Сооружения в стиле барокко – Архитектурный стиль барокко

Архитектурный стиль барокко

Римская церковь ордена иезуитов Иль-Джезу – Во имя Христа.

Первым сооружением в стиле барокко считается римская церковь ордена иезуитов Иль-Джезу – Во имя Христа. Композиция сооружения стала завершающим этапом в эволюции архитектуры храмовых сооружений эпохи Возрождения.

Барокко – стиль в архитектуре 16- 18 вв. Появился барокко в Италии как результат развития стиля Ренессанс, а также благодаря ослаблению влияния церкви и усилению новой светской философии. Архитектурный стиль барокко отличается монументальностью, динамичностью, оригинальностью решений.

Для того, чтобы создать эффект неожиданности, зодчие нередко пренебрегали традиционно принятыми правилами построений планов своих сооружений, внедряли нарочитое несоответствие между разными частями зданий, создавали необычные пластичные фасады, использовали крупный декор, игру света и тени.

Впечатление от строений иногда создает ощущение, что конструкция является вторичной по отношению к внешнему пластическому оформлению. Это достигалось декоративными объемными фасадами, которые вуалировали конструкцию строения. Барокко – стиль, для которого характерны сложные формы, переплетения, плавный переход из одной плоскости в другую, преобладание криволейных поверхностей и линий.

Чередование выпуклых и вогнутых поверхностей создают ощущение более глубоких объемов, рождают пространственные иллюзии. Одним из важных составляющих стиля барокко является архитектурный ордер. Ордер в классической архитектуре является базовым модулем, который может неоднократно повторяться, отделяя друг от друга этажи, пролеты, определяя структуру здания. Изменения какой-либо из частей или нарушение пропорций может разрушить целостность восприятия сооружения. Но именно это явление стимулировало зодчих стиля барокко вмешиваться в пропорции и вносить изменения в элементы ордера.

Архитекторы в архитектуре в стиле барокко использовали разные ордера: от строгого дорического до пышного коринфского. Элементы ордера растягивали, скручивали, накладывали друг на друга. Пропорции и ритм расположения элементов тоже претерпевал изменения по отношению к традиционным классическим.

Чем больше изменений производились зодчими в отношении ордера, тем менее значимым казался сам ордер. В декоре барокко активно участвуют фронтоны, волюты, колонны, объемный крупный рельеф. Большое значение в архитектуре стиля барокко приобретает монументальная скульптура, которую широко используют в декоре зданий. Многоплановые скульптурные композиции обычно имеют выраженную динамику: скульптуры, изображающие людей, выражают состояние напряжения, драматизма, экзальтации.

В строениях барокко скульптура и лепные орнаменты нередко спорят с конструкцией, ордером и оттягивают внимание на себя. Изобилие лепнины, прерывистый характер антаблеметов, крупные скульптурные композиции, иногда производили эффект распада ордера, как, например, в сооружении Цвингер с его рельефными фасадами и воротами, богато декорированными скульптурой и орнаментом, контрастами между низкими аркадами и высокими павильонами.

Цвингер. Дрезден. Сооружение проектировалось и строилось Маттеусом Даниелем Пеппельманом по заказу Фридриха Августа I. В 1733 г. строительство было заброшено, и только в 1855 г. строительство было завершено при участии архитектора Готфрида Земпера.

Примеры сооружений в раннем барокко стиле

Палаццо Кариньяно. Построено архитектором Гварино Гварини в 1679 г.

Гварино Гварини (1624—1683), известный также под именем Камилло Гуарини – итальянский архитектор, математик и теолог, работал преимущественно в Турине. По его проектам и книгам по архитектуре учились архитекторы позднего барокко в Северной Италии и Центральной Европе.

Общая структура здания напоминает палаццо эпохи Возрождения (призматический объем, замкнутый двор), однако в эту традиционную схему внесен элемент «неожиданности»: центральная часть главного корпуса напоминает вставку в основной объем.

Плаццо Кариньяно. Арх. Г. Гварини. 1679 г.

Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме (1638-1667 гг.) Архитектор Франческо Борромини(1599—1667 гг.) – настоящее имя Франческо Кастелли.

Борромини – современник и соперник Беррини. Его работы отличались модульными конструкциями.

Церковь расположена на перекрестке улиц, что побудило зодчего использовать в конструкции три модуля, которые могли бы использоваться в разных зданиях.

Первый модуль: волнообразная нижняя часть строения. Второй модуль, в середине церкви, создан по традиционному плану греческого креста, третий, верхний модуль – овальный купол. Фасад дополняется сложными переплетенными рельефами, благодаря которым создается ощущение наложенной на стену декоративной аппликации, что делает здание очень живописным.

Фасад делится на ярусы, каждый из которых наделен ордером. Карниз церкви имеет изогнутую волнообразную форму. На фасаде отсутствуют гладкие поверхности. В пространстве между колоннами находятся скульптурные группы с фонтанчиками.

Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме (1638-1667). Арх. Борромини.

Фрагмент фасада церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме (1638-1667). Арх. Борромини.

Церковь Сант Андреа в Риме на улице Квиринале – одно из сооружений в стиле барокко. Архитектура церкви создает ощущение плавного движения.

Джованни Лоренцо Бернини (1598—1680) – архитектор, скульптор, художник, драматург, работал при восьми папах. Его произведениям были свойственны пластичность, динамизм и экспрессивность. В 1629 г. Бернини был назначен главным архитектором собора Св. Петра

Фасад церкви Caнт Андреа ин Квиринале Бернини сделал двойным: к основной массивной части, созданной при помощи ордера в два этажа с треугольным фронтоном наверху, примыкает изящный портик с колоннами.

Полукруглые ступени ведут к двухколонному портику, поддерживающий полукруглый антамблент. Малый портик вписан в большой портик с коринфскими пилястрами и треугольным фронтоном.

Церковь Сант Андреа ин Квиринале (Church of Saint Andrew’s at the Quirinal), Рим. Лоренцо Бернини 1653 г.

Преемственность барокко и рококо

Стиль барокко и рококо считаются родственными, хотя, кроме общего: криволинейности поверхностей, парадности и роскоши, имеются и значительные отличия: рококо стал первым безордерным стилем, массивность барокко сменились легкостью и изяществом. Рококо возникло, когда ушла мода на грандиозные дворцовые комплексы.

В этом стиле строили, в основном, частные особняки и загородные резиденции. Весь период рококо приходится на 20-е – 40-е годы 18 века, за короткое время распространившись в странах Европы.

В стиле рококо творили архитекторы Г. Кнобельсдорф (Knobeisdorff), И. Нёйман (Neumann), М. Пёппельман (Matthäus Daniel Pöppelmann), Ринальди (Rinaldi).

Сан-Суси в Потсдаме. Стиль рококо. 1745-1747 гг. Арх. Г. Кнобельсдорф (Knobeisdorff) (1699—1753гг.) Дворец, построенный по проекту Фридриха Великого в Потсдаме.

Архитектурные стили барокко и рококо отвечали образу жизни и философии представителей европейской аристократии. С появлением нового класса буржуа, а также поднятием революционных настроений в обществе эти стили сменились классицизмом, однако, элементы этих роскошных стилей послужили основой для создания новых стилевых направлений в конце 19 – начале 20 веков.

автор: Марина Калабухова

www.facade-project.ru

описание и фото – Rehouz

≡ Содержание:

Стиль Барокко в архитектуре

Контрасты высшей духовности и низшего земного, противопоставление уродливой действительности и яркой нереальности – всё это определяет эпоху Барокко, а вместе с ней и архитектуру стиля.

Стиль Барокко в архитектуре

История и причины возникновения барокко

В XVI веке утрачивается главенствующее могущество католического духовенства. Ими используются все возможности для восстановления потерянного в светском обществе господства. Зародившийся в Италии Барокко непосредственный последователь стиля ренессанс, и стал тем инструментом, который должен был вернуть былую мощь и власть.

Впервые очертания нового стиля проявились в конце XVI века. Хватило несколько десятилетий, чтобы господство архитектуры Барокко распространилось по Европе. Ближе к концу XVI века до половины XVIII столетия Франция, Испания, Англия и Голландия наделили барокко индивидуальными национальными особенностями. Мастера той эпохи с особым рвением воплощали гениальные идеи в выдающихся сооружениях. В Испании архитектура барокко находила отражение на фасаде здания и внутреннем оформлении. Франция делала акцент на сочетании двух стилей: в оформлении фасадной части присутствовали классические черты, а внутренне убранство основывалось на стиле барокко. В архитектуре Англии новый стиль выступает неким дополнением к классицизму. Основателем нового стиля считают Микеланджело.


Особенные черты стиля

В переводе с итальянского слово «барокко» значит «странный» и «причудливый». Здесь, очень точно совпало определение с качественной характеристикой стиля. Поскольку тяготение барокко к эффектным пышным формам, парадной торжественности и величественности пересекается с интересом к природным явлениям и среде, окружающей человека.
Иллюзия господства католической церкви создавалась не только пышностью и монументальностью, но и избытком позолоты и вычурной, витиеватой лепниной. Обилие узоров поражает своей королевской роскошью. При оформлении внешнего облика зданий часто используются масштабные колоннады, пилястры и колонны. Обилие скульптурных композиций на фасаде и внутреннем интерьере. Купола церквей становятся сложной многоярусной формы.

В барокко нашли применение театральные приёмы: свет, масштабные эффекты. Интерьер, за счёт корректировки реальности, также кажется намного больше своих настоящих размеров.
Известный мастер барокко Л. Бернини, используя оптические приёмы, добивался визуального увеличения размеров возводимых церквей и соборов.

Преобладающие цвета в тонировании стен: пастельные, розовый, белый. Часто встречается сочетание голубого с жёлтыми и белыми цветами, а также золотого с белым цветом.

Материалы в архитектуре барокко

Помпезность стиля предполагает использование дорогих материалов. Золото, натуральный камень, бронза, хрусталь используются в архитектуреном стиле барокко. Перенятая из стиля ренессанс техника строительства предполагает применение камня, мрамора, оштукатуривание поверхностей. Архитектурные композиции изготавливаются из тех же материалов.


Декоративная отделка

Декоративная отделка характеризуется сочетанием всевозможных персонажей разного времени и религий. Декором служили герои мифологических и библейских преданий, фигуры – аллегории. Одним из многих элементов архитектурного убранства фасадов являются маскарон – маски в форме человеческого лица и головы животных анфас. Характер их весьма многогранен: комический, нейтральный, романтический, устрашающий. Маскарон устанавливался на заметной части фасада. Чаще над входной дверью, аркой, окнами. На камне, находящемся посредине над ними – замковом камне. Мастера отливали их из гипса или делали из камня. Часто маскароны подбирались по теме сооружения, на котором они устанавливались. Так, на здании театра располагались маски каких-либо персонажей действа, на здании галереи крепились маски богов, связанных со знаниями. На здании суда самыми универсальными являлись маски сатиров, львов и богини правосудия. Церкви украшали масками, несущих смысл добродетели и грехов. Символом победы церкви над смертным грехом являлась уродливая голова, задавленная глыбой, а головки ангелов или красивые женские и детские головы – олицетворение святости и боголюбия.

Одним из приёмов отделки фасадов, стремившихся подчеркнуть торжественность и витиеватость постройки, служила установка кариатид и атлантов. Они предназначались для поддержки свода крыши и балюстрады.

Кариатиды – это архитектурный элемент, рождённый в Греции, нашедший отражение в стиле барокко. Статуи женщин, одетых в тунику, заменили пилястры и колонны.

Теламоны (атланты) – мужские скульптуры, их также использовали вместо колонн, они служили вертикальной опорой для балочного перекрытия, несли в себе назидательный и порицательный смысл. Они несли не только декоративные функции, а давали возможность выразить свободу художественного вкуса и импровизации.

В единой архитектурной композиции соседствовали скульптуры Мадонны и Афродиты. Несмотря на недовольство церкви, языческие боги и католические святые мирно располагались со статуей владельца здания. Архитекторы проектов выделяли таким решением нереальность происходящего. Декор всячески пытались увеличить и придать ему монументальность. Применялась орнаментная лепка, всевозможные мистические символы, волюты и знаки.

Архитектурные приёмы

Для стиля барокко характерны приёмы раскреповки в середине фасада, при этом часть стены выдвигается или наоборот задвигается со всеми элементами. Целью такого архитектурного решения являлось исключение плоского вида фасада, и придание дополнительной выразительности композиции сооружения.

Фронтоны, характеризующие стиль барокко, в основном лучковые, напоминающие, натянутый лук или полукруглые с приёмом раскреповки.

В архитектуре дворцов и резиденций применяются выпукло-вогнутые линии фасадов, всевозможные башни, эркеры, балконы, использование овалов, окружностей, а также заметно особое членение фасада.

В отделке оконных проёмов использовались наличники с богатой отделкой, обязательное присутствие большого замкового камня с маскароном над окном. Формы оконных проёмов: овальные, французские, полусфера, большое прямоугольное, арочное.

Дверные проёмы оформлялись арками с колоннами или кариатидами, атлантами.


Детали стиля барокко в архитектуре

Много богатства и роскоши, гигантские размеры, большое количество разнообразных деталей – этим определялось внутреннее убранство в барокко. Золотом отделывалось всё, что можно было украсить в интерьере и экстерьере.
Потолки с настоящими картинами и фресками.
Большое количество зеркал в богатых позолоченных рамах, с лепниной и скульптурами.
Мебель обивалась дорогой тканью.
Шкафы гигантских размеров из чёрного дерева.
В украшении стен применялись деревянные резные панели со вставленными в них картинами.
Пол являлся отражением потолка, он оформлялся мрамором и майоликовыми плитами. На дверях размещалось панно – настоящее произведение искусства.

Еще здания в стиле барокко фото:

Стиль Барокко в архитектуре фото

Барокко в архитектуре поражает своими контрастами, переходом от одной крайности к другой, порой неуместным гигантизмом и монументальностью. Сторонники строгих линий и форм долго не признавали право на его существование, связывали барокко с отсутствием вкуса и признаком пошлости. Однако время расставило всё по своим местам.

Стиль барокко в архитектуре.

+ Возможно, вас заинтересует:

≡ Архитектурные стили, полный список с фото →

rehouz.info

Барокко – Архитектура и Архитекторы

Собор св. Петра в Риме.

   Стиль барокко доминировал в искусстве христианского мира в 16-18 веках. Расцвет этого стиля ассоциируется с  интенсивным формированием национальных государств, укреплением абсолютизма. В отличие от предшествующего Ренессанса, барокко характеризуется не уравновешенностью и гармонией, а  смелыми, порой драматическими эффектами композиции, цвета, мелодии, ритма, виртуозными и пышными формами и образами.  Яркие выразительные элементы барокко, в том числе криволинейные волюты, башни с куполами, обрамляющими главный фасад, иногда  – вогнутые или выпуклые стены присутствуют в архитектуре многих памятников этого стиля. Наиболее отчетливо прослеживается связь барокко с католицизмом – этот стиль получил наибольшее развитие именно в сфере господства католической церкви.

Базилика дель Санта Кроче, Лечче,Италия.

  Родиной и идейным вдохновителем барокко считается Италия, где произведения искусства этого стиля наиболее ярки и показательны.  Живописные работы Караваджо, скульптуры Бернини демонстрируют характерные для барокко пышность и динамизм.

      Один из первых выдающихся памятников барокко в Италии  – церковь Иль Джезу, выстроенная архитекторами Д.Виньолой и Д. делла Порта к 1575 г. Представляет собой крестообразное в плане сооружение – каноническое решение христианского храма. Главный фасад решен в виде композиции разных ордеров. Волнообразные элементы, связующие два яруса фасада (волюты),  создают хрестоматийный силуэт церкви этого стиля.

Церковь Иль-Джезу в Риме. Арх. Д.Виньола и Д. делла Порта, 1575г.

  Широкую известность имеют  работы Ф.Борромини, в чьем творчестве наиболее ярко проявились экспрессивные, динамические и декоративные качества, характеризующие  барокко как стиль.  Небольшая церковь Сан Карло алле  Куатро Фонтана в Риме (1667 г.) – поистине квинтэссенция барокко, представляющая этот стиль наиболее эффектным и выразительным образом.  Новаторский план овальной структуры задает тон композиции.  Очень выразительно представлен  контраст между четкостью ордерной системы колонн и волнообразной, животрепещущей поверхностью стен. Многократно цитированные позднее барочные разорванные фронтоны. Органичная скульптура и умеренный, но чрезвычайно яркий декор завершает композицию.

Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтана, арх. Борромини. Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтана, арх. Ф.Борромини. План церкви Сан Карло алле Куатро Фонтана. Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтана, арх. Ф.Борромини.

   Архитектура барокко широко пользуется театральными средствами – светом, перспективными эффектами, игрой с масштабом.  Интерьеры Борромини выглядят больше своих истинных размеров, архитекторы барокко могли корректировать реальность и создавать иллюзорные картины.  Практически всегда использовался весь арсенал средств и жанров- архитектура, скульптура, живопись.

Церковь Сан Маттео. Пиза. Расписной плафон создает иллюзию пространства.

  Оптические приемы, меняющие пространство, использовались не только в интерьерах и при создании фасадов зданий. Крупнейшая фигура барокко Л.Бернини, гениально решил площадь  Святого Петра в Риме (1663 г.), создав своей колоннадой искусственную перспективу  и   систему иллюзорной корректировки облика собора Св.Петра, обеспечив наилучшее градостроительное решение главной площади католического мира. Колоннада акцентирует  восприятие собора, визуально увеличивая его, и позволяет отвлечься от здания лишь в центре площади.

Площадь перед собором Св. Петра в Риме. Колоннада перед собором св. Петра в Риме.

Архитектура барокко в Испании, предвосхитившая развитие этого стиля в Новом Свете, наиболее ярко проявилась в творчестве архитекторов братьев Чурригера и сконцентрирована в основном в Саламанке.

Площадь Майор в Саламанке, арх. А.Чурригера, 1755 г. Тактичное обрамление площади зданием с типичным барочным завершением и средиземноморской аркадой первого уровня.

  Массивное, если не тотальное проявление барокко в архитектуре состоялось в латиноамериканской культурной среде.  Бесперспективные испанская и португальская монархии смогли импортировать католицизм на этих территориях, и архитектура храма в стиле барокко оказалась тем идеалом красоты (и веры), которые были приняты латиноамериканским населением, состоявшем в основном из креолов.  Канонические примеры архитектуры барокко встречаются на огромных территориях от Аргентины до Мексики.

Архитектура латиноамериканского барокко. Собор в Таско, Мексика. Типичнейшее барокко, явно перегруженное украшениями и декором. Собор в Мехико, Мексика. Барочная архитектура собора чересчур тяжеловесна – угловые башни явно гипертрофированы.

Барокко в русском искусстве,  сформировавшееся позднее, чем в западной Европе, имело свои отличия, среди которых нужно выделить взаимодействие этого стиля с другими, прежде всего с классицизмом. Крупнейшим полигоном развития этого стиля стал, естественно, Санкт-Петербург.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Парадная лестница в Зимнем дворце.

Классику русского архитектурного барокко В.Растрелли принадлежит авторство многих сооружений – как барокко, так и классицизма. Потрясающие работы Растрелли, например сооружения Петергофа, Зимнего Дворца, Андреевской церкви в Киеве имеют признаки обоих стилей.

В. Растрелли. Андреевская церковь в Киеве. Исключительно удачное и эффектное градостроительное решение – церковь венчает холм и просматривается издалека. Стремительный силуэт и в меру живописный фасад свидетельствуют о высочайшем мастерстве зодчего.

Прекрасный образцом русского барокко остается колокольня Троице-Сергиевой Лавры (1770 г.), сооруженная по проекту Д.Ухтомского.

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры Екатерининский дворец в Царском селе. Павильон Эрмитаж в Царском селе.

Барокко выразительно и органично связано со скульптурой. Классическая  скульптура Л.Бернини – «Экстаз святой Терезы» – в авторском интерьере часовни римской церкви  Санта Мария делла Витториа настолько экспрессивно олицетворяет божественное озарение Святой Терезы, что эта композиция до сих пор считается непревзойденным образцом эротики.  Пышность и театральная экспрессия барочной скульптуры отлично дополняет такие же качества архитектуры этого стиля.

Фрагмент интерьера церкви Санта Мария делла Витториа со скульптурой Л.Бернини «Экстаз святой Терезы. Пышность и театральность места действия в ансамбле с динамикой и экспрессией скульптуры. «Экстаз святой Терезы». Работа Л.Бернини.

  Архитектура барокко, характеризуемая театральным восприятием сооружений и динамикой построения объемов и пространств, находит свое место в стилизациях и новых композициях архитектуры современности.

25.12.2011

Кожин Игорь

Посмотреть другие архитектурные стили.

При создании статьи использовались следующие источники информации…

www.archandarch.ru

Барокко в архитектуре – Стили в архитектуре

Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам») – стиль в живописи, архитектуре, литературе и музыке XVII—XVIII веков.

Эпоха расцвета барокко определяется двумя веками – между концом XVI и концом XVIII веков. Барокко (что в переводе с итальянского буквально означает причудливый, странный) был зарожден в Италии и вскоре охватил большинство стран Европы и  Америки (преимущественно Центральной и Южной). Главными чертами этого стиля стали напряженность, гигантизм и эмоциональная насыщенность. Сложная геометрия, неожиданные световые эффекты, разнообразие сложных узоров и пышного декора, где вогнутые пространства неожиданно сменяются выпуклыми, пришли на смену более спокойной эпохи гармонии позднего ренессанса. Их последовательно прививали архитектуре итальянцы Микеланджело Буонаротти (в свой поздний период) и Виньола. Оба потрудились над зданиями Ватикана, который является чуть ли не главным символом этого архитектурного стиля.

Церковь Иль-Джезу в Риме архитектора Джакомо Бароцци да Виньола

В оформлении интерьеров в стиле барокко используется  скульптура,  резной орнамент, роспись, зеркала, массивные колонны и лестницы. Из материалов  применяется травертин, доломит,  мрамор, базальт. Контрасты масштабов, игра света и тени, интенсивные глубокие цвета (золотистый, розовый, голубой) – все это создает ощущение иллюзорности и постоянной изменчивости окружающего мира. Из общего ряда можно выделить  наиболее ярких архитекторов того времени. В Италии это Франческо Борромини (1599-1677), который начинал свою деятельность как каменщик в соборе Св.Петра, но впоследствии стал помощником Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680) Микеланджело Буонаротти,  и Пьетро да Кортона. Во Франции – Франсуа Мансар (1598-1666) и Луи Лево (1612-1648), работавшие на Людовика XIV,  в Австрии – Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах и его сын (авторы главного венского дворца Шенбрунн и Карлскирхе). В Австрии это Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах и его сын (они авторы главного венского дворца Шенбрунн и Карлскирхе), в Чехии – Франческо Каратти (автор Чернинского дворца), в России – Ухтомский Дмитрий Васильевич (1719-1774).  Множество образцов барокко на территории нынешних Польши и Украины (тогдашней Речи Посполитой). Часть из них строилась итальянскими архитекторами по образцу римской церкви Иль Джезу.

Архитектура Ватикана

Архитектура барокко породила новые прогрессивные тенденции в создании городских и садово-парковых ансамблей. Здания становятся единым целым с прилегающими территориями. Окружающий ландшафт украшают группы фонтанов с величественными скульптурами, в садах ставят театральные спектакли под открытым небом. Сам стиль вынуждает к созданию эффектных зрелищ, атмосферы на грани иллюзий и реальности.

Барокко – культура излишества. Выразители этого излишества – складка и завиток. Если ровная поверхность стены вдруг начинает вздыматься, словно волна, – это барокко. Барокко (вслед за одним из его ответвлений – маньеризмом) выработало множество новых типов построек. Это величественный городской дворец, барочный монастырь, загородная вилла с дворцом и барочным садом.

Храм Знамения Богородицы в Дубровицах, относимый к голицынскому барокко

Барокко – материализованное влечение к необычному, удивительному, поразительному. От этого стиля нам достались ландшафтная архитектура, сады и парки с гигантскими скульптурами и гротескные маски, театры под открытым небом, необычные здания с экзотическими деталями. Барокко коллекционирует необычное и чудесное. Гравюры, минералы, диковинные растения. Для первых музейных коллекций создаются отдельные кабинеты.

О садах нужно сказать особо. Постройки барокко стремятся вовлечь в себя площадь перед дворцом или сад перед монастырем. Здание существует вместе с прилегающими территориями, а не само по себе.

Человеку барокко (и архитектору в том числе) было свойственно задавать вопросы об устройстве мира, и ответ этот часто находился не в божественных сферах. Архитекторы и скульпторы барокко теперь охотно путают экстаз божественный с человеческим. В знаменитой скульптуре «Экстаз Святой Терезы» Бернини у святой такое томное выражение лица, что над ним посмеивались даже современники.

Церковь Покрова в Филях. Нарышкинское барокко

В России расцвет стиля барокко приходится  на вторую половину XVIII века, в то время как в Европе уже происходит переход к классицизму. Как и другие стили, барокко в России приобрел некую самобытность, в связи с этим появился такой термин как «русское барокко» и отличался от европейского более простой структурой  архитектурных композиций.  Вместе с тем русские архитекторы активно использовали яркий цвет и колористические контрасты в окраске, включая золочение. В качестве отделочных материалов  с целью дальнейшей покраски предпочтение отдается штукатурке и гипсу. Поэтому цвета становятся более яркими и насыщенными: красный, синий, желтый в сочетании с белым. В качестве лепного декора  используются  лепка в виде орнамента в традиционно русском стиле. Для отделки  различных деталей интерьера, а также  кровельных покрытий применяется техника золочения.

Смольный собор в Санкт-Петербурге

В конце XVII-начале XVIII века русское барокко разделилось на множество течений: «московское» барокко, «нарышкинское» барокко, вслед за ними – «строгановское» и «голицынское». Такие названия возникли благодаря фамильному роду персон, под покровительством которых строились самые значимые объекты эпохи. Существуют даже «уральское барокко» и «сибирское барокко». 

Самым ярким олицетворением барокко стали  дворцовые  ансамбли  Санкт-Петербурга, Петергофа  и Царского села, роскошь и масштабы которых не находят равных в Европе. Одним из выдающихся архитекторов той эпохи становится Франческо Растрелли,  основатель «елизаветинского барокко».

К середине XVIII века на смену барокко приходит еще более утонченный и эклектичный стиль рококо.

Текст: Юлия Черникова

rdh.ru

Основные черты архитектуры барокко с примерами на фото

Церковь Сант Аньезе ин Агоне (1653- 1661) в стиле барокко. Создана в честь раннехристианской мученицы св. Агнессы Римской в Риме. Первоначально церковь строил Райнальди, затем ее достраивал Борромини. Площадь Навона. Рим.

Архитектура барокко, долго не воспринимавшаяся поклонниками классических форм, как самостоятельный и самодостаточный стиль, появилась на изломе позднего Ренессанса, как его продолжение и развитие. В какой-то степени это был возврат к философии готики, поскольку стиль отражал идеологию католицизма: экспрессивность, мистицизм, иллюзорность, присущие барокко, характерны и для мировоззрения католиков. Таким образом, можно говорить о том, что барокко возникло при слиянии философии античного искусства с ментальностью католического духовенства. Одно из стилистических течений итальянского барокко назвали «стилем иезуитов», или «трентино». Основателем этого направления стал член ордена иезуитов А. Поццо, автор росписи «Апофеосис», изображающей вознесение Игнатия Лойолы – главы ордена иезуитов – на плафоне церкви Св. Игнатия в Риме (1684 г.) А. Поццо был архитектором, живописцем, скульптором. Идеи вознесения, парения, бестелесности реализовывались художниками, оформляющих потолки и стены храмов. Росписи словно прорывали плоскость стен или потолка, не учитывая конструктивные особенности архитектуры. Архитектура этого периода становится очень живописной и насыщенной художественными деталями. Путем различных приемов создавались иллюзорные конструкции: нарисованные архитектурные элементы создавали почти незаметный переход от реальной конструкции к вымышленной, что визуально изменяло пространство.

Роспись «Апофеосис» кисти А. Поццо на плафоне церкви Св. Игнатия в Риме.

Основная художественная идея архитектуры эпохи барокко – психологическое воздействие на человека, его подчинение динамике и активности стиля, высокий градус эмоциональности. Мастера архитектуры в стиле барокко искали красоту не в природе, а в своем воображении, опираясь на античные традиции. Кроме красоты барокко требовало от произведений искусства, в том числе архитектуры, грации, изящества, а также соответствия таким понятиям, как «кортезия», что означает «теплота», «нежность» – зодчие эти качества передавали своим сооружениям с помощью пластики форм и поверхностей. К основным чертам барокко в архитектуре относятся несопоставимые с человеческими пропорциями масштабы архитектурных деталей. В классике все формы пропорциональны, разделены друг с другом, соразмерны зрителю, имеют четкие контуры. Нормой же в барокко считались размеры окон, дверей, порталов в десятки раз превышающие человеческий рост. Другая черта барокко в архитектуре: это многократное повторение в фасаде одного здания одних и тех же деталей и декоративных приемов. И. Грабарь (русский художник, искусствовед, музейный деятель.1871-1960гг.) писал об итальянской архитектуре эпохи Барокко: «Неврастеническая восторженность удваивает и утраивает все средства выражения: уже мало отдельных колонн, и их, где только можно, заменяют парными; недостаточно выразительным кажется один фронтон, и его не смущаются разорвать, чтобы повторить в нем другой, меньшего масштаба. В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит постепенно, повторяя их по два, по три и по пяти раз. Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся и опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых, то теряющихся линий, что не знаешь, которая же из них верная? Отсюда впечатление какого-то движения, непрерывного бега линий и потока форм». Многократное повторение создавало сложную систему использования архитектурных элементов: появились группы пилястр, по сторонам пилястры дополнялись полупилястрами, интервалы между пилястрами обрамлялись плоскими рамами. Такие черты барокко в архитектуре стали антиподом ренессансного представления о гармонии. Архитектура барокко (фото внизу), относится к раннему периоду: в сооружении многократно повторены архитектурные элементы, благодаря выступающим полуколоннам – одинарным и сдвоенным, усиливается эффект светотени, что придает зданию динамичность.

Ранее барокко. Латеранский дворец (Palazzo del Laterano) построен по приказу папы Сикста V в 1586 г. по проекту Доменика Фонтана.

Фасад церкви Иль-Джезу п(1575- 1584 гг.). Проект Виньолы. Архитектор Джакомо делла Порта.

Фасад становился декорацией, а внутреннее пространство могло получить неожиданные для зрителя размеры благодаря созданию иллюзий из света и тени, рисунками и росписям. Главное – эффект неожиданности впечатления и внезапности. Геометрические фигуры, участвующие в формообразовании зданий, теряют стационарность – вместо окружности используют овал, прямоугольник становится заменой квадрату. Если в эпоху Ренессанса расчеты строились на соотношении простых чисел, то, как и раньше в готике, в архитектуре эпохи барокко, стала использоваться система триангуляции (способ расчета пропорций на основе равностороннего или равнобедренного треугольника, который считался символом «Божественной гармонии»). Создавались планы строений в виде геометрических фигур: треугольников, пентаграмм, звезд, овалов, что придавало фасадам и интерьерам зданий динамичность. Пример архитектуры барокко на фото внизу: план церкви Сан Иво («иезуитов стиль») архитектора Ф. Борромини представляет собой «Звезду Давида» – два пересеченных равносторонних треугольника.

Сан Иво. Архитектор Ф. Барромини. 1642- 1660 гг.

Визуальная функциональность сооружений барокко не всегда соответствует реальности. Реальная тектоника означает, что зрительное восприятие соответствует конструкции строения, а мнимая тектоника, антитектоника, напротив, создает иллюзорные образы. Тектоника призвана показать, что строение надежно, устойчиво, способно создать человеку надежную защиту, укрыть его от невзгод и при этом «не придавить» тяжестью стен или других архитектурных элементов. Архитектура барокко создала сооружения антитектоничные, которые вместо стабильности и жесткости дают ощущение неустойчивости; вместо стационарности — движения и трансформации.

Фасад церкви Сан Карло «У четырех фонтанов» в Риме (1638- 1667 гг.) Борромини создал сочетанием выпуклых и вогнутых объемов.

Еще одной чертой архитектуры эпохи барокко становится так называемая «боязнь пустоты», когда фасад заполняется обилием деталей, скрывающих конструкцию. Четкие границы, замкнутость архитектурных элементов и декора, характерные для Ренессанса, вытесняются пластикой, перетеканием форм, что приводит к исчезновению четкого контура конструкций. В барокко нередко использовался нарушенный ритм в декорировании, прием «выходов за раму», для стиля характерна игра объемов, света и тени. Архитекторы барокко создавали стены динамичных форм: они могли сходиться под острым углом, создавая ощущение ножа, режущего улицу на части, быть вогнутыми или выпуклыми. Пример архитектуры барокко на фото внизу:

Палаццо Кариньяно (Palazzo Carignano, 1679 г.) Проект архитектора Гварини. Фасад здания с кирпичной кладкой, который выходит на пиацца Кариньяно, создан в стиле барокко 17 века. Он имеет вогнуто-выпуклую форму.

Среди архитектурных приемов барокко: установка колонн группами, пучками, отодвинутыми от стен или напротив, словно бы «утопленных» в стены, что создавало эффект выступающих или отступающих поверхностей. Скульптурные композиции, обильно украшающие архитектуру эпохи барокко, усиливали чувство размытости границ, зыбкость стен, которые перестают казаться надежными опорами, отделяющими внутреннее пространство от внешнего мира. Черта архитектуры эпохи барокко – гигантизм. Декор старались увеличить, сделать монументальным. Волюты – декоративные завитки – становятся огромными (например, на фасаде церкви Иль-Джезу в Риме). Примером гигантизма может служить творчество архитектора Бернини (Жан Лоренцо Бернини (1598- 1680гг). Созданный им шатер-киворий (29 м. в высоту) в соборе Святого Петра ошеломляет зрителя своими масштабами, несоразмерными с размерами человеческого тела. К центру собора, внутренние интерьеры которого оформлены Бернини, пространство будто бы вырастает, купол отодвигается вверх на головокружительную высоту, нависают огромные статуи, что давит на пришедшего сюда зрителя, создает ощущение человеческой незначительности, никчемности против величия сооружения. Стендаль в начале 19 века писал: «Если иностранец, придя в собор Святого Петра, вздумает осматривать все, у него начнется сильнейшая головная боль».

В интерьере собора Святого Петра в Риме отражена несоразмерная масштабность архитектурных элементов и декора с размерами человеческого тела.

Зодчие барокко

Каждый зодчий стремился передать через свои творения собственное мировоззрение. Характерные черты творчества Бернини – нарочитость, гигантизм, театральность, бутафория. Например, в Риме перед собором Святого Петра Бернини выстроил колоннаду, скрывающую хаотичную городскую застройку, расположенную за ней, и сформировал мнимое пространство площади. Он создавал площади с памятниками и фонтанами, фасады – декорации, прикрывающие здания. Бернини был мастер иллюзии и дематериализации, используя для этого самые разные способы, соединял в одной композиции разные материалы, способы окраски, передавая ощущение легкости, движения по воздуху даже большим и тяжелым фрагментам декора. В Риме строил последователь творчества Бернини – К. Райнальди. В Венеции творил Б. Лонгена, создавший церковь Санта Марна делла Салуте (1631- 1682 гг.) Болонец С. Серлио, последователь маньеризма, создал основы приемов нарушения традиционных пропорций в строительстве, например, чтобы создать у зрителя ощущение давления на здание, его тяжести, предложил делать каждый следующий этаж на четверть ниже предыдущего. Математик, профессор философии, зодчий Г. Гварини в архитектуре барокко сочетал разные архитектурные формы и габариты в одном сооружении, как на фото внизу:

Храм Сантуарио делла Консолата (Santuario della Consolata Храм Консолата – Богоматери Утешительницы, с 1679 г.) Архитектор Г. Гварини.

Декор эпохи барокко

Для декора в архитектуре эпохи барокко характерно сочетание изображений персонажей из разных периодов и религий: мифологических, библейских, новозаветных героев и фигур-аллегорий, а также символических знаков и атрибутов. В одном ансамбле могли оказаться рядом скульптура Мадонна и статуя Афродиты, в одной композиции оказывались Христос и Юпитер. Католический крест соседствовал с трезубцем Нептуна, а символом Вознесения становилась колесница бога Солнца. Языческие боги уживались с изображениями заказчиков проекта, а также с католическими святыми. Так мастера барокко подчеркивали фантастичность своих произведений, и церковь, хотя и протестовала против подобных смешений, все же вынуждена была смириться c этими чертами стиля. В 1644 г. Иннокентий X велел возвести египетский обелиск, привезенный в Рим императором Каракалла. Бернини создал проект необычного фонтана, разместив вокруг египетского обелиска фигуры речных богов самых известных рек – Нила, Ганга, Дуная, Ла-Платы.

Лоренцо Джованни Бернини. Фонтан Четырех Рек на площади Навона в Риме. (Fontana dei Quattro Fiumi) 1648—1651 гг.

Архитектура барокко поражает сочетанием возвышенности и экзальтации с чрезмерной театральностью. Барокко – это стиль крайностей, контрастов, иллюзий, из-за чего он долго не был признан среди поклонников четких, строгих и ясных форм античности, считавшие барочность – признаком дурного вкуса и пошлости.

Автор текста: Марина Калабухова

www.facade-project.ru

Архитектура барокко в России – Архитектурный стиль — LiveJournal

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)
architectstyle — 3 position in central region rating

architectstyle.livejournal.com

Архитектура европейского барокко на примерах итальянского, немецкого, английского

Католическая базилика Суперга (Basilica di Superga) – образец барочной архитектуры. Турин. Италия. Строительство началось в 1717 г. после победы над французами и испанцами благодаря обету властителя – Виктора Амадея II. Архитектор Филиппо Юварра.

Европейское барокко – стиль, мода на который властвовала в Европе с конца 16-го и до конца 18-го веков. Особенно ярко этот стиль проявился в архитектуре сооружений того периода. Европейское барокко сформировалось во времена ослабления влияния католицизма и усиления светского общества. Зодчество каждой страны формировалось с учетом национальных традиций, существующих политических условий и благосостояния общества, благодаря этому европейское барокко в разных странах приобретала особые характерные элементы на основе общих черт стиля. При создании зданий и городских ансамблей используются сложные планы, криволинейные поверхности, увеличивается декоративность сооружений. Ордер, как и в эпоху Ренессанса, используется в конструкции фасадов, однако, он приобретает более пластичные формы, меняет традиционные пропорции, нередко теряет свою функциональность.

Архитектура итальянского барокко

После периода Возрождения, которое обратило взоры архитекторов и художников к культурным и художественным традициям Древнего Рима, наступил период пересмотра взглядов на искусство. Переломным моментом стало разграбление Рима в 1572 году и ослабление торговых связей с другими государствами. Политические события, которые повлияли на жизнь общества, изменили и его мировоззрение. Строгие античные пропорции уже не устраивали живописцев и зодчих, которые стремились «выйти за рамки», установленные Ренессансом. Итальянское барокко стало образцом для всей Европы. Искусствовед П.П. Муратов (Павел Павлович Муратов. 1881-1950 гг.) в своей работе «Образы Италии» писал о Риме, как о городе, олицетворяющем барокко.

Архитекторы итальянского барокко

Одним из основоположников итальянского барокко считается Микеланджело, который разрушил принятые представления об архитектурных пропорциях, и начал использовать элементы ордера как декор. В основе работ Микеланджело, которые находились у истоков барокко, – пластичность архитектурных элементов, динамичность, контраст, рельефность поверхностей, масштабность элементов ордера. Однако, сооружения Микеланджело все еще сохраняли свою тектоничность, что является характерным для стиля эпохи Возрождения, и теряет актуальность в барокко. Наиболее яркими представителями итальянского барокко были архитекторы: Франческо Борромини (Francesco Borromini), Франческо Кастелли (Francesco Castelli, 1599—1667гг.) и Лоренцо Бер¬нини (Giovanni Lorenzo Bernini,1598—1680 гг), Джироламо Райнальди (1570 –1655 гг.) Известность получили зодчие, создавшие образ архитектуры итальянского барокко: Карло Мадерно (Maderno; 1556—1629гг) (Борромини был его последователем), Д. Фонтана (Domenico Fontana, 1543 — 1607 гг.). Произведения Борромини отличаются пышностью, экспрессивностью, масштабностью, рельефностью. Примером может служить римская церковь Сант-Аньезе на площади Навона. Купол церкви расположен на барабане, фасад имеет плавные, изгибающиеся формы, выступы, что создает интересные эффекты светотени. Украшают сооружение многоярусные колонны, расположенные по сторонам от купола.

Церковь Сант-Аньезе -ин-Агоне на площади Навона. (S. Agnese in Agone). Воздвигнута в честь св. Агнессы Римской – христианской мученицы. Рим. Строительство в 1652 г. вел Джироламо Райнальди, фасад церкви – работа Борромини (1652—1655 гг.)

Архитектор Бернини в своем творчестве активно использовал законы перспективы, изменяя зрительное восприятие объектов. Одна из разработок Бернини – римская церковь Сант-Андреа аль Квиринале (1653—1658 гг.)

Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале (Sancti Andreae in Quirinali) — церковь, посвящена апостолу Андрею. Рим. Архитектор Бернини.

Архитектор завершал строительство собора Святого Петра и соборной площади (1656—1667 гг.) Четырехрядная колоннада из 284 колонн высотой 19 метров, которую создал мастер, расходится от фасада и образует трапециевидную форму площади, а затем создают овал, что дает ощущение динамичности пространства, чувство подвижности колонн, раскрытие архитектурного пространства сооружения. Венчают колоннаду 96 скульптур. Площадь устроена таким образом, что направляет взгляд наблюдателя к фасаду, который завершал архитектор Карло Мадерно. Свои знания в области создания искусственной перспективы и зрительного обмана архитектор итальянского барокко Бернини применил и при возведении Королевской лестницы (“Скала реджа”, 1663—1666 гг.) Она соединяет папский дворец и собор Святого Петра. Лестничный пролет сужается, колонны уменьшаются, что дает эффект зрительного увеличения лестницы и углубления ее перспективы – кажется, будто лестница гораздо протяженнее и больше по размерам, чем на самом деле.

Королевская лестница «Скала реджа» (Scala Regia). Ватикан. 1663-1666 гг. Архитектор Бернини.

Приемы итальянского барокко использовались мастерами других стран, однако, в каждом государстве их методы сочетались с национальными традициями, создавая различные стилевые направления.

Немецкое барокко

Немецкое барокко характеризовалось разделением на южное стилистическое направление (на юге Германии властвовал католицизм), и северное (на севере, в основном, жили протестанты). Архитектура южной Германии больше напоминает итальянское барокко, а зодчество северной части страны многое заимствовало из французского классицизма. Немецкое барокко наиболее ярко представлено дрезденской резиденцией Цвингер (Zwinger) архитектора М.Д. Пеппельмана*, построившего ее по заказу саксонского курфюста Августа Сильного (с 1694 года – курфюрст саксонский). Цвингер располагается неподалеку от Дрездена, где в старину находился район городских укреплений.

Цвингер (Zwinger) около Дрездена. Архитектор М.Д. Пеппельман.

Маттеус Даниель Пеппельман (Matthäus Daniel Pöppelmann. 1662-1736 гг.)Изучал итальянскую, французскую, голландскую и австрийскую архитектуру. С 1718 по 1734 гг. занимал должность главного государственного архитектора (Oberlandbaumeister). Благодаря его таланту Дрезден стал одним из наиболее красивых городов Европы. Главным произведением архитектора считается Цвингер, построенный вместе с зодчим Б. Пермозером. Среди работ Пеппельмана – Японский дворец в Дрездене (1715 г.), замки Пильниц (1720-1723 гг.), Градиц (1720 г.), Морицбург, аббатство Йоахимштейн (1728 г.) и другие сооружения

Для того, чтобы выполнить заказ курфюста, Пепельман посетил Рим, где он изучал архитектуру античности и Возрождения. Ансамбль Цвингер сам Пепельман называл «римским творением». Возведение Цвингера началось в 1711 году. Стиль сооружения долгий период являлся предметом споров искусствоведов. Г. Дехио (Георг Дехио. Georg Dehio. Историк немецкой культуры. 1850 – 1932 гг.) в работе «История немецкого искусства» писал: «…Цвингер находится за пределами принятой «историко-стилевой номенклатуры». В нем сочетаются пластика, динамичность со светлым нарядным фасадом из песчаника и многочисленными скульптурами. По замыслу Цвингер должен был стать сооружением для зрелищ. Немецкое барокко, воплощенное в ансамбле Цвингера, поражает богатым декором, пластичностью поверхностей. Первый этаж основного здания Цвингера украшен пилястрами, которые перерастают в человеческие фигуры атлантов, поддерживающих антаблемент с цветочным и фруктовым декором. Венчает сооружение атлант, который держит земной шар. Пышная архитектура и пластика Цвингера типична для немецкого барокко и поражает фантастичностью образов, гротеском и великолепием. В плане по периметру центральную площадь ансамбля обрамляют арочные галереи (здесь находятся оранжереи) с плоскими крышами. Из павильонов Цвингера, связанных между собой галереями, наиболее красивы овальные строения, где находились трибуны королевского двора, а также знаменитый павильон «Ворота под короной» (Кронентор), сочетающий двухъярусную арку и надвратную башню. В павильоне находилась королевская ложа. Строение венчает изображение королевской короны и геральдические орлы. Особенностью ансамбля является сочетание идей барокко с национальными традициями, например, характерным для немецкого искусства небольшим пластичным формам: павильон с королевской ложей декорирован скульптурами маленького размера, что еще больше подчеркивает крупные габариты навершия над «Воротами». Скульптуры ансамбля созданы Б. Пермозером.

Скульптуры в «Купальне нимф» – грот с каскадами. Скульптор Б.Пермозер.

При М.Д.Пеппельмане Цвингер не был достроен, три фасада были готовы до 1732 г. Проект четвертого фасада был создан архитектором Готфридом Земпером (1847-1855 гг.)

М.Д.Пёппельман – Маттеус Даниэль Пеппельман, служил при императорском дворе, в 1705 г. его назначили саксонским архитектором. В 47 лет возглавил сооружение ансамбля Цвингера

Центры зодчества в стиле барокко находились в Австрии, Баварии, Верхней Швабии, Франконии и на Рейне. В каждом регионе немецкое барокко получило характерный акцент, в зависимости от национальных традиций, а также мастеров, которые возводили сооружения. В Австрии расцвет барокко наступил после победы над турецкими войсками (1683 г.) В Вене был построен Шёнбрунн (Schloß Schönbrunn. 1694 -1749 гг. архитектор Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах), венский Бельведер (Belvedere. 1714-1722 гг. архитектор Иоганн Лука Гильдебранд). Среди наиболее знаменитых сооружений, выполненных в этом стиле, в Берлине – королевский дворец (Berliner Kgl.Schloß. архитектор Андреас Шлютер), в Вюрцбурге – епископская резиденция (Würzburger Residenz. 1719 – 1744 гг., архитектор Иоганн Бальтазар Нейман). Баварский курфюст Максимилиан II Эммануэль (он жил в изгнании во Франции с 1706 г.) для строительства приглашал итальянских архитекторов. В Рейнской области замки немецкого барокко с «французским акцентом» строили французы. К востоку от Бонна был возведен Поппельсдорф (Schloss Poppelsdorf. 1716-1730 гг. архитектор де Котт). Барочный дворец Аугустусбург (Augustusburg) и охотничий дворец Фалькенлюст (Falkenlust) в Брюле (Brühl) строил придворный баварский зодчий француз Кювийе. В Бенсберге замок (Schloss Bensberg. Начало строительства 1711 г.) строит венецианец. В застройках Рейнской области участвовали также немецкие архитекторы Нейман (Иоганн Бальтазар Нейман. Baltasar Neumann. 1687 – 1753 гг.), Шлаун (Иоганн Конрад Шлаун. 1695 – 1773 гг.) В немецком барокко прусской провинции Брандербург чувствуется влияние Нидерландов и Франции. В стиле луврского проекта Бернини в Берлине архитектором Шлютером (Schlüter Andreas. ок. 1660–1714 гг.) построен королевский замок (1698–1706 гг.) Потсдамский дворец Сан-Суси, создан архитектором Кнобельдорфом по образцу палаццо Барберини в Риме, работы Палладио. В Дрездене (Саксония) в период властвования Августа Сильного архитектор Кьявери строит церковь Хофкирхе (1738-1756 гг.), ее стиль – римско-барочный, однако чувствуется влияние французского Версаля. В этот же период немец Пёппельман возвел Цвингер (1709-1716 гг.) с элементами итальянского барокко.

Английское барокко

Барокко в Англии не получило такой размах как в других странах Европы. В то время как во Франции, Италии, Испании, Бельгии, Германии барокко достигло пределов своих формальных возможностей, в английской архитектуре был очень силен палладианский классицизм. Исследователи говорят о том, что в Англии не осталось памятников архитектуры, которые можно было бы однозначно определить как барочные. Среди мастеров, произведения которых можно охарактеризовать как английское барокко, были Джон Ванбру и Николас Хоксмур.

Джон Ванбру – John Vanbrugh (1664 —1726 гг.) – английский драматург и архитектор, творивший в стиле английского барокко.
Николас Хоксмур Nicholas Hawksmoor (1661 –1736 гг.) – архитектор эпохи английского барокко.

Особенности английского барокко продемонстрировано в строении Ситон Делавал (Seaton Delaval Hall) в Нортумберленд (Northumberland), разработанном архитектором сэром Джоном Вабру в 1718 г. Сооружение находится к северу от Ньюкасла-апон-Тайн (Newcastle upon Tyne). Оно было построено для адмирала Джорджа Делавал (Admiral George Delaval), сейчас принадлежит Национальному Тресту (National Trust).

Проект Ситон Делавал (Seaton Delaval Hall). Нортумберленд (Northumberland). Англия. Архитектор сэр Джона Ванбру (1718-1729 гг.)

 

Ситон Делавал (Seaton Delaval Hall). Нортумберленд (Northumberland). Англия. Архитектор сэр Джона Ванбру (1718-1729 гг.)

Церковь Христа Спиталфилдз (Christ Church Spitalfields.1715-1729гг.) Ист-Энд East End. Лондон. Англия. Архитектор Николас Хоксмур (Hawksmoor).

Европейское барокко возникло в эпоху абсолютизма. Зародившись в Италии, оно утвердилось во Франции, Испании, позже проникло в Германию, его элементы использовались английскими архитекторами. Барокко в Европе выросло из искусства Ренессанса, изменив ордера, сделав их диспропорциональными и лишенными функциональности, украсив причудливым декором, добавив во внешний вид строений динамичность и масштабность.

Автор текста: М. Костин

www.facade-project.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *