Обозначение сферы на чертеже
Элемент детали сферической формы обозначается размерными линиями, перед которыми наносится знак диаметра « Ø
» или радиуса « R
».
В тех случаях, когда на чертеже, в виду конструктивных особенностей, трудно отличить сферу от других поверхностей допускается наносить слово «Сфера» или знак сферы в виде круга « » с диаметром равным размерным числам.
Прежде чем определить, что же собой представляет сфера, необходимо выяснить, какая же именно геометрическая фигура называется шаром. Оказывается, что он представляет собой тело, которое ограничено поверхностью, все точки которой располагаются на одинаковом расстоянии от центра. Это расстояние именуется радиусом, а поверхность шара – сферой. Есть еще одно определение сферы, которое гласит, что она является телом вращения, образующимся во время вращения полуокружности вокруг неподвижной оси.
Тела, имеющие сферические поверхности, можно достаточно часто встретить в технике. К примеру, без сфер не обходится ни одна линза, применяемая в самых разнообразных оптических устройствах: начиная от простых очков и заканчивая сложнейшими астрономическими телескопами. Согласно определению, линза (оптическая) – это тело, изготовленное из прозрачного материала для излучения в определенном диапазоне длин волн и ограниченное вогнутыми или выпуклыми поверхностями. Таким образом, практически любая линза имеет как минимум одну сферическую поверхность (исключение составляют только линзы Френеля и особые их варианты, имеющие цилиндрические или тороидальные поверхности).
Деталь со сферическим торцом
Опора сферическая
Пожалуй, самыми распространенными техническими устройствами, в которых широко используются свойства сферических поверхностей, являются шариковые подшипники качения.
Не будет преувеличением сказать, что сферические детали хорошо знакомы каждому автолюбителю. Одними из наиболее распространенных из них, помимо подшипников, являются шаровые опоры. Они чаще всего используются в устройствах, обеспечивающих поворот передних колес автомобиля, поэтому к ним предъявляются очень высокие требования. Не в последнюю очередь, это касается ответных частей, то есть вкладышей шаровых опор, которые должны быть очень прочными и обеспечивать достаточную герметичность узла, чтобы в нем удерживалась смазка. Неисправность или дефекты шаровых опор легковых автомобилей могут служить причиной тяжелых аварий с очень грустными для водителя и пассажиров последствиями. Кроме того, в автомобильной и другой технике очень часто используются шарниры. В общем случае они представляют собой некое подвижное соединение двух деталей, которое образует вращательную пару. При этом различают цилиндрические шарниры, в которых их составляющие способны вращаться только вокруг общей оси, и шарниры шаровые, предполагающие вращение вокруг общей точки. Что касается шарниров, то их можно встретить, например, в местах сочленения рычагов, рулевых тяг и т. п.
Сферические элементы имеют нередко также и различные опоры, служащие для крепления несущих конструкций сооружений: стойки, колонны, столбы. Они напоминают шарниры и служат для того, чтобы эффективно передавать различные нагрузки на другие части строений или их основание, причем в динамическом режиме. Ярким примером инженерных сооружений, в которых широко используются сферические элементы опорных конструкций, являются современные подвесные мосты.
Сферический элемент детали
Опора установочная
Сферы достаточно часто применяются и в электротехнике. Например, достаточно широко распространены такие устройства, как шаровые разрядники. В них шары представляют собой электроды, разведенные на определенное расстояние. Причем диаметры шаров и расстояние между ними рассчитываются под определенное напряжение, которое называется пробивным, или разрядным. Шаровые разрядники могут работать в условиях очень высоких напряжений и обычно используются для того, чтобы защитить силовую электрическую аппаратуру от перегрузок.
Все перечисленные выше примеры – это лишь небольшая часть тех областей техники, в которых применяются сферические детали. Кроме того, их достаточно часто можно встретить и в быту. Именно благодаря свойствам сферы мы можем спокойно пользоваться шариковой ручкой, а в водопроводных кранах часто используется запирающий элемент в виде шара с отверстием.
Нанесение размеров на чертежах | Новости в строительстве
Нанесение размеров на чертежах регламентируется правилами ГОСТ-2.307-68.Обо всех изображенных на чертеже предметов или их частей, независимо от масштаба можно судить по размерным числам. Для того чтобы нанести на чертеже размеры необходимо проводить размерные и выносные линии,а также необходимо указывать размерные числа.С обеих концов размерные линии ограничивают стрелками. При нанесении на чертежах выносные линии должны выходить за концы стрелок размерной линии примерно на 1-5 мм.Размер стрелок зависит от толщины линии видимого контура (смотри рисунок 10,а) и выполняется одинаково для всех размеров которые обозначены на чертеже. Фото-1.Нанесение размеров на чертежах.
Нанесение размеров при недостатке места для размерных чисел
Размерную линию при нанесении размера прямолинейного отрезка проводят параллельно этому отрезку на расстоянии 6-10 мм,а выносные линии проводят перпендикулярно размерным линиям,(смотри рисунок 10,б).Вместо стрелок на строительных чертежах допускается применять засечки(смотри рисунок 10,в) в виде короткой (2-4 мм)сплошной основной линии.
Такая линия проводиться с наклоном вправо и под углом 45 градусов к размерной линии.на пересечении размерных и переносных линий наносят засечки,
при этом размерные линии должны выступать за крайние выносные линии на 1-3 мм.Размерные числа проставляют над размерной линией параллельно ей и по возможности ближе к ее середине.В зависимости от масштаба чертежа и его назначения берут высоту цифр.
Но высота цифр должна быть не менее 2.5 мм,а на чертежах которые выполняются в карандаше должна быть не менее 3.5 мм. На чертеже каждый размер указывается только один раз.
Центровые и осевые линии а также линии контура не используются в качестве размерных линий.Ближе к контуру изображения должны располагаться меньшие размеры,а большие размеры располагаются дальше от него. При соблюдении такого расположения никогда не будут пересекаться выносные линии с размерными линиями.Размерные числа на чертеже не разрешается пересекать линиями.В случае когда размерное число ставиться на площади которая подлежит штриховки,необходимо штриховку прерывать у размерного числа (смотри рисунок 10,г).
В случае недостаточности места для нанесения размерного числа,число можно наносить как показано в примере на рисунке 11.Если на чертеже необходимо обозначить размер диаметра,то перед размерным числом необходимо поставить знак ∅.
Фото-2.Нанесение точек вместо стрелок.
Нанесение радиуса или диаметра сферы на чертежах. Нанесение точек вместо стрелок
В случае когда не хватает места для нанесения стрелок на размерных линиях,которые располагаются цепочкой,стрелки заменяют точками или засечками,(смотри рисунок 12).При большом радиусе допускается приближать центр к дуге а размерную линию радиуса показывают с изломом под углом в 90 градусов (смотри рисунок 13).Перед размерным числом диаметра(радиуса)сферы наносят знак ∅(R),смотри рисунок 14.
Фото-3.Нанесение выносных линий при наличии закруглений.
Нанесение выносных линий на чертежах при наличии закруглений
При наличии закруглений контурных линий предмета(смотри рисунок 15)выносные линии проводят от точек пересечения сторон скругляемого угла или от центра дуги скругления.
Фото-4.Нанесение выносных линий,не перпендикулярных размерным.
Нанесение выносных линий,не перпендикулярных размерным на чертежах
В случае, когда выносные лини перпендикулярно нельзя нанести измеряемому отрезку,выносные и размерные линии проводят таким образом чтобы они образовали вместе с измеряемым отрезком параллелограмм,(смотри рисунок 16).
Фото-5.Нанесение угловых и линейных размеров при разных наклонах размерных линий.
Нанесение угловых и линейных размеров при разных наклонах размерных линий.
Размерные числа наклонных размерных линий можно наносить примерно таким образом, как показано на рисунке 17 (размер 35).
Размерные числа угловых размеров в зоне,расположенной выше горизонтальной осевой линии,помещают над размерными линиями со стороны их выпуклости;в зоне ,расположенной ниже горизонтальной осевой линии,-со стороны вогнутости размерных линий.В заштрихованной зоне не рекомендуется наносить размерные числа.
В таких случаях размерные числа указываются на горизонтально нанесенных полках (рисунок 17).
Фото-6.Вынесение размеров за контур изображения.
Вынесение размеров за контур изображения на чертежах
Размерные линии наносятся вне контура изображения,но допускается наносить их и внутри контура.При этом не должна нарушаться удобочитаемость чертежа,(смотри рисунок 18).Размерная линия размещается на расстоянии не менее 10 мм,от параллельной ей линии,а между параллельными размерными линиями расстояние должно быть от 6 до 10 мм.В таких случаях стараются избегать пересечения выносных и размерных линий.
Наклонные прямые элементы изображенного предмета характеризуются углами наклона к горизонтальной прямой или уклоном. Уклоном iпрямой АВ относительно прямой АС ( смотри рисунок 19) называется отношение превышения прямой к горизонтальной ее проекции i=BC/AC=tg α.
Рисунок 19. Построение и обозначение уклона
Уклоны выражают отношением чисел (1:10) или в процентах (10%). На чертежах уклон обозначают знаком ∠, который ставят перед размерным числом, определяющим уклон, параллельно основному направлению. Вершина угла направлена в сторону уклона.
Рисунок 20. Построение конусности (а) и обозначение ее на чертеже (б).
Обозначение уклона наносят на полке линии- выноски или непосредственно над линией контура. На чертеже изображающем предмет конической формы, указывают степень его конусности. Таким образом конусностью К называется отношение разности диаметров двух нормальных сечений конуса D,d к расстоянию l между ними (смотри рисунок 20,а).
K=(D-d)/l= 2 tg α, следовательно K=2i.Перед размерным числом,определяющим конусность, ставят знак ∇ в виде равнобедренного треугольника, острый угол которого направлен в сторону вершины конуса (рисунок 20,б).
*****
*****
» Основы тонового рисунка
Независимо от того, хотите ли вы рисовать реалистичные или абстрактные предметы, понимание тональной ценности (вариации света и тени) имеет огромное значение. Наличие широкого диапазона значений само по себе может превратить посредственный рисунок в более динамичный. Овладение восприятием света и тени может показаться почти «волшебным трюком» для тех, кто не обучен рисованию, но понимание свойств восприятия значения не является чрезвычайно сложным, и небольшая практика помогает.
Первый шаг — понять, какую ценность можно получить с помощью инструментов для рисования. Хотя нет необходимости владеть всеми плотностями графитного или угольного карандаша, начинающий ученик должен иметь по крайней мере 5 или 6 из следующих: от жесткого (от 9H до 4H) до очень мягкого (от 4B до 9B), а также различные средние тона между ними. Я бы предложил следующий базовый набор для начинающего ученика: 4H, 2H, 2B (то же, что и обычный карандаш №2), 4B и 6B. Вы всегда можете расширить их. Вы также должны получить прессованный уголь (который дает самые насыщенные темные оттенки черного), виноградный уголь (более мягкий и легко стираемый) и белый уголь (для рисования на тонированной бумаге, который будет объяснен далее). Белый резиновый ластик, резиновый ластик и бумажный обрубок (для растушевки) также являются частью основного набора для рисования. Разнообразие гладкой и текстурированной бумаги — это хорошо, но вы можете начать с газетного блокнота и бристольской бумаги (или даже высокосортной или компьютерной бумаги, пока вы изучаете базовые навыки). В конечном итоге вы захотите инвестировать в бумагу архивного качества, разной плотности и текстуры.
Создание объемного рисунка простой сферы — хорошее упражнение для начинающего художника, так как это очень прямой способ узнать, как меняется свет, падающий на форму и отражающийся от нее. У вас будет более успешное время, если вы сможете правильно управлять источником света (например, в стандартном классе есть несколько верхних ламп, что проблематично для этого упражнения). В идеале у вас должен быть ОДИН основной источник света. Окружающий свет в дополнение к прожектору будет хорошей установкой для этой цели. Прежде чем приступить к упражнению со сферой, вы должны создать шкалу из 10 значений. Попытайтесь сделать каждый сегмент равным скачком ценности. Будет полезно (хотя и не обязательно) использовать коммерческую шкалу ценности или средство поиска стоимости, чтобы сравнить с вашим, сделанным вручную, максимально точное соответствие каждому оттенку. После создания шкалы значений создайте тональный рисунок своей сферы, пытаясь использовать все 10 значений. Обратите особое внимание на наблюдение и запись светлых участков, средних тонов, основных теней, отраженного света и отбрасываемых теней.
Для получения дополнительной информации об основах света и тени посетите следующий ресурс: Теория света и тени
Наблюдение за тональным исследованием: одиночный объект где изучать свет. Лично я предпочитаю рисовать естественные объекты, которые предоставляют множество интересных форм и текстур для изучения. Совершенствуя свои навыки рисования, вы обнаружите, что вас привлекают различные объекты, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни. Лист, дерево, цветок, капуста.

Чтобы не разочароваться, лучше начинать с более простых форм и переходить к более сложным. Но не бойтесь пытаться нарисовать что-то, что может быть за пределами ваших текущих технических возможностей. Если у вас есть достаточный интерес, вы преодолеете трудности сложного предмета. Один из самых успешных способов упростить сложный объект — увеличить более мелкую деталь и обрезать ее. Для этого полезно иметь небольшую рамку на матовой доске, чтобы помочь вам визуализировать меньшую обрезку (пустая рамка для слайдов также очень эффективна для этой цели). Вы обнаружите, что увеличение масштаба менее утомительно, чем попытка охватить весь объект, и часто это также делает композиции более интересными.
Все приведенные выше образцы посевов были созданы на основе полных рисунков, сделанных художником-ботаником Сюзанной Блэксилл. Полные рисунки великолепны сами по себе, но я подумал, что было бы интересно увидеть каждое из изображений, обрезанное до основных элементов. Любой из этих образцов можно превратить в полноценный чертеж. Одним из хороших упражнений является создание миниатюрных набросков различных увеличенных частей предмета, прежде чем посвятить себя более трудоемкому тональному рисованию выбранного вами исследования. Другая идея состоит в том, чтобы сделать более упрощенный рисунок всего предмета, с меньшим количеством деталей… а затем провести больше исследований того же предмета, который был обрезан.
Рисунки тушью Хироми Миуры завораживают количеством деталей, которые он получает в своих обрезанных этюдах цветов тушью. Он уравновешивает свое искусное исполнение этих цветов, компенсируя одержимо сфокусированные области более открытыми и тонкими пассажами. Эти примеры далеко за пределами способностей начинающих студентов, но они являются прекрасным примером в качестве учебного пособия для элементов дизайна эффективного рисунка. Когда вы работаете над рисунком, вы часто обнаружите, что процесс рисования сам по себе сосредотачивает ваш ум таким созерцательным образом, что вы видите объект по-другому после завершения его рисования.
Рисование может научить вас «видеть», а также рассказать о ваших самых сильных визуальных интересах. Если вы увлечены предметом, может быть полезно сделать серию рисунков, на которых вы исследуете предмет под разными углами или в разных условиях освещения. Вы можете исследовать один и тот же предмет графитом, углем, чернилами для получения различных эффектов.
Использование тонированной бумаги — один из самых простых способов упростить работу по установлению различных значений тонового рисунка. Вы можете купить бумагу нейтрального серого или коричневого цвета средней плотности… или даже поработать с бумажным пакетом (он не архивный и не прослужит так долго, но хорош для практики). Начав со среднего тона фона, гораздо проще одновременно работать с темными и светлыми тонами, вместо того, чтобы работать с вашими значениями на абсолютно белом листе бумаги. Для выделения значений вам понадобится кусок белого мела.
Вы также можете тонировать белую бумагу мягким мелким углем, пройдясь по всему листу стороной угля. Затем вы смешиваете уголь с бумагой мягкой замшей (традиционно замшевой тканью) или мягкой тряпкой. Затем поднимите белые участки ластиком, чтобы вернуться к белому цвету страницы, а темные проработайте виноградной лозой или прессованным углем.
Рисунок на черной бумаге — еще один вариант, как и в последнем образце (выше). В этом методе вы почти полностью работаете с белым мелом, создавая оттенки серого, смешивая мел с черной бумагой, используя бумажный обрубок для создания смешанных оттенков серого.
Из всех видов костей получаются великолепные натюрморты… как и ракушки! Их тонкие вариации белых и серых тонов в дополнение к волнистой скульптурной поверхности делают их идеальными предметами для рисования. Нужно больше убедительности? Изучите картины Джорджии О’Киф. Вы будете вознаграждены за свои усилия по созданию коллекции костей и раковин для изучения рисунка (и живописи).
Искусственные (неорганические) объекты также являются прекрасными объектами для наблюдательных рисунков. Музыкальные инструменты довольно скульптурны по форме, а потому являются прекрасным предметом для изучения. Опять же, хорошая композиция может обрезать инструмент, чтобы более эффективно сфокусироваться на конкретных деталях.
В вашем доме есть множество предметов, которые можно увидеть в новом свете. Примеры включают инструменты, кухонную утварь, ключи, стаканы, чашки и т. д. Преподаватель рисования Амирия Робинсон предлагает создать ассортимент посуды (и приклеить ее к доске, если это необходимо более чем для одного сеанса). Обратите внимание на отражения, тени и пересекающиеся линии, созданные из ассортимента.
Я намеренно не упомянул тему «рисунок натюрморта» (или наблюдательное исследование несколько объектов) на данный момент, так как я чувствую, что лучше перейти от изучения ценности одного предмета, прежде чем пытаться исследовать сложные отношения между объектами. Кроме того, сюжеты животных, людей (лица и фигуры) и пейзажей имеют каждый свой дополнительный набор конструктивных и пропорциональных соображений, которые будут рассмотрены отдельно. Хотя нет абсолютной необходимости следовать этим урокам последовательно, если вы работаете вне класса и хотите продвинуться вперед, рекомендуется, чтобы вы, по крайней мере, имели четкое представление об использовании линии, прежде чем пытаться изучать ценности.
Скоро появятся дополнительные уроки рисования:
Тональный рисунок натюрморта (в процессе)
Рисование и затенение лица
Рисование деревьев, пейзажа и атмосферы
Абстракция и сюрреализм в рисовании
Эффективное использование рисунка с фотографий
Рисование с Мастера
Исследовательская линия: контур и слепой контур
Жестовая линия: быстрое изучение фигур
ГДиТ Символы и термины | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|