3.Основные линии чертежа, особенности их начертания в соответствии с госТом.
Чтобы чертеж был выразительным и легко читался, он должен быть оформлен линиями различной толщины и начертания. Линии и их назначения установлены ГОСТ 2.303-68*.
Основной линией чертежа является линия видимого контура. Толщина сплошной основной линии s должна быть в пределах от 0,5 до 1,4 мм в зависимости от величины и сложности изображения, а также от формата и назначения чертежа.
Линии чертежа.
Наименование | Толщина линии | Основное назначение | |
Сплошная основная | s (0,5 до 1,4) | Линия видимого контура; линии перехода видимые; линии контура сечения (вынесенного и входящего в состав разреза). | |
Сплошная тонкая | От s/3 до s/2 (от 0,2-0,5 до 0,3-0,75) | Линии контура наложенного сечения; линии размерные и выносные; линии штриховки; линии выноски; полки линий-выносок и подчеркивание надписей; линии для изображения пограничных деталей; линии ограничения выносных элементов на видах, разрезах и сечениях; линии перехода изображаемые; линии сгиба на развертках; ось проекций, следы плоскостей, линии построения характерных точек при специальных построениях. | |
Сплошная волнистая | Линии обрыва; линии разграничения вида и разреза | ||
Штриховая | Линии невидимого контура; линии перехода невидимые. | ||
Штрих-пунктирная тонкая | Линии осевые и центровые; линии сечений, являющиеся осями симметрии для наложенных или вынесенных сечений; линии для изображения частей изделий в крайних или промежуточных положениях; линии для изображения развертки, совмещенной с видом. | ||
Штрих-пунктирная утолщенная | От s/2 до 2/3s (от 0,3-0,75 до 0,4-1) | Линии, обозначающие поверхности, подлежащие термообработке или покрытию; лини для изображения элементов, расположенных перед секущей плоскостью. | |
Разомкнутая | От s до 1,5s (от 0,6-1,5 до 0,9-2,25) | Линии сечений | |
Сплошная тонкая с изломами | От s/3 до s/2 (от 0,2-0,5 до 0,3-0,75) | Длинные линии обрыва | |
Штрихпунктирная с двумя точками тонкая | От s/3 до s/2 | Линии сгиба на развертках; линии для изображения частей изделий в крайних или промежуточных положениях и для изображения развертки, совмещенной с видом |
Штрих-пунктирные линии должны заканчиваться штрихами, а не точками. Центр окружности должен отмечаться пересечением штрихов. В окружностях диаметром меньше 12 мм штрих-пунктирные линии, применяемые в качестве центровых, следует заменить сплошными тонкими линиями. Размерные числа и надписи не должны пересекаться линиями чертежа.
Для рамок чертежей, таблиц, основных надписей и спецификаций следует применять сплошные линии толщиной s.
На чертежах и других технических документах помимо размерных чисел наносят различные надписи как в графах основной надписи, так и на поле чертежа – надписи с обозначением изображений, а также относящиеся к отдельным элементам изображаемого изделия или здания. Надписи должны быть ясными и четкими.
ГОСТ 2.304-81* устанавливает чертежные шрифты для надписей, наносимых от руки на чертежах и технических документах всех отраслей промышленности и строительства.
Наклон букв и цифр этого шрифта к основанию строки равен примерно 75 градусов.
Помимо основного шрифта с наклоном рекомендуется также широкий шрифт. В этом случае ширина букв и цифр увеличивается на 1/7 высоты.
Основные надписи, заголовки, наименования допускается писать прямыми буквами. Надписи могут выполняться только из прописных букв или в сочетании прописных со строчными.
Размер шрифта определяется высотой h прописных букв (в миллиметрах).
Устанавливаются следующие размеры шрифта: 2,5; 3,5; 5; 7; 10; 14; 20; 28; 40.
При написании цифр и букв следует иметь в виду следующее:
для всего текста толщина линий обводки должна быть одинакова;
нижние отростки буквы Д и верхний знак буквы Й должны выполняться за счет промежутков между строками, а нижние и боковые отростки букв Ц и Щ – за счет промежутков между строками и буквами;
прописная буква в слове со строчными буквами должна иметь ту же толщину линий, что и у строчных букв;
высота строчных букв составляет 7/10 от высоты прописных;
ширина большинства прописных букв равна 6/10 h
ширина букв А, Д, М, Х, Ы, Ю – 7/10h, а букв Ж, Ф,Щ,Ъ – 8/10h
ширина строчных букв и арабских цифр, кроме цифры 1, составляет 5/10h
Цифра 1 должна помещаться на нормальном расстоянии от смежных цифр и букв.
расстояние между строками должно быть не менее высоты строчных букв
при кажущем увеличении промежутков между смежными буквами, например Г и А, Г и а, Р и Д, Т и Л и т.п., следует уменьшать эти промежутки.
2.303-68
Межгосударственный
стандарт ГОСТ 2.303-68*
“Единая система конструкторской документации. Линии”
(утв. Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров
СССР в декабре 1967 г.)
Unified system for design documentation. Lines
Срок введения установлен с 1 января 1971 г.
Взамен ГОСТ 3456-59
1. Настоящий стандарт устанавливает начертания и основные назначения линий на чертежах всех отраслей промышленности и строительства.
Специальные назначения линий (изображение резьбы, шлицев, границы зон с различной шероховатостью и т.д.) определены в соответствующих стандартах Единой системы конструкторской документации.
Стандарт соответствует СТ СЭВ 1178-78, СТ СЭВ 6306-88.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
2. Наименование, начертание, толщина линий по отношению к толщине основной линии и основные назначения линий должны соответствовать указанным в табл.1. Примеры применения линий показаны на черт.1-9.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3. Для сложных разрезов и сечений допускается концы разомкнутой линии соединить штрихпунктирной тонкой линией.
“Рис. 1. Соединение сложных разрезов и сечений штрихпунктирной тонкой линией”
4. В строительных чертежах в разрезах видимые линии контуров, не попадающие в плоскость сечения, допускается выполнять сплошной тонкой линией (черт.9).
5. Толщина сплошной основной линии s должна быть в пределах от 0,5 до 1,4 мм в зависимости от величины и сложности изображения, а также от формата чертежа.
Толщина линий одного и того же типа должна быть одинакова для всех изображений на данном чертеже, вычерчиваемых в одинаковом масштабе.
“Таблица 1. “Наименование, начертание и толщина линий”
“Чертеж 1. “Пример применения линий”
“Чертеж 2. “Пример применения линий”
“Чертеж 3. “Пример применения линий”
“Чертеж 4. “Пример применения линий”
“Чертеж 5. “Пример применения линий”
“Чертеж 6. “Пример применения линий”
“Чертеж 7. “Пример применения линий”
“Чертеж 8. “Пример применения линий”
“Чертеж 9. “Пример применения линий”
Примечание. Номера позиций на черт.1-9 соответствуют номерам пунктов табл.1.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6. Наименьшая толщина линий и наименьшее расстояние между линиями в зависимости от формата чертежа должна соответствовать указанным в табл.2.
Таблица 2
┌────────────────────────┬──────────────────────┬───────────────────────┐
│ Формат чертежа │ Наименьшая толщина │ Наименьшее расстояние │
│ │ линий в мм, │ между линиями в мм, │
│ │ выполненных │ выполненными │
│ ├───────────┬──────────┼────────────┬──────────┤
│ │ в туши │ в │ в туши │ в │
│ │ │карандаше │ │карандаше │
├────────────────────────┼───────────┴──────────┼────────────┼──────────┤
│С размером большей│ 0,3 │ 0,8 │ 1,0 │
│стороны 841 мм и более │ │ │ │
├────────────────────────┼───────────┬──────────┼────────────┴──────────┤
│С размером большей│ 0,2 │ 0,3 │ 0,8 │
│стороны менее 841 мм │ │ │ │
└────────────────────────┴───────────┴──────────┴───────────────────────┘
7. Длину штрихов в штриховых и штрихпунктирных линиях следует выбирать в зависимости от величины изображения.
8. Штрихи в линии должны быть приблизительно одинаковой длины.
9. Промежутки между штрихами в линии должны быть приблизительно одинаковой длины.
10. Штрихпунктирные линии должны пересекаться и заканчиваться штрихами.
11. Штрихпунктирные линии, применяемые в качестве центровых, следует заменять сплошными тонкими линиями, если диаметр окружности или размеры других геометрических фигур в изображении менее 12 мм (черт.10).
“Чертеж 10. “Штрихпунктирные линии применяемые в качестве центровых”
[Для начинающих пользователей смартфонов] Какой толщины лучше всего рисовать линии? Сравнение каждого px. | MediBang Paint
Когда дело доходит до рисования иллюстрации, многие люди зацикливаются на том, насколько толстыми должны быть линии.
Итак, здесь я хотел бы нарисовать иллюстрации с разной толщиной линий и сравнить разные впечатления, которые они производят.
1. Насколько толстыми вы рисуете линии?
Прежде чем я начну рисовать, я хотел бы узнать, насколько толстыми вы все рисуете линии.
Я просмотрел такие места, как Twitter и Togetter, книги по технике иллюстрирования линий, и обнаружил, что большинство людей рисуют линии толщиной примерно 1–12 пикселей.
Мы можем классифицировать эти
・Маленькие: от 1 до 3 пикселей
・Средние: от 4 до 8 пикселей
・Большие: от 9 до 12 пикселей
по этим размерам
У меня сложилось впечатление, что многие люди предпочитают рисовать от 3 до 5 пикселей.
(*Это всего лишь мои впечатления, основанные на беглом просмотре социальных сетей и книг, поэтому, если вы хотите проверить это, пожалуйста, проверьте их)
Теперь, основываясь на этих результатах, я хотел бы попробовать рисовать кистью-пером MediBang Paint разной толщины.
2. Сравнение иллюстраций и толщины их линий
На этот раз я установил разрешение 350 dpi и размер холста 1200x1600px.
2-1. Цветная иллюстрация
① Тонкая линия (основная линия: 3 пикселя / дополнительная линия: 2 пикселя)
Тонкие линии легко смешиваются с цветами.
Даже если цвет линий черный, они служат хорошим дополнением к цветам и не будут мешать цвету краски.
Это также полезно, когда вы хотите создать светлый цвет или мягкую атмосферу.
В последних аниме также много тонких линий с меньшим изгибом, поэтому это хорошо для создания аниме-подобного вида.
② Линии средней толщины (основные линии: 5 пикселей / подстроки: 4 пикселя)
Это изображение представляет собой смесь характеристик ① и ③.
Делает контраст умеренно четким, а цвет заливки и линии хорошо сбалансированными.
③ Большие линии (основная строка: 12 пикселей / подстрока: 8 пикселей)
Поскольку линии напористые, контраст четкий и легко заметный.
Хорошо сочетается с насыщенными и четкими цветами и впечатляющими изображениями с высокой общей контрастностью.
В некоторых случаях более толстые линии используются для усиления впечатления от анимации, когда она должна быть мощной.
Вы можете смешивать цвета с цветными прядями, чтобы получить более светлый вид, или подавить перегибы для создания эффектного образа.
2-2. Монохромная иллюстрация
① Тонкая линия (основная линия: 3 пикселя / подстрока: 2 пикселя)
Создает впечатление нежности и хрупкости.
Этот стиль рекомендуется для манги сёдзё и когда вы хотите выразить мягкость и деликатность.
Если линии очень тонкие, интонацию создать сложно, поэтому интонация создается путем наложения линий.
② Линии средней толщины (основная линия: 5 пикселей / подстрока: 4 пикселя)
Можно рисовать линии с интонацией и умеренным контрастом.
Вы можете думать об этом как о стандартной строке.
③ Более толстая линия (основная линия: 12 пикселей / подстрока: 8 пикселей)
Четкий контраст между черным и белым, что создает сильное и мощное изображение.
Вы также можете сделать его похожим на вырезанное из бумаги изображение, в зависимости от того, как вы его нарисуете.
2-3. Чиби-чара
① Тонкие линии (4 пикселя)
Поскольку он позволяет рисовать мелкие детали, вы можете использовать его для манги с выражениями чиби или персонажами чиби.
Если вы сделаете внешнюю сторону более толстой, вы также можете хорошо выделить персонажа.
② Линии средней толщины (8 пикселей)
Линии более четкие, чем в ①, поэтому эффект сильнее
Благодаря этому вы можете рисовать более детально, поэтому он подходит для манги с менее сложными дочерними персонажами или маленькие символы.
③ Более толстые линии (12 пикселей)
Эффект линий сильный и привлекающий внимание.
Он также имеет тенденцию производить милое впечатление, поэтому подходит для новинок персонажей или персонажей-талисманов.
Вы также можете изменить цвета линий с помощью цветовой трассировки, чтобы придать им более светлый вид.
3. Какую толщину в итоге использовать?
Толщина линии на иллюстрации зависит от того, кто ее рисует.
Не существует универсальной «правильной» толщины, поскольку она придает художнику индивидуальность.
Однако вы можете выбрать толщину линий в соответствии с иллюстрацией, которую хотите нарисовать.
Например, если вы хотите нарисовать тонкую иллюстрацию, используйте «тонкие линии», а если вы хотите нарисовать эффектную иллюстрацию, используйте «толстые линии».
Если вы найдете линию, которая подходит к тому, что вы хотите нарисовать, попробуйте нарисовать ее такой же толщины.
Если вы хотите улучшить это, попробуйте постепенно регулировать толщину, чтобы приблизиться к тому, что вы хотите нарисовать.
Также неплохо понаблюдать за линиями, нарисованными художниками, которыми вы восхищаетесь, и попробовать рисовать подобным образом.
(текст и рисунок Сакаки)
Architectural Line Weights and Plotstyles
За годы работы я написал пару статей про веса линий, стили построения и тому подобное, и где-то в глубинах ютуба есть видео туториал тоже с ужасным звуком. Я продолжаю получать так много вопросов о весе линий и стилях печати, особенно для AutoCAD. Итак, я подумал, что пришло время вернуться к этой проблеме, обновить все и попытаться дать более полный обзор того, почему веса линий важны в архитектурном чертеже и как этого добиться в AutoCAD.
Почему мы используем толщину линий в архитектурных чертежах?
Толщина линии — это сила или толщина линии, достигаемая за счет использования различных ручек с разными наконечниками или применения разного давления на бумагу.
Толщина линий используется в архитектурных чертежах для демонстрации взаимосвязей между элементами, создания глубины, масштаба, для создания иерархии в чертеже и для повышения ясности, позволяющей зрителю лучше понять чертеж.
Мы используем толщину линий не только в архитектурных эскизах, мы также используем их на всех этапах архитектурного рисования, как в ручных, так и в компьютерных чертежах. В следующем посте мы рассмотрим, как добиться разной толщины линий при работе в AutoCAD.
Как работать с толщиной линий в AutoCAD
Существует несколько способов настройки и использования различных толщин линий в AutoCAD. Эти параметры включают использование слоев для различения линий, которые вы хотите сделать толще или тоньше. Например, все толстые линии будут отнесены к одному слою, а все тонкие линии — к другому слою. Слои обычно называются в соответствии с их элементом, например, все линии, нарисованные для представления стены, будут помещены на слой «стена» и т. д. Другой более простой вариант — иметь всего несколько слоев, названных в соответствии с их толщиной линии. Я не рекомендую это сам, так как вы не можете контролировать рисунок, настроив его таким образом, но я знаю, что некоторым людям это очень подходит.
Я собираюсь пройтись по толщине линий и стилям построения так, как меня учили. Помните, это не единственный способ делать что-то, но это способ, который я знаю и использую, и он хорошо работает для меня! Вам решать, решите ли вы настроить свои рисунки таким образом или нет.
Когда у вас есть набор слоев, которые вы хотели бы использовать (ознакомьтесь с нашим руководством по стандартам слоев здесь), вы можете приступить к назначению цветов слоям. Цвета помогают различать линии, а также определяют толщину каждой линии.
Когда мы приступаем к печати, мы назначаем так называемый «стиль печати», который сообщает принтеру, какой цвет и толщина каждого цвета должны быть напечатаны. Например, все голубые линии будут напечатаны толщиной 0,35 черного цвета, а все серые линии могут быть напечатаны толщиной 0,18 серого. Вы поняли идею.
Обычно я бы советовал вам использовать не больше основных цветов 1–10 для общего рисунка. Это может стать слишком сложным, если вы назначите сотням цветов разные веса линий, это просто не нужно.
Вот мои стандартные настройки цвета для толщины линии:
Обратите внимание, что последние цвета печатаются так, как показано на рисунке — эта опция в меню стиля печати — «использовать цвет объекта».
Толщина лески у меня легкая, поэтому вы можете отрегулировать ее в соответствии со своими потребностями.
Мне кажется, что лучший способ действительно объяснить толщину линий и стили построения – это показать вам! В следующем видеоролике используется шаблон FIA CAD для демонстрации некоторых ключевых моментов использования веса линий в AutoCAD.
Вся эта информация о весе линии в основном приводит нас к печати наших чертежей САПР так, как мы хотим их видеть. Это пугающий процесс для нового пользователя САПР, и в равной степени может быть довольно сложным для людей, хорошо разбирающихся в AutoCAD. На следующей схеме показан процесс перехода от чертежа в САПР к печатному чертежу.
- Убедитесь, что вы настроили свои слои так, чтобы ваши линии были правильно расположены
- Убедитесь, что цвета вашего слоя соответствуют стилю печати, который вы планируете использовать для печати
- Создавайте макеты в пространстве листа, чтобы можно было легко выделять и сохранять стиль печати и макет печати, а также использовать ярлыки публикации для печати
- Постройте график с помощью команды Plot или команды публикации в зависимости от вашей настройки.
Я рекомендую использовать стандартный файл шаблона, который вы используете каждый раз, когда начинаете новый чертеж. Я использую стандартный шаблон CAD FIA , который вы можете приобрести в магазине, однако, если вы ищете бесплатный вариант, вы всегда можете загрузить мой бесплатный шаблон слоя и настройте его в соответствии с вашими потребностями.
Использование нескольких стандартных стилей печати
Обычно я выбираю от двух до трех стилей печати. Первый — это мой основной стиль, который включает в себя несколько цветов для границ участка, штриховки и т. д. Затем у меня есть полностью монохромный вариант для черно-белой печати. Наконец, я иногда использую дополнительный стиль печати для чертежей M&E, которые имеют больше цветов для демонстрации различной информации об электричестве и дренаже. Вместо того, чтобы настраивать свой основной, лучше иметь пару, между которыми вы можете переключаться по мере необходимости.