Виды архитектурных сооружений: Типы зданий и сооружений

Типы зданий и сооружений

Проектирование зданий

Архитектурно-пространственная среда представляет собой единство нескольких основных компонентов: зданий и сооружений, пространства между ними и внутри них и элементов естественной природы, в той или иной степени включенных в среду. Важнейшим компонентом этого единства являются здания и сооружения.

Функциональное назначение зданий главным образом и определяет их форму. А функциональное назначение в первую очередь определяется социальными запросами общества, которые зависят от присущего им характера производственных отношений. Поэтому и типология в архитектуре отражает характер производственных отношений общества.

Жилой тип здания – загородный дом

Процесс формирования типологической структуры очень сложен. Кроме четко выраженных типов зданий, существует множество переходных неопределившихся форм.

Это объясняется тем, что в процессе развития общества типы зданий постоянно видоизменяются.

Общественный тип здания. Музей современного искусства в Университете штата Мичиган в Восточном Лансинге. Архитектор Заха Хадид. Фото Hufton + Crow

Первичная типологическая классификация зданий и сооружений, существующих в настоящее время, включает четыре их основных группы, соответствующие основным видам человеческой деятельности: быту, труду и общественно-административной деятельности:

  • общественные здания и сооружения
  • жилые дома
  • промышленные здания и сооружения
  • здания и сооружения, предназначенные для нужд сельского хозяйства

Каждая из этих групп имеет в свою очередь собственную типологическую структуру в зависимости от специфики этой группы.

Производственный тип здания. В настоящее время – выставочный центр в Чанчжи, Китай

Основным признаком зданий, по которому определяют принадлежность его к той или иной группе, является его назначение как отражение потребности общества в здании определенного типа для определенной цели.

Инженерное сооружение – мост. Архитектор Заха Хадид. ZARAGOZA BRIDGE PAVILION 

Кроме типологической классификации, т. е. классификации зданий по назначению, существует подразделение зданий на классы по значимости.

Каждому классу зданий (их четыре) предъявляются определенные требования относительно капитальности (строительные материалы и конструкции, огнестойкость и т. д.), степени градостроительного и народнохозяйственного значения, характеристики эксплуатационных качеств.

Классы зданий

Здания I класса

Жилые и общественные здания, отвечающие повышенным требованиям (общественные здания, играющие особо важную роль в композиции городов, жилые выше шести этажей и др.).

Здания II класса

Здания массового строительства, жилые дома в 4 – 5 этажей.

Здания III класса

Малоэтажные здания с небольшой вместимостью.

Здания IV класса

Здания, удовлетворяющие минимальным требованиям.

Основные композиционно-пространственные схемы простейших типов зданий

Существует несколько типов объемных композиций, наиболее часто используемых в архитектурной практике.

По характеру взаимосвязи между функциональными группами помещений различают следующие основные типы объемных решений:

1. Централизованный тип здания (все группы помещений находятся внутри одного, главного, объема; связь между ними – внутренняя. Основное развитие объема – по вертикали).

2. Блокированный тип здания (основные группы помещений расположены в отдельных блоках, связанных между собой отапливаемыми переходами).

3. Павильонный тип здания (отдельные группы помещений связаны крытыми неотапливаемыми переходами или участком. Основное развитие объема – по горизонтали). Однако такое подразделение условно. Очень часто встречаются композиции, включающие отдельные черты нескольких перечисленных типов.

Дополнительно
  • Типовой проект
  • Архитектурный ансамбль
  • Архитектура промышленных зданий
  • Архитектурное пропорционирование
  • 3 комплектации – 3 стоимости эскизного проекта
  • Фасады жилых домов. Архитектура и дизайн
  • Заха Хадид

Типы сооружений в архитектуре

Архитектура — это система зданий и сооружений; формирующих пространственную среду, удобную для жизни и деятельности людей. Это отдельные здания и их ансамбли, площади и проспекты, парки и стадионы, поселки и целые города. Архитектура — это и особое искусство создавать, строить здания и сооружения по законам красоты. Архитектор должен соединять в своих проектах воедино пользу, прочность, красоту.

Храм

Один из древнейших типов сооружений. Храмы (по крайней мере, главные) чаще всего являлись наиболее высокими зданиями среди других построек и доминировали над ними. Их как правило старались размещать на возвышении. Подчеркивалась их значимость, выражалось почтение к богам. Храмы обычно строили из наиболее дорогих и красивых материалов, а там, где это было возможно – еще и из наиболее прочных. Внешний вид и оформление зависели как от наличия тех или иных строительных материалов, мастерства строителей, так и от характера верований, от догматов религии.

Великий храм Брахадисвара в Танджавуре. Индия.

Храм Гефеста в Афинах. Греция .

Монастырь

Монашество существовало и существует лишь в некоторых религиях. В наиболее развитой форме – в христианстве и буддизме. Монастырь – гораздо более молодой архитектурный тип, нежели храм. Монастырь, в котором уединяются от жизненной суеты монахи, представляет собой замкнутое пространство. В нем принято выделять наиболее значимую, сакральную часть, которая композиционно доминирует над другими постройками, и хозяйственную, жилую, предназначенную для бытовых нужд монашеской общины. Широкое распространение и у христиан, и особенно у буддистов получили пещерные монастыри, прототипом которых были жилища первых отшельников, устроенные в естественных природных пещерах.

Монастырь Святой Екатерины. Синай. Египет.

Лавра Святого Афанасия, или Великая Лавра. Монастырь на Святой Горе Афон. Греция.

Можайский Лужецкий Рождества Богородицы. Можайск. Россия.

Крепость

Укрепленные поселения – древнейшие типы подобного рода сооружений. В дальнейшем крепостные стены также возводили вокруг жилищ – царских, феодальных, городских. Лишь со временем появятся крепости, имеющие чисто военное значение. Помимо чисто оборонительных функций крепость выражала идею господства, обладания данной местностью. Архитектура крепостных стен и башен, планировка укреплений подчинены стратегическим соображениям. Но отдельные элементы крепостей мог дополнять декор. Прежде всего, это ворота. В большинстве случаев крепости органично и красиво связаны с пейзажем. Хотя это не делалось преднамеренно – строители пытались извлечь максимум выгоды из возможностей природного рельефа для обороны крепости.

Шильонский замок. Швейцария .

Остров-крепость Мон-Сен-Мишель. Франция.

Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге. Россия .

Замок и дворец

Дворец представляет собой жилое здание, в котором обитают правитель государства, его наместник, владелец конкретной местности либо просто высокопоставленная особа. Нередко это важный административной объект, поскольку здесь решаются различные государственные дела, но также он является символом власти, что во многом определяет его размеры, облик, оформление. Грандиозные дворцовые ансамбли иногда включали сады, хозяйственные постройки. Территория огораживалась мощными стенами. Это был город в городе. Средневековые дворцы во многих регионах имели крепостной характер. Внутренне убранство при этом могло быть пышным и богатым. Как правило, непременным дополнением дворцом служили парки.

Касл-Ховард, или Замок Говардов. Великобритания .

Замок Вайдахуняд. Будапешт. Венгрия.

С давних времен оформлению входа уделялось особое значение. Они должны были обладать необходимыми функциональными качествами: прочностью и надежностью. Так как ворота являлись «лицом» того сооружения, в которое они ведут, их стремились украшать более богато, чем стены или башни. Объем ворот выделялся из остальных частей укреплений своими размерами. Декор мог включать охранительные магические знаки, геральдику, изображения Бога или святых. Впоследствии ворота теряют свою крепостную функцию, но сохраняют смысловое значение – быть торжественным и красивым входом на территорию того или иного ансамбля.

Театр

Первые театральные сооружения появились в Древней Греции в середине первого тысячелетия до н.э. В древнегреческом театре впервые были обозначены важнейшие составляющие театра – места для зрителей, сценическая площадка и пространство за сценой, предназначенное для переодевания актеров. Зрительские места (театрон) уже были поделены на отдельные ряды и сектора. Сценическая площадка (орхестра) еще не находилась на возвышении и имела круглую или полукруглую форму.

В Древнем Риме структура греческого театра претерпела ряд изменений. В театре появилась сцена в нашем понимании. Стена позади сценической площадки стала выше, театральное здание становилось все более замкнутым. В эпоху Возрождения это уже были самостоятельные театральные здания под крышей, при возведении которых не использовался перепад в рельефе местности. Постепенно оформлению фасадов и зрительных залов, роли театрального здания в городском пространстве стали уделять все большее значение (Большой театр в Москве, Михайловский и Александринский театры в Санкт-Петербурге, Гранд-Опера в Париже).

Театр Ла Скала в Милане. Италия.

Михайловский театр в Санкт-Петербурге. Россия.

Александри́нский театр Санкт-Петербург. Россия.

Стадионы и иные спортивные сооружения

Стадион также стал изобретением древнегреческих архитекторов. Изначально зрители могли сидеть на склоне холма, идущего параллельно беговой дорожке. Затем с противоположной стороны стали устраивать искусственную насыпь. Наконец, со временем появились каменные ступени и скамьи. Стадионы были значительно уже современных и сильнее вытянуты в длину (стадион Олимпии в Греции). Существовали также крытые колоннады для занятия спортом в жаркую или плохую погоду, бассейны для плавания, ипподромы. Спортивные комплексы украшали колонны, портики, статуи атлетов-победителей.

В Средние века специальных спортивных сооружений не строили: хотя спорт и существовал, спортивные состязания как таковые не устраивались. Среди редких исключений – ипподром в Константинополе (не сохранился). В эпоху Возрождения стала популярна игра в мяч (подобие большого тенниса). Для нее строили отдельные павильоны или залы во дворце.

Олимпийский комплекс «Лужники». Москва. Россия .

Ледовый дворец «Айсберг». Сочи. Россия.

С XVII в. начали возводить закрытые манежи для занятий верховой ездой. Эти сооружения получали красивое оформление (здание Манежа в Москве). Мода на спорт и спортивные состязания возродилась в XIX в., а подлинный расцвет архитектура спортивных сооружений переживает в XX в. В последней трети XX в. была возрождена и форма стадиона. Спортивные сооружения могли решаться в том или ином стиле. Если речь шла о комплексе построек, то они разрабатывались в едином ключе. Так, комплекс «Лужники» в Москве был выдержан в традициях позднего сталинского ампира.

Тема классической архитектуры, восходящей к образам Древней Греции, родины спортивных состязаний, оказалась здесь как нельзя более уместна. Но чаще спорткомплексы строились в радикально новых стилях. Сама специфика сооружений давала широкое поле для применения новых технологий, а тема скорости, движения подсказывала смелые композиционные и дизайнерские решения. Современные конструкции получают интересную художественную трактовку (Ледовый дворец «Айсберг» и другие постройки в Сочи).

Учебные заведения и библиотеки

Известно, что школы существовали уже в Древнем Египте и шумерских городах-государствах. Но мы почти не имеем представления об их облике. При храмах и дворцах имелись библиотеки, доступные лишь немногим. В Древней Греции строились целые учебные комплексы, где были и залы (либо открытые портики) для интеллектуальных занятий, и спортивные площадки. В Средние века обучение часто происходило при храмах и монастырях, где имелись роскошные библиотеки. Но существовали и светские школы.

В большинстве случаев это не было отдельное здание. Также как и библиотеки, строились мастерские по созданию книг. По крайней мере, они входили в комплекс монастыря, храма, дворца или жилища. Одно из немногих исключений – медресе – мусульманское духовное училище. Первые европейские университеты поначалу не имели постоянного помещения. Занятия могли устраивать даже в самом храме. Но в самом конце Средневековья – начале эпохи Возрождения начинают строить специальные здания (университет Саламанки).

Российская государственная Библиотека. Москва. Россия.

Библиотека Лауренциана. Флоренция. Италия .

С распространением новых, ренессансных воззрений учебных заведений становится все больше. Их начинают все богаче украшать в соответствии со стилем эпохи. Многие из них – шедевры архитектуры. В Европе и России процесс набирает обороты в XIX в. в связи с постепенной демократизацией общества, идеей распространения образования среди различных слоев общества. Так как с тем, что многие учебные заведения строились на частные пожертвования, они получали разнообразную трактовку. Особенно это касается детских учреждений.

В XX в. разрабатываются типовые проекты, список определенных требований (прежде всего санитарных). Но есть и уникальные, выдающиеся ансамбли и отдельные сооружения. В их числе – комплекс МГУ им. Ломоносова в Москве. Аналогичная история была и у библиотек. Для них начинают строить отдельные величественные здания, возрождая традиции античного мира (библиотека в Александрии египетской).

Музей

Собрания произведений искусства, роскошных предметов, диковинок создавались уже в эпоху Древнего мира. Но именно в Древней Греции появилось слово «музей» и понятие музея. «Мусейон» – это был храм в честь богинь муз, но в Греции были музеи и в нашем понимании: так, на афинском Акрополе находилась картинная галерея – пинакотека. Позже для художественных собраний выделялись отдельные помещения при дворцах, иногда строились небольшие павильоны в дворцово-парковых ансамблях.

Веком музеев стал XIX в., когда все чаще специально начинают строить музейные здания. Ведущим стилем здесь был классицизм (как напоминание о том, что первые появились в Греции) (ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве, музей Прадо в Мадриде). При выборе стиля могли руководствоваться специализацией музея (Исторический музей и Государственная Третьяковская галерея в Москве). Со временем проекты становились все разнообразнее, музейное здание могло становиться площадкой для творческих экспериментов (музей Гуггенхайма в Нью-Йорке).

Музей К. Моне. Живерни. Франция.

Музей Оскара Нимейера. Куритиба. Бразилия.

Музей Прадо. Мадрид. Испания.

Административные здания

Государственный аппарат существовал уже в государствах Древнего мира. И хотя в ряде случаев практиковались собрания под открытым небом, и в Греции, и в Риме, и в других древних цивилизациях строились здания, предназначенные для заседаний государственного совета, хранения архивных материалов, ведения судов, заключения торговых сделок (булевтерий в Греции, табуларий и базилика в Риме и др.). В средневековой зарубежной Европе в связи с ростом городов и появлением городского самоуправления строятся ратуши. В Новое время строительство подобных зданий приобретает все больший размах (здания Сената в Московском Кремле и Парламента в Лондоне, Белый дом в Вашингтоне). Многие из них строились в XVIII– XIX вв. в стиле классицизма. В XX в. в данной сфере, как и во всех прочих, проводились смелые эксперименты и утверждались новые эстетические идеалы (здание ООН).

Дом правительства РФ. Москва. Россия.

Британский парламент (Вестминстерский дворец). Лондон. Великобритания .

Госпиталь

В древности врачебную помощь оказывали на дому или при святилище. В средневековой Европе появляются госпитальные здания. В основном их строили в монастырях, хотя существовали и городские госпитали, как, например, знаменитый Отель Дьё в Париже. Отделений не было, но общую палату старались делать светлой и просторной. В эпоху Возрождения госпитали получают более развитую структуру (госпиталь Санта-Крус в Толедо в форме креста с примыкающими к его стенам внутренними дворами). Их украшают, возводя в ранг важных общественных зданий (Оспедале дельи Инноченти во Флоренции), дополняют садом для прогулок (госпиталь в Эскориале под Мадридом).

Эти традиции сохраняются и в XVII–XVIII вв., более того, многие госпитали теперь представляют собой целый комплекс построек, связанных в продуманный архитектурный ансамбль (госпиталь в Гринвиче, Дом инвалидов в Париже, Голицынская больница в Москве). В России в эпоху Просвещения, во второй половине XVIII в., такие сооружения строятся на пожертвования знатных дворян (Странноприимный дом, ныне институт Склифосовского) и Голицынская больница в Москве. В XIX в. строилось много частных приютов на средства различных меценатов.

Странноприимный дом (Шереметьевская больница), ныне НИИ им. Н.В. Склифосовского. Москва. Россия.

Здание городской клинической больницы № 1 им. Н.И. Пирогова (Первая Градская больница). Голицынский корпус. Москва. Россия.

Вокзалы

С возникновением железных дорог активно возводятся вокзалы. В эпоху историзма архитекторы используют при их строительстве различные стили (вокзал в Старом Петергофе под Петербургом в стиле неоготики). Однако это могли быть и чисто инженерные конструкции. В эпоху модерна с ее стремлением к эстетизации бытовой среды вокзалы становятся одним из объектов интереса современных архитекторов. Появляется ряд замечательных сооружений (Ярославский вокзал в Москве). В те времена вокзальные здания получали богатую и оригинальную отделку. В дальнейшем в XX в. архитектурные проекты подвергаются стандартизации, практическая целесообразность выходит на первый план, художественный дизайн сводится к минимуму или даже отсутствует. В ряде случаев это интересные памятники современной, авангардной архитектуры, основанной на принципах эстетизации современных материалов и игре абстрактных форм, широких цветовых плоскостей, укрупненных ритмов.

Вокзал в Старом Петергофе под Петербургом. Россия .

Вокзал в Куала-Лумпур. Малайзия.

Рынки и торговые ряды

В древности и в старину торговля велась на специально отведенных для этого городских площадях и непосредственно в лавках ремесленников и торговцев. В Древнем Риме торговлю могли устраивать в портиках, тянувшихся вдоль уличных фасадов зданий или обрамлявших площади. Такая традиция сохранялась и в Средние века. Но наряду с этим появляются и крытые рынки (рынок в Бомон-де-Ламань во Франции). Порой они занимали огромные территории, как это было во многих странах Востока.

В XVIII в. в России не только в Петербурге и Москве, но и во многих других городах строятся Гостиные дворы: прямоугольные в плане комплексы, где по периметру в два и более этажей шли лавки, дополненные в нижнем этаже открытой галереей со стороны улицы, а внутри, во дворе, устраивались склады. Фасады оформлялись в одном ключе, здесь широко применялся архитектурный декор. Подлинный расцвет архитектура подобного рода сооружений переживает в Европе XIX в. Появились обширные крытые пространства – рынки, пассажи (ГУМ, Центральный рынок в Валенсии). Как снаружи, так и внутри торговые здания красиво, порой роскошно оформляют (ЦУМ, Елисеевский магазин и Бывшее правление «Товарищества М. С. Кузнецова» на Мясницкой улице в Москве).

Елисеевский магазин. Москва. Россия.

Здание ГУМа. Москва. Россия.

Выставочные комплексы

Такой тип построек – один из самых молодых. Первые выставочные здания относятся к XIX в. (Хрустальный дворец в Лондоне). Здесь находят широкое применение новые строительные технологии, смелые металлические конструкции, значительные по площади остекленные участки. Это позволяет создавать обширные свободные и хорошо освещенные пространства, вмещающие большое количество народа. Появляется тип торговой галереи – пассаж. С введением в практику проведения международных ярмарок и выставок появляется также идея оформлять павильоны в национальном стиле. Как единый ансамбль решен знаменитый ВДНХ в Москве. При этом в павильонах комплекса, представляющих ту или иную из советских республик, широко используются мотивы их национальной архитектуры.

Хрустальный дворец в Лондоне. Великобритания .

Выставочный центр Feria Valencia. Валенсия. Испания.

ВДНХ. Москва. Россия.

Фабрики и объекты технической эксплуатации

Такого рода сооружения – одни из самых молодых в истории архитектуры. Мануфактуры стали появляться в Европе в начале Нового времени, но настоящая промышленная революция произошла в XIX в. Несмотря на откровенно утилитарный характер таких зданий, их нередко украшали, пусть сдержанно и просто. Так, в России фабрики строили преимущественно из кирпича, и стены зданий могли украшать выложенные из кирпича узоры.

Важным элементом художественной выразительности становятся большие фабричные окна. Для таких объектов характерны строгие, геометризованные формы, выявление инженерной конструкции здания, которую стремятся сделать одним из основных (а иногда и единственных) средств художественной выразительности. Шедевром в данной области стала радио- (впоследствии теле-) башня, построенная инженером В. Шуховым (Шуховская башня) в Москве. Но подавляющее большинство заводов и фабрик – это архитектура исключительно утилитарная. Помимо фабрик существовали и другие производственные сооружения – мельницы, насосные станции.

Мусоросжигательный завод в Вене. Австрия.

Мост Валентре. Каор. Франция.

Наконец, отдельного внимания заслуживает архитектура мостов – и с точки зрения инженерных достижений, и с точки зрения их художественного решения. Непревзойденными строителями мостов в Древнем мире стали римляне. Архитектурные конструкции не только прочны, но и наделены выразительной пластикой и ритмом. В Средние века в Европе мосты могли дополнять при въезде элементами укреплений (мосты в Каоре и Толедо). Впоследствии многие, в особенности городские мосты дополняют декором. В XX в. многие мосты поражают своими эффектными конструкциями.

Градостроительство

Градостроительные задачи пытались решить еще архитекторы Древнего мира. Где-то ограничивались лишь выделением главной улицы или площади (Дорога процессий в Вавилоне), где-то, как в Греции, Риме, Китае, города могли подчиняться единой планировочной схеме, имели сеть улиц и кварталов. Уже тогда складываются оба типа городской застройки – регулярная и радиально-кольцевая. Нередко они комбинируются. В организации городских пространств огромную роль играют сами здания. Собственно говоря, они и образуют городскую среду, в том числе определяют ее эмоциональный тонус, ее образность. В число задач градостроительства входят умение связать здания в единый городской ансамбль, сопоставить их масштабы, стилистику, внешний вид, соотнести здания и прилегающее к ним пространство, умело расставить акценты.

Важнейшие здания (главные храмы, дворец, резиденция правительства), как правило, строятся в центре города и выделяются своими размерами, высотой, местоположением. В силуэте города важны высотные доминанты – колокольни, башни, высотные здания, вносящие в него разнообразие. С ростом городов и увеличением числа промышленных предприятий насущной проблемой становится озеленение городских пространств, создание парковых зон, аллей, бульваров, скверов. Одним из важных средств украшения и архитектурной организации городской среды являются фонтаны. Будучи древним изобретением, они еще в XIX в. служили не только для украшения, но и были источником питьевой воды.

Фонтан Треви в Риме. Италия.

Бульвар Сен-Жермен в Париже. Франция.

Сады и парки

В древности и Средневековье парки разбивались главным образом при дворцах и загородных виллах вельмож, состоятельных граждан, а также при монастырях (вилла Адриана в Тиволи близ Рима, сады Альгамбры и Хенералифе в Гранаде, сады Кацуры в Японии, царские сады в Коломенском в Москве). Но были и исключения: в Пекине уже имелись не только императорские, но и городские сады. Сады средневековой Европы, Руси и Ближнего Востока имели простую регулярную планировку. В Китае и Японии проектировались пейзажные парки, имитирующие естественный ландшафт. Высокого расцвета достигло искусство садов в Ренессансной Италии (вилла д’Эсте в Тиволи и др.).

XVII–XVIII вв. стали периодом подлинного расцвета садово-паркового искусства Европы. В XVII – первой половине XVIII в. ведущим типом был регулярный тип парка (французский) со строгим, геометрическим рисунком дорожек и цветников (Версаль, Во-ле-Виконт и др.). Итальянские регулярные парки предлагали террасное построение композиции, что объяснялось спецификой рельефа во многих виллах Италии. В XVIII в. регулярные парки постепенно вытесняют пейзажные (Павловск под Петербургом, парк Стоу в Англии). Сады и парки остаются одним из важнейших разделов современной архитектуры и с эстетической, и с практической точки зрения.

Сад Хенералифе в Гранаде. Испания.

Парк Стоу. Великобритания.

Жилые дома

Это, пожалуй, наиболее древний тип зданий. К числу древнейших типов греческих жилищ относится мегарон – прямоугольное в плане строение с рядом колонн и очагом в центре, над которым находится отверстие, и предшествующим ему портиком. Главной задачей архитекторов было сделать жилище надежным и комфортным. Так, наличие или отсутствие больших окон объяснялось требованиями климата; в жарких странах жилые помещения старались помещать с теневой стороны, а в холодных – с солнечной. В сырых районах дома ставили на сваях или высоком цоколе.

На Ближнем Востоке, а затем и в Южной Европе распространяется тип внутреннего двора с садом и фонтаном, куда выходят жилые и парадные помещения (перестиль, патио).

Перистиль на картине Джона Уильяма Уотерхауса.

Патио дворца Алькасар. Севилья. Испания.

Однако решение практических задач не отменяло решения эстетических. Жилище старались украшать с древнейших времен. Особенно тщательно оформлялись парадные помещения, говорившие о статусе владельца.

Еще в Древнем мире (конкретно – в Древнем Риме) появились многоэтажные городские жилые дома, предназначенные для сдачи помещений внаем, равно как и частные дома высотой более одного этажа. В скученных средневековых городах Европы несколько этажей могли иметь и дома, принадлежавшие одной семье. В нижнем этаже устраивали склады, мастерскую и лавку по продаже изделий. В Новое время в связи с ростом численности населения в городах многоэтажных домов становится все больше. В XIX в. возникает понятие «доходный дом».

Погодинская изба. 1856. Москва. Россия.

На архитектурное решение дома также влиял уклад владельцев, их занятия. Сельские жилища были теснее связаны с природой и хозяйством.

Многие жилые дома – как сельские, так и городские – стали подлинными шедеврами архитектуры. К сожалению, пожары, переделки, смена вкусов владельцев, недолговечность такого материала, как дерево, привели в числе прочих причин к тому, что древние и старинные примеры этого типа сооружений не столь уж многочисленны.

Дом Басина в Санкт-Петербурге. Россия.

Русские жилища отличались у простого люда и знати, но в основе и тех и других лежала простейшая, четырехугольная в плане ячейка. Из суммы таких ячеек и формировалось жилище в богатых боярских и купеческих домах – хоромах. Сельские дома разделяли внутри перегородками. Основным материалом было дерево, точнее – деревянные бревна. Из деревянных досок делали ставни и двери.

В бедных жилищах крышу крыли соломой, в богатых – тёсом – деревянными досками. Два ската крыши наверху скрепляла длинная деталь из дерева – охлупень, который еще называют конёк, поскольку его с торца часто украшала голова коня. Представители высших слоев общества жили в богатых и пышных хоромах. Их верхний ярус назывался терем. Его могли дополнять башенки. Изначально все было построено из дерева, затем стали комбинировать каменные нижние этажи и деревянные верхние. Теремной дворец Московского Кремля весь построен из камня. Хоромы представляли собой сложный комплекс построек, соединенных переходами. Такой принцип построения позволял пристраивать при необходимости новые ячейки.

Поделиться ссылкой

Наиболее признанные архитектурные стили — Barker Associates

Дизайн здания — это одна из первых вещей, которая привлекает ваше внимание. Если здание примечательно с архитектурной точки зрения, оно часто становится визитной карточкой города, которую посещают туристы со всего мира.

Запоминающиеся здания часто следуют определенным архитектурным стилям, которые можно сразу идентифицировать. Многие из этих элементов дизайна до сих пор используются консультантами по архитектуре и дизайну, принимая вневременные принципы хорошего дизайна в качестве вдохновения для своих дизайнерских проектов.

Вот 8 самых узнаваемых архитектурных стилей, которые применялись во многих популярных сооружениях по всему миру.

Подробнее

Греческая и римская классическая архитектура

Этот тип архитектуры относится к стилю, который широко использовался в Древней Греции и Риме. Этот архитектурный стиль придерживался концепции построения конструкций с использованием заданного шаблона. Классическая архитектура часто выражается храмом, продолговатым ограждением или окруженным колоннами.

 

Греческий порядок колонн, дорический, ионический и коринфский, является одним из наиболее узнаваемых элементов классической архитектуры. Этим принципам следовали римские архитекторы, причем коринфский стиль был более предпочтительным во многих римских зданиях.

 

Одними из самых популярных примеров классической архитектуры являются комплекс Акрополя в Афинах и Колизей в Риме.

Готическая архитектура

Некоторые из самых известных церквей в Европе построены в готическом стиле. Этот архитектурный тип, который доминировал на протяжении сотен лет, зародился во Франции, а затем был адаптирован по всему континенту. Это стиль каменной кладки, который характеризуется тремя основными чертами: остроконечной аркой, ребристыми и сводчатыми колоннами и контрфорсом.

 

Одним из самых известных примеров французской готической архитектуры является Нотр-Дам в Париже, Франция. Другими яркими примерами сооружений, в которых использовалась готическая архитектура, являются Кентерберийский собор в Англии, Кельнский собор в Германии, Миланский собор в Италии, базилика Сен-Дени в Париже и Солсберийский собор в Англии.

Барокко

Этот архитектурный стиль зародился в Италии и считался более эмоциональным и драматичным стилем, призванным воздействовать на чувства. Архитектура барокко обычно включает в себя изогнутые формы, такие как овалы, а также вогнутые и выпуклые формы, которые предполагают движение. Искажение также является еще одним ключевым аспектом в этом стиле, где вы увидите сломанные, удлиненные или измененные фигуры, чтобы выделить их.

 

Примерами зданий в стиле барокко являются Версальский дворец во Франции, собор Святого Павла в Лондоне, площадь Святого Петра в Ватикане и дворец Шенбрунн в Вене.

Неоклассическая архитектура

Как следует из названия, неоклассическая архитектура — это возрождение классической архитектуры. Стиль очень напоминает греческие и римские формы. В результате появились здания 18 века, чем-то напоминающие греческие и римские храмы.

 

Неоклассическая архитектура определяется чистыми элегантными линиями, лаконичным внешним видом, отдельно стоящими колоннами и массивными зданиями. Некоторые из наиболее популярных примеров — здание Банка Англии в Ливерпуле, Белый дом в Соединенных Штатах и ​​Главпочтамт в Дублине.

 

Это не всегда верно, поэтому привлечение экспертов по устойчивому развитию на раннем этапе процесса проектирования является важным решением. Работа с командой проектировщиков, которая понимает сложности, требования и проблемы строительства устойчивого здания, сможет лучше предлагать проверенные решения, которые могут обеспечить как требуемые экологические преимущества, так и экономическую эффективность.

 

Чтобы получить экспертную консультацию по устойчивой архитектуре, свяжитесь с Barker Associates и узнайте, как они помогают вашему проекту.

Источник изображения: Брэд Кан на Flikr

Викторианская архитектура

Этот архитектурный стиль относится к зданиям, построенным во время правления английской королевы Виктории. В отличие от других стилей, викторианская архитектура не ограничивается одним конкретным дизайном, а используется как широкий термин, в котором возродились готические, романские и тюдоровские элементы.

 

Викторианский стиль был применен к проектам жилых домов во время промышленной революции. Многие дома в Великобритании, США и Австралии использовали этот стиль. Одной из характерных черт большинства викторианских домов является вид «кукольного домика» со сложной отделкой, яркими цветами и асимметричным дизайном.

 

Некоторые из наиболее известных викторианских зданий – Вестминстерский дворец и Королевский Альберт-холл в Лондоне, Дом Осборна на острове Уайт, замок Балморал в Шотландии и улица Посткард-Роу в Сан-Франциско, Калифорния.

Современная архитектура

Этот архитектурный стиль является общим термином, который охватывает несколько различных стилей, получивших известность в первой половине 20-го века. Это минималистский стиль, который практиковали многие архитекторы до окончания Второй мировой войны.

 

В модернистском стиле приоритет отдается простоте формы, чистой структуре, отсутствию орнамента и функциональности, а не форме. Этот стиль также использовал преимущества стали, стекла и бетона. В эту эпоху процветали некоторые из самых известных архитекторов 20-го века, в том числе Фрэнк Ллойд Райт и Ле Корбюзье.

 

Из этого следует, что некоторые из наиболее знаковых примеров современной архитектуры включают дом Fallingwater Фрэнка Ллойда Райта в Соединенных Штатах, виллу Ле Корбюзье Savoye во Франции и Новую национальную галерею Людвига Мис ван дер Роэ в Берлине.

Источник изображения: trendir

Постмодернистская архитектура

В качестве реакции на строгость и жесткость, продвигаемые модернистской архитектурой, постмодернистские архитекторы запустили это дизайнерское движение в 1960-е годы. Постмодернистский дизайн включал в себя художественный орнамент и декоративные элементы фасада здания, в отличие от простых четких линий, поддерживаемых модернистскими стилями.

 

Постмодернистский стиль отказывался ограничиваться одним типом, поэтому проекты часто черпали вдохновение из смеси архитектурных стилей. Для некоторых зданий эта комбинация часто приводила к несколько гибридному и причудливому дизайну.

 

Дом Ванна Вентури в Пенсильвании, США, спроектированный Робвертом Вентури, является одним из первых выдающихся сооружений постмодернистского архитектурного движения. Два знаменитых сооружения, спроектированные архитектором Фрэнком Гери, Музей Гуггенхайма в Бильбао, Испания и Танцующий дом в Праге, также являются яркими примерами. Примерами могут служить здание SIS Building и No 1 Poulty в Лондоне.

Неофутуристская архитектура

Неофутуризм — это архитектурный стиль, который рассматривается как более идеалистический подход к будущему. В проектах все чаще используются преимущества новых технологий для создания, казалось бы, невозможных форм и инновационных структур, которых раньше никогда не было. Неофутуристическая архитектура отождествляется со структурами, которые, кажется, бросают вызов естественной физике, которые раньше можно было увидеть только в научно-фантастических фильмах.

 

Одним из самых известных архитекторов неофутуристской архитектуры является новаторский иракско-британский архитектор Заха Хадид. В 2004 году она стала первой женщиной-архитектором, получившей Притцкеровскую премию в области архитектуры, которая считалась Нобелевской премией в мире архитектуры. Она также была двукратным лауреатом премии Риба Стирлинга — самой престижной архитектурной премии Великобритании.

 

Хадид, скончавшаяся в 2016 году в возрасте 65 лет, была известна своими выдающимися проектами, в том числе Новым музеем Риверсайд в Глазго, галереей Серпентайн Саклер в Гайд-парке, Олимпийским стадионом Токио 2020 года в Японии, FIFA World 2022 года. Кубковый стадион в Катаре и Культурный центр Гейдара Алиева в Азербайджане.

Источник изображения: Зара Хадид

Более 15 различных типов архитектуры и идей, которые вас вдохновят

Вы когда-нибудь смотрели на здание и задавались вопросом, в каком стиле оно выполнено: в современном или в византийском? Романский или неоклассический стиль? Да, мало кто знает о различных типах архитектурного проектирования. Существует множество архитектурных стилей, таких как греческий, модерн и многие другие.

На протяжении всей истории архитектура была одним из наиболее распространенных способов узнать о жизни и культуре определенного региона на этой планете. Это окна, из которых мы можем заглянуть в искусство и культуру любого периода времени. Люди разработали много уникальных различных типов архитектуры. Вы можете определить конкретный архитектурный стиль, взглянув на стандартные вещи и стиль строительства.

Независимо от того, являетесь ли вы студентом-архитектором или просто любопытным человеком, который хочет узнать о различных типах архитектуры; этот блог обязательно поможет вам. Сегодня мы собираемся объяснить девять различных стилей архитектуры, начиная с древних времен и заканчивая грядущими футуристическими. Итак, начнем с первого типа:

1. Древнеегипетская архитектура

источник: nationalgeographic.com

Хронология: 3050 г. до н.э. – 900 г. до н.э.

Подпись Здание: Пирамидный комплекс Гизы

Без сомнения, в Египте была одна из самых могущественных цивилизаций в истории, и доказательство лежит перед нами. Не только всемирно известные пирамиды Гизы, но и многие постройки свидетельствуют об обширной работе древнего египтянина.

источник: britannica.com

Люди, побывавшие в этом великолепном месте, наверняка знают, что есть такие места, как храмы, общественные залы и многие другие, которые сосредоточены на эстетической красоте и функциональности.

2. Греческая и римская архитектура

Источник: Britannica. com

Сроки: 850 до н.э.

После древнеегипетской архитектуры еще один невероятный стиль архитектуры — греческий и римский. В римских и греческих постройках всегда присутствует набор колонн, дорических и коринфских. Эти цивилизации также были мастерами инженерного дела, поэтому эти сооружения были построены с точностью.

3. Византийская архитектура

Источник: Britannica.com

Сроки: 527 до 1453

Сигнальная здание: Hagia Sophia

Архитектура. Этот стиль новой архитектуры был начат около 527 года, а византийская эра началась в 330 году нашей эры. Этот стиль также включает в себя экзотические купола и богатые мозаики, а позже он распространился на запад, в Равенну и Венецию. Здания и церкви имели высокие верхние купола, а кирпичи и раствор использовались для создания геометрических узоров и украшений.

источник: pinterest. com

Хотя Византия имеет долгую историю, и большинство этих знаковых сооружений были построены в средний период, потому что это было самое богатое время империи. Наиболее примечательной визитной карточкой этого стиля является собор Святой Софии. Эта архитектура демонстрирует не только великое инженерное мастерство византийцев, но и невиданную прежде декоративную сторону здания.

4. Готическая архитектура

Источник: metro.co.uk

Хронология: 11:50 до c. 1530

Фирменное здание: Нотр-Дам

Все началось в начале 12 века. Готическая архитектура изначально была известна как Opus Francigenum, или «французская работа». Некоторые говорят, что он возник между 900 и 1300 годами. Этот стиль имеет больше декоративных планов и приемов, чем другие архитектурные стили. Готические произведения в основном связаны с церковными зданиями, такими как соборов и церквей со стрельчатыми арками и ребристыми сводами.

источник: pinterest.com

Готический стиль заключается в увеличении высоты и уменьшении общего веса. Для этого стены сделали тонкими, а колонны — более тонкими. Вы также увидите витражи на окнах, которые действительно привлекают внимание. Знаете ли вы, что большинство готических зданий являются объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО?

И одним из самых привлекательных зданий является Нотр-Дам. Он расположен в Париже, а также является первой французской готической архитектурой. Точно так же в Италии есть главный собор в Милане, который является прекрасным примером того, как прекрасно могут сочетаться две культуры.

5. Неоклассическая архитектура

Источник: Britannica.com

Сроки: 1730 до 1925

СИГОДНАЯ Здание: Белый дом

Движение Neoclassical. Работа принесла свежую страсть к древнему миру. В основном с 18 века неоклассическая архитектура начала возрождать классические греческие и римские здания. Если говорить о ключевых чертах этого удивительного революционного архитектурного стиля, то это будут портики, колонны, широкие ступени и купола. Также в качестве строительных материалов предпочтение отдавалось мрамору или камню для видимого фасада.

источник: politico.com

Неоклассицизм в основном используется как институциональный стиль в Соединенных Штатах, и вы увидите множество памятников, музеев и действующих правительственных зданий Вашингтона, округ Колумбия, в этом удивительном стиле. .

6. Art Nouveau Architecture

Источник: Flickr.com

Времена: 1890 по 1914

СИДЖИ0003

В основном, модерн используется в качестве ориентира для нескольких дисциплин, таких как архитектура, живопись и искусство. Не будет ошибкой сказать, что это было международное движение, прямо противостоящее формализму неоклассицизма. Этот стиль включает в себя здания с изогнутыми и извилистыми линиями, а также использование органических форм, таких как цветы, растения и животные.

источник: artstation.com

Этот стиль имеет разные названия в разных странах, например, Сецессион Арт в Вене, Стиль Либерти в Италии и Югендстиль в Германии. Самые первые здания были построены бельгийским архитектором Виктором Орта.

7. Современная архитектура

Источник: Pinterest.com

Грониковая шкала: 1900 по 1960 -е годы

СИГОДА: Villa Savoye. настоящее время. Он был начат в 20 веке, и теперь он становится базой для многих других стилей. Использование стекла, железобетона и стали в настоящее время стало основным строительным материалом при строительстве любой современной конструкции. Ле Корбюзье, Оскар Нимейер и Фрэнк Ллойд Райт — одни из выдающихся архитекторов современного архитектурного стиля.

8. Бруталистская архитектура

Источник: thespaces.com

Сроки: 1950 -х годов

. brut», что означает сырой бетон. Британские архитекторы Элисон и Питер Смитсон были первыми, кто использовал этот термин. Позже, в 1940-х годах, это было полностью связано с архитектором Ле Корбюзье, который является дизайнером Cite Radieuse в Марселе.

источник: pinterest.com

Этот стиль узнаваем по прямым линиям, небольшим окнам, необычным формам и, конечно же, по необработанному бетону. Эти здания уникальной формы обычно строились для использования в качестве офисов, торговых центров, парков и университетов. Вы найдете этот стиль в основном в Европе, но позже он распространился во многих странах, таких как Япония, Австралия, Бразилия и Соединенные Штаты. Марсель Брейер — венгерский архитектор-модернист, который является причиной строительства самых знаковых зданий в стиле брутализм. Лучшим примером его творчества является здание Брейера в Нью-Йорке.

9. Архитектура неофтутуристов

Источник: Remlimited. com

Временная шкала: 2007. недавний стиль архитектуры, который является неофутуристской архитектурой. Начиная с конца 20 века, это наиболее распространенный тип архитектурного стиля, к которому стремятся архитекторы. Они используют экологически чистые материалы и высокотехнологичные интеграции для создания структур в стиле неофутуризма.

источник: blogspot.com

Все это было начато дизайнером Вито Ди Бари в 2007 году. жизни.” Все мы знаем всемирно известного архитектора Заху Хадид. Она также помогла вывести неофутуризм на совершенно другой уровень своей работой. Другие архитекторы Ренцо Пиано, архитектор и дизайнер лондонского The Shard, доказали, что в архитектуре нет ничего невозможного.

10. Классическая архитектура

Источник: Изображения. Архитектура

Источник: static.independent.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *