Историческая архитектура. Готика. | Официальный сайт Морелли
С 12 века в Европе, прежде всего во Франции, растет сила королевской власти, очень вырастают города. Большой опыт, который накопили архитекторы романики, позволяет создать новый стиль с уникальными конструкциями и эстетикой.
Аббат Сугерий был священником 12 века, настоятелем монастыря, другом одного французского короля и воспитателем другого, дипломатом и полководцем. Но больше всего он известен как создатель первого готического здания в мире – церкви Сен-Дени, точнее, ее фасада и хора, то есть части за алтарем.
Сугерий писал про божественный свет, который всегда присутствует рядом с нами. В темных романских интерьерах света не очень много, и поэтому Сугерий создает новую архитектуру, впервые объединяя цветной витраж, стрельчатую арку и каркасную конструкцию вместо стены.
Нижний ярус стены на фото строился при жизни Сугерия, верх – достраивался в следующем веке. Уже в нижнем ярусе наблюдатель по сути не видит каменной массы, только прозрачные светлые витражи. Для мира романики такая архитектура смотрелась как что-то невозможное. Наверху – продолжение идей Сугерия, по сути сплошная светлая мембрана.
В интерьере готика продолжает эстетику, которую мы видели на фасадах. Стрельчатые арки и вертикали доминируют, устремляя взгляд вверх. Вертикальные опоры на самом деле довольно мощные и толстые, но они рисуются как пучок тонких легких колонн, чтобы казаться гораздо легче. Свод в готике тоже каркасный, как и стена. В нем выделяются нервюры – более толстые “струны”, которые держат на себе основную нагрузку. Пространство между ними заполняется более тонкой каменной кладкой. Такой свод гораздо легче, чем толстый и мощный романский свод, поэтому он меньше давит на стены.
К 15-16 векам готика достигает своей кульминации. Украшения на фасадах, рисунки нервюрных сводов становятся даже слишком сложными, до излишества. В более ранней готике все украшения неразрывно связаны с конструкцией здания. Например, сложные рамы могли существовать только вокруг дверей или окон, а декоративные башенки обязательно были продолжением несущих каркасных элементов. В поздней готике декор может существовать и сам по себе, в отрыве от конструкции.
Церковь Марии в Любеке – представитель кирпичной готики Германии. На севере страны нет гор, чтобы добывать камень, поэтому там часто строили готику из кирпича.
f. Галерея – позднеготический свод
Позднеготический свод во дворике собора в Солсбери. Рисунок нервюр очень сложный, многие нервюры нужны уже играют не конструктивную, а только декоративную роль.
Конечно, не все здания в каком-то стиле будут идеально воплощать все его принципы. Есть много более скромных, спокойных примеров. Вот, например, образец готики в Румынии – церковь в Брашове. Окна не такие широкие, но все же высокие и стрельчатые. Есть полноценная каркасная система контрфорсов.
Церковь святого Леонарда в Онфлере, Франция.
Декор фасадов в пламенеющей готике становится тоньше, чем когда-либо.
Дверь из дамка Тратцберг, Германия.
Очень характерные для зрелой и поздней готики крепления петель с растительным орнаментом, расходящимся по полотну двери.
Витая ручка, легкие растительные готические орнаменты.
Цельность образного строя готики / Французская готическая архитектура / История архитектуры / www.Arhitekto.ru
В осознанной направленности возможностей воздействия всех видов искусств — архитектуры, скульптуры, живописи (витраж), музыки, наконец, самого литургического действа — на создание определенного художественного образа и атмосферы особой эмоциональной возвышенности состоит сущность готического синтеза искусства. Как голоса в средневековой полифонии, обладая каждый своей ритмической и мелодической самостоятельностью, сливали свои «звукокрасочные переливы» в стройное созвучие, так в готическом соборе все виды искусства соединялись в сложном и многоголосом звучании художественного ансамбля.
Образное единство готического храма, возводившегося многими поколениями мастеров на протяжении десятков лет, неизмеримо сложнее закономерного единства художественного произведения, являющегося плодом индивидуальной художественной воли и замысла.
Естественные изменения, происходившие в мировосприятии эпохи и ее художественном мышлении, в последовательности отразились в искусстве готических соборов, не нарушив того замечательного единства его образного строя, которое готический стиль сохранял в продолжение своего существования.
Единство образного строя готического храма, то «заполняющее душу… большое цельное впечатление», то ощущение «единого живого целого», поразившее когда-то Гете, многим обязано неизменной в средневековом строительстве естественной логике самого производительного процесса, соблюдаемой каждым мастером, сроднившимся со своим ремеслом в силу его близости к ремеслу, в чутком, интуитивном понимании внутренних требований, законов и потенциальных возможностей материала, в том безошибочном чувстве материала, которое могут дать одаренному мастеру только длительная ремесленная практика и любовь к своему делу.
Умение проникнуть в жизнь камня, позволило мастеру-строителю и скульптору решать стоящие перед ним задачи наиболее естественно и целесообразно. Недаром Роден, сам будучи превосходным и опытнейшим мастером-практиком, так оценил в средневековой скульптуре всегда сохраняющуюся «душу камня, к которой прикоснулся художник»: «Я хочу прославить эти камни, так нежно превращенные в шедевры смиренными и искусными ремесленниками», — писал он.
Ведущееся по заранее существующему и заранее апробированному плану, но в то же время решающееся в отдельных своих частях непосредственно в ходе работ возведение собора, являющегося созданием не одного лица, но детищем целого коллектива мастеров нескольких поколений, не исключало возможности творческого участия каждого квалифицированного мастера, работавшего на постройке, разумеется, в тех границах, которые отводила применению творческих способностей ремесленника готическая эпоха и внешними проявлениями которых выступали канон, традиция и регламент.
Редкостная цельность образного строя готики и последовательность ее эволюции обусловлены общностью используемых конструктивных и технических художественных приемов и их эмоционального осмысления, тождественностью и направленностью средств художественного выражения и в конечном счете единством формы видения, мировосприятия и мирооценки, отвечающим общей форме исторических, политических, социальных и экономических условий. Важнейшим реальным залогом единства готического стиля является единство творческого метода, лежащего в основе архитектурно-художественного воплощения готической эпохи.
Читайте также:
- Архитектурно-художественная композиция собора
- Пропорции и профилирование готической архитектуры
- Пространственное решение готического храма
- Ритмическая организация готического интерьера
- Световая среда готического собора
- Единство скульптурного ансабля и живописного оформления соборов
Источники
Раннеанглийская готическая архитектура в Англии
Раннеанглийский период (1180-1275) знаменует собой первый расцвет английской готики.
Краткий обзор ранней английской готики
~ также называется стилем «Ланцет» и «Первый заостренный».
~ Охватывает период 1180-1275 гг.
~ стрельчатые арки
~ четырехсторонний ребристый свод
~ стрельчатые окна
~ сгруппированные шахты высоких узких пирсов
Если можно обобщить стиль, существовавший почти столетие, то мы можем охарактеризовать ранний английский язык, сказав, что он подчеркивал простые, почти строгие линии, предпочитая тонкие пропорции сложному декору.
Собор Солсбери
Ранний английский язык подчеркивает высоту, как будто строители тянулись к небу. В некотором смысле так оно и было, поскольку строительство церкви было символическим выражением религиозного устремления. Церковная архитектура, в частности, должна была символизировать христианскую мысль для преимущественно неграмотного населения.
Таким образом, даже декоративные штрихи, такие как резьба и статуи святых, должны были рассказать историю людям, которые не умели читать.Основное различие между ранним английским и нормандским или романским периодом, который ему предшествовал, заключается в использовании стрельчатой арки . Стрельчатая арка позволила реализовать целый ряд новых выразительных средств здания; арки могли охватывать большие расстояния, позволяя сводам быть выше и шире. Арка могла выдерживать больший вес, позволяя сделать стены тоньше и пронизать более широкими оконными проемами. Это, в свою очередь, способствовало использованию витражей.
Простые контрфорсы норманнского периода уступили место аркбутанам, которые распределяли вес и тягу крыш и стен прямо на землю. Эти контрфорсы могут быть видны над проходами, но столь же часто они были скрыты в крыше прохода. Другой вариант раннего английского контрфорса – это «оксфордский контрфорс», установленный по диагонали в углах (см. Иллюстрацию).
Башни были увенчаны крутыми скатными крышами, часто увенчанными очень тонкими башнями, выходящими из протяжки или пирамидального основания.
Массивные колонны романского периода были заменены тонкими скоплениями валов, часто сложенными из темного пурбекского мрамора. Капители валов часто были украшены богатой резьбой, популярными были сильно стилизованные рисунки листвы. Богатство этой резьбы отчасти было связано с введением долота в резьбу по камню. Раньше резьба выполнялась топорами, что требовало низкого рельефа и довольно простых рисунков.
Собор Уэллса
Введение долота позволило гораздо больше художественного контроля, и мы видим, что подрезка становится чрезвычайно популярной. Резьба выделяется из основного камня и гораздо более трехмерна, чем в норманнский романский период.
В начале 13 века окна были в основном простой, неажурной (стрельчатой) конструкции, одиночные или сгруппированные. В более поздних конструкциях предпочтение отдавалось двум или трем светильникам, сгруппированным под одним капельником.
В то время как молдинг капота (капельник) следовал остроконечному узору, вторя линиям окон, в пространстве между молдингом и стрельчатыми элементами архитекторы проделали небольшие декоративные отверстия. Этот подход называется Plate Tracery (см. рисунок). По мере развития узора на пластинах маленькие отверстия становились все более сложными, превращаясь в богато украшенные узоры в виде трилистника и четырехлистника.
Основные раннеанглийские здания, которые стоит посетить в Англии:
Самый полный пример раннего английского языка, без сомнения, можно увидеть в Солсберийский собор . Солсбери уникален тем, что он был построен в течение короткого промежутка времени (около 1200-1275 гг.), поэтому его архитектурный стиль, за исключением башни и шпиля 14-го века, практически не загроможден более поздними дополнениями и изменениями.
Другие ранние английские здания, которые стоит посетить, включают собор Уэллса (интерьер), собор Святого Варфоломея (Лондон), Линкольнский собор и неф Вестминстерского аббатства (1245–1270).
Связанные:
Готическая архитектура
Что такое готический стиль | исторический контекст
Информационный бюллетень
Готический стиль возникает из романского, после непрерывных технических и эстетических усовершенствований, в середине средневековья. На Иль-де-Франс, недалеко от Парижа, развиваясь в основном между тринадцатым и пятнадцатым веками в Западной Европе.
Готический стиль исторический контекст
Период был отмечен Черной смертью, которая прибыла в Европу на генуэзских кораблях и унесла жизни одной трети европейского населения с 1347 по 1451 год (от 25 до 75 миллионов человек).
Black Deth – Pierart dou Tielt (fl. 1340-1360)
https://en.wikipedia.org/wiki/Black_Death#/media/File:Doutielt3.jpg
2 условия городов способствовали распространению чумы. Говорят, что в Лондоне каждый день хоронили 200 тел, и известно, что во Флоренции эта катастрофа унесла жизни 60 процентов ее 100 000 жителей в этот период.
Эта эпидемия изменила повседневную жизнь, посеяв ужас, парализовав торговлю и производство, нехватку рабочей силы в деревне, вызвав волну голода и породив денежные кризисы, которые привели к экономической депрессии.
Голод сочетался с войной, отсутствием санитарно-гигиенических условий и качества жизни, что явилось причиной высокой смертности, затронувшей в основном новорожденных и детей.
Страх смерти был общим для всех и модифицировал средневековый менталитет и поведение. Отсутствие безопасности и нестабильность привели к народным восстаниям, вызвавшим панику и насилие. Оно вызывало у одних преувеличенное обращение к религии и вере, как последней надежде, а у других — дискредитацию и еще предательство удовольствиям, культивирование праздности и бродяжничества.
Это также стало причиной оставления больных людей на улицах и объявления конца света.
Средневековая архитектура возникла в этой среде, поднимая веру населения в угрожающую повседневную жизнь.
Готические соборы
Здание, считающееся наиболее чистым выражением готического стиля, является собором, символом веры, города и его собственной идентичности, представляющим собой гордость и религиозный энтузиазм жителей районов. Они активно участвовали в его строительстве своим трудом или пожертвованиями, которые тянулись из поколения в поколение.
Главный фасад Нотр-Дама, самого посещаемого памятника Парижа
Подчеркнутая вертикальность этих «божьих небоскребов» (Ле Корбюзье) отражала острую конкуренцию того времени между городами, спорившую в смелой высоте их башни.
Собор Парижской Богоматери достиг 30 метров в высоту, собор Амьена 40 и Бове, чтобы не отставать, воздвигли 50 метров. В последнем желание превзойти соперничающие города было таково, что здание частично рухнуло.
Диана Феррейра, онлайн-курс Сокровища архитектуры
3 ключевых атрибута готического стиля
- Вертикальность
В готике все подчеркивает вертикальность.