Главный фасад здания это: техпланы и акты обследований / Форум кадастровых инженеров

Комплекс зданий площади Первой Пятилетки

Застройка площади Первой Пятилетки велась в основном с 1928 по 1935 годы по проектам и под руководством проектного отдела Уралмашстроя в составе инженеров Г.Б. Иванова, П.Г. Ильникова, Н.П. Отавина, В.Н. Анфимова, возглавляемого П.В. Оранским.

Первыми в комплексе зданий, формирующих площадь Первой Пятилетки, были построены проходные завода (1930 год) и жилые дома по улице Ильича, 2 (1931 год), улице Машиностроителей, 3 (1932 год). К 1933 году было закончено строительство гостиницы «Мадрид», к 1935 году — заводоуправление УЗТМ.

К 1933 году площадь была вымощена гранитными брусками, разбиты скверы. В западной части площади возведено здание лаборатории и технического училища по проекту архитектора В.В. Безрукова, осуществлена застройка квартала между улицей Ильича и проспектом Орджоникидзе четырехэтажными типовыми жилыми домами.

В 1950 году в сквере перед фасадом дома по ул. Ильича № 2 была установлена скульптурная фигура М. И. Калинина. В 1955 году в центре сквера предзаводской площади на месте обелиска В.Ф. Фидлеру установлен памятник Серго Орджоникидзе (скульптор Г.В. Нерода).

В начале 1960-х годов рядом с заводоуправлением возведено здание НИИтяжмаша и соединено с ним переходом. В 1969 году по проекту архитектора Г.И. Белянкина в северо-восточной части площади возведен монумент уралмашевцам, погибшим в Великой Отечественной войне.

Площадь находится на ровном участке местности, озеленена. С севера к площади примыкает трехлучие самых крупных в жилом районе улиц: бульвар Культуры, проспект Орджоникидзе и улица Ильича. Ось симметрии продолжается в проспекте Орджоникидзе — среднем из трехлучия.

Предзаводская часть площади имеет четкие границы. Она формируется административно-производственными зданиями: доминирующим над всей площадью заводоуправлением с запада, лабораторией — с востока и заводскими проходными — с юга.

В центре ее разбит сквер с фонтаном, огражденный чугунной решеткой геометрического рисунка. Важным акцентом в организации пространства площади является скульптурный памятник Серго Орджоникидзе, стоящий в конце сквера и обращенный к ее общественной части.

Другая, трапециевидная часть площади формируется гражданскими постройками и не имеет четких очертаний. Эта часть состоит из трех масштабных друг другу локальных зон, в которых здание выполняет функцию композиционного акцента, объединяющего пространства.

С запада — это гостиница «Мадрид» в примыкающим к нему пространстве сходящихся улицы Машиностроителей и бульвара Культуры с расположенным между ними монументом. Памятник размещен на низком постаменте, представляет собой композицию, состоящую из стелы с графическим изображением коленопреклоненных, низко опустивших головы фигур и Г-образного в плане камня в виде высокой кафедры. На камне — золотом надпись со словами благодарности павшим и более 700 имен уралмашевцев, погибших в Великой Отечественной войне. Здесь же установлена чугунная доска с надписью: «Здесь хранится земля с могилы легендарного разведчика Николая Ивановича Кузнецова».

В архитектуре застройки, формирующей площадь, здание гостиницы «Мадрид» имеет очевидное отличие в стилистическом отношении, так как принадлежит периоду утверждения новой стилистической направленности.

Здание проходных замыкает предзаводскую часть площади с юга. Расположено перпендикулярно композиционной оси площади, продолжающейся в проспект Орджоникидзе, объем здания представляет собой трехчастную симметричную композицию из параллелепипедов, размещенных по одной оси.

Средняя часть здания в два этажа, боковые — одноэтажные.

Главный фасад проходных симметричный, трехчастный. Ось симметрии выявлена полуцилиндрическим остекленным объемом лестничной клетки в виде эркера над центральным входом. К нему на уровне второго этажа симметрично примыкают балконы с легким металлическим ограждением.

Композицию главного фасада в целом определяют горизонтальные линии, обусловленные поэтажными рядами больших квадратных окон центральной части и рядами входных дверей с окнами над ними — в боковых частях.

Заводоуправление построено в 1933-1935 годах по проекту архитекторов П. Оранского и Б. Шефлера. Пятиэтажный объем здания представляет собой сложную композицию из параллелепипедов с планом в виде буквы F.

Главный фасад — асимметричный, трехчастный, имеет горизонтальное развитие, обусловленное вытянутой композицией продольно и поперечно поставленных объемов и усиливающееся поэтажными ленточными окнами. Боковые объемы повышены, выделены в виде ризалитов. Акцентирован левый кубообразный объем с заглубленным главным входом с угла. Часть этого объема имеет дополнительный этаж и парапет высотой в этаж. Вход имеет навес типа козырька, переходящий на другой фасад. В этой части фасада применены угловые окна.

Центр фасада выделен лестничной клеткой и смещением объемов. Завершается фасад карнизом и низким металлическим парапетом.

В поэтажных планах — коридорный тип планировки.

Здание лаборатории Уралмашзавода (1930 год) расположено на противоположной от заводоуправления стороне предзаводской площади. Представляет собой двухэтажную с цокольным этажом каменную постройку со сложной трехчастной объемной композицией. Функционально дифференцированные объемы расположены перпендикулярно и со смещением друг к другу.

Главный фасад — протяженный, двухчастный, образован двухэтажными объемами, объединенными в месте смещения трехэтажным объемом лестничной клетки. Созданый таким образом акцент в центре фасада усилен горизонтальными рядами окон и вертикальным остеклением угла лестничной клетки. На кровле выступающего объема устроена смотровая площадка с выходом из объема лестничной клетки.

Здание школы ФЗУ (1931 год) замыкает пространство площади с юго-востока. Представляет собой крупномасштабную двух-трехэтажную архитектурную композицию с планом в виде буквы Н. По проекту имело четкое функциональное деление на учебную и производственную части. Учебная часть из классов и лабораторий занимала северный объем здания, производственная — из ударного, товарного, термического цехов — южный. Объединяющий их блок включал административные помещения.

Главный северный фасад здания направлен к транспортному кольцу. Представляет продольную асимметричную композицию с равномерными рядами горизонтальных окон и композиционным акцентом в виде монументально оформленного входа, устроенного в повышенном, далеко выступающем ризалите. Планировочное решение этажей — по коридорному типу с включением зальных помещений.

Здание по улице Ильича, 2 было запроектировано как жилой дом и заселено по окончании строительства. Затем, ввиду расположения в центре соцгородка, было постепенно (до начала 1940-х годов) передано учреждениям. Здание — четырехэтажное, Г-образное в плане, состоит из двух объемов, соединенных под прямым углом. В квартале занимает угловое положение, вершиной угла обращено вглубь квартала, главным фасадом раскрыто к площади.

Части фасадов асимметричны, образуют прямой угол. Стены фасадов гладкие, оштукатурены и покрашены. Оконные проемы расположены в виде сетки. Главный фасад и торцы здания имеют балконы с ограждениями в виде металлических прутьев. Вертикальный блок балконов акцентирует центр западной части главного фасада, в восточной части балконы смещены к центру. В торцах применены угловые балконы. Четвертый этаж юго-западного торца балкон охватывает с трех сторон.

В дворовых фасадах выделены выступающие объемы лестничных клеток с вертикальными лентами остекления. Угол, образованный смещением объемов, имеет балконы. Вход в здание осуществляется по трем входам со стороны двора. Поэтажные планы решены по коридорному типу. Жилые комнаты и помещения общего пользования размещены по сторонам коридоров.

Здание техучебы по улице Машиностроителей, 3, проектировалось и строилось как жилой дом, по окончании строительства было занято управлением Уралмашстроя.

Занимает угловое положение в квартале между бульваром Культуры и проспектом Орджоникидзе. Одним из фасадов обращено к площади Первой Пятилетки, другим — к скверу через проспект Орджоникидзе. Объем здания — четырехэтажный, Г-образный в плане, с усеченным углом сложной формы. Угол повышен на один этаж дополнительным объемом в виде параллелепипеда, со 2-го по 4-й этаж имеет форму вертикальных уступов, в первом этаже — закруглен. Пластику фасадов дома определяют поэтажные ряды горизонтально расположенных, почти смыкающихся в сплошную ленту оконных проемов.

Уличные фасады дополнены балконами. Все фасады здания опоясывает балкон 2-го этажа. Симметрично расположены восемь пар балконов 3-го и 4- го этажей. В композициях дворовых фасадов выделены объемы лестничных клеток. В основе поэтажных планов здания — коридорная схема.

Здание гостиницы «Мадрид» (название неофициальное, происходит от событий 1930-х годов в Испании) занимает угловое положение в квартале между важнейшими магистралями жилого района, сходящимися лучами к площади Первой Пятилетки. Является частью застройки, формирующей площадь с севера. Представляет собой пятиэтажный объем, Г-образный в плане, с выраженным угловым акцентом. Центр главного фасада ориентирован к площади. Композиция фасада — трехчастная, симметричная, с доминирующей средней частью в форме усеченного угла, повышенного на один этаж, фланкированного ризалитами с каннелированными пилястрами в четыре этажа. В заглублении помещены трапециевидные балконы, опирающиеся на стилизованные многогранные колонны. Окна 6-го этажа объединены сандриками. Доминирующая часть фасада завершена высоким многогранным фронтоном типа аттика с рельефным изображением эмблемы Уралмашзавода в центре и серпа и молота — на ризалитах.

Боковые части фасадов развиваются по горизонтали. Оконные проемы на них чередуются с лоджиями, огражденными балюстрадами. Балкон 5-го этажа охватывает всю боковую часть фасада. Фасад членят канеллированные пилястры, продолжающиеся в 1-м этаже в виде руста. Фасад фланкируется объемами лестничных клеток, завершающихся декоративными фронтонами прямоугольной формы.

Дворовые фасады также симметричны. В центре — повышенный объем лестничной клетки в форме трапеции. Симметрично от центра расположены, объединенные по вертикали, лоджии, опирающиеся на колонки. Участки фасадов с лоджиями выделены вертикальными тягами и завершаются плоскими декоративными фронтонами.

Тип планировочного решения этажей — коридорный. К лестничной клетке на каждом этаже примыкают холл и обширные помещения общего пользования. В первом этаже здания расположены магазины.

Площадь Первой Пятилетки является важнейшим градостроительным узлом жилого района Уралмаш. Она сочетает функции предзаводской площади, общественного центра и транзитно-транспортного узла.

Композиционное построение и типы зданий комплекса отражают планировочное единство завода и селитебной территории соцгородка «Уралмаш». Объемно-пространственные и планировочные решения зданий, формирующих площадь, выполнены в стиле конструктивизма и советской «неоклассики».

История:

Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург: Сократ, 2007

Александровская улица – Культурное наследие

Фотографии

«Современное фото»

«Историческое фото»

Учетная карточка

Редактировать объект

Редактировать информацию

Описание объекта

Проспект Ленина – одна из старейших улиц города. Начинается от главной площади города – площади Революции и заканчивается у Минеевского путепровода. В Вознесенской части города (то есть на территории Вознесенского Посада, слияние которого с селом Ивановом и явилось основой города Иваново-Вознесенск) участок проспекта от фабрики БИМ до ул. Карла Маркса – наиболее старый участок.

Формирование его архитектурного облика пришлось на время последней четверти 19 века – 50-х гг. 20 века (с некоторыми единичными вкраплениями позднейшего времени).

Его основу составляют различные по масштабу здания, начиная от двухэтажных дореволюционных купеческих особняков, общественных зданий дореволюционного и Советского времени в 2-4 этажа, а также крупных жилых многоквартирных домов, оформленных в традициях сталинского классицизма. Из новых зданий, несколько выделяющихся по своим объемным и стилевым характеристикам является здание гостиницы Советская, построенное в 70-х гг. 20 века. Прочие здания, возведенные в 1980-х-2000-х гг. не вносят диссонанса в общую архитектурную среду проспекта.

Все капитальные здания построены из кирпича.

На отрезке от ул. Демидова до ул. Громобоя проспект имеет ширину около 40 метров, от ул. Громобоя до ул. Октябрьской – около 60 метров, далее после ул. Октябрьской с западной стороны проспекта – сквер.

Краткая архитектурная характеристика зданий исторической застройки проспекта Ленина:

Дом № 25. Основа дома (Г-образный двухэтажный объем в северной части) построена в 1908 г. по проекту П.А. Заруцкого для местного фабриканта А.Н. Витова. В 1933 г. здание надстроено третьим этажом, а в 1982 г. к нему симметрично пристроена южная пристройка. Здание построено в стиле модерн. Этажи разделены узкими штукатурными тягами, выносная плита венчающего карниза покоится на редко расставленных консолях. Основной акцент главного фасада – балконы второго этажа с выходящими на них тремя высокими арочными проемами симметрично смещены к флангам. На кровле над ними – аттики дугообразной формы. В простенках окон – лепные вставки в виде перекрещивающихся колец и свисающих лент.

Дом № 31. Расположен в ряду застройки, в настоящее время является «новоделом» – построенной в 21 веке приблизительной копией стоявшего на этом месте дома усадьбы Гречина. В здании в 1917-1918 гг. находился штаб Красной Гвардии, во главе которого стоял А.И. Жугин, а комиссаром был С.И. Балашов. Двухэтажный, прямоугольный в лане объем размерами 18×24 метра под вальмовой крышей, с щипцом фронтона над ризалитом бокового (северного) фасада. Главный фасад симметричен и имеет 6 осей. Боковой фасад, выходящий на ул. Комсомольскую, имеет трехосевой ризалит, расположенный не по центру. Слева от него – часть фасада с 5 осями по фасаду, а справа – в три. Плоскость стены между 1-м и 2-м этажами делит карниз, а завершает антаблемент. Прямоугольные окна – в наличниках. Декоративное убранство выполнено с использованием декоративных элементов стиля классицизм, несколько стилизованных и в современной интерпретации. Здание оштукатурено. Интерьеры здания новые.

Дом № 33. Занимает значительную часть квартала вдоль улиц Комсомольской, Жиделева и проспекта Ленина. Возведено в 1883-1886 гг. по проекту архитекторов В.Ф. Сикорского и П.В. Троицкого. Двухэтажное здание возведено в стиле эклектика в его краснокирпичном варианте. Главный фасад расчленен тремя ризалитами с фигурными аттиками в завершении. Нижние окна – с лучковыми перемычками, верхние – арочного завершения. Парадный вход на центральной оси акцентирован шестиколонным портиком с колоннами, муфтированными в нижней части. Средние сдвоенные колонны слегка вынесены вперед и поставлены по сторонам входной арки под балконом. Между верхними арочными ризалита расположены пилястры со стилизованными капителями. Абаки колонн, капители пилястр и замковые камни выполнены из белого камня. Между этажами на уровне подоконников – профилированные тяги, под окнами – филенки. В простенках первого этажа – филенчатые лопатки. На втором этаже – разнообразный руст, покрывающий лопатки и стены между окнами, включая арочные и стрельчатые архивольты наличников.

Дом № 37. Здание расположено по красной линии проспекта.

Построено в 1930-32 гг. по проекту ивановского архитектора Н.И. Кадникова. Оштукатурено и окрашено под бетон. Один из крупных и выразительных памятников рубежа 1920-1930-х гг., пример влияния «красной дорики» И.А. Фомина. Четырехэтажный прямоугольный основной корпус дополнен полукруглым в плане трехэтажным объемом с южной стороны, в котором был расположен зал заседаний. На главной части фасада – мощная колоннада из десяти полуколонн высотой в три этажа проходит по всей длине фасада. В интерколумниях – сдвоенные прямоугольные окна. Колоннада несет четвертый аттиковый этаж, имеющий ленточное остекление, подчеркивающее протяженную горизонталь здания. На стыке двух объемов плоскости стены прорезаны в три яруса круглые окна. Вход в здание расположен на правом фланге главного фасада, в глубокой угловой нише между двумя крайними колоннами. На фасаде полукруглой части – большие окна, скомпонованные попарно и чередующиеся с вертикалями простенков, над окнами третьего этажа – небольшие прямоугольные окна верхнего света.
Объект находится в полуразрушенном состоянии после пожара, а внутренняя объемно-планировочная структура (коридорного типа с кабинетами) и интерьеры имели часто встречающееся решение и не представляли собой ценности, ныне полностью утрачены.

Дом № 37а. Первоначально двухэтажный особняк выстроен в 1913 г. для С. Ямановского (сына фабриканта Г.М. Ямановского). В 1930-х гг. надстроен третий этаж. Здание возведено в стиле неоклассицизма в краснокирпичном исполнении. Центральный ризалит главного фасада имеет три оси, боковые части – по две. Окна прямоугольные. Балкон центрального ризалита поддерживается четырьмя колоннами дорического ордера. Над окнами первого этажа – сандрики-полочки, над окнами второго этажа в ризалите – треугольные фронтончики. Между 2-м и 3-м этажами фланговых частей  — карниз значительного выноса. На южном фасаде акцентом является ризалит входа, имеющий между 2-м и 3-м этажами фланговых частей – карниз значительного выноса. На южном фасаде акцентом является ризалит входа, имеющий между 2-м и 3-м этажами разорванный треугольный фронтон.

Над входным проемом, обрамленном портиком с дорическими колоннами, – полуциркулярное маленькое окно, а на уровне 2-го этажа – тройное окно, в простенках которого расположено по одной дорической колонне. Весь декор выполнен из красного кирпича.

Дом № 39. Четырехэтажное угловое здание построено в 1953 году по проекту архитектора А.С. Бодягина. Является качественным представителем так называемого «сталинского ампира». Основой композиции являются мощные колоннады (из полуколонн сложного композитного ордера, с рустованными стволами) на три этажа вдоль симметричных и аналогичных главных фасадов. Четвертый этаж трактован как аттиковый, здесь в простенках над полуколоннами – прямоугольные пилоны. Центры фасадов завершены аттиками ступенчатой формы. На втором этаже центральные окна в трехосевых простенках между полуколоннами заключены в портики ионического ордера с перебитыми прямоугольными вставками стволами пилястр большого выступа и завершенные треугольными фронтонами. Между 3-м и 4-м этажами – развитый многоступенчатый межэтажный карниз большого выноса с рядом сухариков.

Дом № 41/7. Ныне 4-хэтажное здание построено в несколько этапов. Первоначально это был двухэтажный объем на перекрестке улиц, построенных в 1890 г. по проекту инженера Ф.И. Штольба. В 1964 г. здание надстроено двумя этажами по проекту Э.Я. Якобсона и получило отделку в классицистическом духе  с рустовкой стен первых двух этажей, карнизом между 2-м и 3-м этажами и завершающими ризалиты треугольными фронтонами.

Дом № 43. Здание бывшей фабрики-кухни. Здание построено в 1933 г. по проекту А.А. Журалева первоначально в стиле конструктивизм. В 1952 г. переоформлено в духе сталинского классицизма по проекту А.И. Панова. Основой композиции фасадов являются ризалиты лестничных клеток, имеющие вертикально вытянутые окна и мерный ряд спаренных окон. Лишь в северном углу окна одинарные. Между 2-м и 3-м этажами – развитый карниз, а в простенках спаренных окон – рустованные пилястры на 1-м и 2-м этажах и спаренные пилястры на 3-м этаже. Между северными одиночными окнами пилястры завершены ионическими капителями.

Дом № 47. «Дом энергетиков». Построен в 1947 г. по проекту Н.И. Кадникова в духе сталинского ампира. Главный протяженный фасад вдоль проспекта Ленина композиционно разбит на три протяженные части с мерным рядом окон незначительно заглубленными двумя вставками с арками. Эти вставки решены наиболее декоративно богато и имеют развитые аттики. По вертикали композиционно здание разбито на две части: первые два этажа (на первом этаже размещены магазины и, соответственно, превалируют крупные витринные окна) имеют глубокую рустовку, между 2-м и 3-м этажами идет карниз, 3, 4, 5-й этажи – с гладкими стенами. Фасад завершен развитым карнизом с рядами сухариков и фигурных кронштейнов. В заглубленных вставках по центру расположены строенные окна с крупными балконами, фланкированные мощными полуколоннами сложного композитного ордера на всю высоту 3, 4, 5 этажей. Углы основных объемов, примыкающие к вставкам, имеют развитые балконы, обрамленные пилястрами и угловыми колоннами, идущими также на всю высоту 3, 4, 5 этажей.

На балконах и аттиках – лепнина с использованием декора эпохи «социалистического реализма».

Дома № 58 и 60. Усадьба состоит из главного дома, флигеля и хозяйственных построек. Главный дом построен в 1903 г. на основе здания 2-й половины 19 века, флигель построен также в начале 20 века. Главный дом – двухэтажное кирпичное здание. Оба объекта возведены в стиле эклектики. Композиция главного фасада ассиметрична. Правая, более протяженная, часть имеет 5 метрично расположенных осей с прямоугольными оконными проемами. Левая часть – слабый ризалит, подчеркнутый рустованными лопатками (как и углы дома) с одним крупным прямоугольным горизонтально ориентированным окном на этаже, на втором этаже – балкон с ажурной решеткой. Фасады дома обходит широкий межэтажный пояс, включающий подоконные доски второго этажа, и венчающий карниз с кронштейнами, расположенными в ритме оконных проемов. Рамочные наличники окон первого этажа – с замковыми камнями, верхнего – с сандриками. Флигель – двухэтажная постройка в три окна по главному фасаду.

На кровле по центру – аттик. Декоративное оформление аналогично главному дому – межэтажный широкий пояс, рамочные наличники окон с сандриками и замковыми камнями.

Дом № 62. Здание расположено по красной линии проспекта Ленина и выходит торцом на ул. Комсомольскую. Здание возведено в 1933 г. по проекту ленинградского архитектора Сергея Николаевича Грузенберга. Жилой дом текстильного треста входит в проектировавшийся в 1928 г. комплекс 4-х домов Ивтекстиля. Здание представляет собой сильно вытянутый в плане на подвалах объем вдоль проспекта Ленина. Объем усложнен уличными и дворовыми выступами, образованными сдвинутыми в стороны проспекта торцовыми блок-секциями, а также небольшими лестничными ризалитами со двора. Высота основного центрального блока – 4 этажа; торцевые – 5-этажные, на северном (угловом с ул. Комсомольской) имеется также повышение в размер одной квартиры – 6 этаж. Объемно-планировочная структура здания – секционная. В здании 5 подъездов, центры которых – лестничные клетки. Лестничные клетки выходят в дворовую часть

здания. С них осуществляется вход в квартиры (по 2 на каждом этаже секции). Квартиры имеют изолированные комнаты, кухни, санузлы, вход в которые осуществляется через коридор-прихожую квартиры. Высота квартиры от пола до пола – 3, 3 метра. В первых и вторых этажах блок-секций в постперестроечные годы устроены офисы с выходом на проспект. Главный фасад здания – западный, выходит на проспект Ленина. Важный торцевой фасад – северный, выходящий на ул. Комсомольскую и видимый более чем за километр. Все фасады несимметричны по композиции. Основу архитектурной композиции фасадов составляет система сдвинутых между собой блок-секций, их выступающих ризалитов и угловых балконов большого выноса у северной блок-секции. Композиционная структура сформирована по принципу динамического равновесия. Основой композиции центрального блока служит четкий ритм сгруппированных по 3 штуки оконных или балконных проемов у балконов, выделенных рустованными участками стен. Между ними – равномерно расположенные большие квадратные окна. Первый этаж трактован как база верхних этажей и выделен рустовкой и карнизом. Важную композиционную роль играют угловые балконы северной блок-секции, придающие особую динамику всему облику здания. Окна в здании имеют разные размеры и пропорции: прямоугольные либо квадратные. Здание первоначально проектировалось в стиле конструктивизма (а его «краснокирпичной» интерпретации, характерной для иваново-вознесенского зодчества конца 1920-х – начала 1930-х гг.) Однако в процессе доработки проекта и строительства декоративное убранство было изменено с ориентацией на классицистическое направление. Уличные фасады оштукатурены и скупо декорированы с использованием средств классической архитектуры. Рустовка первого этажа неглубокая, равно как и рустовка вертикальных балконных участков. Пояс, отделяющий первый этаж от второго, а также под окнами второго этажа – профилированный. Окна 2 и 3-го этажей попарно заключены в плоские наличники, увенчанные упрощенным сандриком, окна верхних этажей обрамлены по одному плоскими наличниками. Венчает фасад профилированный карниз с плоскими консолями над балконными участками. Из ценных декоративных элементов внимания заслуживают подлинные решетки ограждений балконов. Западный и северный фасады окрашены в желтый и белый цвета. Основное поле стен – желтое. Белым выделены балконные участки на главном фасаде, а также угловая часть на перекрестке проспекта Ленина и ул. Комсомольской. Кроме того, в белый цвет выделены мелкие декоративные элементы. Интерьеры здания решены утилитарно, без декоративного оформления.

Дом № 84. Главный дом бывшей усадьбы Полушина, выходящий на проспект Ленина, построен в 1904 г. по проекту С.В. Напалкова. Образец периода эклектики, в фасадном убранстве которого использованы формы ренессанса и неоклассицизма. На юго-западном углу здание имеет сильно вынесенный, диагонально ориентированный прямоугольный ризалит, увенчанный фигурным аттиком с чердачным окном и высокой граненой купольной кровлей. Западный и южный фасады обильно декорированы. Они расчленены профилированными карнизами (межэтажным и венчающим), подоконными поясами, усложненными лежачими филенками. В простенках прямоугольных окон размещены пилястры с квадровым рустом в первом этаже и чуть намеченным ленточным – во втором. Окна первого этажа украшены редкими блоками руста по сторонам и крупными трехчастными замками в завершении; строгие наличники второго дополнены прямыми сандриками. Крайняя левая ось главного фасада выделена треугольным фронтоном в завершении. Посредине фасада устроено входное крыльцо, а над ним – чугунный балкон на тонких чугунных граненых колонках. Эта центральная ось закреплена небольшим фигурным аттиком с чердачным окном. Силуэт здания обогащен изящной металлической решеткой, укрепленной между парапетными тумбами с килевидными фронтончиками. Со стороны проспекта Ленина территорию бывшей усадьбы ограничивает ограда на кирпичном оштукатуренном цоколе, состоящая из звеньев металлической решетки, укрепленных в высоких рустованных столбах, завершенных карнизами. Круглые в сечении прутья с волютообразными завитками образуют крупные сердцевидные узоры, соединенные витыми горизонтальными стяжками.

Дом № 88. Крупное пятиэтажное жилое здание в духе сталинского классицизма. Построено в начале 1960-х гг. по проекту И.Н. Дубова. Здание представляет собой лапидарный нерасчлененный объем на углу проспекта Ленина и ул. Громобоя. По вертикали декоративно расчленено на три части – первые 2 этажа (первый с крупными витринными окнами) обработаны под руст, между 2-м и 3-м этажами и между 4-м и 5-м идут развитые межэтажные карнизы. Венчающий карниз имеет сложный состав с рядами сухариков и фигурных кронштейнов. По горизонтали главными метрично расположенными акцентами служат портики неглубоких лоджий 3-го и 4-го этажей с коринфскими колоннами на два этажа, завершенные на 5-м этаже балконами; углы лоджий обработаны рустованными пилястрами. На углах здания аналогичные по композиции портики (но здесь нет лоджий, а просто окна) имеют вместо колонн пилястры.

Дом № 90. Представляет собой вставку между домами № 88 и Дворцом профсоюзов. Имеет Классическое решение фасада без особых композиционных акцентов.

Дом № 92. Бывшая гостиница «Националь». Первоначально – двухэтажное здание, построенное в 1912 г. по проекту архитектора В.Е. Дубовского. В 1939 г. надстроено еще двумя этажами. Главный фасад имеет основную часть с рядами узких прямоугольных окон, размещенных между пилястрами, фланкированную справа слабовыраженным ризалитом с проездной аркой щипцового завершения, в которой сохранились ворота в стиле модерн, трехгранным эркером на фтором этаже и тройными окнами на третьем, этот ризалит завершен щипцовым аттиком с тремя арочными окошками чердака. В левой стороне этой основной части – двухэтажный ризалит парадного входа , акцентированный тройным прямоугольным окном второго этажа и гранеными тумбами по его сторонам. Правая часть фасада акцентирована тремя витринными окнами первого этажа щипцового завершения, над ними – спаренные узкие окна трех этажей. Эта часть фасада завершена парапетной стенкой с щелевидными проемами.

Дом № 98. Жилой типовой пятиэтажный дом с «хрущевской» планировкой блок-секций, решенный, тем не менее, в классицистической манере как элемент среды проспекта Ленина. Имеет широкий фриз и карниз большого выноса с рядом сухариков.

Дом № 100. Крупное пятиэтажное жилое здание в духе сталинского классицизма. Построено в 1954-1959 гг. по проекту П.Г. Рудакова. Здание представляет собой лапидарный нерасчлененный объем от ул. 9 Января до ул. Октябрьской. По вертикали декоративно расчленено на три части – первые 2 этажа (первый с крупными витринными окнами) обработаны под руст, между 2-м и 3-м и между 4-м и 5-м идут развитые межэтажные карнизы. Венчающий карниз имеет сложный состав с рядами ионика, фигурных кронштейнов и розеток. По горизонтали главными метрично расположенными акцентами служат портики окон с французскими балконами в пределах 3-го и 4-го этажей с коринфскими спаренными пилястрами на полтора этажа, завершенными полукруглыми фронтонами и многокомпонентными аттиковыми частями с полувазонами в нишах, завершенные на 5-м этаже полупинаклями. На углах здания аналогичные по композиции портики, но здесь фронтоны треугольные, а полупинакли отсутствуют.

Дом № 102. Здание занимает 75 % периметра квартала, ограниченного проспектом Ленина, ул. Октябрьской, ул. Карла Маркса и пограничным переулком. Здание находится в ряду исторической застройки этих улиц. Фактически главный фасад здания выходит на вышеобозначенные улицы, внутри – его дворовой фасад. Здание возведено в 1927-1929 гг. по заказу Горкомхоза и РЖСКТ «Второй рабочий поселок». Здание строилось в два приема, по проектам разных архитекторов. Первой была часть, выходящая фасадами на ул. Октябрьскую и Пограничный переулок. Автор – архитектор В.И. Панков. Проектирование велось в Проектном бюро Губкомхоза. Вторая часть – по проспекту Ленина и ул. Карла Маркса строилась по проекту зодчих московской архитектурной группы АСНОВА Д.П. Осипова, Г.И. Глущеко, Ю.К. Спасского, А.Я. Карра, В.А. Лаврова. В целом план здания повторяет конфигурацию периметра квартала и имеет несколько неправильную форму, близкую к квадрату (разорванному в северо-восточной части). Угол, выходящий на пересечение ул.  Октябрьской и Пограничного переулка – скругленный, другие оба угла (выходящие на проспект Ленина) скошены и заглублены. Количество этажей в большинстве рядовых блок-секций – 4, а в угловых у пересечения проспекта Ленина и ул. Октябрьской, а также в двух секциях по ул. Карла Маркса – 5. Здание завершено двускатной крышей. Архитектурные композиции разных частей здания имеют принципиальные различия. Первая часть здания решена без каких-либо выступов в виде мощного лапидарного блока. Основой композиционной структуры его фасадов являются легкие (в полкирпича) выступы участков стен с двумя вертикальными рядами одиночных балконов, завершенные наверху небольшими аттиками. Какое-либо композиционное выделение центра или угла отсутствует. Вертикальными элементами, составляющими ритмику фасадов, являются гладкие пилястры, лишенные баз и капителей, расставленные через два окна. Вторая часть здания имеет более динамичную композицию. Композиционная структура углового скошенного юго-западного фасада формируется за счет двух вертикальных рядов больших окон и одного ряда объединенных балконов на две квартиры, на кровле – аттик. Композиционная структура углового скошенного северо-западного фасада формируется только за счет двух вертикальных рядов средних окон. В обоих случаях первый этаж выделяется большими витринными окнами магазинов. Композиционная структура фасада по проспекту Ленина строится за счет равномерно размещенных углублений-ниш на всю высоту объема, в которых находятся длинные балконы-лоджии, а также за счет легких выступов (в четверть кирпича) участков стены, объединяющих по два окна на 2-м и 4-м этажах справа от углублений-ниш. Блок-секции со стороны ул. Карла Маркса получили формирование композиционной структуры фасадов за счет вертикальных рядов одиночных балконов, легких углублений (в четверть кирпича) межоконных простенков, а также за счет легких выступов (в четверть кирпича) участков стены, объединяющих по два окна на 2-м и 4-м этажах справа от углубления-ниши. Все окна в здании – прямоугольной (но разной) формы. Ранее на юго-западном углу здания существовал угловой балкон-козырек, сбитый в 1970-х гг. Здание построено в стиле конструктивизма, хотя в первой части еще заметны черты раннесоветской архитектуры, активно использующей классицистические приемы архитектурной выразительности. Традиционное декоративное убранство отсутствует. Художественная выразительность формируется посредством объемных элементов (балконов), углублений стен. Однако в первой части здания необходимо отметить наличие в верхних частях пилястр на уровне окон 4 этажа декоративных элементов в виде поребрика, имеющего высоту на высоту окна. Из декоративных элементов внимания заслуживают подлинные решетки ограждений балконов. Интерьеры здания решены утилитарно, без декоративного оформления.

Из подлинных исторических элементов благоустройства сохранились ограды многих дореволюционных зданий: дома № 33, 37а, 84. Кое-где сохранились столбы освещения 1950-х гг. Других элементов подлинного благоустройства (решеток общественных пространств, брусчатки и т.п.), к сожалению, не сохранилось.

Здание | Национальный музей истории и культуры афроамериканцев

Здание музея представляет собой памятник истории и культуры афроамериканцев на Национальной аллее США. Его расположение и дизайн представляют прошлое, настоящее и будущее афроамериканского опыта в осязаемой и символической форме.

Глядя из здания на север, посетители могут увидеть Белый дом, вошедший в историю в 2008 году с избранием 44-го президента страны Барака Обамы. На востоке за Национальной аллеей и другими музеями Смитсоновского института возвышается Капитолий США, резиденция законодательного собрания страны. На юге и западе находятся памятники и мемориалы Томасу Джефферсону, Мартину Лютеру Кингу-младшему, Аврааму Линкольну и Джорджу Вашингтону, чей вклад в историю и культуру афроамериканцев рассказывается в музее.

Вид на музей с проспекта Конституции, вид через северную лужайку на монумент Вашингтона.

Алан Карчмер / NMAAHC

Символическое присутствие музея на Национальной аллее соответствует символизму самого здания. Ведущий дизайнер Дэвид Аджайе и ведущий архитектор Филип Фрилон вместе со своей архитектурной командой Freelon Adjaye Bond/SmithGroup выиграли в апреле 2009 года международный конкурс на проектирование и доставку музея населению Соединенных Штатов. Закладка фундамента на участке площадью пять акров состоялась в феврале 2012 г., а торжественное открытие музея состоялось 24 сентября 2016 г. 

Сын ганского дипломата, Аджайе вырос гражданином мира. Он жил в Египте, Англии, Ливане и Танзании и посетил все 54 независимых государства Африки. Сегодня Freelon является ведущим дизайнером афроамериканских музеев. Перед своей смертью в феврале 2009 года Дж. Макс Бонд-младший проектировал афроамериканские исторические места, музеи и архивы по всему миру. В результате архитекторы синтезировали множество отличительных элементов из Африки и Америки в дизайне и структуре здания.

Покадровая видеозапись строительства здания Музея

С одной стороны, архитектура здания следует классической греко-римской форме в использовании основания и вала, увенчанных капителью или короной. Для нашего музея корона вдохновлена ​​​​трехуровневыми коронами, используемыми в искусстве йорубан из Западной Африки. Кроме того, главный вход в здание представляет собой гостеприимную веранду, архитектурные корни которой уходят в Африку и во всю африканскую диаспору, особенно на Юг Америки и Карибский бассейн. Наконец, обернув все здание декоративной металлической решеткой бронзового цвета, Аджайе отдает дань уважения сложным изделиям из железа, созданным порабощенными афроамериканцами в Луизиане, Южной Каролине и других местах.

Свет, просачивающийся через экран Короны в Галереи Сообщества на третьем уровне Музея.

Алан Карчмер / NMAAHC

Обволакивающая решетка также открывает здание для внешнего дневного света, который может регулироваться в зависимости от времени года. Открытость свету символична для музея, который стремится стимулировать открытый диалог о расах и способствовать примирению и исцелению. С самой верхней короны вид простирается все выше и выше, напоминая посетителям, что Музей — это источник вдохновения, открытый для всех как место смысла, памяти, размышлений, смеха и надежды. Этот дизайн также является архитектурно практичным и устойчивым. Это здание является первым музеем в торговом центре, спроектированным в соответствии со стандартами устойчивого развития, и служит «Зеленым флагом» Смитсоновского института. В 2018 году музей был официально награжден золотым сертификатом LEED.

Посетите нашу панель инструментов GreenScreen, чтобы узнать больше об основных функциях устойчивого развития, включенных в дизайн, строительство и эксплуатацию Музея в рамках нашего стремления обучать посетителей и быть лидером в области социальной ответственности.

Многие великие здания мира объединили свою архитектурную форму со своей функцией или назначением. Музей следует этому принципу в том смысле, что здание охватывает свое содержание — американскую историю, рассказанную через призму афроамериканской истории и культуры. Воплощая многолетнюю мечту, здание музея представляет собой общественный ресурс, который помогает посетителям узнать о себе, своей истории и своей общей культуре. Свет, отражающийся от решетки бронзового цвета, служит маяком, напоминающим нам о том, кем мы были, с какими проблемами еще сталкиваемся и кем мы можем надеяться стать. Как сказал Лонни Г. Банч III, директор-основатель музея, «это здание будет петь для всех нас».

Это здание будет петь для всех нас. Лонни Г. Банч Директор-основатель Национального музея афроамериканской истории и культуры

Юго-восточный угол Короны с памятником Вашингтону на заднем плане. Фото: Алан Карчмер/NMAAHC

Площадь вокруг Окулуса, которая пропускает свет в подземный Созерцательный двор. Фото: Алан Карчмер/NMAAHC

Вид с монумента Вашингтона на крышу музея. Фото: Алан Карчмер/NMAAHC

Западный фасад Corona отбрасывает в здание солнечный свет и тени. Фото: Алан Карчмер/NMAAHC Монумент Вашингтона, вид через объектив в галереях сообщества третьего уровня. Фото: Алан Карчмер/NMAAHC

NMAAHC освещается ночью. Фото: Алан Карчмер/NMAAHC

Музей, Построен | Метрополитен-музей

17 декабря 2010 г.
Брайан Ча, стажер, отдел дизайна

Крупный план chéneau (декоративный желоб), спроектированный Ричардом Моррисом Хантом для фасада музея на Пятой авеню. Photograph by Lucy Redoglia

Посетителям Metropolitan огромное количество выставленных удивительных произведений искусства может помешать оценить архитектуру главного здания как нечто иное, как фон. Тем не менее, с кратким введением богатая архитектурная история музея оживает и служит ценным дополнением к его коллекциям.

В качестве стажера в Музее я помогаю дизайнерам выставок создавать пространства для демонстрации произведений искусства. Хотя их основное внимание уделяется специальным выставочным пространствам, дизайнеры выставок также думают о том, как подчеркнуть архитектуру музея. Например, две из четырех лестниц оригинального викторианского готического здания на этом месте, спроектированного Калвертом Во и Джейкобом Реем Молдом и завершенного в 1880 году, были обнаружены и восстановлены в 1995 году по рекомендации Дэниела Кершоу, менеджера по дизайну выставки, и Амелии. Пек, Марика Ф. Вилчек, куратор американского декоративного искусства. Высокодекоративные металлические конструкции лестниц теперь видны всем, кто посещает близлежащие галереи европейской живописи и средневекового искусства.

Одна из двух отреставрированных лестниц оригинального здания музея 1880 года. Фотография Люси Редолья

В следующий раз, когда вы посетите музей, обратите внимание на другие отреставрированные архитектурные фрагменты, которые видны вокруг здания. Например, кирпичное арочное пространство под Большой лестницей, первоначально спроектированное Ричардом Моррисом Хантом в 1895 году и завершенное в 1902 году как часть входного павильона изящных искусств, теперь является частью Галереи византийского искусства Марии и Майкла Джахарис. .

Склеп Галерея под парадной лестницей. Фотография Карин Уиллис

Также видны фрагменты фасада музея из разных периодов его истории; по мере того как здание со временем расширялось, предыдущие фасады стали внутренними стенами и до сих пор служат таковыми. Например, у входа в галерею Роберта Вуда Джонсона-младшего рядом с вершиной Парадной лестницы можно увидеть фрагмент оригинального фасада Во и Молда 1880 года: стрельчатая гранитная стрельчатая арка, представляющая период готического возрождения. Весь южный фасад классической пристройки 1888 года Теодора Уэстона к зданию теперь сохранился внутри стеклянного двора европейских скульптур Кэрролла и Милтона Петри.

Слева: южный фасад Теодора Уэстона 1888 года теперь образует одну из стен Европейского суда скульптур Кэрролла и Милтона Петри; фотография Люси Редолья. Справа: оригинальный фасад, как видно на фотографии, вероятно, сделанной между 1889 и 1895 гг. Вестник Музея искусств . Начиная с формирования Центрального парка, в статье прослеживаются различные архитектурные планы, предусмотренные более чем дюжиной архитекторов, а также множество различных первоначальных планов музея. Хекшер подробно рассказывает о главном фасаде, который включает в себя четыре кариатиды, представляющие четыре направления искусства: живопись, скульптуру, архитектуру и музыку. Этот фасад позже задал тон северным и южным расширениям МакКима, Мида и Уайта в 1904. Статья заканчивается описанием генерального плана музея Кевина Роша, Джона Динкелу и партнеров 1970 года: стеклянная драпировка, объединяющая разрозненные части здания.

Вид с воздуха на Метрополитен-музей в 2001 г., слева и ок. 1920 г., справа

Вдохновленный как статьей Хекшера, так и моей работой с дизайнерами выставки, я создал анимацию с помощью программы трехмерного моделирования, которая показывает хронологию различных расширений здания:

Я уже знал, что коллекции Метрополитена росли на протяжении всей его истории и продолжают расти сегодня; Чего я не осознавал, так это того, что физическое пространство тоже эволюционировало. Галереи американской живописи и скульптуры, а также искусства арабских земель, Турции, Ирана, Центральной Азии и поздней Южной Азии в настоящее время ремонтируются и переустанавливаются, и в настоящее время ведется планирование реконструкции площади на Пятой авеню. Даже сегодня музей продолжает развиваться, чтобы удовлетворять потребности своих коллекций и предлагать архитектурные сюрпризы внимательным посетителям.

Брайан Ча — стажер в отделе дизайна.

Связанный ресурс
Хекшер, Моррисон Х. «Метрополитен-музей: история архитектуры». Бюллетень Метрополитен-музея , Vol. 53, № 1 (лето 1995 г.).

Отделение: Американское крыло

Метки: МакКим, Фасад Пятой авеню, Калверт Во, Джейкоб Рей Молд, Ричард Моррис Хант, Теодор Уэстон

{{статья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *