Примеры чертежей с описанием выполненные от руки
Рабочий чертеж детали — колпак выполнен с вырезом четверти для большего представления об изделии. Начерчен согласно нормам ЕСКД со всеми размерными и выносными линиями. Также присутствует аксонометрическая проекция данной детали. […]
ПодробнееНатуральная величина плоскости на чертеже определяется тремя методами: замена плоскостей (вид снизу) вращения плоскостей (вид справа сверху) плоскопараллельного перемещения (вид правый нижний) Для начала необходимо начертить плоскости по координатам, используемые […]
ПодробнееТор и призма (вид слева) представляет собой одним из распространенных чертежей на определение линии взаимно пересекающихся поверхностей. На чертеже представлено два вида определения пересечения:с помощью вспомогательных секущих линий(вид слева) и […]
ПодробнееКлепаное соединение один из разновидностей крепежных изделий. Чертеж представляет собой соединение двух материалов заклепками. К нему прилагается спецификация с составными деталями.
Чертеж развертка усеченной пирамиды представляет собой комплексную задачу, состоящую из 4 задач: Определение сечения на трех видовых проекциях; Построение сечения в натуральную величину; Вычерчивание развертки усеченной пирамиды; Черчение изометрии данной […]
ПодробнееПростой разрез чертеж построен по всем требованиям оформления подобных чертежей. Т.е. присутствуют размерные и выносные линии. В данном чертеже осуществлено построение третьего вида с простым разрезом.
ПодробнееУзел металлической конструкции начерчен в масштабе 1:5. Правила оформления чертежей строительных конструкций представлены в ГОСТ 2.410-68. Составные детали узла соединяют посредством клепанных, болтовых или сварных соединений, которые имеют свои обозначения […]
ПодробнееЧертеж вала с размерами выполненный согласно нормам ЕСКД. Начерчен от руки. Деталь является одной из множества составляющих станка. Ниже представлен еще один пример выполнения чертежа, но в графической программе.
ПодробнееЧертеж генплана выполнен карандашом согласно нормам СНиП. Имеются обозначение зданий и сооружений занесенные в таблицу. По заданию необходимо было в масштабе 1:50000 начертить проект генплана населенного пункта в районе города […]
ПодробнееНатуральная величина треугольника чертеж (плоской фигуры) на представленном изображении определяется 3 методами: замены плоскостей (вид снизу) вращения (вид справа сверху) плоскопараллельного перемещения (вид правый нижний)
ПодробнееЧертёж – это… Что такое Чертёж?
У этого термина существуют и другие значения, см. Чертеж. Чертёж деталиЧертёж — документ, содержащий контурное изображение изделия и другие данные, необходимые как для изготовления, контроля и идентификации изделия, так и для операций с самим документом.
Чертёж — один из видов конструкторских документов[1] и, с другой стороны, — один из видов графической модели изделия.
Основные требования к выполнению чертежей изложены в ГОСТ 2.109-73.[2]
Форматы листа
Форматы листаМеждународный стандарт размеров листов, ISO 216 (ГОСТ 2.301-68[3]), построен на основе немецкого стандарта размеров листов DIN 476. В стандарте ISO отношение ширины к длине листов различных форматов одинаково, и составляет , Или примерно 1:1,4142. Базовым форматом листа является A0, площадь которого равна 1 м². Каждый из следующих форматов листов A1, A2, A3 и т. д., имеет вдвое меньшую площадь, чем предыдущий. Эти форматы по ГОСТ 2.302-68 имеют название «основные форматы».
Основной формат — формат конструкторского документа, которому отдают предпочтение, размеры сторон которого составляют 1189×841 мм (A0) или полученный последовательным делением его на две равные части параллельно меньшей стороны до формата 297×210 мм (A4).
Дополнительный формат — формат конструкторского документа, который образуют увеличением меньшей стороны любого основного формата на величину, кратную её размеру.[3]
Масштабы
Изображение предмета на чертеже может быть выполнено в натуральную величину, уменьшенным или увеличенным. Отношение всех линейных размеров изображения предмета на чертеже к их натуральной величине называется масштабом.
ГОСТ 2.302-68 устанавливает следующий ряд масштабов изображений на чертежах:
- масштабы уменьшения — 1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:25; 1:40; 1:75; 1:100, 1 : 200;
- натуральная величина — 1:1;
- масштабы увеличения — 2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1; 40:1; 50:1; 100:1.
Линии
Основными элементами любого чертежа являются линии. В зависимости от их назначения они имеют соответствующие тип и толщину. Изображение предметов на чертеже является сочетанием различных типов линий.
Типы линий, их назначение и толщина установлены ГОСТ 2.303-68 (ISO 128). Сплошная толстая основная линия принята за исходную. Толщина её S должна выбираться в пределах от 0,5 до 1,4 мм. Она выбирается в зависимости от величины и сложности изображения, формата листа и назначения чертежа. Исходя из толщины сплошной толстой основной линии выбирают толщину других линий при условии, что для каждого типа линий в пределах одного чертежа на всех изображениях она будет одинаковой.
Виды, толщины и назначения линий по ГОСТ 2.303-68:
Название | Толщина относительно основной линии | Основное назначение |
---|---|---|
Сплошная толстая | S | Линии видимого контура. Линии перехода видимые. Линии контура сечения (вынесенного и входящего в состав разреза). |
Сплошная тонкая | От S/3 до S/2 | Линии контура наложенного сечения. Линии размерные и выносные. Линии штриховки. Линии-выноски. Полки линий-выносок и подчеркивание надписей. Линии ограничения выносных элементов на видах, разрезах и сечениях. Линии перехода воображаемые. Следы плоскостей, линии построения характерных точек при специальных построениях. |
Сплошная волнистая | От S/3 до S/2 | Линии обрыва. Линии разграничения вида и разреза. |
Штриховая | От S/3 до S/2 | Линии невидимого контура. Линии перехода невидимые. |
Штрих-пунктирная тонкая | От S/3 до S/2 | Линии осевые и центровые. Линии сечений, являющиеся осями симметрии для наложенных или вынесенных сечений. |
Штрих-пунктирная утолщённая | От S/3 до 2/3S | Линии, обозначающие поверхности, подлежащие термообработке или покрытию. Линии для изображения элементов, расположенных перед секущей плоскостью. |
Разомкнутая | От S до 1,5 S | Линии сечений. |
Сплошная тонкая с изломом | От S/3 до S/2 | Длинные линии обрыва. |
Штрих-пунктирная с двумя точками тонкая | От S/3 до S/2 | Линии сгиба на развертках. Линии для изображения частей изделий в крайних или промежуточных положениях. Линии для изображения развертки, совмещенной с видом. |
- Образцы линий
-
Сплошная толстая
-
Сплошная тонкая
-
Сплошная волнистая
-
Штрих-пунктирная тонкая
-
Штрих-пунктирная утолщенная
-
Сплошная тонкая с изломом
-
Штрих-пунктирная с двумя точками тонкая
Черчение
График за работой План правительственного зданияКогда изображают предметы приёмами черчения, не полагаются на один глазомер и верность руки, а пользуются разными вспомогательными инструментами. Зато от чертежа требуется точное воспроизведение размеров предмета, в определённом масштабе, вследствие чего перспективное изображение употребляется весьма редко (так как оно искажает размеры частей) и заменяется проекциями, по правилам начертательной геометрии. С развитием применений графической статики при помощи черчения стали легко и быстро решать множество численных задач, встречающихся при проектировании сооружений и машин и требующих сложных алгебраических выкладок.
Под именем «геометрическое черчение» подразумевают особый подготовительный предмет программы начальных технических училищ: чтобы приступить к изучению искусства черчения ученикам показывают приёмы употребления чертёжных инструментов и заставляют решать на бумаге разные геометрические задачи. Начиная с действительно нужных, как проведение параллельных и перпендикулярных прямых, деления прямых и углов на равные части, построения фигур в разных масштабах, доходят до решения довольно сложных частных задач и построения разных плоских кривых и правильных узоров, выбранных лишь с целью «набить руку» и достигнуть некоторой степени геометрического «развития». Затем уже переходят к «проекционному черчению»: практическому изучению начертательной геометрии и разных систем проекций, на ней основанных. Эти научные основы черчения разрабатываются дальше сообразно специальностям, требующим разнообразных результатов, достигаемых особыми приёмами и навыками. Черчение географических и топографических карт, ситуационных и межевых планов требует соблюдения большой точности в размерах и раскрашивания условными красками и приёмами. Архитектурное черчение пользуется другими условными обозначениями и приёмами, но тоже требует точного соблюдения размеров, так как их определяют при пользовании планом непосредственным измерением при помощи циркуля и масштаба. В заводских чертежах, даваемых в руки рабочим-исполнителям, большей частью допускается более грубое исполнение, потому что главные размеры обыкновенно надписываются, а самые чертежи часто исполняются в натуральную величину.
В старину было принято тщательно отделывать все инженерные, архитектурные и машиностроительные чертежи: вычерчивать тонкими линиями, тщательно раскрашивать и даже оттенять округлые поверхности размыванием туши.
В архитектуре
Чертёжные инструменты
Некоторые современные инструменты:
Данные в этой статье приведены по состоянию на конец XIX века. Вы можете помочь, обновив информацию в статье. |
Когда чертёж большой или подлежит раскрашиванию, бумагу для него необходимо натягивать на чертёжную доску. Хорошая чертёжная доска должна представлять совершенно плоскую гладкую поверхность и быть достаточно мягкой, чтобы в неё легко было вкалывать кнопки для прикалывания бумаги. Поэтому чертёжные доски делают из липового, соснового или ольхового дерева, а более твёрдые сорта не годятся. Дерево, как известно, способно коробиться от высыхания, поэтому для получения хорошей чертёжной доски необходимо принимать различные меры. Дерево выбирают прямослойное, по возможности без сучков: по поверхностным трещинам на кромке легко заметить, что волокна в дереве изогнуты почти всегда по винтовой линии, обыкновенно очень крутой. Если доску из такого дерева выстрогать совершенно плоско, то она станет «косой плоскостью», то есть параболическим гиперболоидом, когда подсохнет. Если же она отсыреет, то скрутится в обратную сторону и образует поверхность такого же рода, но неспособную совпадать с первой. Прямослойное же дерево сгибается в цилиндрическую поверхность. На основании этого, выбрав доски, их распиливают вдоль пополам и склеивают в щиты, перевернув каждую на 180° относительно соседних: вследствие этого вместо одной цилиндрической поверхности при короблении получается волнистая, менее удаляющаяся от плоскости. Доски берут полуторадюймовые и с задней стороны забивают «шпонки» в «награтку». Кромки острагивают как можно прямее, так как ими пользуются для проведения параллельных линий, а сучки на лицевой стороне выдалбливают и заклеивают кусочками дерева из той же доски. Через несколько месяцев пребывания в отопляемой комнате новая доска сильно покоробится, тогда её отсылают к столяру для поправки: пока толщина достаточна, он может её снова выстрогать плоско, но это становится невозможным, если её очень много «повело». После первой неизбежной поправки доска будет изменяться мало, но всё-таки требует по временам перестрагивания. Иногда требуется, чтобы доска была легка: тогда её делают пустой, наклеивая тонкие щиты с обеих сторон рамки. Такая работа удаётся лишь при употреблении очень сухого и долго выдержанного дерева. В старину делали доски в виде рамы, заполненной филёнкой «заподлицо», но такие доски при высыхании непременно дают щели по бокам, а отсырев, распирают шипы своей рамки. Склеивают также чертёжные доски из нескольких слоев перекрещивающихся тонких фанерок, но при всей своей прочности и лёгкости они становятся неправильно-волнистыми при изменении своей начальной степени сухости. Если надо пользоваться обеими поверхностями доски, то её делают с «торцовыми награтками» из твёрдого дерева, то есть «фальц» выбирают в самих награтках, а торцовые кромки щита обделывают соответственным образом и забивают в этот фальц. Для черчения доску кладут на стол так, чтобы свет падал с левой руки работающего и спереди, иначе придется проводить линии по теневой стороне линеек и угольников. При покрытии красками, доску приходится слегка наклонять, чтобы жидкая краска сама стекала в одну сторону, когда же чертёж очень велик, доску удобно очень сильно наклонять и работать стоя, иначе придётся ложиться на стол, чтобы дотянуться до более отдалённого края. Придумано много более или менее сложных станков для этой цели; довольно удобен американский. В нём доска D лежит на козлах, одна рама aca цельная, тогда как другая состоит из неизменяемой части d и переставной bb; цепочки fmf позволяют делать ещё меньшие изменения наклона. Для удобства работы на сильно наклонённой чертёжной доске необходима особо приспособленная горизонтальная линейка («винкель»), скользящая параллельно самой себе по направляющим, устроенным по бокам доски, и снабжённая закраиной, как школьная чёрная доска: без этого нельзя выпустить из рук ни одного инструмента, ибо скатится на пол. Для наклеивания бумаги на доску её изнанку смачивают равномерно водой при помощи чистой губки и кладут этой стороной на доску (изнанку бумаги можно отличить от лица рассматривая её против света, при скользящем освещении на изнанке виднее отпечатки проволочной ткани, на которой вычерпывали бумажную массу для образования листов). Затем на ширину пальца от края кладут на неё крепкую линейку, отгибают кверху край бумаги и, нажимая на линейку одной рукой, другой намазывают кистью нижнюю поверхность бумаги и доску клейстером или густым раствором гуммиарабика. Притерев намазанный край тряпкой через подложенный лист обёрточной бумаги, повторяют то же самое с тремя оставшимися краями листа, стараясь при этом натянуть середину без складок. После этого смачивают и лицевую сторону губкой, не намачивая на этот раз приклеенных краёв, и оставляют сохнуть.
Список чертёжных инструментов и их использование | ||
---|---|---|
| Чертёжные инструменты. Рис. 1 | Чертёжные инструменты. Рис. 2 |
Для проведения прямых служат чертёжные линейки, угольники и рейсшины или винкели; успех работы зависит от правильности, исправности и целесообразного устройства этих приспособлений. Лучшим материалом служит прямослойное грушевое дерево, но немногие мастера умеют так его выбирать и обрабатывать, чтобы оно впоследствии не изменяло своей формы. Лучшие линейки получаются из Парижа, с клеймами H. Oliverau, Hudelo и E. S. с изображением циркуля, треугольника и транспортира; немецкие изделия не уступают этим в тщательности отделки, но скоро искривляются при работе. Толщина должна быть около 2 мм; направляет собственно верхнее ребро, так как черту всегда проводят немного отступив от линейки; поэтому при очень толстой линейке черта легко выходит волнистой вследствие небольших изменений наклона карандаша, а при очень тонкой тушь легко может пристать к дереву и произвести кляксу. Угольники делают вырезанными из дощечки, а очень большие в виде рамки. Вследствие усыхания дерева, гипотенуза треугольников, вырезанных из сплошной доски, не может сохранить своей первоначальной прямизны, и поэтому надёжнее пользоваться одними катетами, когда это возможно. Используются углы в 45, 60 и 30°, но обычно острые углы делают наугад. Медные вставки не приносят никакой пользы, так как не прочны. О правильности линейки можно судить глазом, визируя против света вдоль её ребра; ещё точнее можно проверить три линейки: они не должны пропускать света, когда их накладывают рёбрами попарно, одна на другую. Совпадение же рёбер только двух линеек может произойти, если они представляют выпуклую и вогнутую дугу одного и того же круга. Маленькие неточности линеек можно исправлять, притирая ребро на листе мелкой стеклянной бумаги, положенном на плоскую доску, а грубые выбоины сострагивают хорошим фуганком, очень остро выточенным, удобнее всего на «стусле». Для проведения параллельных линий приходится заставлять угольник скользить по неподвижной линейке, удобнее для этого «рейсшина»: её поперечная часть толще продольной и скользит по краю чертёжной доски. Обыкновенно приходится проводить много горизонтальных и вертикальных линий; если кромки доски аккуратно под прямым углом, можно ими пользоваться при неподвижной поперечной части рейсшины; для наклонных, половину этой части можно поворачивать и закреплять винтом. На фиг. 8 таблицы представлена доска F с рейсшиной АА’, которой поперечная часть B скользит по фальцу в кромке ЕЕ доски, в то время как на правую кромку опирается пружина cc хомутика d. Такое приспособление особенно удобно для Ч. на сильно наклонной доске; для вертикальных линий ставят угольник u (изображённый пунктиром на фиг. 8). Из этой фигуры ясно, что поперечина B должна быть заподлицо с поверхностью доски, а линейка АА’ выше, иначе нельзя будет подводить угольник близко к левому краю в удобном для черчения положении. Существует много конструкций, позволяющих изменять угол винкеля на желаемое число градусов, исправлять его положение микрометрическим винтом и т. п. Почти все это оказалось неудобным или непрочным. При вычерчивании зубчатых колёс и т. п. фигур приходится проводить много прямых, сходящихся в одной точке: можно просто вколоть в это место булавку, такой же толщины, как острие карандаша, и прикладывать к ней один конец линейки; удобнее «эксцентрическая линейка» АА. У одного конца поворачивается и закрепляется винтом N медный рычажок B, снабжённый иглой O, которую можно отвернуть сколько угодно и заставить край линейки направиться через центр или проходить на определённом расстоянии от него.
Криволинейные линейки называются лекалами; их обыкновенно вырезывают из грушевого дерева и придают очень фантастические формы, причём, однако, в одном лекале соединяют обыкновенно части однородных геометрически кривых. Изготовляют и систематические подборы для употребительных кривых, например для параболы. Лекалами пользуются для Ч. кривых по точкам. Когда кривизна плавная, можно изогнуть упругую стальную полоску так, чтобы она проходила через заданные точки и обвести по её краю; для успеха полоску приходится придерживать помощнику или прижимать особыми грузами. Для дуг круга очень большого радиуса существуют особые механизмы Чебышева и князя Гагарина, изгибающие упругую полосу по заданному радиусу. Опытный чертёжник очень скоро делает штриховку параллельными линиями, передвигая угольник по рейсшине от руки, не нуждаясь для этого в особых приспособлениях, которые существуют в большом числе. Самое простое изображено на фиг. 13 таблицы: угольник B может скользить по вырезу ab линейки A. Придвинув его к a, проводят черту, придвинув к b, проводят вторую; затем, придержав B, передвигают A вправо, и повторяют прежнее. Многие изобретатели старались с большим или меньшим успехом сделать расстояния между штрихами переменными. Кроме дерева, угольники делают из рогового каучука и из целлулоида. Каучук менее изменчив, чем дерево, он коробится лишь от довольно сильного нагревания, но он чёрен, грязи и пятен от туши на нём не видно, и поэтому он легко грязнит бумагу. Целлулоид, может быть, окажется удобен, так как в последние годы ему успели придать большую прочность и меньшую возгораемость. Металлические линейки слишком тяжелы, а медные к тому ещё сами марают бумагу; стальные употребляются только для обрезки готовых чертежей.
Главным орудием чертёжника служит чертёжное перо или «рейсфедер». Он состоит из двух пружинящих створок aa, винта с и ручки b, между створками жидкая тушь держится вследствие капиллярности; если обе створки хорошо прилегают к бумаге, то тушь пристаёт к ней между ними, черта выходит резко ограниченная. Новейший тип, изготовляемый Керном и Гизи в Швейцарии, а также Герлахом в Варшаве, короче и крепче, чтобы устранить суживание щели от надавливания на линейку; он вытачивается из одного куска, снабжается продольным прорезом и винтом a для укрепления в ручке. Для тонких линий концы закругляют острее, а для толстых — тупее, чтобы между широкими створками держалось побольше чернил. В старину делали одну створку на шарнире, чтобы удобнее чистить, но шарнир очень скоро расшатывается, а вычистить и так не трудно бумажкой, смочив рейсфедер в воде. Линии толще 1 мм трудно провести сразу, обыкновенно проводят много лишь тонких линий. Поэтому для хорошего рейсфедера нужны следующие качества: обе его створки должны прикасаться одновременно к бумаге; когда черта проводится на удобном расстоянии от линейки, края створок должны быть гладки и тонки, но не резать бумаги. К ширине щели прибавляется и ширина прикасающихся краёв створок, так что для тонкой черты они должны быть тонки, но не остры. Щель между створками клинообразна, а сбоку они заточены округло, значит, черта будет выходить тоньше, когда рейсфедер держат вертикально, и тем шире, чем он наклоннее. Но по устройству руки человеческой наклон этот сам собой меняется, когда ведут длинную черту, и чертёжнику надо много навыка, чтобы избежать этого недостатка. Поэтому самые кончики должны быть изнутри немного отогнуты, чтобы при обычной ширине черты их внутренние поверхности были близки к параллельности. Несознательное соблюдение этого условия и делает то, что иной рейсфедер работает лучше других. От употребления рейсфедеры скоро тупятся, но чертёжник легко может исправлять их сам; для литографов концы створок закаливают, в таком случае их надо притачивать на бруске, а обыкновенным, мягким можно возвратить прежнюю форму мелким напилком. Сначала, свинтив створки до взаимного прикосновения, кончики обтачивают с боков, не обращая внимания на то, что края становятся толще. Сделав это, рейсфедер раскрывают на обычную ширину и удостоверяются, что обе створки прикасаются, когда черта проводится на удобном расстоянии от линейки. После этого можно восстановить параллелизм внутренних поверхностей створок у самого конца для наибольшего их сближения и тщательно их сгладить наждачной бумагой. Если при этом слишком округлятся края с внутренней стороны, их следует снова подточить по бокам. Тогда надо внимательно подточить створки снаружи, пока их кромки не станут почти остры. Чтобы они не резали бумагу, надо взять кусочек самой мелкой наждачной бумаги, положить его на довольно мягкую подкладку, например на толстую пропускную бумагу, и провести по ней раскрытым рейсфедером раза два, намеренно много меняя его наклон по ту и другую сторону вертикальной линии. Неровности краёв сгладятся, и рейсфедер станет чертить чисто и мягко. Если он ещё режет бумагу, надо повторить приём, но осторожно, а то внутренние края слишком округлятся и тонкие черты нельзя будет проводить. Для быстрой установки на заданную толщину черты удобен «калиберный» рейсфедер; для толстых линий — двойные рейсфедеры: можно запустить тушь в концы 1 и 3 рейсфедеров a и b и, проведя сразу двойную черту, заполнить промежуток между ними кисточкой, или же, сблизив винтом Роба концы, ввести тушь и в промежуток 2. При этом для очень широких линий туши не хватает, и легко сделать кляксу. Для облегчения черчения по лекалам рейсфедер делают искривлённым; когда гайка A отпущена, он поворачивается около оси ручки, в B. Для пунктирных линий придумано много приспособлений, но все они не годятся или работают слишком медленно.
Классический «циркуль» сильно изменился в последнее время. Форма его головки A не особенно удобна для поворачивания, а стальные концы CB и C1B1 своими острыми рёбрами размалывают центры в бумаге. Поэтому к шарниру стали приделывать цилиндрическую державку, а кончики стали делать коническими. Для удобства установки в «волосном» циркуле одну ножку AC1 укрепляют на пружине, сгибаемой винтом B до положения C. Трёхконечный циркуль употребляется редко, хотя он довольно удобен для перечерчивания небольших чертежей: две ножки остаются неизменными, а третью ставят в переносимую точку чертежа, когда первые две воткнуты на старых местах. Круговой циркуль нового типа, с переменными ножками, трубчатого типа и вставки держатся одним трением. Для центра вставляется особая булавка, изображённая в увеличенном виде на фиг. 24 таблицы: заплечико m и мешает острию рейсфедера рвать и растирать бумагу. В другую ножку можно вставлять карандаш, или рейсфедер, или же удлиняющее колено для тех же принадлежностей. Круговой рейсфедер снабжается шарниром, чтобы его можно было устанавливать под тем же углом наклона к бумаге при разных раскрытиях циркуля. Делают и складные, карманные циркули; на фиг. 26 таблицы изображён «русский циркуль», как его называют французы. Для очень маленьких кружков приходится употреблять «кронциркуль»; его делают и с карандашной трубкой. При снимании копии чертежа в изменённом масштабе удобен пропорциональный циркуль. У него концы Aa и Bb загнуты вбок; этим достигается вертикальность накола и неизменяемость отношения плеч, когда приходится подтачивать концы. Ящик с чертёжными инструментами носит название «готовальни».
См. также
Примечания
Литература
dic.academic.ru
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ по черчению – Технология Jimdo-Page!
Абсцисса — координата (х) точки, это расстояние от начала координат вдоль оси пересечения горизонтальной и фронтальной плоскостей проекций до проекции точки на эту ось.
Аксонометрическое проецирование состоит в том, что данная фигура вместе с осями прямоугольных координат, к которым эта система точек отнесена в пространстве, параллельно проецируется на некоторую плоскость.
Аппликата — координата (z) точки, это расстояние от начала координат вдоль оси пересечения фронтальной и профильной плоскостей проекций до проекции точки на эту ось.
Верхнее предельное отклонение — это алгебраическая разность между наибольшим предельным и номинальным размерами.
Взаимозаменяемые детали — имеющие возможность выполнения сборки без каких-либо дополнительных операций (подгонки).
Вид — изображение обращенной к наблюдателю видимой части поверхности предмета.
Винтовые поверхности образуются при винтовом движении произвольной линии.
Внутренняя резьба выполнена в отверстии детали.
Габаритный размер — размер, определяющий предельные внешние (или внутренние) очертания изделия.
Габаритный чертеж (ГЧ) — документ, содержащий контурное (упрощенное) изображение изделия с габаритными, установочными и присоединительными размерами.
Горизонталь плоскости — это прямая, лежащая в ней и параллельная горизонтальной плоскости проекций.
Горизонтальная плоскость параллельна горизонтальной плоскости проекций.
Горизонтальная плоскость проекций расположена горизонтально.
Горизонтальная прямая параллельна горизонтальной плоскости проекций.
Деталь — изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала, без применения сборочных операций.
Допуск — это разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами.
Единая система конструкторской документации (ЕСКД) — комплекс государственных стандартов, устанавливающих взаимосвязанные правила и положения по порядку разработки, оформления и обращения конструкторской документации, разрабатываемой и применяемой организациями и предприятиями всей страны.
Изделие — любой предмет или набор предметов производства, подлежащих изготовлению на предприятии.
Изделие вспомогательного производства — это изделие, предназначенное только для собственных нужд предприятия, изготавливающего его.
Изделие основного производства — это изделие, предназначенное для поставки (реализации).
Инженерная графика — наука об изложении и обосновании способов построения изображений пространственных форм на плоскости в практике выполнения технических чертежей, обеспечивая их выразительность и точность, а следовательно, и возможность осуществления изображенных предметов на практике.
Исполнительный размер — размер, который используют при изготовлении изделия и его приемке (контроле).
Комплекс — два или более изделия, не соединенные на предприятии-изготовителе сборочными операциями, но предназначенных для выполнения взаимосвязанных эксплуатационных функций.
Комплект — два и более изделия, не соединенных на предприятии-изготовителе сборочными операциями и представляющих набор изделий, имеющих общее эксплуатационное назначение вспомогательного характера.
Компьютерная графика — это создание, хранение и обработка моделей объектов и их изображений с помощью ЭВМ.
Конструкторская база — поверхность, по отношению к которой ориентируется другая деталь изделия.
Конструирование — создание комплекта конструкторской документации (КД) на изделие с целью его изготовления в производственных условиях.
Конусность — это отношение диаметра основания конуса (или разности диаметров нижнего и верхнего оснований) к его высоте.
Кривая линия — ее можно представить себе как траекторию движущейся точки на плоскости или в пространстве.
Линейный размер — это длина, ширина, высота, величина диаметра, радиуса изделия на чертеже.
Линейчатая поверхность может быть образована прямой линией.
Масштаб — это отношение линейного размера отрезка на чертеже к соответствующему линейному размеру того же отрезка в натуре.
Метод Монжа — метод параллельного прямоугольного проецирования на две взаимно перпендикулярные плоскости проекций.
Монтажный чертеж (МЧ) — документ, содержащий контурное (упрощенное) изображение изделия, а также данные, необходимые для его остановки (монтажа) на месте применения.
Начало координат — это точка пересечения осей координат.
Начертательная геометрия — наука об изложении и обосновании способов построения изображений пространственных форм на плоскости и способов решения задач геометрического характера по заданным изображениям этих форм.
Наружная резьба выполнена на наружной поверхности детали.
Нелинейчатая поверхность — это поверхность, для которой только кривая линия может быть образующей.
Неразъемные соединения не предусматривают возможность их разборки, и которые, следовательно, нельзя разобрать без повреждения.
Нижнее предельное отклонение — это алгебраическая разность между наименьшим предельным и номинальным размерами.
Ордината — координата (у) точки, это расстояние от начала координат вдоль оси пересечения горизонтальной и профильной плоскостей проекций до проекции точки на эту ось.
Ось координат — это прямая, по которой пересекаются плоскости координат.
Ось проекций — линия пересечения плоскостей проекций.
Параллельная проекция точки — это точка пересечения проецирующей прямой, проведенной параллельно заданному направлению из данной точки, с плоскостью проекций.
Пересекающиеся прямые. Если прямые линии пересекаются, то их одноименные проекции пересекаются между собой в точке, которая яв-1яется проекцией точки пересечения этих прямых.
Плоскость — это поверхность, образуемая движением прямой линии, которая движется параллельно самой себе по неподвижной направляющей прямой.
Плоскость координат — это три взаимно перпендикулярных плоскости проекций.
Плоскость общего положения не перпендикулярна ни одной из плоскостей проекций.
Плоскость проекций — это плоскость, на которую проецируются точки.
Поле допуска — это поле, ограниченное верхним и нижним предельными отклонениями.
Посадка переходная — посадка, при которой возможно получение, как зазора, так и натяга в соединении в зависимости от действительных размеров отверстия и вала.
Посадка с зазором — посадка, при которой всегда образуется зазор в соединении.
Посадка с натягом — посадка, при которой всегда образуется натяг в соединении.
Пояснительная записка (ПЗ) — документ, содержащий описание устройства и принцип действия разрабатываемого изделия, а также обоснование принятых при его разработке технических и технико-экономических решений.
Предельное отклонение размера — это алгебраическая разность между предельным и номинальным размерами.
Предельный размер — это два предельно допустимых размера элемента, между которыми должен находиться действительный размер. Один из них называетсянаибольшим предельным размером, другой — наименьшим предельным размером.
Принципиальная схема — схема, определяющая полный состав элементов и связей между ними и дающая детальное представление о принципах работы изделия.
Присоединительный размер — размер, определяющий величину элемента, по которому данное изделие присоединяют к другому изделию.
Проекция предмета на плоскость — это изображение на плоскости проекций предмета, расположенного в пространстве, полученное при помощи прямых линий — лучей, проведенных через каждую характерную точку предмета до пересечения этих лучей с данной плоскостью проекций.
Проекция точки предмета — это точка пересечения луча, проведенного через характерную точку предмета с плоскостью проекций.
Проецировать — это построить проекции точек.
Проецирующая плоскость — плоскость, перпендикулярная соответствующей плоскости проекций.
Проецирующий отрезок — отрезок, перпендикулярный соответствующей плоскости проекций.
Проецирующая прямая — луч, проведенный через каждую характерную точку предмета до его пересечения с плоскостью проекций.
Простой разрез выполнен одной секущей плоскостью.
Профильная плоскость параллельна профильной плоскости проекций.
Профильная плоскость проекций — это вертикальная плоскость проекций, перпендикулярная к горизонтальной и вертикальной плоскостям проекций.
Профильная прямая параллельна профильной плоскости проекций.
Прямая общего положения — прямая, ни одна из проекций которой не параллельна осям проекций и не перпендикулярна им.
Прямоугольные координаты точки — это числа, выражающие ее расстояние от трех взаимно перпендикулярных плоскостей проекций.
Развертка — плоская фигура, полученная при совмещении поверхности геометрического тела с одной плоскостью (без наложения граней или иных элементов поверхности друг на друга).
Разрез — изображение предмета, мысленно рассеченного одной или несколькими плоскостями, при этом мысленное рассечение предмета относится только к данному разрезу и не влечет за собой изменения других изображений того же предмета. На разрезе показывается то, что получается в секущей плоскости и что расположено за ней.
Разъемными называют соединения, повторная сборка и разборка которых возможна без повреждения их составных частей.
Сборочная единица — изделие, составные части которого подлежат соединению между собой на предприятии-изготовителе сборочными операциями.
Сборочный чертеж (СБ) — документ, содержащий изображение сборочной единицы и другие данные, необходимые для ее сборки (изготовления) и контроля.
Сечение — изображение фигуры, получающейся при мысленном рассечении предмета одной или несколькими плоскостями. На сечении показывается только то, что получается непосредственно в секущей плоскости.
Скрещивающиеся прямые линии не пересекаются и не параллельны между собой.
След плоскости — это прямая, по которой некоторая плоскость пересекает плоскость проекций.
След прямой — это точка, в которой прямая, заданная отрезком, пересекает плоскость проекций.
Сложный разрез выполнен несколькими секущими плоскостями.
Сопряжение — это плавный переход одной линии (прямой или кривой) в другую — кривую или прямую.
Спецификация — документ, определяющий состав сборочной единицы, комплекса или комплекта.
Способ вращения обеспечивается изменением положения прямой линии или плоской фигуры путем поворота вокруг некоторой оси так, чтобы прямая или фигура оказалась в частном положении относительно неизменной системы плоскостей проекций.
Способ перемены плоскостей проекций обеспечивается введением дополнительных плоскостей проекций так, чтобы прямая линия или плоская фигура, не изменяя своего положения в пространстве, оказалась в каком-либо частном положении в новой системе плоскостей проекций.
Справочный размер — размер, не подлежащий выполнению по данному чертежу и указанный для большего удобства пользования чертежом.
Стандарт — нормативный документ по стандартизации, разработанный на основе согласия по существенным вопросам большинства заинтересованных сторон и принятый (утвержденный) признанным органом.
Стандартизация — деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.
Структурная схема — схема, определяющая основные функциональные части изделия, их назначение и взаимосвязи.
Схема — документ, на котором показаны в виде условных изображений или обозначений составные части изделия и связи между ними.
Технический рисунок — это наглядное изображение, выполненное по правилам аксонометрических проекций от руки, на глаз.
Технические условия (ТУ) — документ, содержащий требования (совокупность всех показателей, норм, правил и положений) к изделию, его изготовлению, контролю, приемке и поставке, которые нецелесообразно указывать в других конструкторских документах.
Технологическая база — поверхность, от которой в процессе обработки удобнее и легче производить измерение размеров.
Угловой размер — размер угла изделия на чертеже.
Уклон — это величина, характеризующая наклон одной прямой линии к другой прямой.
Установочный размер — размер, определяющий величину элемента, по которому данное изделие устанавливают на месте монтажа.
Фронтальная плоскость проекций расположена вертикально.
Фронталь плоскости — это прямая, лежащая в ней и параллельная фронтальной плоскости проекций.
Фронтальная плоскость параллельна фронтальной плоскости проекций.
Фронтальная прямая параллельна фронтальной плоскости проекций.
Функциональная схема — схема, разъясняющая определенные процессы, протекающие в отдельных функциональных цепях изделия или в изделии в целом.
Центральная проекция точки — это точка пересечения проецирующей прямой, проведенной из одной точки — центра проецирования — через каждую характерную точку предмета с проецирующей плоскостью.
Цилиндрическая винтовая линия образуется равномерным движением точки вдоль прямой (образующей цилиндра вращения), равномерно вращающейся (без скольжения) вокруг данной прямой, ей параллельной (оси цилиндра).
Чертеж — это графическое изображение объекта (например, изделия) или его части на плоскости (чертежной бумаге, экране монитора и др.), передающее с определенными условностями в выбранном масштабе его геометрическую форму и размеры.
Чертеж детали — документ, содержащий изображение детали и другие данные, необходимые для ее изготовления и контроля.
Чертеж общего вида (ВО) — документ, определяющий конструкцию изделия, взаимодействие его составных частей и поясняющий принцип работы изделия.
Шероховатость поверхности — это совокупность неровностей, образующих рельеф этой поверхности на определенной базовой длине /, с относительно малыми шагами.
Электромонтажный чертеж (МЭ) — документ, содержащий данные, необходимые для выполнения электрического монтажа изделия.
Эпюр (эпюр Монжа) образуется в результате поворота плоскости π, вокруг оси проекций на угол 90°. Получим одну плоскость — плоскость чертежа; проекции точки расположатся на одном перпендикуляре к оси проекций — на линии связи. Это чертеж в системе π1, π2 (или в системе двух прямоугольных проекций).
Эскиз — это наглядное изображение, выполненное от руки, без применения чертежных инструментов, без точного соблюдения масштаба по правилам прямоугольного проецирования, но с обязательным соблюдением пропорций элементов деталей. Эскиз является временным чертежом и предназначен для разового использования.
zhannet.jimdo.com
Эскиз и рабочий чертеж детали.
Чтение сборочного чертежа заключается в представлении о том что такое эскиз и рабочий чертеж детали. Потому как студент, выполняя задание по деталированию, должен понимать это.
Эскизом представляет собой изображение детали, выполненное от руки в глазомерном масштабе. Один из размеров детали принимают за натуральную длину, другие размеры детали оценивают глазомерно и берут, приблизительно, в соотношении с этой условной единицей.
Пример: Эскиз деталиЭскиз детали ничем не отличается от чертежа и выполняется с соблюдением всех правил и условностей машиностроительного черчения. При нанесении размеров, производят обмер деталей с помощью измерительных инструментов: нутромера, резьбомера, штангенциркуля, кронциркуля, измерительной линейки и другие. Более крупные детали на эскизе выполняют в уменьшенном виде, мелкие — в увеличенном, используя масштабы
Для удобства и быстроты выполнения эскиза необходимо воспользоваться линиями клеток бумаги при проведении осевых, центровых, контурных, выносных, размерных и других линий, для установления приблизительных пропорциональных соотношений элементов детали.
Рабочим чертежом детали называется документ, содержащий изображение детали, размеры и другие данные, необходимые для изготовления, ремонта и контроля детали. Этот документ содержит данные о материале, шероховатости поверхностей, технические требования и др. Таким образом, рабочий чертеж включает в себя как графическую, так и текстовую часть.
Пример: Рабочий чертеж деталиПри выполнении рабочего чертежа детали определяют вид, дающий наибольшее представление об ее устройстве (главный вид), и необходимое количество других видов и изображений.
О том как чертить деталь читайте здесь
chertegik.ru
Примеры чертежей с описанием выполненные от руки
Буфер пружинный с спецификацией. корпус рым-болт
ПодробнееВыключатель подачи топлива с спецификацией. Вашему вниманию представлены следующие чертежи:
ПодробнееЧертеж генплана населенного пункта городского типа выполнен карандашом на основе малого города Абинск. Задача состояла в размещении, преимущественно, многоэтажных жилых домов вместо частных домовладений. Перед выполнение подобного рода чертежей, рекомендую […]
ПодробнееКлапан предохранительный, состоящий из 9 наименований. В качестве деталирования, по дисциплине: инженерная графика, были взяты следующие детали: колпак, золотник, крышка и корпус.
ПодробнееГидрозамок — общий чертеж с спецификацией. Выполнены: рабочий чертеж корпуса и эскиз штуцера.
ПодробнееЦилиндр пневматический. Рабочий чертеж корпуса.
ПодробнееУзел крепления ригеля рамы к колонне.
ПодробнееУзел башмака для колонны средней мощности.
ПодробнееКран угловой парового клапана. Чертеж корпуса крана углового.
ПодробнееВентиль запорный угловой состоит из 10 наименований. эскиз накидной гайки; рабочий чертеж корпуса.
Подробнееchertegik.ru