку из камня выступающей лицевой гранью. Подобные выступы создавались путем обработки естественного руста, например протесыванием узкой полоски – ленточки – по периметру лица камня. Первоначально это промежуточная стадия чистой тески: средняя часть стесывалась после того,

Рис. 77. Палаццо Диаманта в Ферраре

как была выполнена кладка. Впоследствии эта промежуточная форма превратилась в самостоятельный вид руста (см. рис.74).

В случае, когда стесывание средней части лицевой поверхности камня производилось не на всю глубину выступа от плоскости ленточек, выступы получались прямоугольными, чистотесаными, разделенными широкими декоративными швами, образованными ленточками. Эти швы делались как прямоугольными, так и треугольными в сечении*. Русты такой формы носят название квадров (см. рис. 14).

При дальнейшем развитии формы руста видоизменялись. Так, в архитектуре раннего Возрождения встречались русты закругленной формы — их кромки обтесывались по кривой (рис. 74, 76). Иногда обработка кромок усложнялась путем введения профилей, в результате чего возникли сложные, профилированные русты. Такие русты, сложные в обработке и требующие больших затрат, являются прямой противоположностью своего прототипа, возникшего в результате стремления к экономии работы и средств. В дальнейшем рустами стали называть и широкие швы, которые разделяют выступы рустов или квадров. Разновидностью квадров являются пирамидальные квадры, обработанные в виде пологой пирамиды (рис. 77)**. В некоторых случаях пирамидальные выступы имеют вид усеченной пирамиды, усеченного конуса, куба и т.п. – приемы, распространенные в испанской архитектуре XV—XVI вв. (рис. 78).

Если первоначальная форма руста с необработанной лицевой поверхностью возникла как строительный прием, то последующее развитие в сложный руст превратило его в декоративный прием, применявщийся и в сооружениях, построенных из кирпича, где русты выполнялись в штукатурке.

Рис. 78. Здание «Каза конхас» в Сеговии

Разработка поверхности стены рельефной фактурой способствует достижению определенного художественного эффекта. Грубо обработанные поверхности естественного камня создают живописную игру светотени. Обработка квадрами активно выявляет тектонику каменной стены и придает ей выразительность. Сочетание необработанных поверхностей камня с гладкими поверхностями стены или стеклом позволяет достичь контрастности в композиции — прием, широко применяемый в современной архитектуре.

Рустами или квадрами обрабатывались не только плоскости стены, но и столбы и колонны. В архитектуре Возрождения был распространен прием укрепления углов зданий блоками больших размеров. Этот прием в еще большей степени выражен в архитектуре Франции XVII в., где стена, сложенная из кирпича, закреплялась на углах кладкой из естественного камня. Применялись также формы в виде пилястр или лопаток, сложенных из рустов, называемые столбом из рустов, дли цепью из рустов.

Появление s современном строительстве новых приемов возведения стен оказывает решительное влияние на архитектуру здания в целом, и в частности на характер поверхности стены. Быстрое развитие крупнопанельного строительства настоятельно ставит перед архитекторами задачу найти соответствующие формы, органически связанные со структурой здания. Решение этой задачи наталкивается на известные трудности вследствие необычных размеров строительных элементов.

 

* Уширенные швы треугольного сечения возникли из строительного приема стесывания прямоугольных кромок с лицевой стороны камня («снятие фасок») для предохранения их от обкалывания при переносе и установке.

** Руст такой формы иногда называют «бриллиантовым».

Основным средством нахождения архитектурного решения стены из крупноблочных элементов должно быть выявление формы блоков и их взаимное расположение, определяемое разбивкой швов. Однако кладка из крупных блоков, разделенных швами, производит впечатление немасштабной каменной кладки. В настоящее время этот вид конструкции несколько утратил актуальность, так и не дав вполне удовлетворительных архитектурных решений. Попытка ввести дополнительные декоративные швы в блоки не увенчалась успехом, так как решение задачи сводилось к имитации каменной кладки *.

В более выгодном положении находятся крупнопанельные сооружения, размер элементов которых настолько увеличился, что не вызывает опасных сравнений, создавая новое качество путем выявления тектоники с минимальным привлечением декоративных средств.

Выявлению поверхности стены в современной архитектуре способствует применение новых облицовочных материалов. Поскольку наружная стена в современных зданиях все более перестает быть несущей конструкцией и превращается в ограждающую, ее характер в большей степени определяется размерами и формой стеновых навесных панелей, системой их размещения и крепления к конструктивным элементам. Это создало свободу трактовки стеновых поверхностей и позволило применить для их облицовки самые разные материалы с разной фактурой — листовую нержавеющую сталь и алюминий, стеклянные плитки и мозаику, причем их выбор зачастую диктуется преимущественно декоративными задачами, а не стремлением выявить архитектонику сооружения.

Практика устройства солнцезащитных приспособлений в современных зданиях с большими поверхностями остекления выявила новые приемы решения поверхностей сооружений, в которых стена иногда совершенно теряет свой структурный характер. Эти приемы приводят к отрыву формы внешних поверхностей здания от его структуры и способствуют развитию декоративизма, не связанного с тектоникой здания. Тем не менее использование всех этих средств создает большое разнообразие способов выражения и представляет значительный формальный интерес.

Наряду с приемами обработки поверхности каменной стены, вытекающими из ее структуры, в классической каменной архитектуре применялись чисто декоративные способы выявления ее поверхности. К ним относятся такие приемы пластической обработки, как филенки – неглубокие впадины, обрамленные обычно тонкими профилированными – рамками**. Филенками обрабатывались не только плоскости стен, но и отдельные архитектурные элементы плоской формы, например пилястры. Поле филенок выполнялось из того же материала, что и стена, ил» из другого материала или отличалось по цвету, что имело место преимущественно в архитектуре интерьеров, например филенки из искусственного мрамора — стюка на фоне стены другого цвета. Иногда поле филенок заполнялось скульптурным или живописным орнаментом.

Углубление в стене, имеющее более сильный рельеф (до половины его ширины), называется нишей. По форме различают ниши прямоугольные в плане с прямым перекрытием, полуциркульные – прямоугольные в плане, перекрытые полуцилиндром, полукруглые – полукруглые в плане с полукуполом наверху и круглые — выемка в виде полушара или части шара (см. рис. 68). Полуциркульные или полукруглые ниши часто обрабатывались, как арки, т.е. архивольтом и импостами. Ниши часто используются для постановки скульптур, ваз, светильников и т. п. Благодаря сильному рельефу ниша концентрирует игру светотени, что делает ее выразительным пластическим элементом. В композиции планов ниши нередко использовались для разгрузки больших массивов кладки.

 

 
 

* Подобные ощущения, конечно, определяются привычными представлениями, вызывающими определенную эстетическую оценку. Развитие новых конструкций и соответствующих их форм влияет на возникновение новых эстетических представлений и критериев.

** Филенкой (нем. Fullung от fullen—заполнять) называют также: 1) в столярном деле — досчатый щиток, которым заполняется обвязка в дверях, деревянных панелях, мебели и т. п.; 2) в малярном — узкая окрашенная полоска, отделяющая плоскости, покрытые разными колерами.


Архитектурно-конструктивные элементы стен

Все здания, несмотря на их отличие по техническому решению, состоят из отдельных конструктивных частей. Стены – одна из них. Предлагаю рассмотреть архитектурно-конструктивные элементы стен, познакомиться с их названием и назначением.

Проектируя здания, исходят и из эстетических соображений, придавая фасаду вид с привлекательными пропорциями наружных элементов стен здания.
Для исключения монолитности (однотипности) условно разбивают поверхности по вертикали ( пилястры, например, раскреповки) и горизонтали ( цоколя, карнизы).

Содержание

Цоколь

Нижняя часть здания (стенок), находящаяся на фундаменте, несколько выступающая за плоскость фасада, именуется цоколем. Он соединяет фундамент со стенами.

Верх цоколя (кордон) устраивается горизонтально, поэтому строение с высоким цоколем (50-60см) воспринимается архитектурно законченным, возвышающимся, как на пьедестале. Кроме архитектурно-конструктивной выразительности, цоколь защищает постройку от проникновения атмосферных осадков.

Между фундаментом и цоколем устраивается гидроизоляция, чтобы предотвратить попадание влаги в кладку. В отдельных случаях, когда материал стенок и цоколя разный, то гидроизоляционный слой предусматривают и поверх цоколя.

Для не сейсмических районов — это рулонная гидроизоляция ( рубероид, современные рулонные материалы). Для сейсмической зоны — это гидроизоляция из цементного раствора М – 100, 150, толщиной 30мм.

Цоколь выступает важным архитектурно-конструктивным элементом, образуя основание строения, он придает ему не только зрительную, но и конструктивно большую устойчивость. Отделать его нужно прочными водоустойчивыми и морозоустойчивыми материалами.

Это могут быть:

  • Штукатурка с добавками гранитной, мраморной крошки, просто штукатурка;
  • Облицовка кирпичом с расшивкой швов;
  • Природный или искусственный камень;
  • Облицовка натуральной, искусственной плиткой и прочие варианты.
1-цоколь; 2-оконный проем; 3 — дверной проем; 4-перемычки; 5- простенок рядовой; 6 — простенок угловой; 7- карниз венчающий; 8-то же, промежуточный; 9- поясок; 10 — сандрик; 11-парапет; 12 – фронтон; 13- ниша; 14 – пилястра; 15- контрфорс; 16-обрез; 17 – раскреповка

Архитектурно-конструктивные элементы стен придают строению пропорциональность форм и размеров, улучшают зрительное восприятие строения в целом.

Проемы

Проемами называются крупные отверстия, оставленные при возведении стен для оконных, дверных блоков, печей. Расстояние между проемами именуют простенками.
Виды простенков:

  • рядовыми – между соседними проемами;
  • угловыми – между углом здания и близлежащим проемом.

Верхняя, боковые области, окружающие проем, называются откосами (притолок). В кирпичных наружных стенах кладка в проемах устраивается с выступами в четверть кирпича (со стороны улицы).

Перемычки

Конструкция, перекрывающая дверные, оконные, арочные проемы, называется перемычкой. Перемычки поддерживают расположенные выше стенки, перекрытия. Они должны опираться на стеновую кладку.
По несущей способности перемычки подразделяются :

  • Несущие элементы – должны нести весовую нагрузку стенового материала над ней, перекрытия плюс собственный вес;
  • Не несущие – лишь собственный вес и нагрузку от стенового материала над собой.

Более распространены в строительстве сборные железобетонные изделия, размеры которых принимают в зависимости от нагрузки, размеров перекрываемого пространства, толщины стен, на которую она будет опираться. Монолитные перемычки по стоимости и трудоемкости нецелесообразны, но возможны.
Глубина заделки составляет:

  • для несущих – 250мм;
  • для ненесущих элементов — не менее 125мм;
  • для перегородок – 200мм.

Они монтируются на слой раствора толщиной не более 15мм. Перемычка по геометрической форме может быть брусковой, плитной, фасадной и балочной. Если они перекрывают не типовой размер по ширине, то ее изготавливают по индивидуально размещенному заказу.

Архитектурно-конструктивные элементы стен – в частности перемычки могут устраиваться и кирпичного типа при условии, что ширина перекрываемого пространства не более 2 метров, при небольшой нагрузке от выше уложенного материала стенового материала, в не сейсмических районах, при отсутствии вибрации. Их применяют только в не несущих стенах.

Кирпичные перемычки в зависимости от методики кладки бывают:

  • Рядовые перемычки – кладка выполняется обычного типа, как сплошной пояс, раствор применяется повышенной марки, осуществляется особый контроль качества. Высота кладочного слоя рассчитывается проектом, и не должна быть меньше четырех рядов.
    При устройстве перемычки снизу ее устанавливается опалубка, на которую укладывается слой цементного раствора толщиной 30мм. В этот слой утапливается арматура, сечение и количество стержней которой определяется проектом.
  • Арочные перемычки выкладываются по устроенной опалубке , выполненной в виде дуги заданной кривизны. Кирпич укладывается на ребро. При этом швы между соседними кирпичами получаются клинообразной формы. Число рядов кладки должно соблюдаться нечетным.
    Их в настоящее время применяют редко, в большинстве своем для придания строению архитектурно-конструктивной выразительности. В основном они присутствуют в зданиях старой постройки.

Карнизы

Карнизы – это горизонтальные выступающие части стены. Главный или венчающий – это верхний карниз. Он рассматривается как один из основных элементов наружных стен, завершая архитектурно-конструктивный ансамбль строения. По функциональности служит для отведения осадков с крыши.

Архитектурно-конструктивные элементы стен — карнизы проектируются с учетом размеров постройки, этажности, принадлежности и гармонии с основной застройкой вокруг.

Монтируются, как правило, железобетонные сборные элементы, которые крепятся анкерами. Если предусмотрен небольшой вылет карниза, то его выполняют из кирпича, путем напуска кладки (полнотелый кирпич).

Карнизы над проемами (оконными, дверными) именуют сандриками. Плоскость фасадов можно разделить дополнительными, промежуточными карнизами простой формы — поясками.

Деформационные швы в стенах здания

При большой длине здания оно может не одинаково реагировать своими частями на внешнее воздействие. Это температурные перепады, неравномерная осадка, сейсмические колебания, что чревато появлением трещин, понижающих несущую способность строения.

Температурные швы разделяют строение на отдельные части от фундамента до крыши. Ширина их рассчитывается исходя из температуры зимнего периода, марки растворов, стенового материала. Например, чем ниже температура зимой, тем чаще устраиваются швы.

Осадочные швы выполняют там, где ожидается неравномерность осадки. На границе разных по структуре грунтов, на стыке построек с разной этажностью, прочих подобных вариантах. Здесь разрезка производится от низа фундамента.

Антисейсмические швы предусматривают в зонах повышенной сейсмичности по принципу, что каждый отдельно стоящий отсек должен быть устойчив к подземным толчкам.

Вентиляционные каналы

Во внутренних стенах отапливаемых зданий устраиваются дымовые и вентиляционные каналы. Они выкладываются из кирпича, могут быть железобетонными(вентиляционные). Их проектируют для воздухообмена в помещениях с повышенной влажностью, с присутствием продуктов горения, интоксикации, прочих подобных моментах.

Из каждого помещения предусмотрен по нормам отдельный вытяжной канал. Каналы не должны сообщаться между собой, а вытяжка происходит на улицу через вентиляционные оголовки на крыше.

Лоджия, балкон, эркер

Это тоже архитектурно-конструктивные элементы стен, обеспечивающие дополнительную полезную площадь и эксплуатационные удобства. Они служат для хозяйственных нужд, их можно присоединить к помещению, где они находятся.

Балкон – это консольная плита из железобетона, заанкереная в наружную стену. Ограждается перилами, балконы застекляются и отделываются изнутри, чтобы исключить доступ осадков, а могут оставаться открытыми.
Некоторые владельцы вторых этажей не имеющие балкон, сами устраивают их, опирая на стойки, но на это нужно специальное разрешение и проект с расчетом нагрузок на опорные части.

Лоджия ограждена с боковых сторон стенами, а сверху перекрытием. Стены опираются на фундамент, выполненный специально для ограждающих стенок лоджии. Она по несущей способности превосходит балкон. Ее также можно застеклить и сделать отличное подсобное помещение.

Эркер выступает за плоскость стены, увеличивая внутреннее пространство изнутри. Он остеклен и соединен с внутренним помещением. Это характерно в особенности в домах старой постройки с архитектурно-конструктивными наружными формами. По форме в плане он может быть разной конфигурации в зависимости от архитектурно-конструктивного решения.

Парапет

Наружные стены довольно часто завершаются парапетом, который является продолжением кладки и возвышается над крышей. Он предназначен для ограждения крыши, по архитектурно-конструктивному решению представляет собой прямоугольную стенку высотой равной 0,7 – 1метр. Парапет, кроме того, служит архитектурной деталью, украшающей здание.

Прочее описание элементов стен

Существуют и другие более мелкие архитектурно-конструктивные элементы стен. К ним относятся:

Фронтон – стенка, закрывающая чердачное помещение на двухскатной крыше с торца, обрамленная выступающими за плоскость карнизами.

Щипец тот же фронтон, только без карниза в нижней части у основания.

Ниши – глухое углубление в стенах. В них утапливают радиаторы отопления, устраивают встроенные шкафы, сантехническую разводку, прочее.

Гнезда – небольшие отверстия или углубления, предназначенные для прокладки в гильзах трубопроводов, заделки концов конструкций, прочего.

Пилястры – узкие вертикально расположенные выступы стенок, служат для местного их усиления при большой длине или высоте, с прямоугольным сечением в плане. Они могут иметь фундамент, базис, капитель, чем зрительно напоминают колонны.

Подобные выступы полукруглого сечения именуются полуколоннами. Пилястры, полуколонны придают зданию эстетическую торжественность, монументальность.

Контрфорсы – конструкции, повышающие устойчивость стен, представляющие собой выступы из них, имеющие наклонное наружное ребро. Эта конструкция придает дополнительную жесткость, прочность при восприятии горизонтальных нагрузок.

Стены иногда выполняются с уступами по высоте кладки, которые именуются обрезами. Уступы на плоскости фасадов по его длине называют раскреповка.

Все архитектурно-конструктивные элементы стен имеют свое функциональное назначение, а также придают зданию архитектурную красоту, выразительность, индивидуальность.

Алюминиевые подоконники для строительства

Подоконники или подоконники — это компоненты фасада, которые предотвращают попадание дождевой воды непосредственно на нижележащий фасад. Эти системы могут состоять из различных материалов. Подоконники могут быть изготовлены из бетона или камня, а также из пластмассы или металла, например алюминия.

Подоконники: как они работают?

Подоконники крепятся непосредственно под оконной рамой и немного выступают за пределы фасада. Таким образом, они образуют навес. Системы наклонены с углом наклона 15°, 10° или 5°. Угол создает некоторое пространство между водой, стекающей с окон и оконных рам, и нижележащим фасадом. Поэтому грязь, попавшая в воду, не оставляет следов на фасаде.

Непосредственный обзор всех подоконников:

наклон 15° наклон 10° наклон 5°

подоконник из алюминия Они бывают с анодированными или (порошковыми) покрытиями. Часто на нижнюю часть выступающей части систем наносят антивибрационный материал, чтобы минимизировать «шум капающего дождя».

Стороны алюминиевых подоконников закрыты торцевой крышкой, которая позволяет системе свободно расширяться и сжиматься. Для монтажа системы к кирпичной кладке крепятся анкеры, и система размещается поверх этих анкеров.

Практическая и эстетическая ценность

Алюминиевые подоконники в первую очередь практичны. Ведь они следят за тем, чтобы вода и грязь не стекали прямо по фасаду. Это предотвращает появление грязных пятен на фасаде, что особенно удобно в нежилом и домостроении. Это связано с тем, что фасады не нужно чистить так часто. №

Наряду с практической ценностью, алюминиевые подоконники также имеют большую эстетическую ценность. Именно поэтому они все чаще применяются в архитектурных проектах. Использование алюминиевых подоконников создает привлекательный и завершенный вид.

Подоконники Comhan

Подоконники и наличники Comhan часто используются компаниями по строительству фасадов, которые занимаются как жилищным, так и нежилым строительством. Наряду со стандартными подоконниками с углами 15°, 10° или 5° и длиной 6000 мм возможна поставка систем, изготовленных по индивидуальному заказу. Подумайте, например, о изогнутой алюминиевой панели с отклоняющимся углом или длиной. Максимальная длина изготавливаемых на заказ систем составляет около 5000 мм с обычными вариантами отделки при обработке поверхности. Подоконники Comhan доступны с обработанной, анодированной или порошковой поверхностью. По умолчанию они снабжены прорезями для крепления.

Ищете подоконники для фасадной конструкции? Свяжитесь с одним из наших специалистов или запросите информацию без обязательств.

Прямой обзор всех подоконников:

Наклон 15°   Наклон 10°   Наклон 5°

Загрузки

Информация о продукте Подоконники и профили (5,58 МБ)

Façades Confidential: The Ledge в Sears Tower в Чикаго: стекло — это предел

Не может быть больше историй, написанных о дизайне, проектировании и строительстве такой небольшой части здания, как The Ledge, новейшая достопримечательность на самой высокой смотровой площадке в Чикаго. Уступа действительно мало: всего четыре стеклянных ящика, и все. И он тоже небольшого размера: каждая коробка имеет размеры 1,3 х 3,2 м в плане и около 3,6 м в высоту. Но есть одна деталь, которая имеет решающее значение: эти четыре полностью застекленных ящика консольно закреплены на 103-м этаже Sears Tower на высоте 413 метров над землей. Страницы Glass Google и технические доклады на недавних фасадных конференциях полны историй об этом.

Зачем столько шума из-за стеклянных ящиков? Ну, изображение говорит само за себя.

Сирс-тауэр (с 2009 года печально переименованный в Уиллис-тауэр) остается самым высоким зданием в Западном полушарии. Завершенное в 1973 году, его 442 м (не считая шпилей) и сегодня являются внушительной высотой для здания. Смотровая площадка Sears Tower, называемая Skydeck, расположена на 103-м этаже башни, и ее вид с высоты 412 м над землей является одной из туристических достопримечательностей Чикаго. Посетители до сих пор могли наблюдать, как здание качается в ветреный день. Теперь они также могут испытывать другое ощущение: простое головокружение.

В январе 2009 года владельцы башни начали капитальный ремонт Skydeck, включая установку четырех стеклянных балконов, простирающихся примерно на 1,2 м над западным фасадом от 103-го этажа. Цельностеклянные боксы позволяют посетителям смотреть сквозь пол на улицу на 412 м ниже. Уступ был открыт для публики в июле 2009 года.

Проект реконструкции Skydeck был присужден Skidmore Owens and Merrill (SOM), архитекторам, спроектировавшим башню. На картинке выше показано реалистичное изображение их замысла: стекло вокруг, по возможности, никакой стальной конструкции. «С момента постройки Sears Tower установила архитектурные и инженерные стандарты, и теперь мы можем тщательно создавать новые элементы, которые расширяют возможности оригинальной конструкции, сохраняя при этом ее целостность», — сказал Росс Вимер, партнер по дизайну SOM и один из отцы идеи The Ledge. 360-градусный обзор одного из стеклянных ящиков (это не рендеринг) — это самое близкое, что вы можете получить от реального ощущения входа (или выхода?) туда.

За идею надо хвалить архитекторов, но для ее детального проектирования и воплощения нужны были инженеры – специалисты по стеклу. Владельцы здания наняли Халкроу Йоллеса в Торонто в качестве инженеров для смотровых площадок и возложили на них ответственность за полное проектирование и детализацию стеклянных и стальных компонентов. Старшим директором Halcrow и инженером по структурному стеклу в то время был Джон Койманс, один из немногих, кто может сказать: «Уступ — мое детище». Примерно в конце 2009 года Джон перешел из Халкроу в другую канадскую команду инженеров, MTE Consultants в Онтарио (название означает «Больше, чем проектирование»). Если вы посетите веб-страницы Halcrow и MTE, вы обнаружите, что обе компании утверждают, что они являются авторами инженерного проекта The Ledge — и обе правы!

Есть две статьи, описывающие конструкцию стеклянных ящиков, написанные Джоном Коймансом, одна из них как часть Halcrow Yolles, а другая написана в этом году как член MTE. Согласно первому документу, опубликованному в журнале Glass Performance Days 2009, необходимо было решить множество задач:

  • Все стеклянные элементы должны были быть доставлены на площадку с помощью внутренних лифтов, что ограничивало размер коробчатых элементов.
  • Смотровые ящики должны быть подвижными. Это необходимо для того, чтобы оборудование для обслуживания фасадов могло работать вдоль фасада без перебоев. Но, что еще сложнее, было решено, что стеклянные короба должны быть отодвинуты еще на 1200 мм вглубь помещения, чтобы уход за стеклом и его очистку можно было выполнять изнутри здания.
  • На этаже ниже Skydeck был арендатор, поэтому все грузы из стеклянных коробок должны были быть подвешены и закреплены к потолку выше, чтобы избежать помех.
  • Расчетные нагрузки и перемещения, которые должны быть возложены на стеклянную конструкцию, будут очень высокими с момента расчета. Рама и стеклянный ящик должны были быть достаточно жесткими, чтобы ящик мог двигаться, не создавая больших деформаций или напряжений в соединениях стекла.
  • Детали вокруг стеклянного ящика должны были включать погодные уплотнения как в выдвинутом, так и в сложенном положении, что позволяло двигать башню и временно ломать уплотнение, пока сборка перемещается из одного положения в другое.
  • Архитектурный замысел состоял в том, чтобы добиться максимальной прозрачности, включая пол и крышу, сводя к минимуму видимые стальные элементы конструкции.
  • Запрошена конструктивная избыточность (безопасность) и защита стекла. Но, чтобы ускорить использование балконов, посетители не будут вынуждены защищать свою обувь при входе. Вопросы безопасности исключали вариант с двойным стеклом, и решением было многослойное стекло.
  • Внешняя температура не должна создавать риск образования конденсата на стекле или, что еще хуже, допускать образование осколков льда снаружи боксов, падающих на проход сзади. Таким образом, в проекте также должна была быть предусмотрена какая-то система отопления.

Вторая статья Джона Койманса – та, которая породила этот пост: я прочитал ее на материалах конференции Engineering Transparency, проходившей в Glasstec Düsseldorf 29 и 30 сентября. Карлос Прада и Мария Мейзосо, два коллеги из Arup Facades Madrid, посетили конференции и рассказали нам новости. Вы можете получить доступ к статье здесь, через веб-страницу MTE.

Каждая лицевая сторона короба может выдерживать расчетное ветровое давление 4,6 кПа, а также ветровое давление крыши и пола 6,0 кПа. На полу имеется дополнительная динамическая нагрузка 4,8 кПа из-за его предполагаемого использования. По словам Койманса, он может вместить больше людей, чем может вместиться.

Углы и промежуточные стыки, где различные стеновые панели соприкасаются друг с другом, просто сшиваются уголками из нержавеющей стали и сквозными болтами. Пол пришит к стеклянным стенам, создавая небольшие локальные непрозрачные соединения, которые позволяют передавать внешние нагрузки на подвесные стеклянные панели, а затем на стальную консольную раму.

Из документа John’s Glasstec:
Стекло должно было быть спроектировано с достаточной избыточностью, чтобы гарантировать, что любое случайное разрушение не приведет к полному краху системы. По этой причине для всех элементов было выбрано три слоя стекла. Конструкция была спроектирована таким образом, что для сопротивления расчетным нагрузкам требовалось всего два слоя стекла, и только один слой стекла мог выдержать собственный вес конструкции. В дополнение к этому конструктивному решению стеклянный пол был изготовлен с использованием промежуточного слоя из ионопластика (SentryGlas Plus), закрепленного сквозными болтами в полу, что обеспечило сохранение жесткости закаленной панели пола при малой вероятности того, что все три структурных стекла литы не удались.

В конце концов, все элементы стеклянной коробки состоят из трех слоев 12 мм закаленного термопропитанного стекла с низким содержанием железа. Требование прогрева помогло устранить возможность самопроизвольного разрушения из-за включений сульфида никеля.





Если инженеры The Ledge были канадцами, то подрядчики по фасадам — настоящие чикагцы, и они являются частью истории городского строительства. Компания MTH Industries, расположенная в Хиллсайде, штат Иллинойс, начала строить стеклянные фасады в Чикаго еще в 1886 году. Когда Людек Черни, вице-президент по остеклению компании MTH Industries, впервые услышал об этом проекте, он счел его довольно необычным. Из-за этого MTH взял на себя роль дизайнера.

Нагрузочные испытания, проведенные подрядчиком внутри компании (см. изображения выше), включали нагрузку из стеклопластика, размер которой составлял половину фактического пола отсеков, в 2,5 раза превышающую требуемую кодовую нагрузку в течение 24 часов. «Позже испытание было повторено с разрывом одной из плит с фактической расчетной нагрузкой», — говорит Черни. Этой команде этого было недостаточно: «Из любопытства, — говорит Черни, — мы разбили больше литников и поняли, что вы все еще можете стоять на стеклянном полу со всеми разбитыми литниками». Чудеса ионопластических прослоек.

В дополнение к тому, чтобы избежать повреждения из-за поломки, конструкция также включает способы защиты отсеков от ежедневного износа. На внутренней стороне вертикальных стеклопакетов имеется антиграффити-пленка. Ламинированный пол имеет 6-миллиметровый жертвенный слой полностью закаленного, термопропитанного стекла сверху, которое можно удалить или заменить, если оно поцарапано, треснет или повреждено. Крепления из нержавеющей стали, которые крепят стекла друг к другу, изготавливаются на заказ компанией MTH.

В моторизованной системе, которая выдвигает и выдвигает ящики из здания, используются стальные механические системы линейных приводов LinearBeam. Системы работают по технологии жесткой цепи. Жесткая цепь представляет собой механический привод, гибкий в одном направлении и образующий стальную балку в другом направлении. Подрядчик работал с поставщиком над проектированием стопорных штифтов и систем управления, фиксирующих отсеки.

Из-за движения периметры отсеков обшиты надувными уплотнителями. Когда отсек находится в положении для просмотра (снаружи) или в положении для обслуживания (смыв), уплотнения надуваются, создавая надежный воздушный и водяной замок для здания.

Вертикальное перемещение, то есть транспортировка коробчатого материала на 103-й этаж, оказалось для подрядчика одной из самых сложных задач. Монтажники перенесли стеклопакеты и 5,5-метровые подвесные балки на крышу кабины лифта. Чтобы облегчить погрузочно-разгрузочные работы, MTH создала специальные инструменты для подъема и переноски. «Все это было конгломератом вещей, которые уже существовали, модифицированных для работы в этих условиях в разрешенном пространстве», — добавляет Черни.

Многослойные стеклопакеты, образующие стены и крышу, состоят из трех закаленных 12-миллиметровых листов низкожелезистого стекла Starphire компании PPG. Стены и крыша ламинированы прозрачным ПВБ, а полы ламинированы промежуточными слоями DuPont SentryGlas Plus толщиной 1,52 мм. Изготовителем стекла была компания Prelco из Монреаля. Prelco поставила свою последнюю панель в апреле 2009 года, через шесть месяцев после того, как компания начала производство, и за два месяца до окончания монтажа на месте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *